Туроператор «Злата Прага» активно использует потенциал выставочно-ярмарочной деятельности. Туроператор традиционно принимает участие в черных выставках-ярмарках туриндустрии (см. Приложение).Для выявления актуальности выставочной деятельности как условие продвижения туроператор «Злата Прага» на современном рынке был проведен экспертный опрос.
В число экспертов, способных повысить объективность оценки эффективности внедрения разработанных мероприятий, по мнению автора, были включены следующие эксперты:
1. Начальник внешнего отдела туроператора «Злата Прага»;
2. Начальник отдела по туризму туроператора «Злата Прага»;
3. Начальник отдела по работе с агентствами туроператора «Злата Прага»;
4. Начальник маркетингового отдела туроператора «Злата Прага»;
5. Ведущий специалист отдела маркетинга туроператора «Злата Прага»;
6. Ведущий специалист отдела по работе с агентствами туроператора «Злата Прага»;
7. Ведущий специалист отдела бухгалтерского учета и финансов туроператора «Злата Прага».
Вначале было предложено оценить следующие параметры:
- Оцените уровень «специализации» относительно деятельности «Злата Прага»;
- Оцените уровень «качества» относительно деятельности «Злата Прага»;
- Оцените уровень «востребованности на рынке» относительно деятельности «Злата Прага»;
- Оцените уровень «имиджа» относительно деятельности «Злата Прага»;
- Оцените уровень «развития инфраструктуры» относительно деятельности «Злата Прага»;
- Оцените уровень «динамику развития» за последние три года относительно деятельности «Злата Прага»;
- Оцените уровень «клиентоориентированности в работе» относительно деятельности «Злата Прага»;
- Оцените уровень «соответствия качества и цены» относительно деятельности «Злата Прага»;
- Оцените уровень «сотрудничество с крупными заказчиками» (речь идет о сотрудничестве с тренерским составом и компаниями предоставлю спортинвентарь в аренду) относительно деятельности «Злата Прага»;
- Оцените уровень «системы управления» относительно деятельности «Злата Прага»;
- Оцените уровень «инфраструктуры» (место продаж – торговое оборудование и т.д.) относительно деятельности «Злата Прага»;
- Оцените уровень «спектра ассортимента» относительно деятельности «Злата Прага»;
- Оцените уровень «маркетинговой активности» относительно деятельности «Злата Прага»;
- Оцените уровень «компетенции персонала» относительно деятельности «Злата Прага».
Согласованные результаты оценки экспертов представлены в таблице 2.6.
Таблица 2.6
Бальная оценка VRIO-анализ «Злата Прага»
Характеристики профиля потенциала(ресурсы и способности) | V | R | I | O | Оценка VRIO | ||||
«специализация» | 5,7 | 34,7 | |||||||
«качество» | 8,6 | 26,6 | |||||||
«востребованность на рынке» | 5,0 | ||||||||
«имидж» | 5,0 | ||||||||
«развитая инфраструктура» | 7,4 | 22,4 | |||||||
«динамика развития» | 4,9 | 19,9 | |||||||
«клиентоориентированный подход в работе», | 6,2 | 17,2 | |||||||
«соответствие качества и цены» | 6,5 | 17,5 | |||||||
«сотрудничество с турфирма Чехии» | 4,9 | 21,9 | |||||||
«система управления» | 9,3 | 31,3 | |||||||
«инфраструктура» - место продаж – торговое оборудование и т.д. | 5,8 | 27,8 | |||||||
«спектр ассортимента» | 6,7 | 23,7 | |||||||
«маркетинговая активность» | 5,5 | 14,5 | |||||||
«компетенция персонала» | 8,3 | 19,3 | |||||||
Источник: оценка автора
Итак, ключевыми факторами внутренней среды, обеспечивающими долговременное преимущество «Злата Прага» по результатам VRIO-анализа, являются: «специализация», «качество», «востребованность на рынке»,«имидж», «развитая инфраструктура продаж и поддержки», «динамика развития», «клиентоориентированный подход в работе», «соответствие качества и цены».
Потенциалом для создания конкурентных преимуществ «Злата Прага» на рынке обладают следующие ресурсы и способности компании: «сотрудничество с крупными заказчиками», «система управления», «инфраструктура», «спектр ассортимента».
Конкурентной слабостью внутренней среды «Злата Прага», не позволяющей занять ему выгодную конкурентную позицию, являются такие ресурсы и способности, как «маркетинговая активность», «компетентность персонала».
Все остальные ресурсы и способности внутренней среды «Злата Прага» оценены как конкурентный паритет.
Для оценки были предложеныцели деятельности туроператор «Злата Прага» в рамках выставок приведенные в таблице 2.7.
Таблица 2.7.
Цели выставочной деятельности туроператор «Злата Прага»
Группа целей туроператор «Злата Прага» | Цели, которые стремится достичь туроператор «Злата Прага» | Критерий |
Приоритетные цели деятельности туроператор «Злата Прага» | 1. ориентировка туроператора «Злата Прага» в текущей и перспективной ситуации внутри отрасли; 2. проверка конкурентоспособности туроператора «Злата Прага»; 3. ознакомление с новыми сегментами рынка для туроператора «Злата Прага»; 4. получение сведений о конкурентах; 5. получение сведений о развития туристической индустрии; 6. обмен опытом с другими турагентствами; 7. поиск путей для туроператора «Злата Прага» в сфере кооперации; 8. участие туроператора «Злата Прага» в специализированных мероприятиях выставки; 9. изучение возможности заинтересовать новые рынки в предприятии/продукции; 10. соединение участия в выставке с дополнительными мерами получения информации; 11. анализ – какой из конкурентов туроператора «Злата Прага» на какой из выставок представляет свои туруслуги, какие методы и т.п.; 12. увеличение сбыта туроператора «Злата Прага». | К1 |
К2 | ||
К3 | ||
К4 | ||
К5 | ||
К6 | ||
К7 | ||
К8 | ||
К9 | ||
К10 | ||
К11 | ||
К12 | ||
Коммуникативные цели деятельности туроператор «Злата Прага» | 1. расширение личных контактов сотрудников туроператора «Злата Прага»; 2. поиск контактов с новыми клиентами, туроператора «Злата Прага»; 3. знакомство с новыми группами покупателей туроператора «Злата Прага»; 4. рост известности туроператора «Злата Прага» в туриндустрии; 5. привлечение внимания к туроператору «Злата Прага»; 6. увеличение контактов «Злата Прага» на клиентуру и общественность; 7. пополнение базы клиетов туроператора «Злата Прага»; 8. налаживание кооперации с участием «Злата Прага» с прессой; 9. пропаганда услуг туроператора «Злата Прага»; 10. получение опыта; 11. поддержание деловых отношений туроператора «Злата Прага»; 12. непосредственное наблюдение за конкурентами туроператора «Злата Прага»; 13. сбор новой информации для туроператора «Злата Прага»; 14. опробация концепции продвижения «Злата Прага», брендинг; 15. развитие персоналатуроператора «Злата Прага»; 16. оценка эффективности коммуникативной политики туроператора «Злата Прага». | К13 |
К14 | ||
К15 | ||
К16 | ||
К17 | ||
К18 | ||
К19 | ||
К20 | ||
К21 | ||
К22 | ||
К23 | ||
К24 | ||
К25 | ||
К26 | ||
К27 | ||
К28 |
Результат оценки представлен на рисунке 2.6.
Произведем оценку степени согласованности мнений экспертов. Данная оценка свидетельствует о значимости данных показателей и производится путем вычисления коэффициента конкордации (согласования) по формуле:
где Х-квадрат параметра,
m – количество экспертов, n – количество эффектов.
где
m – количество экспертов, n – количество эффектов, S – сумма квадратов весов оценок.
Рис. 2.6. Оценка реализации потенциала выставочно-ярмарочной деятельноституроператора «Злата Прага»
Подсчитаем коэффициент согласования для оценки реализации предложенных мер:
Величина коэффициента согласования оценки экспертов W=0,72>0,5 указывает на положительное согласованиемнений группы экспертов. Значение коэффициента конкордации оценки экспертов (W=0,72) превышает пороговое значение 0,5, что свидетельствует о допустимости использования согласованной оценки. Полученное согласованное ранжирование устойчивое, что свидетельствует об эффективности влияния выставок на продвижение туроператор «Злата Прага».
Выводы по второй главе:
Анализ, проведенный во второй главе, позволяет констатировать, что «Злата Прага» - один из немногих на Северо-Западе России туроператор, приоритетно работающий по одной стране - Чешской Республике.
На рынок туруслуг туроператор «Злата Прага» вышел в 1999 году. Необычная бизнес-модель туроператора и специализация позволила компании «Злата Прага» не стоять на месте, а глубже, чем другие, познавать туристические возможности Чехии и превращать их в новые интересные предложения для своих туристов.
Анализ деятельности туроператора «Злата Прага» позволил сделать вывод, что в компании используют традиционные инструменты рекламной деятельности, и программ лояльности для туристов.
В целом управление деятельностью туроператора «Злата Прага» по продвижению является эффективным. Об этом свидетельствует увеличение выручки от продаж, всех видов прибыли и рентабельности услуг. Расходы ежегодно окупаются.
Отрицательно оценивается тот факт, что в туроператора «Злата Прага» неэффективно проводится исследование характеристик основных потребителей услуг, а также не использует прямые продажи для продвижения.
Маркетинговые ресурсы продвижения туроператора «Злата Прага» не достаточно используются и необходимо сформировать более эффективное позиционирование компании на рынке для получения большей доли за счет участия в выставочной деятельности.