В современной туристической индустрии знание и понимание факторов поведения туристов является исключительно важным условием для эффективного управления многими процессами туристической деятельностями.
Термин «маркетинг» связан с англоязычным термином «mаrket» который объединяет несколько понятий: «рынок», «коммерция», «сбыт», «спрос», «развитие».Маркетинг современной продвижения туристского предприятия в современных условиях представляет собой технологию управления, ориентированную на максимально полное удовлетворение потребительских нужд реальных и потенциальных пользователей услугами и продукцией индустрии.
Продвижение современного туристского предприятия на рынкепредставляет собой систему мер, которые направлены на стимулирование покупательского спроса, ускорение и интенсификацию процесса реализации туруслуг и турпродукции. Перед продвижением туристского предприятия на туристском рынке всегда ставится задача активизировать процесс продаж услуг, потому оно должно рассматриваться как действия, мероприятия, акции, программынаправленные на возникновение дополнительной мотивации к совершению сделки в самое ближайшее время.
Все многообразие методов можно разделить на пять групп представленных в таблице 1.1.
В современной информационно-коммуникационной сфере трансляции, позиционирования и продвижения туристского предприятия постоянно используются новации, новые факторы и условия для эффективного взаимодействия.
Таблица 1.1
Группы методов продвижения туристского предприятия[33]
Группа | Тип методов | Пример методов группы |
Группа 1: | методы в рамках рекламы туристского предприятия | объявления в СМИ, на упаковке, вкладыши, рекламные ролики, брошюры и буклеты, плакаты и листовки, справочники и журналы, сообщения на стендах объявлений, на выставках, демонстрация новинок, аудиовизуальные материалы, символы и логотипы, ProductPlacement и т.д. |
Группа 2: | методы в рамках стимулирования сбыта туристского предприятия | конкурсы, игры, розыгрыши, лотереи, призы и подарки,раздача образцов товаров, промышленные выставки, ярмарки, скидки и бонусы, кредитование и прием товара в счет оплаты покупки нового, P.O.S.M, продажа в нагрузку и т.д. |
Группа 3: | методы в рамках связей с общественностью туристского предприятия | подготовка пакетов информации для прессы,публичные выступления и семинары,ежегодные отчеты компании, благотворительность, поддержание отношений с контактной аудиторией, маркетинг партнерских отношений, лоббирование и т.д. |
Группа 4: | методы в рамках личных продаж туристского предприятия | презентации, ярмарки, выставки и встречи,поощрительные программы, раздача образцов и т.д. |
Группа 5: | методы в рамках прямого маркетинга туристского предприятия | каталоги (в том числе и электронные), рассылка рекламы, теле и интернет маркетинг, электронные покупки, голосовые сообщения и т.д. |
Под влиянием новых тенденций информационно-коммуникационной среды трансляции, позиционирования и продвижения туристского предприятия происходит постоянная эволюция технологий взаимодействия в диаде «отправитель – получатель», что вызывает трансформацию инструментария, и реализующих каналов связи по перераспределению информации о таких элементах среды как: образ,преимущества, потенциал,привлекательность, предпочтения.
Следует согласить с мнением таких авторов какС.Шпилько, К.Шевель[42], что происходит трансформация ролей элементов сети контактов в сторону роста значения информационной и коммуникационной компоненты продвижения туристского предприятия (см. рисунок1.1).
Рис. 1.1 – Основные «элементы» и «связи» информационно- коммуникационного взаимодействия[42]
Таким образом, можно утверждать, что в контексте реализации трансляции, позиционирования и продвижения туристского предприятия, реализация компонентов представленных на схеме рисунка 1.1, оказывает существенное влияние на формирование политики продвижения туристского предприятия в контексте единой стратеги развития.
Система взаимодействия в рамках процессов трансляции, позиционирования и продвижения туристского предприятия, представляет собой единое, целенаправленное и комплексное воздействие на элементы внутренней и внешней информационной среды. При этом каналы процесса трансляции, позиционирования и продвижения туристского предприятия является двухсторонними.
Обе эти составляющие трансляции, позиционирования и продвижения туристского предприятия в рамках двухстороннего процесса являются равнозначными, т.е. одинаково значимыми и именно их комплексное воздействие и формирует сеть продвижения и позиционирования имиджа в качестве системы.
Другой исследователь, В.А. Алексунин, предлагает реализовать одновременно два подхода к каналам продвижения и позиционирования имиджа в информационно-коммуникационной среде, с позиций их функционального назначения деятельности и системного представления о процессе трансляции, позиционирования и продвижения туристского предприятия города.
В 2017 г. основным направлением развития технологий продвижения имиджа стало дальнейшее развитие онлайн-технологий: рост доли на рыке в 2017 г. оценивается в + 14%, в то время как традиционные технологии офлайн продвижения имиджа (телевидение, печать, радио, наружная) уменьшится на -2%.Глобальный цифровой рост почти полностью обусловлен развитием технологи мобильной информации и PR. Большинство информационного и PR воздействия на аудиторию теперь генерируется впечатлениями и кликами мобильных средств коммуникации. Доля использования мобильных технологий при обмене информации достигает уровня 55% в сети Интернет и 85% для социальных медиа[34].
Самое широкое толкование каналов продвижения и позиционирования имиджа в информационно-коммуникационной сфере предложено А.П. Панкрухиным, на основе: общей трактовкой и в трех таких аспектах, как деятельность, совокупность средств, конкретные действия (см. рисунок 1.2).
Рис. 1.2 - Сущности продвижения и позиционирования имиджа в информационно-коммуникационной сфере (по А.П. Панкрухину)
Поскольку в данной трактовке процесс трансляции, позиционирования и продвижения туристского предприятия как «деятельности» содержится однозначное акцентирование на мотивах, интересах, установках (т.е. параметры формирования выбора у целевой аудитории). А также указывается на модель «партнерских отношений» в деятельности туристского предприятия, этот вариант подхода к данному явлению представляется нам наиболее полным из всех рассмотренных, и в рамках дальнейшего исследования возьмем его за основу.