Проблемы источниковедения 5 глава




Стабильное и мирное хозяйство степных племен строилось на сравнительно ограниченных пастбищных просторах, на че­редовании пастбищ. Кочевание шло на определенных марш­рутах /север-юг/ и основывалось на разумном сочетании пас­тушества и земледелия. Отчасти нормальная хозяйственная структура степных народов предполагала участие части насе­ления в торговле с оседло-земледельческими регионами или в осуществлении контроля над трансконтинентальными торго­выми путями. Государственность и преемственность в этни­ческом развитии в ней сохраняется благодаря тому, что испо-

65

кон веков политические и общественные устои зиждились на разумном сочетании пастушества и оседлости. Основной стер­жень развития истории проходит по меридиональной линии -/юг-север/. При этом опять же следует учесть и аспект обрати­мости хозяйственных основных хозяйственных укладов Вели­кой степи. В хозяйственно-культурном менталитете степных племен одинаково заложены обе ценности - земледелие и ко­чевое скотоводство. Любая ситуация /политическая, природ­ная/ делает из кочевника прекрасного земледельца и наоборот. Это доказывается многочисленными примерами из истории казахов.

Следует признать, что на той территории, где в XIX в. жили казахи, в обозримом историческом пршлом идет постоянная смена хозяйственно-культурной ориентации и генетическая связь насельников не прерывается. Усиление кочевничества иногда происходит не столько по природным причинам, а сколько благодаря притоку в степь /из Алтая/ нового кочево­го населения.

В последние годы наблюдаются попытки выработки новых подходов в типологизации исторического процесса. Впрочем, эта проблема требует углубленных исследований на основе гносеологических подходов.

Историю степных народов нельзя анализировать с позиции способов производства, теории формаций, и вообще, измерять социально-хозяйственными мерками. В первую очередь, необ­ходимо выдвинуть на первый план историко-культурные и ре­лигиозно-культурные факторы и переходить к многофункцио­нальному анализу истории. Для современной исторической науки характерно широкое обращение к цивилизационным принципам периодизации истории. Форсированные поиски неформационного принципа, объяснения принципов устрое­ния общества и исторических закономерностей идет и в казах­ской науке. Однако размытость в определении понятия «циви­лизации» усложняет употребление этого слова. Тем не менее, в последнее время во многих исследованиях, относящихся к про-

шлому казахов, цивилизаторский подход актуализируется. В определенной мере в этом видится заслуга Л.Н.Гумилева, по­пытавшегося привести историю народов Великой степной зоны на цивилизационное поле.

Первые авторы цившшзационных теорий /О.Шпенглер, Дж.Тойнби и др./, разрабатывая схемы множественности куль­тур, ввели в научный оборот понятие культурных суперсистем /цивилизаций/, которые не совпадают с государством, нацией или другими социальными группами. «Я называю это «соци­альными и культурными суперсистемами». Независимо от обо­значения, все исследователи этого обширного «социокультур­ного континента» соглашаются в том, что они имеют здесь ре­альную, полную смысла причинную целостность, развиваю­щуюся в зависимости от государства, наций или каких-либо социальных групп», - писал П.Сорокин.

В сущности цившшзационный подход обязывает историка дать разностороннее и цельное описание какого-либо обще­ства с признанием, пусть и не всегда отчётливо сформулиро­ванным, взаимосвязи множества элементов, образующих ткань общественной структуры, множественности цивилизации и разных путей мировой истории.

К сожалению, в цивилизационных построениях западных ученых народы Великого Степного пояса Евразии выпали из схем. О.Шпенглер насчитывает восемь завершенных культур в истории человечества. Дж.Тойнби число цивилизаций довел до двадцати одного.

Общества кочевников включено ими в разряд примитивных народов /диких, варваров/, не имеющих истории: «Они имеют историю, только временами включаясь в оседлые цивилиза­ции». Кочевничество, как особая форма взаимоотношения лю­дей, общества и природы, остается до сих пор неизученным и недоступным для многих исследователей.

В существующих цивилизационных построениях обнару­живаются довольно много противоречий, заключающихся в принципах классификаций. Так, исламская или православная цивилизации представляют, в первую очередь, религиозные об-

67

щности; иранская, мексиканская, русская и т.д. - продукты го­сударственности и должны, вероятно, рассматриваться как государственные общности или цивилизации. В магическую цивилизацию, по О.Шпенглеру, автоматически включены ге­терогенные культуры: иранская, арабская, сирийская, византий­ская и т.д. Утверждения О.Шпенглера, Дж.Тойнби и др. о том, что все цивилизации проходят органический цикл /рождение, рост, расцвет, подъем, надлом и т.д./ не всегда подтверждаются в реальности, /например, Китайская цивилизация/. В целом, складывается впечатление, что цивилизационщики не ушли далеко от ранних эволюционистов.

Нам импонируют культурологические подходы к периоди­зации истории. Одним из первых историков, пытавшихся объе­динить обширный разнородный материал истории и сгладить формализованные рамки предшествующих цивилизаций, был Г.Рюккерт. Он видел три ступени «большого исторического производства». На первой ступени происходит изобретение простейших орудий труда, одежды, средств питания, но в ре­зультате человек впервые противопоставляет себя природе. На второй - социальной ступени - возникают первые опыты чело­веческого общества, оформляются языки, обычаи, род, семья, государство, право, закон. Отсюда, по мнению ГЛРюккерта, за­рождается третья ступень, которую он назвал «духовной».

В отличие от классификации Тойнби, основанной на изби­рательном принципе изучения человеческой истории и стра­дающей самыми поверхностными обобщениями, схема Г.Ркж-керта предполагает действительно множественность, но с од­ной фундаментальной основой. Определяя культуру как осно­ву человеческой истории, ГЛРюккерт называет ее всеобщим яв­лением, которое выражает самостоятельность и своеобразие человеческой сущности.

Оппонентом сторонников локальных цивилизации /супер­систем/ был К.Ясперс. Он, как и Г.Рюккерт /немецкая школа культурных кругов/, предлагал придерживаться в периодиза­ции типологии духовного развития Запада и Востока, на этой позиции им была построена так называемая осевая теория раз-

вития всемирной истории. В его типологии можно вычленить три периода истории человечества: дописьменный /так назы­ваемая доистория - от становления человечества до изобрете­ния письма/; затем, наступает эпоха собственно историческая /или письменная/; с окончательной победой европейской куль­туры связано начало третьего этапа. Он предполагал, что с 40-х годов XX в. наступает эпоха универсализации /она пони­малась им как господство глобализации/*.

Еще более объективной видится схема человеческой исто­рии А.Вебера, исходящая из <<цуховно-душевных свойств» как основы развития истории.

А. Вебер рассматривает периодизацию, исходя из внутрен­ней сущности и структуры истории, - взаимоотношения меж­ду человеком и Землей. Вот основной критерий веберовской периодизации: с конца ледникового периода он выделяет три периода, которые совпадают с изменениями в тенденциях со­циальной структуры и политики, в процессе прояснения со­знания, в мыслительном и техническом постижении существо­вания. Первый длительный период /статический/ длится от 4000 г. до н.э. до 1500-1600 гг. до н.э. Второй период /динами­ческий/ кратковременен - от 1500-1600 гт.до 1900 г. С 1900 г. наступает третий период, «заставляющий нас распрощаться со всеми существенными чертами предшествующей истории». По А.Веберу, первьш длительный период отличается тем, что в Евразии постоянно происходит давление переселений, ко­торые идут от северных равнин Евразии. Результатами этого давления стали: а) возникновение областей древней высокой культуры и б) внешняя структуризация общей истории.

Коренной перелом наступает во втором субпериоде, начи-

*В исторической науке Запада есть своеобразный водораздел, отделя­ющий исторический период /т.е. cIVmbic. дон.з., с появления письменно­сти/от доисторического. Под доисторией понимается первобытность. Например, по К.Ясперсу: «Из темных глубин доистории, длящейся сотни тысячелетий, из десятков тысячелетий существования подобных нам людей в тысячелетия, предшествующей нашей эре, в Месопотамии, Егип­те, в долине Инда и Хуанхэ возникают великие культуры древности» /263. -С.51/.

69

нающемся с 1200 г. до н.э., когда «вторгшиеся кочевники на ошадях и верблюдах, образующие верхний слой, оставаясь душевно полностью или частично верными своим взглядам в размежевании с преднайденным хтонизмом, приступают во всех больших исторических делах к рассмотрению господству­ющего в данное время вопроса о смысле существования и, тем самым, создают повсюду трансцендентальные универсальные религии, философии или установки, существующие еще сегод­ня, начиная с даосизма и конфуцианства в Китае, брахманизма и буддизма в Индии до зороастризма, пророческого иудаизма и трагического и философского толкования бытия греками» /71. -С.201/.

Таким образом, в сознании и мышлении в первый субпери­од 4000 г. до н.э.-1200 г. н.э. преобладает магическое осмысле­ние бытия /т.е. появление универсальных толкований/.

Большая история кочевников завершается к началу второго периода, т.е. в 1500-1600 гг. /названного А.Вебером переход­ным/. С этого момента Евразийская история становится Все­мирной историей /в нее включаются новые регионы: Америка, Австралия, Африка/. Прекращается давление кочевников с се­верных равнин Евразии, структурировавших до этого Всемир­ную историю. Наоборот, центр давления перемещается в Ев­ропу и она стремится втянуть в себя все исторические тела Зем­ли /рынок и товарные отношения/. Масса переселенческого элемента из Европы формирует новые социальные структуры.

А.Вебер называет это явление «душевно-духовной экстра-вертностью Запада». Самое главное отличие первого периода от второго заключается в изменившихся отношениях человека к Земле. Вместо гармонии и приспособления к Земле прихо­дит и утверждается тенденция господства над Землей. Дня по­нимания истории кочевых обществ Евразии предложенная А.Вебером периодизация мировой истории, на наш взгляд, яв­ляется основополагающей и конструктивной.

Ярко выраженное своеобразие социальных отношений у степных народов, специфика культуры не ставит их особняком от всемирной истории. Вряд ли уместно вводить в периодиза-

цию кочевниковедения новые термины /общинно-кочевое, во­енно-кочевое, таборное/, усложняя и без того сложную науч­ную историографию истории Евразийских степей.

Если источники показывают степь в стабильном состоянии, в мирных и гармоничных отношениях с соседями /особенно с оседлыми/, если наблюдается расцвет хозяйства и торговли, если путешественники-чужеземцы свободно прохаживаются по степным районам, значит есть там государство. Если появля­ется в степи харизматический лидер /например, эулие-боя^о Шыщыс хан!, складывается аппарат управления, идут завоева­ния соседних стран, значит наступает имперский период Ве­ликой степи. Если источники говорят о том, что в степи хаос, беспорядок, непрерывные движения кочевых племен и безвла­стие, это однозначно свидетельствует о наступлении кризиса /«босу»/. Таким образом, развитие, расцвет и упадок степных народов Евразии подчиняется определенным закономерностям, характеризуемым четким механизмом цикличности и обрати­мости исторических процессов*.

Своеобразие исторических процессов в Великом степном поясе требует очень взвешенного подхода к периодизации его истории. В нашей работе для удобства исследования и изложе­ния материала мы принимаем те условные хронологические рамки, которые приняты во Всемирной истории: древность, средневековье, новое время. Эти чисто механические понятия, необходимые для систематизации исторического материала и прояснения картины исторических процессов с древнейших времен, применяется нами как инструментарии. Они не рас­сматривают развитие казахского общества /и его предшествен-

*На наш взгляд, казахские исторические материалы позволяют прове­сти некоторую периодизацию исторического времени.

Во-первых, по памятникам. Такможно выделить: а) эпоху <шык»/так называются курганные сооружения древности; 6) эпоха «ногайлш/все, что построено из обожженного кирпича; в) эпоха «калмак оба» - поздние ка­менные насыпи - оба.

Во-вторых, по легендарным личностям. Так можно выделить: а) эпо­ху «Алаша хана»; б) эпохуУыз-хана; в) эпоху Жошы-хана...и т.д.

71

ников/ как непрерывный поступательный процесс. М.Блок в одном из своих очерков отметил следующее: «Действительно, было бы грубой ошибкой полагать, что порядок, принятый ис­ториками в их исследованиях, непременно должен соответство­вать порядку событий» и с ним можно согласиться /50. - С.28/

2. А" истории становления производящего хозяйства

Древняя история, условно выделяемая нами, как эпоха фор­мирования человека и его основных свойств бытия, трудно поддается историческому анализу и порою недоступна для на­шего воображения. Даже в рамках исторического времени, ос­вещенного многочисленными фактами и документами источ­ников, в своих поисках мы иногда бывали беспомощны. Мы строим гипотезы, делаем попытки анализировать события, ис­ходя из имеющейся базы фактов, и в результате получаем отве­ты, далеко не соответствующие реалиям. Максимальное при­ближение к объекту исследования, как основная задача исто­рического исследования, по отношению к древней истории не всегда бывает достигнута. К.Ясперс по существу прав, когда говорит о том, что «становление человека - глубочайшая тай­на, до сих пор совершенно нам недоступная, непонятная...».

Реконструкция древних обществ на имеющихся в нашем расположении материалах - задача сложная. Поэтому мы огра­ничиваемся апробацией некоторых подходов к нему. В целом, основная задача параграфов 3-5 второй главы будет заключаться в анализе политической истории древнего периода и поиске закономерностей исторических процессов. В некоторой степе­ни, нарушая этот порядок, предваряя основные разделы, в дан­ном параграфе речь пойдет об особенностях становления про­изводящего хозяйства.

Один из важных принципов нашей работы заключается в том, что мы изначально принимаем существование несколь­ких/двух, а то и трех/ хозяйственно-культурных регионов на территории Казахстана. Своеобразие экономической жизни и политических процессов на территории Казахстана определя-

ется взаимодействием различных компонентов. В определен­ной мере такой двуполюсный характер этнокультурных мате­риалов сформировал жизнестойкий этносоциальный организм, способный адекватно реагировать на любые воздействия вне­шних и природных факторов.

По археологическим материалам, существование на терри­тории Казахстана двух чётко различающихся /юг-север/ зон культуры известно ещё со времён палеолита. Исследователи отмечали следующие моменты: в обеих группах на самых ран­них этапах палеолитической техники применялись одинако­вые приёмы раскалывания камня /так называемая «клектонс-кая техника скола»/, что, видимо, свидетельствует о начальном единстве носителей этих культур. Впоследствии эти группы шли совершенно разными путями эволюции своей индустрии. Объясняя причины подобного явления, известный археолог Х.Алпысбаев предполагал два варианта: «либо древнейшее население этих зон генетически не связано друг с другом, ме­тоды изготовления орудий труда у них зародились самостоя­тельно и развивались разными темпами, либо первые группы палеолитического населения Казахстана, переместившегося сюда с Азиатско-Африканского материка /не обязательно в одно и то же время и одними и теми же путями/ осели в районах с разными физическими свойствами, исходным сырьем для из­готовления орудий труда» /18. - С. 189/.

Таким образом, еще в древние времена /ашель - мустье/ в обоих регионах характер и темпы развития индустриальных комплексов были разными. X. Алпысбаев отмечал сравнитель­но быстрое развитие в Северном Казахстане системы полюс­ного нуклеуса. Оперативный переход к более прогрессивной технике нуклеуса, а затем и настоящих бифасов остаются пока неизвестными. Не исключено, что в основе этих различий ле­жат не просто особенности исходного сырья, но и разные при­родно-климатические условия древней эпохи. Вместе с тем, мы можем предположить наличие контактов между двумя зонами палеолетической культуры Казахстана, продиктованных, веро-

73

ятно, различиями в экономической и социальной жизни. Воз­можно, более суровые условия севера Сарыарки сказывались не только на прогрессе каменной индустрии, но и определили мобильность населения, с охотой вступающего в контакты с югом.

В казахских мифах начало обитания на территории Казах­стана человека и появление соответственно того набора жи­вотных, которые присущи для хозяйства казахов связывается с «Великим потопом» ЛЪпан су/ «Когда Ною /Нук, пайгамбар/ исполнилось двести пятьдесят лет, - рассказывается в легенде, - Всевышний Бог избрал его в пророки и послал к современно­му ему народу... В продолжение семисот лет он склонял лю­дей к принятию мусульманства; только восемьдесят человек, мужчин и женщин, уверовало... Сильно вознегодовав на лю­дей не верующих, Ной молился Богу о погибели их... Архан­гел Гавриил (Жэб!райыл галайссалам) явился ему и сказал: «Всевышний Господь принял твою молитву, он возжелал пото­пить всех людей, живущих на земле». Бог повелел построить ковчег /кеме/ и научил, как построить его. Пророк Ной вместе с теми, кто уверовали ему, построил ковчег. Послетого из зем­ли выступила вода, с неба полился дождь. Пророк Ной взял по паре от всякого рода птиц крылатых и зверей, ходящих на но­гах, и вместе с уверовавшими вошел в ковчег, все одушевлен­ное на лице Земли потонуло в воде».

Ковчег остановился на вершине горы Казыкурт, на неболь­шой возвышенности /600 м/ расположенной на юге Казахста­на. Она расположена между Чимкентом и Ташкентом*.

*Кроме южного Казыкурта в самом центре Казахского мелкосопочни-ка /Сарыарка/ вдоль бассейна реки Нура /49/ в двух местах встречается это название: в первом случае, в горах Казыкурт /1071 м/и западнее, в районе реки Соналы /629 м/. Обе указанные точки лежат вдоль древней трассы меридионального пути степных народов и племен. В различных ва­риантах Библейских сказаний священная гора, местность, где остановил­ся ковчег, называется по-разному: Арарат, Сион, Джуды. Особенно попу­лярны были в прошлом легенды, связанные с горой Арарат. Арабы предпо­читают говорить Джуды, евреи - Сион и т. д.

В казахском фольклоре начало разведения животных также связано с событиями Великого потопа. В ковчеге Ноя были и предки домашних животных:

Казыкурттыцбасында кеме калган.

On киел\ болмаса неге калган?

1штде екг козы болшн екен,

«Шопан ата» деген сев содан калган

Ол керемет болмаса неге калтан?

Iiumde екг бузау уйыкгпап азяльш,

«Зещ1 баба» деген сев содан калган.

Кемеде em бота каятн екен,

«Ойсыл кара» деген сез содан калган.

Казыкурттыцбасында кеме калтн,

Ол касиет болмаса неге калтн?

1штде ет кульш калтн екен,

«К,ылкунрык- Камбар ата» содан калган.

Видимо, следует связывать время Великого потопа с кон­цом крупного последнего оледенения /ок. 12-10 тыс. до н.э./, когда резкое повышение температуры подняло уровень воды в Атлантике и в др. водоемах. О масштабах наступивших пере­мен в эпоху наступления голоцена написано немало, самое сжатое определение дано А.Г.Медоевым: «Изменение клима­тических условий в конце плейстоцена явилось экологической катастрофой». В результате, племена, обитавшие на террито­рии Казахстана, столкнулись с неимоверными трудностями. Ближе к концу V- началу IV тыс. до н.э. в степных регионах осталась чуть ли не мертвая гидросеть, опустыниванием была захвачена огромная территория Казахстана*.

"Гибель и миграцию животных А. Г. Медоев считал основной причиной исчезновения носителей позднепалеолитической культуры Центрального Казахстана. Племена, выдвинувшиеся из Сарыарки, шли на северо-восток и заняли прочные позиции в левобережье Прииртышья, на подступах к Ку-лундинской степи. Таким образом, культура микролита как бы начиналась с нуля /См.: Медоев А. Г. Гравюры на скалах. - 4.1. -Алма-Ата, 1979.-С.8/

75

Неолит, начало которого датируется VII-VI тысячелетиями до н.э. принес громадные изменения в жизнь древнего населе­ния Казахстана и близлежащих территорий. Впрочем, объяс­няются эти революционные изменения очень просто. За мил­лионы лет человечество приобрело достаточно опыта, чтобы сделать решающий шаг вперед, выработать основы произво­дящего хозяйства. Если необходимо поделить историю чело­вечества на два основных периода, границей, вероятно, будет служить неолит*.

Суть перехода от палеолита к неолиту заключалось в пере­ходе к постепенному оседанию бродячих охотников и собира­телей в обильных растисгельностью и дичью лесостепных рай­онах. Неудивительно, что именно среди них начались первые эксперименты по приручению животных и одомашниванию некоторых растений, положивших начало скотоводству и зем­леделию. Впрочем, неолитическое развитие не было однонап­равленным и наступательным процессом сменявших друг дру­га прогрессивных изменений. Сильно сказывалось влияние климата, более засушливого и теплого, соответственно, и умень­шение растительного покрова, чем в предыдущих периодах. Этими процессами были обречены на вымирание крупные тра­воядные животные: шерстистые носороги, мамонты и т.д. Ис­чезновение крупных животных, охота на которых являлась глав­ным источником пищи в ранние периоды, изменило условия жизни первобытного человека. Возникла необходимость в но­вых, более совершенных орудиях труда для охоты на более мелких животных.

* Из-за указанных нами характеристик неолит образно был назван «нео­литической революцией» /Г. Чайлд/. Интересно его следующее высказыва­ние о том, что в неолите «потенциальная изоляция никогда практически не достигалась, возможно, потому, что всецело снабжающего себя хозяй­ства нигде не было» /Чайлд Г. Древнейший Восток в свете новых раскопок. - М.,1956. -С.58-61/. Он справедливо полагал, что распространение и раз­витие культуры происходит не только путём миграции, но и в ходе обмена и передачи идей.

В северных районах Казахстана сформировались ландшаф­тные зоны, характеризуемые, в первую очередь, большим рас­пространением лесостепных условий, наиболее благоприятных для человеческого существования. Состав флоры и фауны, а также характер размещения растительности свидетельствует о более теплом, подобном современному, климате. Следует, од­нако, оговориться насчет условности геоклиматической инфор­мации о природных условиях прошлого. Особенно это касает­ся существующих хронорядов, лежащих в основе шкал эволю­ции природно-климатических условий. В целом, по отноше­нию к югу, на наш взгляд, оправдана /не увлекаясь различны­ми теориями природно-климатических колебаний/ попытка Г.Чайлда, увязавшего начало доместикации животных с ари-дизацией. Именно последняя стала стимулом устремления животных в оазисы. Полагаем, что первые опыты по одомаш­ниванию животных шли как среди охотников, так и ранних земледельцев Казахстана.*

Кроме северных /Атбасар, Маханджар/ и южных очагов /Караунгур, Мангыстау/ неолита в степных районах Казахста­на, вероятно, существовали и другие оазисные центры, где шли первые опыты доместикации. В этой связи уместно сослатся на мнение одного из дореволюционых исследователей Казах­стана Д.Д. Букинича, который говорил о роли оазисов в пус­тынных районах, как стимуляторов перехода к производяще­му хозяйству/66.-С. 101-102/.

В исторической литературе начало неолита Передней Азии датируется более ранним временем, по сравнению со степны­ми зонами Евразии. «Надо думать, что в некоторых местах в IX /VIII/тыс. до н.э. земледельческо-скотоводческое хозяйство стало свершившимся фактом, поскольку в последующий пе­риод раннего неолита /сер. XIX-VIII тыс. до н.э./, то тут, то там начали появляться прямые указания на это, фиксирующиеся морфологически» /259. - С.61/. По свидетельству археологов,

"О возможностях становления скотоводства в условиях охотничьего быта. См.: В.Г. Богораз- Тан/51/.

77

ранний неолит характеризуется в Передней Азии долговремен­ными поселениями с прочными глинобитными домами.

Наиболее ранние памятники призводящего хозяйства на территории Средней Азии, представленные Джейтунской куль­турой /Копет Даг/, датируется второй половиной VII- начала VI тыс. до н.э. В предгорной полосе Копет Дага паслись одо­машненные козы и овцы, а в оазисах находились поля, засева­емые пшеницей и ячменем /43. - С.102/.

Подытоживая обзор литературы по истории хозяйства на территории Туркмении, А.Оразов пишет: «Древнеземледель-ческая культура с применением искусственого орошения в южном Туркменистане возникла в VI тыс. до н.э., раньше, чем в других областях Средней Азии и европейской части СССР» /195. - С,39/. Самые ранние костные останки домашних жи­вотных на территории Туркменистана /Дам-Дам Чешме-2/ от­носятся к VII тыс. до н.э. Костные останки двугорбого верблю­да на территории Туркменистана /Алтын Депе, Анау/ начина­ют появляться с III тыс. до н.э.

В то же время, интересно заметить, что появление лошади археологи относят ко II тыс. до н.э. Таким образом, можно по­лагать, что в скотоводческом хозяйстве древних насельников территории Средней Азии /а также и южнее/, лошадь появля­ется в эпоху бронзы. Следовательно, выделение настоящих па­стушеских племен коневодов, вероятно, также надо отнести к более позднему периоду. Картина возникновения производя­щего хозяйства на территории Туркменистана в целом харак­терна и для остальных районов юга Средней Азии.

Территория Казахстана, по мнению некоторых специалис­тов /В. А.Шнирельман/, относится к числу вторичных очагов производящего хозяйства. К сожалению, в специальной лите­ратуре территория Казахстана даже не рассматривается в каче­стве возможных очагов производящего хозяйства. Вероятно, не следует отделять казахстанский регион от восточноевропей­ского, относящегося к числу вторичных очагов. «Очень слабо изученным остается восточноевропейский степной очаг, где

становление производящего хозяйства происходило в VII - пер­вой половине IV тыс. до н.э., - пишет В.А. Шнирельман, - сле­дует думать, что местное земледелие имеет достаточно глубо­кие корни и восходит, возможно, к эпохе неолита» /259. - С. 108/

Возможно, на процесс формирования производящего хозяй­ства на территории Казахстана имели прямое влияние более древние центры доместикации, например, Средняя и Передняя Азия. Имеющийся материал позволяет говорить об этом очень осторожно, поскольку каких-либо прямых свидетельств этого влияния не наблюдается. К тому же этот процесс мог идти в обоюдополезном и в выгодном русле, как об этом свидетель­ствует распространение коневодства.

В одном га самых древнейших народных сказаний казахов «Буи казак кой уакытта уш ж уз атаншн», связанного с опи­санием деяний первого мифического правителя казахов - Ала-ша-хана, имеются намеки на то, что в формировании первых этнических образований сыграли определенную роль пришель­цы с юга. Возможно, в нем мы можем найти отзвук истинного хода событий. «Давным-давно, - повествует предание, - Крфьщ xaHHbiffdipi болшн, Кразьт Арыстан хан деген Букарада турът-ты. Осы кунгг 6ip взтде он бес азаншы азан айтатугын муна-раны сол К,ызыл Арыстан хан жасаткаи екен decedi. Бвйбше-сшен бала болматн, «К^ызыл аяк»* деген 6ip endi шауып, am кетте салып вкелген dip кызш аяк салып, онан 6ip бала сау-ыскинныц аласындай ала туады. Бвибше взшен тумай, то-калдан тутндыктан iiu тарльщкылып, кундеп, бул баланы ба­лам деп сактама, квзт жотлт, кцрашыгын батыр. Мынау

*«Kf>i3bw аяк» идентифицировать с известными этносами очень труд­но, но в древних пластах этнонимов, связанных с определением «кызыл», достаточно. Вероятно, этнонимы, связанные с «аяк» - более древние /ср.: аизояа; кызылаякит.д. названия, исчезнувшие очень давно/. Рядтюркских племен, оказавшихся на территории Ирана в эпоху средневековья, стал называться «кызыл 6ас»/красноголовые/из-за красных головных повязок / шалма/: афшары, румлу, шамлу, устаджи, такалу, каджар и зулкадар. Предполагается, что они откочевали из Малой Азии. В XVв. они в Иране и Азербайджане составляли главную опору сефевидов/177. - С. 252/.

79

вскенде журтынды ала кылып устайды, елгцдг ала тайдай булдгредг, - деген соц, хан кырык жiгimкe буйрык 6epinmi: «Мына баланы, тапкан шешест Сырдариядан эрг втшт коя 6epiffdep. Элсе вист, влмесе вз бетшен кащъгп кун кврст», -деп жер аударады. «Зинхар кпйтып бул журттымына катын мен бала да кермест, сендер де кермецдер», - denmi».

Первоначально, эта группа воинов Кызыл Арыстан-хана вместе с пегим мальчиком и его матерью обитала в правобере­жье Сырдарьи, в предгорьях Алатау и Каратау. По прошествии двенадцати лет мальчик в степи случайно встретился /октай ушырап/ с сыном Майкы-би Уйсыном. Вернувшись к отцу Уй-сын заявил: «Eip ашштъщквленкестЬе жас баланы кердт. Аи десе аузы бар, кун десе квз1 бар, керген Kid кызыгып, 6ip касык сумен жутып жгберерлгк. Жалшз айыбы - mini жок». Вероятно, первые пришельцы говорили на непонятном для местных жителей языке. Что и стало причиной появления та­кого заключения - «тш! жок» - не умеющий говорить, немой.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: