Проблемы источниковедения 8 глава




Как известно, в IV веке до н.э. Северная Индия была завое­вана греко-македонскими войсками, в составе которых были также боевые группы кочевников Евразии. В источниках гово­рится об участии массагетских тяжеловооруженных воинов в походе Александра Македонского. После ухода их с террито­рии Индии образовалась новая империя, объединившая всю территорию Индии, также земли Афганистана. Так называе­мая империя Маурьев /317-180 гг. до н.э./ дала мощный толчок становлению древнеиндийской культуры и социальных поряд­ков.

Затем всей территорией Северной Индии, включая долины Инда и часть Ганга, овладели кушаны /потомки юэчжей/. Они известны по китайским источникам начала новой эры, как древ­нее население монгольских степей и Семиречья, а также как соседи постепенно усиливающихся гуннов. Под давлением гуннов, после долголетней борьбы они оставили родовые мес­та и на территории Средней Азии создали сильное государ­ство. Юэчжи оттеснили греко-бактрийцев и вели успешные войны против Парфии. В I в. н.э. при знаменитом Канишке кушаны включили в состав государства территорию и народов Северной Индии. Бронзовый век начинается в Китае также с середины II тыс. до н.э., совпадающей по времени с активны­ми движениями арийских племен. Об участии степных наро­дов в дальнейшем развитии Китайской цивилизации говорят

по

сами за себя бурное начало бронзолитейного дела, письменно­сти, а также строительство царских гробниц, боевые колесни­цы и т.д.

В китайской историографии цивилизация Китая, появив­шаяся во II тыс. до н.э., рассматривается как эпоха господства Шан-Инь, которая, как пишет Л.В.Васильев, «очень многим обязана культурным влияниям извне. До эпохи Шан-Инь ки­тайцы вообще не знали ни лошадей, ни колесниц, ни других атрибутов степной цивилизации. В то же время, проникнове­ние достижений западных племен в Китай не носило револю­ционного характера. Все происходило мирно, поэтапно и без скачков. Это позволяет предполагать, что в генезисе китайс­кой цивилизации Великая степь, как ближайший сосед, сыг­рала немаловажную роль. Проникновение кочевых племен более заметно с середины II тыс. до н.э. Большинство памят­ников иньской письменности составлены на «гадательных» костях. Обычно, жрец-гадатель брал кость животного, острым орудием вьщарапывал на них вопрос и клал кость на огонь. По расположению трещин, образовавшихся после обжига, гадатель угадывал ответ. Один из надписей датируется кон­цом династии Инь /XTV-XI вв. до н.э./ и содержит ценные дан­ные о хозяйстве китайцев: «Десять человек из племени Ту па­сут скот на наших землях.... из земель племени Люй также гоняют скот на западные пастбища... Ван (правитель) отпра­вился на поход в Люй и приказал снарядить много рабов для битвы с Люй». Этот факт свидетельствует о нелегких отноше­ниях между кочевым и оседлым населением.

Таким образом, вкратце вырисовывается следующая исто­рия. Около середины II тыс. до н.э., после династии Со к власти пришла, как указывалось выше, династия Инь. С этой динас­тии начинается классическая история Китая.После 640 летне­го правления эту династию заменил Чжоу, приход которой зна­менуется началом хорошо организованного государства. В середине I тыс. до н.э. в политических событиях Северного Ки­тая играли немаловажную роль жуны, их влияние было особен­но заметным в бассейне Хуанхэ.

111

Сходств и различий между великими культурами Древнего Востока много. Например, радикально отличаются языки; мало общего имеет материальная культура, приспособленная к со­ответствующей экологической нише. Вероятно, основные раз­личия между основными очагами древней культуры заключа­ются в общности духовных устремлении, общественных усто­ев, социальных процессов. В них и следует искать основопо­лагающего универсального значения влияния степных наро­дов Евразии.

Немало интересных выводов делают археологи, занимаю­щиеся изучением инновационных элементов в древней /мате­риальной/ культуре Востока. В основе этих новшеств, проник­ших во II тыс. до н.э. в земледельческие регионы обнаружива­ются стандартные мотивы эпохи бронзы Евразийских степей. «Во второй половине II тыс. до н.э. на юге Средней Азии, в Бактрии и на севере Индостана такими инновациями служат появление: лепной керамики, деревянного дома с коньковой крышей; протоюрты, костюма, не имеющего истоков в мест­ной культуре и экологически чуждого, а также культа коня, ко­лесницы, верблюда, отраженных в искусстве и ритуале, и под-курганного обряда погребения», -отмечает Е.Е.Кузьмина/147. - С.267/. Наиболее существенные инновации в сформировав­шейся арийской культуре /Ирана и Индии/ - это всадничество, конское снаряжение и культ коня, являющиеся наиболее суще­ственными элементами этнической атрибуции степных наро­дов Евразии.

Подлинно грандиозным духовным творением этой эпохи, своеобразным прорывом стало появление зороастризма /зар-душ/. Этот прорыв служит как бы первым посвящением чело­вечества в тайну неизведанных возможностей. С этого момен­та, наступившего в середине II тыс. до н.э., мир людей состоит из двух неравнозначных групп, а роль посвященных в истори­ческий процесс все больше увеличивается.

«Пророк Зороастр жил в такой глубокой древности, что сами его последователи забыли, когда и где это было», - пишет М.Бойс, самый авторитетный специалист по этой теме. Она

отмечает, что многие страны претендовали на благочестивую роль его родины, но исходя из «содержания и языка, сложен­ных Зороастром гимнов, теперь установлено, что в действи­тельности он жил в азиатских степях к востоку от Волги».

Как правило, культовые элементы религии более консерва­тивны, чем сами представления. Так и в зороастризме, испо­кон веков основные культы остаются неизменными, а именно -вода и огонь. Огонь, вода и другие культы зороастризма, в том числе погребальные и поминальные традиции /также консер­вативные/ сохранились у местных потомков тех пастушеских народов. «Культ вечного огня, видимо, был распространен сре­ди индоевропейцев, которые видели нечто божественное в го­рящем пламени, - пишет М.Бойс, -...зороастрийцы называли огонь Атар. Они совершили приношения из трех элементов также и огню... из сухих чистых дров, благовоний и неболь­шого количества животного жира» /53. - С.11/. Из числа ука­занных компонентов жир считался основным /оттмай кую/. Частью зороастрийского культа считается и обязательная ос-вятительная молитва перед жертвоприношением /аксарыбас бата/.

Составной частью зороастрийских культов индоиранских народов /и у поздних степных народов/ были и ритуальные приношения воде и солнцу. Обычно применяется в этих целях молоко /ах/и часто - кумыс. В комплекс зороастрийских тра­диций входят проведение очистительных ритуалов в горных пещерах /это соблюдалось и поздними степными народами/, а также строительство костехранилищ - астоданов /сахана/. В степных районах Казахстана сохранились несколько «сахана» - родовых усыпальниц, отдаленно напоминающие древнеарий-ские «астоданы». Наиболее сохранившиеся подземные склепы находятся в районе Улутау, Жанаарка, Тенгиз и т.д..

Мы можем говорить, о существовании у поздних кочевни­ков (XV- XVIII вв.) целого комплекса зороастрийских культов; священное отношение и обожествление огня, воды и соответ­ствующие культы; обряды очищения и обряды защиты /от злых

113

сил/, отношение к животным и, в особенности, к жертвенным /домашних животных убивали ради приношений богам - от этого произошел обряд кудаиь1 конак/, священное отношение к существующему миропорядку /ашва-ас/ и др. Возможно, пе­речисленные пережитки /это ещё далеко не полный список/ на­прямую и не говорят о существовании в Великой степи в по­зднейшие времена зороастрийских культов, скорее всего речь может идти о том едином комплексе представлений и миропо­рядка^ которых берут своё начало, с одной стороны, индои­ранский зороастризм, с другой - язычество степных народов. Вполне вероятно, что Зоротуштра - основатель этого учения -имел прямое отношение к степи. О датах его жизни среди ис­ториков нет единого мнения, по предположению М. Бойс: «Зо-роастр жил между 1500 и 1200 гг. до н.э. Этот период Великая степь переживает самый яркий расцвет культуры, по масшта­бам и уровню достойного эпитета «степной ренессанс». Зоро­астризм и его учение и есть результат, этого ренессанса.

Этот подъем в основном был связан с успехами древней металлургии в степи. Многочисленные центры разработки цветных металлов далеко выходят за пределы степи, охваты­вая Восточный Казахстан и Алтайские предгорья, Южную Си­бирь и Северный Казахстан, на юге - вплоть до Бетпакдала. В рассматриваемое время, в обществе выделились специализи­рованные группы населения, занимающиеся горными разра­ботками, строительством циклопических сооружений, произ­водством гончарных предметов. Глубокая промышленная спе­циализация и достаток, обеспеченный увеличением поголовья скота, создали культурный прогресс,

В скифскую эпоху отчётливо проявилась общность степ­ных племён и воздействие их культуры на оседлый мир. Архе­ологические находки подтверждают, что горно-степные куль­туры западного «карасукского» и особенно «татарского» обли­ка оказали сильнейшее воздействие не только на те области Северного Китая, которые прилегают к степной зоне, но и на равнины Маньчжурии, вплоть до Приамурья и Прикамья. Ка-

расукские бронзы проникали даже в Китай и на Японские острова» /153. - С.159/. И начало строительства длинных стен в Китае против степных народов в эпоху мелких раз­дробленных государств также датируется I тыс. до н.э.

Много общего между культурой скифов, сарматов, вступив­ших на историческую арену в УШ в. до н.э., и культурой степ­ных народов II тыс. до н.э., «преемственность... прослеживае­мая не по отдельным элементам комплекса, а по совокупности признаков, как обусловленных принадлежностью единому хозяйственно-культурному типу... так и этнически значимых признаков», - пишет Е.Е.Кузьмина /147. - С.264/.

Исторические и этногенетические корни скифов, т.е. об­ласть первоначального их обитания, во многом остаются за­гадкой. В течение долгого времени многие учёные предпола­гали, что памятники искусства скифов изготавливались гре­ками, жителями городов-полисов Северного Причерноморья. Но, впоследствии, подобные образцы, выполненные в «зве­рином стиле», были найдены в Казахстане, в Южной Сибири, в Средней Азии и даже в Северо-Западном Иране. Предме­ты скифского искусства, выполненные в традициях «зверино­го стиля», находят в разных концах Евразийского материка.

Сходство образцов скифской материальной культуры во многих частях Старого Света и ход развития истории в сере­дине I тыс. до н.э. заставляют обращаться снова в степь. Во все времена орудия труда и идеи медленно распространялись по другим регионам, поскольку аборигенные культуры были достаточно консервативны и не всегда воспринимали новше­ства извне. Вероятно, в начале I тыс. до н.э. в глубине Евра­зийского степного субконтинента существовал мощный центр, откуда происходило распространение общего стандарта. Носителями этих новшеств были племена, уже переходящие к кочевничеству. Археологические метериалы по памятникам Великой степи I тыс. до н.э. и античные источники, свидетель­ствующие о западных группах степных племен, говорят о зна­чительной подвижности населения этого периода.

На основе изучения древней металлургии Центрального

11 5

Казахстана и близлежащих территорий А.Х.Маргулан пришёл к заключению, «что первыми открывателями и создателями медной индустрии в Центральном Казахстане и Сибири были племена эпохи бронзы, в хозяйстве которых ведущими были две основные отрасли: скотоводство и разработка руд... в конце бронзового века племена стали переходить на яйлажное ско­товодство,... все увеличивая радиус кочевания. Эти кочевые племена, возникшие на культурных и экономических традици­ях людей эпохи бронзы, греки называли «азиатскими скифами», иранцы - «саками». Это был первый крупный союз племён, куда входили саки, массагеты, аргиппеи, аримаспы, исседоны и др....Главное достижение скифских кочевых племён составляет еще одно важное, доселе неизвестное достижение. Это - открытие секрета плавки железной руды» /167. - С.13/.

Существенный прогресс, достигнутый в степной металлур­гии в I тыс. до н.э., является результатом предшествующего развития: создание новых типов сплавов, новых конструкций металлургических горнов и печей. «Все эти достижения пре­допределили развитие металлообработки в эпоху железа: боль­шинство типов металлических орудий труда, кинжалов, стрел явились прототипами изделий, использовавшихся саками и скифами. Ими унаследованы и многие технологические про­цессы и приёмы, а само внедрение железа было закономер­ным результатом достижений эпохи поздней бронзы», - отме­чает Е.Е. Кузьмина /147. - С.153/.

Таким образом, вряд ли уместно говорить о переднеазиат-ских корнях скифского искусства и ремесла. Мощные автохтон­ные традиции были достаточно сильны в скифской среде и су­ществовали независимо от уровня контактов с Востоком и За­падом. Именно степные племена скифс-сакского культурного круга дали очередной толчок ходу всемирной истории.

В VIII в. до н.э. племена, именующие себя скифами, оказа­лись в районе северного Причерноморья. Они стали оттеснять германские племена, активно сотрудничали с греческими горо­дами-полисами. В Причерноморье они создали мощные поли­тические объединения, существовавшие до начала новой эры.

В VIII в. до н.э. скифы-саки появились в Передней Азии. По свидетельству античных историков, они пришли сюда через Кавказ, по западному берегу Каспийского моря. Сильные груп­пировки кочевников прошли через Иран, Малую Азию и дош­ли до границ Египта, где фараон вынужден был откупиться от них, и обещенная дань спасла это государство от разрушения. Ассирия, в те времена одна из сильных мировых держав, ис­кала союза со скифами. Царь Ассархаддон намеревался скиф­скому вождю Партатуа отдать свою дочь в жены. В зависимос­ти от скифов оказались мидяне и другие западно-иранские пле­мена...Этот период интересен еще и тем, что скифская терри­тория сама оказалась объектом экспансии со стороны ахеме-нидского Ирана, чего, на наш взгляд, в более ранние /шумерс­кий, индоевропейский/ периоды, возможно, не могло быть. Хотя мигранты из степных народов на Востоке и создаваемые ими государства были достаточно пассионарными в начальные периоды, они искали контактов со своей исторической роди­ной и истоком, стремились присоединить свои родовые тер­риторий к империи. Это имело место и в позднейшей истории Среднеазиатско-Казахстанского региона*.

В движениях кочевых племен I тыс. до н.э. прослеживают­ся те же закономерности, что было в прошлом. Толчки идут где-то в глубине Центральной Азии, и по закону запального шнура эта инерция постепенно нарастает, охватывая все боль­ше племен и регионов, пока не охватит, в конце концов, весь субконтинент. На наш взгляд, основные направления движе­ния скифо-сакских племен распространялись в основном на западные районы Передней Азии, Северного Причерноморья,

*Мы имели в виду дашт-и-кыпчакских узбеков, последовавших за Му­хаммедом Шайбани в Мавераннахр, и моголов, сторонников Бабура. Пер­вые в начале века организовали несколько походов в правобережье Сырда-рьи. О попытках моголов во главе с Бабуром снова вернуть к себе свои прежние «.падения /тимуридские/ - подробные сведения содержатся в «Бабур номе». Полная интерпретация этих событий во втором томе на­стоящего издания.

Среднюю Азию, а также в некоторой степени - Китай и Север­ную Индию.

Геродот со слов скифов приводит рассказ, объясняющий появление скифов в Северном Причерноморье и в Передней Азии; «Скифы-кочевники жили сначала в Азии, потом были потеснены во время войны с массагетами и, перешедши реку Араке, удалились в киммерийскую землю...»/81. - С.308/.

Ссылаясь же на Аристея, он даёт и другой маршрут следо­вания скифов в Европу: «Начиная с аримаспов, постоянно во­юют с соседями, так что исседоны вытеснены из своих земель аримаспами, исседонами вытеснены скифы, а киммеряне, жив­шие у южного моря, покинули свою страну под натиском ски­фов». Вероятно, многоплеменной состав скифского общества в Европе объясняется тем, что в переселениях участвовали различные группы кочевников Великой степи. С одной сто­роны, в нём было много представителей с западных регионов Казахстана, где массагеты, безусловно, повлияли на ход этих движении и переселений. «С запада Каспийское море ограни­чено Кавказом, с востока к нему примыкает равнина на нео­бозримом пространстве. Значительную часть этой обширной равнины занимают массагеты», - пишет Геродот. С другой стороны, по сообщениям Аристея, в переселениях участвова­ли племена, обитавшие в Северо-Центральном Казахстане.

Немало сведений, вероятно, относящихся как к эпохе брон­зы, так и к скифскому периодам истории Великой степи, со­держат исторические своды самих кочевников. В устной тра­диции этот период известен как период господства династии Татар-хана. «Татар хан заманы 100 жътт созьтып, халкы &пе квбейген. Жазулар бойынша Яфестен Алыниш /Апаша/ хан арасындамдан 6ip юна Татар хан замсанындаш халыктьщ всу1керемет болят. 1ленш батысы, Алатау, Сыр бойы, хазар тец1зте дейт жайылтн. Солтусгткте Орал, одан 6epiEpmic, Алтай, Байкал Kent, Амур т дейт, Шъпыста Шынньщ орта-лыгы Шанчин шаМрына, онтустште Тибет тауларынан асып Yudi шекарасына дейт жеткен. Татар хан шген соцулы Бука

хан, уяы Ареалы хан/А к/сары/,одан улыАрдакхан, бшжтерг болтн. Осытн шешн моцюл мен татар арасында алауыздык, болматн. Осы Eaudyh хан моцюлдарды шауып, бу^ан олар бас квтерт карсылык 6uidipin, осыдан туыскан-дык емес, жауласу басталды» /247. - С.220/. В казахском ис­точнике в качестве одной из основных причин активности ко­чевников /вероятно в I тыс. до н.э./ указывается черзвычайно большой демографический рост населения Великой степи от Хазарского моря на западе до города Шанчин на востоке /Ки­тай/, от Уральских гор на севере до Тибета на юге. «Халыктьщ ecyiKepeuem болтн» - говорит источник, т.е. «численность на­рода чрезмерно возросла».

Столицей татарского ханства при Суйунуч-хане /сын Бай-дух-хана/, К.Халид, ссылаясь на древние источники, назвал город Сыртак: «Суйтш ханнынорталыш Сыртак,шаЬары болтн, к,аз1рг1 Сайрам квлшц орны екен, бул ара Таран мен Вулжа opmajibifbi болды». Относительно этимологии назва­ния города «.Сыртак» автор пишет следующее: «Сыртак, - зи-н&пбертгентак, сырлыта^магынасында...»

К.Халид считает Суйунуч-хана современником великих правителей Ирана и Турана Манучахра и Афрасияба. «Суштш хан Иран шахи Мэнушахрмен, кейшрек ТуранханыАфрасияб жэне Ысфандиярмен deyipjiec болады. Татар ханнан Суйшш ханш дейт ceгiзxaн еткен». Предположительно, время прав­ления потомков Татар-хана до Суйунуча - восемь поколений и охватывает промежуток времени в 300 лет. Потомки Суйунуч-хана правили 700 лет. В общей сложности династия Татар-хана господствовала не менее 1000 лет в Великой степи. На наш взгляд, в данном шежире речь идёт о временах арийско-скифс-ких. Повествование охватывает вторую половину II тыс. до н.э. и первую половину I тыс.до н.э.Таким образом, в I тыс.до н.э., известном в литературе как скифское /сакское/ время, продол­жаются действия тех же закономерностей, которые лежали в исторических взаимоотношениях Великой степи с древними цивилизациями Востока.

Средневековая история

Выше мы уже писали о том, что средневековый этап в исто­рии Великой степи выделен лишь условно, в первую очередь из-за необходимости систематизации исторического материа­ла в контексте Всемирной истории. За ним собственно и не стоят те смысловые и содержательные моменты, которые име­ются в периодизации европейской истории*.

Тем не менее, важно выделить из общего потока истории кочевых сообществ Евразии определенные этапы. Прежде все­го, это необходимо для выяснения специфики самого степного мира и его развития в общем процессе истории. В данном слу­чае ряд обстоятельств заставляет нас опереться на хроноло­гию истории европейской цивилизации.

Европейские историки начало средневековья связывают с падением Римской империи и разорением Рима - этого вечно­го города. Судьба империи была предрешена ещё в начале I тыс. н.э., когда начались новые импульсы движения степных народов Евразии. Античный уклад, составлявший основу им­перии, был обречен внутренним кризисом рабовладельческой системы. В умах выдающихся деятелей той эпохи всё больше актуализировались проблемы отчужденности человека, его бес­силие перед необходимостью и тщетность какой бы то ни было деятельности /260/. Римская империя, поработившая на сотни лет народы Европы, Передней Азии и Северной Африки, пре­вращалась в паразитирующий организм, изживая себя.

Движение гуннов из глубин степных равнин только уско­рил конец Римской империи и открыло новую страницу исто­рии европейских народов. Если говорить, о характере движе­ния, то, по сути, кочевники начала нашей эры действовали в соответствии с традициями. Европейский вакуум, образовав­шийся параллельно агонии Рима, притягивал к себе пассиона-

*В сущности. Европейское средневековье - это эпоха феодализма /по марксистской периодизации - формация/, которая отделяет античность от начала индустриальной/капиталистической/эпохи.

риев, манил богатствами и требовал энергетических вливаний.

В ходе Великого переселения народов, когда под давлени­ем гуннов с Востока, сотни германских, славянских, иранских /аланы/ племен вторглись в пределы Западно-Римской импе­рии, в Европе были посеяны семена феодализма. Одновремен­но, происходило образование новых государств, этнических структур, рождались культурные тенденции. Гунны, возглав­ляя в течение многих столетий восточную коалицию степных племён, оказали огромное влияние на судьбы народов восточ­ных регионов, в особенности Китая, Средней Азии, Сасанид-ского Ирана и Северной Индии.

Анализ многочисленных источников приводит к выводу о том, что на территории Казахстана и близлежащих степных регионов в I тыс. до н.э. развивался самобытный очаг степной культуры. По своим историко-культурным особенностям он отличался как от западного, так и от восточного культурных ареалов. Имеется значительное количество фактов, свидетель­ствующих, что исторические судьбы населения Казахстана, Западной Сибири, Средней Азии, Поволжья, Урала и Алтая, были в тесной взаимосвязи. Это был единый мир степных на­родов*.

Историко-антропологические исследования говорят об ав-тохтонности населения Великой степи. Вместе с тем, образ жизни степного населения отличался от хозяйственно-культур­ных параметров племён эпохи бронзы /в особенности/ и ски-фо-сакского периода. С начала I тыс. н.э. идёт процесс усиле­ния кочевничества. В составе стада, как и в эпоху энеолита, начали преобладать лошади. Но одновременно, идёт процесс укрепления и дальнейшее развитие в отдельных регионах зем­леделия и горной металлургии. «Дальнейшее развитие метал-

*В силу различных факторов, и в первую очередь природных, система ведения хозяйства, уклад жизни, претерпевают определенные корректи­ровки /например, в эпоху бронзы и т. д./. В целом для Великой степи и здесь характерна цикличность /чередование/. В каждом случае населению Ваш-

121

лургии в Центральном Казахстане связано с историей племен­ных союзов гуннов, усуней, канпой, от которых сохранился мощный пласт высокой культуры в виде орудий труда, пред­метов вооружения и прекрасных образцов украшений из ме­таллов и цветного камня», - пишет А.Х.Маргулан /167. - С. 14/. В целом для хозяйства эпохи гуннов характерна наметившая­ся узкая специализация в масштабах степного хозяйственно-культурного комплекса, в структуре которого имело место ко­чевое скотоводство в степных районах, с доминирующей ро­лью коневодства, полукочевничество в северных и северо-во­сточных регионах, а также оседло-земледельческая - на юге.

Тысячу лет, как рассказывали китайцам гунны, насчитыва­ла их история. Составители «Шицзы» считали, что предками хуннов был потомок Дома Хяхэу-шы, по имени Шунь-вэй. «А племена /поколения/ Шань-жун, Хяньюнь и Хуньюй обита­ли ещё во времена государей Тхан и Юй. Первая династия -государь Яо - вступила на престол империи в 2357 г., вторая -в 2255 г. до н.э. /49, - Т. 1. - С.39/.

Начало средних веков Великого степного пояса не де­лится на тюркскую и монгольскую, эти народы очень близ­ки и являются соседями.

Н.Я.Бичурин в своих комментариях сделал существенное дополнение: «Китайские историки заметили только, что Шунь Вэй, сын последнего государя из династии Хя, удалившийся в Монголию в 1764 г. до Р.Х., почитается основателем первой монгольской династии Хунну». Хунну, по азиатским историям Дом Могул-хана, царствовал в западной половине Монголии, орда его стояла под Хангаем /близ Орхона/ владения его про­стирались от Калгана к северу за Байкал, к западу от Тарбага-тайских гор. Дун-ху, по азиатским историкам Дом Татар-хана, господствовал в восточной Монголии...»/49. -Т.1. -С.32/.

кой степи приходилось как бы заново начинать освоение экологической ниши. Поэтому правы те исследователи, которые говорят о том, что IX-VIII вв. до н. э. можно считать начальным этапом распространения нома­дизма на территории Казахстана /15. - С. 45/.

122 ••>.

С подсказки Н.Я.Бичурина мы переходим к восточным, в том числе казахским, источникам по рассматриваемой эпохе: «татрлар взора согысып, вбден ancipen, мезгиг келгенде мцюл тайпшшлары бвлшт вз ханзадаларынан К,ызыл Бут хан ба- ласы Кара ханды хан кетердг, - отмечает К.Халид. - Бул впген соц улы Ofj3 хан такха отырьт, татар ханы Душун мен Ке- шулмен Kefffdn, Тайынрун ханмен сошсып, оны втарген, Бул арада Душун хан aiin, бар кауымы Огуз ханш кцрады. Кешул коркып, 681 тактан безгп, татар хандыш жойылып, Огуз хан татар-моцюлш 6ipdeu хан болды». /247. - С.221/. Все восточ­ные источники дают подробное описание именно периоду Огуз- хана, чем мы и воспользуемся. «Огуз хан айналасында/ы кеп тайпаларды взше каратып, Иран, Туран патшасы Кашта-сыбты жец1п, эскерг Ирак, Ражам, араб жерлерте жеттг. Осытн дейт татар-монуол тайпалары квшпелг болып, тек бгр жерд1 орталыктуткан. Огуз хан кезтде ша/трлр/а кеды бвпшп. Хами, Турфан, Яркент, Хотан, Сагун, КршкаршаЬар- лары салынып, монюлгиа «эубальщ» - «алты ишйар» ататн... Балйыны да Огуз хан салып, мощолша «Балык» deudi, б1рак л>1лыми хаттарда сощы ерпш «х» етт ж1берген».

Время царствования Огуз-хана в Великой степи, вероятно, относится к концу I тыс. до н.э. Несмотря на то, что основная канва событий, связанных с деятельностью Огуз-хана, и дух повествования больше соответствуют эпохе зарождения кочев­ничества /в той его форме, в которой оно изучается историка­ми/, в эпическом цикле широко представлены древние мотивы /факт чудесного рождения, отцеубийство, походы Огуза в Иран, Сирию, Египет, Индию, Европу и т.д./. Вероятно, в цикл ле­генд об Огуз-хане вошли события, происходившие где-то в кон­це I тыс. до н.э. - в начале нашей эры, т.е. на стыке этих тыся­челетий.

Наследованная Огуз-ханом страна имела границы, соот­ветствующие границам государства легендарного Алаша-хана. «Летом он жил в горах Эрь-таге и Гер-таге, которые ныне зо­вутся Улуг-таг и Кичиг-таг, - пишет Абульгазы бахадур-хан об

123

отце Огуза Карахане, - а когда наступила зима, он проводил время в Кара-куме и на берегу Сыр. При Кара-хане подданные его сделались столь нечестивы, что между ними не было ни одного мусульманина» 16. - С. 18/.

Сравнивая эти материалы с предшествующими, например, времён Алаша-хана /IV-III тыс. до н.э./, можно утверждать, что места основных летних и зимних пастбищ в течение несколь­ких тысячелетий оставались без изменений. Таким образом, меридиональное направление кочевания с древнейших времён было определяющим фактором формирования хозяйства, быта и образа населения Казахстана.

Более реальные сюжеты из I тыс. до н.э. встречаются в по­вествованиях традиционных источников о династии Илхания /Жел-хан/- «Огыз хан дэулетшен 116 жыл патшалыктан сон к/азаболтн. ТарихтаОыгзханатынынерекшеаталуыныцвзг осыданболсакерек, - - Орнына баласы Кун хан отырьт,.мунан соцтуысы Аи хан, оньщтуысы Жулдыз хан, соцынан Мециг хан/ибнАйхан/, одан Теф хан/ибнЖулдыз хан/, оданЖелхан /ибн Кун хан/кезектест мираспен хан болыпты. Бул алтауы- ныцбилт осал болып, халыктыцвмгр^ толку мен emmi. Акщ>ы Жел хан кезтде моцюл мен татар бачтдг».

Вероятно, окончательное разделение тюрко-монгольских племён произошло при правлении вышеуказанного Жел-хана. Одновременно произошли процессы дальнейшего расселения апашских племен, часть которых оказалась в пограничных рай­онах с Китаем. Судя по содержанию казахских преданий Жел-хан жил в последние века I тыс. до н.э. и приходится дедом известного Модэ-шанью.1 «11 7жычдар шамасы бурынЖелхан влт, улы Tay/Tat/хан билшке келт, осы бетте будда дттщ орталыт таратылды. Содан Тибетте 6ip отхана салынып, орталъщетт брахмандар сонда турады. /Вероятно, речь идёт о ранней истории распространения буддизма в Средней и Цен­тральной Азии-Ж.Л./. Тауханайналасына эскер салып, Шыц шетте дейт барды. Бул уакытта Шыц кеп патшалыкка бштп, «уандык.» аталатын жекежнген тайпалары моцюл-



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: