Общая характеристика деятельности туристского предприятия




 

Тип собственности туроператора «Злата Прага»– общества с ограниченной ответственностью.

Форма собственности туроператора «Злата Прага»– частная собственность.

Реестровый номер ОГРТА туроператора «Злата Прага» - РТО 010685

Основные современные предложения туроператора «Злата Прага» для клиентов представлены на рисунке 2.1.

Рис. 2.1 Основные современные предложения туроператора «Злата Прага» для клиентов[33]

 

Менеджмент туроператора «Злата Прага» относится к линейно-функциональному типу. Схема структуры менеджмента туристической компанией «Злата Прага» представлены на рисунке 2.2

 

Рис. 2.2– Организационная структура управления туроператора «Злата Прага»[33]

 

Видение деятельности туроператора «Злата Прага» заключается в следующем: «Злата Прага» - один из немногих на Северо-Западе России туроператор, приоритетно работающий по одной стране - Чешской Республике.

На рынок туруслуг туроператор «Злата Прага» вышел в 1999 году. Необычная бизнес-модель туроператора и специализация позволила компании «Злата Прага» не стоять на месте, а глубже, чем другие, познавать туристические возможности Чехии и превращать их в новые интересные предложения для своих туристов.

Туроператор «Злата Прага»специализируется на следующих видах туров: пляжные; экскурсионные;горнолыжные; оздоровительные;индивидуальные VIP;образовательные; для молодожёнов и бракосочетание; по интересам.

Туроператор «Злата Прага»также предлагает следующие услуги: бронирование отелей и всех видов трансфера;детский отдых;корпоративные программы;визовое сопровождение; расширенное страхование туристов; круглосуточная служба помощи туристам за рубежом.

Специализация туроператора «Злата Прага»обуславливается:

1) комплексностью подхода;

2) стратегией развития компании;

3) накопленный опыт в области формирования ассортимента товаров востребованном на рынке.

Туроператор «Злата Прага»позиционирует себя на рынке в шести координатах (см. рисунок 2.3).

Рис. 2.3 «Координаты» позиционирования туроператора «Злата Прага»

Источник: составлено автором

 

Проведем оценку стадий развития бизнеса «Злата Прага» по матрицы ADL. Для построения матрицы ADL использован экспертный метод.

Для получения экспертной оценки был проведен опрос:

1. Старший менеджер продаж– высшее образование, стаж более 5 лет.

2. Маркетолог– высшее образование, стаж более 4 лет.

3. Менеджера бронирования и интернет-продаж– неоконченное высшее образование, стаж более 3 лет.

4. Главный бухгалтер – высшее образование, стаж более 5 года.

Этапы и результаты экспертного опроса:

Этап 1. Определение степени зрелости рынка турпродуктов.

Таблица 2.1

Матрица ADL«Злата Прага» - оценка степени зрелости рынка турпродуктов

Вопрос Степень зрелости отрасли, рынка, сегмента
Стадия зарождения Стадия роста Стадия зрелости Стадия старения
НАЧИНАЕМ ОЦЕНКУ ЗРЕЛОСТИ РЫНКА
  Как быстро растет рынок турпродуктов? стремительно умеренно не растет, стагнирует падает
       
  Насколько высок потенциал рынка турпродуктов? очень высокий, рынок только формируется умеренно-высокий незначительный, практически достиг максимума потенциала нет, рынок достиг своего максимума
       
  Какова потребность в товарах среди целевой аудитории? очень маленькая, только формируется стремительно увеличивается с каждым годом практически вся аудитория пользуется товаром или услугой пользуются все, или наблюдается спад интереса к категории
       
  Оцените уровень конкуренции на рынке турпродуктов? низкий: 1-3 игрока, практически не конкурируют друг с другом растущий: количество конкурентов постоянно растет, конкурентное окружение рынка постоянно меняется устоявшийся: количество игроков практически не растет, конкурентная карта рынка сформирована и практически не изменяется количество игроков не растет, даже снижается
       
  Уровень инвестиций в развитие на рынкетурпродуктовувеличивается или уменьшается? растет стремительно растет умеренно постоянен снижается
       
  Оцените уровень цен на рынке турпродуктов? завышен, компании получают сверхприбыль снижается за счет новых игроков, угроза ценовых войн уровень цен сформирован и практически не изменяется. Каждый конкурент занимает свою устойчивую ценовую нишу стабилен или снижается
       
Итоговый балл        

 

Таким образом, по оценке экспертов рынок спорттоваров находится на стадии зрелость. Рынок турпродуктов стабилен, существует прочно установившаяся клиентская база, существует большое количество конкурентов, предлагающих сопоставимыетуров.

Этап 2. Определение переменной матрицы - устойчивость позиции «Злата Прага» на рынке.

Таблица 2.2

Матрица ADL«Злата Прага» - оценка уровня устойчивость позиции на рынке

Вопрос Устойчивость позиции в отрасли, конкурентоспособность
Ведущая Сильная Заметная Прочная Слабая
НАЧИНАЕМ ОЦЕНКУ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ КОМПАНИИ
  Как бы Вы оценили динамику продаж «Злата Прага»? Лидер отрасли по объему продаж. Темпы роста от низких до высоких, но устойчивые. Объем продаж хороший, устойчивый (компания входит в тройку лидеров рынка). Темпы роста либо равные либо выше рынка Объем продаж хороший, устойчивый. Не лидер рынка, но возможно лидерство в определенных рыночных нишах. Темпы роста либо равные либо выше рынка Объем продаж низкий. Постоянные колебания уровня продаж (за исключением сезонных колебаний) Объем продаж низкий. Тенденция к снижению продаж
         
  Как бы Вы оценили конкурентное преимущество «Злата Прага»? Товар или услуга компании не имеет аналогов в отрасли Товар или услуга компании обладает высокими потребительскими качествами, имеет свои уникальные свойства, которые ценятся аудиторией Конкурентное преимущество есть, но его еще необходимо укреплять и донести до целевой аудитории. Конкурентное преимущество легко копируемо. В случае прихода сильного игрока в отрасль - потеря продаж Конкурентного преимущества нет
         
  Оцените уровень реальной лояльности клиентов «Злата Прага»? Возможность их переключения на товары конкурентов? Высокая доля лояльных потребителей. Никто не отказывается от товара или услуги. Высокая доля лояльных потребителей. Минимальный риск переключения на конкурентов даже в условиях снижения цен. Лояльность в определенной степени обусловлена уровнем цен. При снижении цен на рынке есть угрозы ухода потребителей к конкурентам Лояльность отсутствует. Клиенты могут в любой момент уйти к конкурентам Лояльности низкая, постоянно снижается. Клиенты уходят.
         
  Оцените уровень знания «Злата Прага», товара или услуги среди аудитории? Самый известный товар на рынке Компания входит в ТОП-рейтинг самых известных игроков рынка Средний уровень знания. Не входит в ТОП, но и не аутсайдер Низкий уровень знания. Только в определенных кругах, сегментах рынка. Знание товара практически отсутствует
         
  Оцените свободу«Злата Прага» в установлении уровня цены на спорттовар? Наша компания диктует цены для всего рынка. Мы не испытываем ограничений конкуренции в установлении цен Руководствуемся средним уровнем цен на рынке, но имеем возможность устанавливать цены выше среднерыночных Свобода в установлении цен есть только для отдельных групп потребителей, знающих и ценящих товар компании. Для остального рынка сложно обосновать более высокий уровень цен. Практически нет свободы в установлении цен. Цены приближены к среднерыночным Цены полностью диктуются рынком, нет возможности повышения цен
         
  Оцените уровень угрозы для «Злата Прага» со стороны конкурентов? Угроза отсутствует. У нас нет сильных конкурентов Низкий уровень угрозы. Средний уровень угрозы. Высокая конкурентная борьба за клиента. Ни на одну минуту нельзя расслабиться. Высокий уровень угрозы. В любой момент конкуренты могут отобрать у компании часть доли рынка Нашу долю рынка поглощают конкуренты
         
Итоговый балл          

 

Таким образом, согласно оценке экспертов позиция туроператора на рынке может быть определена как надежная.

Доля «Злата Прага» на всем рынке небольшая, доля рынка базируется на нишах, имеется четкая привязка к географическому положению и дифференциации продуктов.

Этап 3. Постарение итоговой матрицы.

Рис.2.4 – Оценка стадии развития бизнеса «Злата Прага»на 2018 г. по матрице ADL (линии: 1 – естественное развитие компании, 2 – избирательное развитие компании, 3 – развитие-выживание компании)

 

Позиция «Злата Прага»на 2018 г. по матрице ADL «Зрелость – надежная»:

1. Зрелость. Рынок турпродуктов стабилен, существует прочно установившаяся клиентская база, существует большое количество конкурентов, предлагающих сопоставимые товары.

2. Надежная. Позиция«Злата Прага» на всем рынке небольшая, доля рынка базируется на нишах, имеется четкая привязка к географическому положению и дифференциации продуктов. Существует несколько сильных компаний, которым «Злата Прага» не конкуренты.

Проведем анализ финансово - экономических показателей результатов деятельности туроператора «Злата Прага».Ниже в таблице 2.3 приведены основные финансовые результаты деятельности туроператора «Злата Прага» за весь рассматриваемый период.

Таблица 2.3

Динамика основных результатов деятельности туроператора «Злата Прага» 2015-2017 гг.

Показатель Значение, тыс. руб. Изменение Средне- годовая величина за 201502017 гг., тыс. руб.
2015 г. 2016 г. 2017 г. тыс. руб. (гр.4 - гр.2) ± % ((4-2): 2)
             
1. Доходы 160 868 179 682 336 094 +175 226 +108,9 225 548
2. Расходы 127 963 152 034 277 766 +149 803 +117,1 185 921
3. Прибыль от продаж (1-2) 32 905 27 648 58 328 +25 423 +77,3 39 627
4. Прочие доходы и расходы 3 634 34 637 15 765 +12 131 +4,3 раза 18 012
5. EBIT (3+4) 36 539 62 285 74 093 +37 554 +102,8 57 639
6. Проценты к уплате 36 326 62 022 72 692 +36 366 +100,1 57 013
8. Чистая прибыль (5-6+7)     1 401 +1 188 +6,6 раза  

 

Таким образом, согласно данных таблицы 2.3 за 2017 год годовая выручка туроператора «Злата Прага» равнялась 336 094 тыс. руб. В течение анализируемого периода наблюдался рост доходов – на 108,9%, но одним из основных факторов является не только рост продажи туров, но и рост их цены.

Прибыль от продаж туроператора «Злата Прага»за 2017 год равнялась 58 328 тыс. руб.

Финансовый результат от продаж туроператора «Злата Прага»стремительно вырос за 3 года (на 25 423 тыс. руб., или на 77%).

 

Таблица 2.4

Динамика показателей рентабельности (эффективности) деятельности туроператора «Злата Прага» за 2015-2017 гг.

Показатели рентабельности Значения (в %, или в коп. с руб.) Изменение
2015 г. 2016 г. 2017 г. коп., (гр.4 - гр.2) ± % ((4-2): 2)
           
1. рентабельность продаж 20,5 15,4 17,4 -3,1 -15,2
2. рентабельностьпродаж по EBIT 22,7 34,7   -0,7 -2,9
3. рентабельностьпродаж по чистой прибыли 0,1 0,1 0,4 +0,3 +3,1 раза
Прибыль от продаж на рубль, вложенный в производство и реализацию продукции (работ, услуг) 25,7 18,2   -4,7 -18,3
Коэффициент покрытия процентов к уплате (ICR), коэфф.       +1,3

 

Таким образом, согласно данных таблицы 2.4 за 2017 год туроператор «Злата Прага» получила прибыль, как от продаж, так и в целом от финансово-хозяйственной деятельности, что и обусловило положительные значения всех трех представленных в таблице показателей рентабельности.

Рентабельность продаж туроператора «Злата Прага» за 2017 год составила 17,4%.

Тем не менее, имеет место падение рентабельности продаж по сравнению с данным показателем за период 01.01–31.12.2015 (-3,1%).

Показатель рентабельности, рассчитанный как отношение прибыли до процентов к уплате и налогообложения (EBIT) к выручкетуроператора «Злата Прага», за последний год составил 22%.

То есть в каждом рубле выручки туроператора «Злата Прага» содержалось 21 коп. прибыли до налогообложения и процентов к уплате.

Чтобы установить, какие факторы повлияли на это изменение, воспользуемся формулой Дюпона:

Рентабельность собственного капитала = Чистая прибыль (ЧП) = ЧП x Выручка x Активы
Собственный капитал (СК) Выручка Активы СК

 

В данной формуле рентабельность собственного капитала представлена в виде произведения трех факторов:

- рентабельности продаж по чистой прибыли,

- оборачиваемости активов,

- показателя, характеризующего долю собственного капитала.

Факторная оценка представлена в таблице 2.5.

Таблица 2.5

Основные факторы изменения рентабельности капитала туроператора «Злата Прага»

Фактор изменения Влияние фактора на изменение рентабельности СК
Увеличение рентабельности продаж (по чистой прибыли) +0,21
Увеличение оборачиваемости активов +0,23
Уменьшение доли собственного капитала +0,06
Итого изменение рентабельности собственного капитала, выраженной в % +0,5

 

Таким образом, согласно данных таблицы 2.5 наибольшее влияние оказало увеличение оборачиваемости активов и увеличение рентабельности продаж.Среди показателей туроператора «Злата Прага», имеющих исключительно хорошие значения, можно выделить следующие:

1. за 2017 год получена прибыль от продаж туров и услуг (58 328 тыс. руб.), причем наблюдалась положительная динамика по сравнению с предшествующим годом (+30 680 тыс. руб.);

2. чистая прибыль за 2017 год составила 1 401 тыс. руб. (+1 138 тыс. руб. по сравнению с предшествующим годом).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: