Проблемы источниковедения 7 глава




В ходе движения на юго-западные регионы кочевники про­сочились и на территорию Египта. Как и в Шумере, первые государства в Египте возникали в виде храмовых. Первоначаль­ные общины-государства появились на р. Нил, вдоль ее север­ных долин и в борьбе этих общин сформировалось раннеполи-тическое устройство. Верхний Египет в рамках своего ското­водческого хозяйства выступил в данном противоборстве ве­дущей силой. Правители-фараоны постепенно приобрели сак­ральный ореол, как «сыны Солнца». Выработался особый ри­туал поклонения им, а также сложилась культовая традиция захоронения /гигантские пирамиды, являющиеся величествен­ным символом Древнего Египта/.

Уже в начале Древнего царства в Египте сложилась разви­тая централизованная система администрации, которая сыгра-

95

ла немаловажную роль в формировании специфических черт древнеегипетской общественной структуры. Какие народы со­здавали первые фундаменты Египетской государственности, откуда они пришли и как они назывались - неизвестно. «Отку­да и когда явились сюда первые поселенцы - вопрос неиссле­дованный; вероятно, они принадлежали к кавказскому племе­ни, и культура шла здесь с севера на юг вверх по реке, - писал немецкий историк О.Егер. - Отдельные общины, многочислен­ные округа, с наследственными князьями и рабами, которые появились вследствие порабощения первоначального тузем­ного населения» /99. - С.9/.

На рубеже XVTII-XVII вв. до н.э. территория Египта стала ареной действия гиксосов, племен имеющих явно централь-ноазиатское происхождение. Раннее появление гиксосов да­тируется около 2100 г. до н.э., они в течение 500 лет господ­ствовали в Египте. Время от времени они подкреплялись но­выми наплывами степных кочевников. Заслуга гиксосов со­стоит в том, что они познакомили Египет /как и касситы Ва­вилон/ с боевыми колесницами. Лошади, возможно, до того были известны в Египте, но запряженные в колесницы они впервые были представлены на Северной Африке гиксосами.

Период господства гиксосов стал отправным, несмотря на ряд разрушений, и упадка в начальном периоде, в превраще­нии Египта в великую империю Востока. О первоначальном страхе, охватившем местное население перед новым нашестви­ем свидетельствуют надписи в древних пергаментах /XVIII в. до н.э./ «Пророчество Нефертити»: «жрец и маг Нефертити отвечает на вопросы Снофру, царя Древнего царстваж Я ска­жу о том, что вижу. У меня нет обыкновения предрекать то, что не наступит. Река /Нил/ станет сушей Египта.... Азиаты-кочевники, и на востоке возникнут враги. Азиаты спустятся в Египет из-за отсутствия укреплений, и чужеземец будет нахо­диться рядом. Да просят они /азиаты/ воду, как обычно, что­бы напоить свой скот» /250. - С.18-19/.

Во времена правления Тугмоса III /в начале XV в. до н.э./ египетские войска совершили в Азию 17 походов. Была поко-

рена Сирия и Палестина, расширены южные пределы. Основу его большой армии составляли боевые колесницы, унаследо­ванные от гиксосов. В летописях Тутмоса III описывается его поход в Сирию: «Каждому был указан его походный строй, лошадь следовала за лошадью, а его величество / Тутмос III/ во главе своего войска...его величество отправился на золотой колеснице, украшенный своим боевым оружием, как бог Гор...» /250.-С29-30/.

И в последующем Египет всегда попадал под власть чужих династий: в X в. до н.э. правила ливийская династия /из наем­ных солдат/, в VI в. /с 525 г. до н.э. до 404 г. до н.э./ господствова­ла Ахеменидская династия, затем Египет стал одной из гречес­ких провинций и центром эллинистической культуры.

В начале II тыс. до н.э. на территории Западной Азии по­явились новые государства, сыгравшие важную роль в древ­нейшей истории Востока. Речь идет о хеттах, ассирийцах, митанийцах и др., а также созданных ими государствах.

Хеттское государство, возникшее в начале П тыс. появилось «в ходе инфильтрации индоевропейцев в зону расселения оби­тавших там племен» /70. - Т.1. - С.121/. В генезисе этого госу­дарства ярко выступали миттанийские черты. Дело в том, что на территорию Западной Азии коневодческие формы хозяй­ства, боевые колесницы, запряженные лошадьми, боевой по­рядок были внесены миттанийскими племенами. Им принадле­жит заслуга строительства первого протогосударства. С упад­ком Митгании в XW в. до н.э. она попала под власть хеттов, царство достигло наивысшего развития. Традиционное ското­водческое хозяйство с развитым коневодством позволило хет­там создать сильную и боеспособную армию. Хетты господ­ствовали в районе Восточного Средиземноморья, вплоть до границ Египта, и в XTV в. вышли к границам Эгейского моря.

Главной характеристикой политического строя хеттов было обожествление власти правителя, которого называли «Солн­це». В государстве заметное влияние играли представители родоплеменной знати. В культурном развитии /письменность,

97

законы/, хетты многое взяли из Вавилонии. В древнем Восто­ке хетты прославились по двум направлениям производствен­ной культуры: во-первых, сильное коневодство /известен трак­тат о коневодстве содержащий правила выращивания и тре­нинга лошадей/*.

Во-вторых, они прославились успехами в бронзолитейном деле. От них берет начало и победа железа в Западной Азии, т.е. хетты основоположники древней металлургии Западной Азии./70.-Т.1.-С.122/.

Одновременно с хеттским государством появилась и Асси­рия. Немаловажное воздействие на становление Ассирии ока­зали касситские завоевания в Западной Азии и торговля. Здесь особенное влияние оказала транзитная торговля, способство­вавшая расцвету гАшшур, столицы Ассирии. В начале I тыс. до н.э. после падения хеттов Ассирия стала крупной державой древности /потеснив Вавилон на востоке и Урарту на севере, подчинив районы Восточного Средиземноморья/. В конце кон­цов Ассирии удалось разгромить Вавилон в 729 г. до н.э. при царе Тиглатпаласаре III. Наивысшего расцвета Асси­рия достигла в VII в. до н.э.

Современная археология предполагает, что заселение Ин­дии скотоводами и земледельцами в эпоху неолита шло с севе­ра. Многие предметы материальной культуры, включая брон-золитейное дело, градостроительство, ирригацию, позволяют проводить аналогии с развитой Шумерской культурой в Месо­потамии. Безусловно, между Шумером и Мохенджо-Даро, а также культурными очагами Средней Азии существовали тес-

*Безусловно, хетты были мастерами колесниц. Во многих древнейших письменностях Востока упоминаются лошади, особенно в эпоху хеттов. Царь хеттов Хатта-сали пишет письмо правителю Вавилона и не забы­вает о лошадях: «в стране моего брата лошадей больше, чем соломы» / Ковалевская В.Б. Конь и всадник - С.36/. Один из известных памятников хеттской культуры «Трактат о коневодстве». Правда, это сочинение было составлено миттанийцем Киккули/XIVв.до н.э./служившим глав­ным конюшним/по тюрк.трад.-«акташы»/при хеттских царях/Исто­рия Древнего Востока. - М.,1979. - С.138/

ные торговые отношения. Развитая городская культура, извест­ная как Хараппа и Мохенджо-Даро, могла возникнуть только на торговых путях, как об этом мы уже сказали. Погребения времен первой династии Ура /около XXV в. до н.э./ свидетель­ствуют об исключительной роли торговых взаимоотношений между центрами древней культуры: золото и сердоликовые бусы с Индостана, лазурит - из копей Бадахшана в Северном Афганистане. Ур был портом морской торговли с Индией. Высоконосые шумерские корабли, связанные из длинных трос­тниковых стволов и промазанные естественным асфальтом, с парусом из циновок на мачте из толстого тростника, плавали вдоль берегов Персидского залива... и далее в Индийский океан/116.-ТЛ.-С.60/.

Само появление административно-торгового центра пред­полагает расширение земледельческой периферии, необходи­мой для поддержки города /в первую очередь - обеспечение пищей администраторов, жрецов, воинов и ремесленников/. Вместе с тем, можно предположить и раннее проникновение племен Евразийских степей в пределы Индии. Речь идет о па­мятниках в долине Инда Ш тыс. до н.э., известных в науке как культура Мохенджо-Даро. Поскольку древняя письменность, обнаруженная в этом раннем очаге урбанизации, до сих пор не расшифрована, трудно напрямую связать возникновение этой цивилизации с миграциями с севера.

История Древнего Китая обеспечена гигантским коли­чеством источников, как письменных /включая надписи на панцирях черепах/, так и массовых археологических. Ки­тайская цивилизация с самого начала была письменной цивилизацией, сыгравшей в культурно-историческом раз­витии Восточной Азии огромную роль.

В rV-Щ тыс. до н.э. в Северном Китае складывается ряд нео­литических комплексов, наиболее изученным из которых яв­ляется яншаоский - с основным ареалом распространения в районе бассейна р. Вэй и среднего течения Хуанхэ до долины Янцзы. Характеризуемые расписной керамикой, полуоседлым

99

неполивным подсечным земледелием /просо/ и одомашни­ванием целого ряда животных /свиньи, козы, овцы, собаки, куры и крупный рогатый скот/ культура Яншао типологи­чески относится к развитому неолиту /70. - Т.1. - С.145/.

Государственная история Китая началась почти одновре­менно с Ближним Востоком. Интересно то, что самая ранняя производящая культура появилась на территории северо-за­падного Китая, в бассейне реки Хуанхэ, на стыке с миром степ­ных народов Евразии. Специалисты считают возможным про­ведение генетической связи культуры Яншао /керамика, зер­новые культуры, процесс одомашнивания скота/ с аналогич­ными культурами западных районов.

Вероятно, инфильтрация с запада скотоводческих групп, длившаяся на века и тысячелетия, была не массовой, а по­этапной и незаметной. Тем не менее, кардинальные преоб­разования в области материальной культуры объясняются именно влиянием извне.

К проблеме индоевропейской прародины. Судя по всему, возникновение первых крупных очагов Восточной цивили­зации надо связывать с историческими процессами внутри континента. Первоначальные, исходные толчки шли из степ­ных регионов, обитателями которых были коневодческие этносы. На наш взгляд, проблема эта связана с вопросом о возможной степной прародине индоевропейцев. Правда, этот вопрос чрезвычайно запутан и иногда противоречит самой простой логике.

Таковым является гипотеза о переднеазиатской прародине индоевропейцев /Гамкрелидзе-Иванов/. Эта гипотеза предпо­лагает двойное /иногда и тройное/ движение племен с перво­начальной территории распространения до исторических мест их обитания. «Носители «древнеевропейских» диалектов на­правляются с первоначальной территории их обитания в Пе­редней Азии, очевидно, через Центральную Азию и далее на запад повторными миграционными волнами и расселяются в

промежуточном ареале Причерноморья и Приволжья, где об­разуют в течение определенного периода особую диалектную общность», - пишет Т.В.Гамкрелидзе /75. - С.363/.

Затем, по мнению авторов этой гипотезы, индоевропей­цы со своей второй родины /ее обрели они в III тыс. до н.э./ в конце II тыс. до н.э. отправляются в путешествие в запад­ном направлении, оттесняя местное доиндоевропейское на­селение. В ходе этих миграций возникли отдельные языко­вые группы как дальнейшее развитие общего индоевропей­ского праязыка. Такая сложная судьба была уготована также индоариям и тохарам. «Прототохары» обитали на Ближнем Востоке уже в III тыс. до н.э. откуда они мигриро­вали в исторические места расселения /76. - С. 16/.

В данной гипотезе уязвимо само отождествление тохаров с гугиями /гути-кути-токри/ Ближнего Востока. Это гипотетичес­кое тождество и высказанное ими предположение о возмож­ном движении тохар с Передней Азии, через Восточную Евро­пу, а затем в приволжские и прикаспийские степи в Ш-Н тыс. до н.э. не укладывается в реальную картину и противоречит многим фактам. Очевидно, что между Передней Азией /прароди­на/ и местами исторического расселения их /Европа, Восточ­ный Туркестан /тохары/, Индия и Иран/ лежали территории и культуры многих неиндоевропейских народов. Как можно было просочиться между ними, сохранив свои культурные и антропологические, а самое главное, языковые основы?!

Более объективны в своих поисках индоевропейской пра­родины М.Гимбутас и её последователи, которые говорят о необходимости поиска прародины в восточном направлении, в регионе Северного Причерноморья. Этот регион совпадает с ареалом распространения древнеямной /курганной/ археоло­гической культуры ранних коневодов. Эта гипотеза хорошо согласовывается с утвердившимся мнением о том, что ранние индоевропейцы были скотоводами-пастухами, а не оседло-зем­ледельческим населением. Гипотеза М.Гимбутас подтвержда­ется материалами по энеолиту Северного Причерноморья и

Поволжья. Следует только дополнить эту убедительную в це­лом гипотезу материалами по восточным регионам, в частно­сти, по Казахстану.

К настоящему времени из-за неизученности памятников позднего камня /неолит/ и медно-каменной эпохи /энеолит/ мы не можем однозначно связывать ранние миграции ин­доевропейских народов с территорией Казахстана. Одна­ко, очевидно, что энеолитическое население Казахстана было связано, с одной стороны, со среднеазиатским оча­гом древней цивилизации, а с другой - с Северным Причер­номорьем и Поволжьем. Последний регион вообше необ­ходимо рассматривать как маргинальную окраину степно­го мира, только в контексте с восточными степями.

Открытие серии энеолитических памятников на террито­рии Северного Казахстана изменило наше общее представле­ние о ходе историко-культурного процесса в данной террито­рии /и в более широких ареалах/, в IV-III тыс. до н.э. Благодаря открытию Ботая и др. памятников стало возможным выделить в степной части Казахстана, наряду с Поволжьем и Северным Причерноморьем, еще одного древнего очага пастушеской /отчасти земледельческой/ культуры. Эти материалы в этноис-торическом плане требуют более обширной интерпретации особенно, когда дело касается освоения новых пространств, в расширении связей с внешним миром, в распостронении про­грессивных достижении степного энеолитического хозяйства.

Расселение индоевропейских народов проходило в форме экспансии степных племён в Юго-Восточную Европу и в Ана­толию в период энеолита и ранней бронзы. Вполне возможно,

что эти передвижения носили перманентный характер. В на-чальном периоде в ходе движения индоевропейцев на юг и

запад с коренных мест обитания, вероятно, были вытеснены шумеры и другие народы. Постепнно занимая самые выгод­ные плацдармы /в маргинальных зонах/ индоевропейцы в

III тыс. до н.э. и сами включились во все вторжения в оседлые регионы. Ранними индоевропейцами в Передней Азии были

миттанийцы, хетты и др. К более поздним относятся пересе­ления германских, кельтских, балтийских и славянских групп в западном направлении, иранцев и индийцев /ариев/ - в во­сточном. Локализация прародины индоевропейских народов в довольно узкой полосе степной Евразии в IV-III тыс. до н.э. позволяет объяснить существование общей лексики для обо­значения домашних растений, животных, а также терминов, связанных с древней металлургией бронзы, терминов, обо­значающих колесный транспорт*. Одними из ключевых слов в общем индоевропейском праязыке являются родственные слова обозначающие лошадь /peku/. Примечательно, что это информативное общеиндоевропейское слово «лошадь» бе­рет начало со степного «алаша am», семантика которого свя­зана с широко распространёнными понятиями в среде степ­ных народов с самых древнейших времен /алаша-ат, алашык /лачуга/, алаша, аламан и т.д./. В казахском историческом фольклоре, как и у многих центрально-азиатских, тюрко-мон-гольских народов сохранилось значительное количество терминов яфетического прошлого.

К происхождению слова «лошадь». Индоевропейским эквивалентом этого слова (лошадь) является «to alogon», полу­чивший специальное значение «лошадь» уже в папирусах в самом начале нашей эры. Э.Бенвенист считает, что фор­ма to alogon является сингулятивом от to aloga «живот­ные», «неразумные - о животных самых привычных, са­мых полезных, т.е. о лошадях» /42. - С.46/.

*Об индоевропейских прародинах: «За период, чем в 150 лет поиска индоевропейской прародины не привели к решению, которое было бы при­нято за пределами группы сторонников конкретной концепции... Нет со­мнений по поводу того, что прародина была в конце концов обнаружена, ведь ее искали повсюду - от Северного полюса до Южного и от А тланти-ческого океана до Тихого. С точки зрения хронологии прародину помещали как угодно - начиная с 100000 г. до н.э. и до 1600 г до. н.э.» /с.60. Дж.П.Мэллори. Индоевропейские прародины // ВДИ. 1997, №1/.

Интересно следующее его утверждение: «значительная часть названий животных являются именами собирательными», в связи с интерпритацией латинского термина «animalia».B индо-иранском, италийском и германском более употребляем термин «Peku» (Pekus), первоначально означавший «личное движимое имущество», а затем «скот». «Peku» находится в се­мантическом тождестве с понятием «алаша от», представляя его перевод - «пегий», «пегас» и т.д. /См. приложение к этому тому: «Пеголошадные пионеры степной цивилизации Евра­зии»/.

«Яфетическое прошлое» - производное от «яфетической те­ории». Автор этой теории академик Н.Я.Марр доказывал даль­нее родство индоевропейских языков с тюркскими и семитс­кими языками. От первоначального яфетического единства вначале отделились тюрки и финны /т.е. урало-алтайская язы­ковая семья/. Они сохранили древние основы единого языка. Индоевропейцы и семиты по пути своего движения /расселе­ния/ претерпели серьезную трансформацию. «Яфетическое» от имени Яфета младшего сына пророка Ноя /173.- С.93/.

Говоря о Великом степном поясе Евразии, вероятно, сле­дует связывать его не только с индоевропейской прародной, но и еще с более широким кругом проблем. Возможно, ключ к объяснению общеностратической /яфетической/ основы Евра­зийской культуры следует искать в степных просторах.

Насколько мы можем судить, расселение индоевропейских народов было многоэтапным и постепенным процессом, охва­тывающим все новые районы Европы и Центральной Азии. Вероятно, самые активные переселения шли в конце IV - нача­ле III тыс. до н.э., после чего в Великой степи наступает период относительного затишья и стабильности. В социальном плане это привело к укреплению таких форм общежития как племе­на или же союзы племен. Племена состояли из нескольких ро­довых общин, объединённых не только родством, но и терри­ториальной близостью, генеалогическими узами, однородным хозяйством, диалектом и культурно-бытовыми особенностями.

105

Одновременно происходит усиление потестарной структуры, основанной на этносоциальной организации. О появлении ран­него государства на территории Казахстана в эту очень ран­нюю эпоху /III тыс. до н.э./ говорят некоторые фрагменты ка­захского шежире: «К&ратаудан epi карай асындар. Улытау, Шттаудегентауларбар, Кщ>акенг1р,ЖезЫкенг1р, Кудайберд1 деген жерлерге барып, гргетеут, салыксалындар. Ак^найза- ньщ ушымен, ак, бигектщ куштен ел болуды, журт болуды ойлан$ар. Кундерд1якунтде осы бала хан болады, сендер кцра- ша боласъифар, «Хан adui болса, караша табанды болса, кцра жердей кеме журггзед1 деген», - деп аксакалдар батасын берт, ж1г1ттерд1 журггзт жгберттг. Актау, Ортаудан асып, Шу мен Сарысуды квктей emin, Майкы бидщайткан жерте келт, -уйк^гны бузып жылкы алды, куймет бузып кыз алды. Keui endi кешжвнекеи алды, ереуш елдг отыршн жер1не шапты. <Эз ал-дына мал малданып, жан жанданып, уйлг-баранды болды. Сатусыз дуние, калынсыз кыз ала бастатн соц, ел болмаска немене». Шежире повествует о ранних обитателях Великой степи, вступивших уже в путь формирования государства, что выражается казахскими словами «ел болу, журт болу». К дока­зательствам, свидетельствующим о древности цикла легенд об Алаша-хане, мы еще вернемся. В них отражены отголоски древних представлении казахов о своем прошлом, о своих пер-вопредках, обитавших в Великой степи в эпоху энеолита и ран­ней бронзы. В это время складывается общность коневодчес­ких племен, идет формирование основных параметров этно­социальной структуры и усиление потестарно-политических институтов.

Мы располагаем очень мизерным количеством фактичес­ких материалов, чтобы делать выводы о всех разнообразных изменениях, произошедших в развитии хозяйства степных пле­мен в древнюю эпоху. Но, все же, мы склонны думать, что пле­мена, обитавшие в центральной части Казахстана, связанные на юге с оседлыми регионами Средней Азии, а на севере - с полуоседлыми коневодами Урал о-Иртышского междуречья в начале II тыс. до н.э. первыми создали комплексное хозяйство,

сочетающее скотоводство, земледелие и высокоразвитую ме­таллургию. Переход от охотничье-коневодческого хозяйства к полуоседлому комплексному сопровождался, по видимому, ростом населения и формированием крупных культурных общностей.*

Изменения, происходившие в хозяйстве и в быту племен центральных регионов Казахстана, связаны, в первую очередь, с прогрессирующей аридностью климата. Еще в конце III тыс. до н.э. в ней установился «сухой и жаркий климат /ксеро- терм/, перепад в зональности ландшафта составлял! 50-200 км» /107. - С.172/. Уменьшаются стоки многих рек, усыхают над­пойменные террасы, понижаются уровни озер и т.д. Наступа­ющая аридизадия территории заставила население степных просторов Казахстана искать какие-то формы адекватного от­вета на вызов природы. На наш взгляд, именно поиском опти­мальных путей выхода из кризиса определяется переход к комп­лексному хозяйству. В первой половине II тыс. до н.э. раскрылся весь потенциал культуры эпохи бронзы Великой степи /наи­более крупные очаги комплексного хозяйства эпохи бронзы расположены на всем пространстве полупустынных и степ­ных равнин Казахстана/. Границы культуры вышли за его рам­ки, постепенно охватывая близлежащие лесостепные, оседлые регионы, маргинальные зоны. О расцвете культуры свидетель­ствуют крупные поселения (протогородская цивилизация), яр­кие культовые сооружения, металлургические центры, высо­кий уровень социального развития. Даже в Евразийском мас­штабе культура эпохи бронзы Казахстана представляется зна­чительной и яркой. Бурное развитие металлургии и скотовод­ства привели к росту производительности и усиленной специ­ализации общественного труда, к крупным изменениям в об­щественной жизни.

*Алаш - в монгольском языке одно из значений этого слова - «охот­ник». -См. «Монгол-казах толь» (Б.Базылхан. Монгольско-казахский сло­варь. - Олгий, 1984. ~ С.27; «Апаач I. Агдиы: 2. Олгтргш, кыршш»). Безусловно, это не самый веский довод для вышесказанного утвержде­ния, но тем не менее предполагает участие в процессе формирования ранних степных общностей охотничьих групп.

С другой стороны, уплотнения /концентрация/ населения в долинах степных рек, мощный демографический рост, связан­ный с обеспеченностью продуктами питания и относитель­ной безопасностью населения, привели к активным миграциям жителей степи. По видимому, этому процессу были особенно подвержены племена коневодов междуречья Урала - Иртыша т. е., Северного Казахстана. Археологические исследования на энеолитических памятниках Северного Казахстана /Ботай/ по­казывают, что население двояко отреагировало на наступаю­щий кризис. «Часть населения, сохранившая табуны, начала миграцию в поисках сходных с ботайскими зон обитания..., другая часть населения не смогла сохранить традиционный культурно-хозяйственный тип, социальная структура дегра­дировала. Небольшими семейными коллективами оно рассре-дочилось по долинам рек. Вновь на первое место в хозяйстве вышли рыболовство и охота» /108. - С. 176-177/.

Таким образом, в результате распада энеолитического хо­зяйственно-культурного комплекса, основанного на широком повсеместном господстве коневодства, во II тыс. н.э. на тер­ритории Казахстана и близлежащих регионов сложились две этнокультурные общности. Западная, сформировавшаяся между Днепром и Волгой, охватившая Западный Казахстан, получила в археологической литературе название «срубной культуры» /по способу погребения в срубах/. Восточная, от­носящаяся к степной зоне Казахстана, включая южную Си­бирь, по месту первого выявления называется «андроновс-кой». Основой комплекса культур эпохи бронзы стало освое­ние бронзолитейного производства, резко улучшившее ка­чество орудии труда и оружия, появление конской упряжи и легких боевых колесниц, культ огня, переросшее впослед­ствии в зороастризм, героический эпос и т. д.

Как свидетельствуют материалы, в конце III - начале II тыс. до н.э. в обширных регионах Великой степи в результате ари-дизации возник ряд противоречий. Перед дальнейшим ростом производства и населения преградой встала ухудшение при­родной среды. Уже в начале П тыс. до н.э. перенаселенность и

\ 07

в этой связи возникший избыток населения налегли на про­изводительные силы, что заставило ряд групп из числа степ­ных племен, предпринять миграции на запад и юг. Вероят­но, следует говорить о начале нового витка миграционной активности /одновременно экспансии/ народов Великого степного пояса.

Как известно, в земледельческих оазисах Востока первыми оказались народы шумерского круга. С ними связано начало становления древнейших цивилизаций /Шумер, Египет, Мо-хенджо-Даро/, некоторые материалы позволяют говорить о сильном влиянии первой волны на становление Китайской цивилизации. Вторая волна миграции связана с распадом ин­доевропейской общности в конце IV - Ш тыс. до н.э. /116. - Т.1. -С.331/. Индоевропейцы распространяются на юго-запад Ев­ропы /греки, фракийцы/, на юг, т.е. в Малую Азию /хетты и дрУ, на запад Европы /кельты и др/ более поздними считают­ся движения племен в Западную Европу /германские племе­на/, а также в леса Прибалтики /литовцы и латыши/.

Таким образом, миграции II тыс. до н.э. как бы составляют третью волну. Характер движения степных племен, направле­ния маршрутов, особенности быта, и как результат - появив­шийся в ходе завоеваний оседлых регионов симбиоз, свидетель­ствуют о существовании определенной закономерности. Исто­рики, рассматривая различные факторы миграции, особо под­черкивают социоэкономические и демографические. На наш взгляд, на активность степных народов оказывают сильное воз­действие системные коллапсы аборигенных культур Востока. Причины часто повторяющихся этнополитических кризисов в тех регионах, которые граничат с миром степных народов, объяснить трудно, но образовывающиеся при этом вакуумы очень притягательны. Причины перманентных вторжений степ­ных племен связаны с вызовами по большей части извне, со стороны их оседлых соседей. Во всяком случае, в факте массо­вого вторжения индоарийских и иранских племен во П тыс. до н.э. на юг и юго-восток искать каких-либо завоевательных мо­тивов сложно. Проникновение их в Индию и Иран происходи-

ло постепенно и медленно, взаимодействие их с местным на­селением проходило мирно и безболезненно. Но в то же время результаты этого движения для местных культур были рево­люционными.

Роль арийских племен в формировании древнеиндийской цивилизации в науке бесспорна. Примерно в XIV-XIII вв. до н.э. начинается крупномасштабное проникновение арийских скотоводческих племен на территорию Северной Индии. Ма­лочисленное, но сильно организованное объединение арийцев на повозках и колесницах проложили путь в долину Инда и Ганга.

Арии внесли в спокойный мир древних дравидов, в их мат-риархально-общественный быт много нового. Знакомство с металлом, ирригационные устройства, развитое ремесло - все это вкупе способствовало быстрому и успешному утвержде­нию арийцев в Индии. Арийская религиозная культура и ми­фология, особое отношение к природным культам с жертвоп­риношениями, ведущая роль жрецов-брахманов и развитая форма социальной структуры выдвинули в этой цивилизации на первое место религиозно-духовные ценности.

С приходом арийцев в Индии складывается новый миропо­рядок надолго определяющий дальнейшее его общественное развитие и исторический путь индийской цивилизации.«...ин­тересно и даже удивительно, когда подумаешь об этом длитель­ном и непрерывном существовании индийской культуры и ци­вилизации, возникших на истории и сохранявшихся на протя­жении веков вплоть до наших дней, - писал Дж. Неру, - Мы, возможно, происходим по прямой линии от тех людей, кото­рые в древности спустились через горные проходы с северо-запада в улыбающиеся долины страны. Не видишь ли ты, как они со своими повозками спускаются с горных перевалов в неведомые земли внизу? Храбрые, преисполненные духа при­ключений, они дерзко шли вперед, не страшась того, что их ждало» 190.-Т.1.-С.44-45/.

В древних сказаниях индийцев сохранились воспоминания об этом времени, как о «Золотом веке». В те времена у них не

109

было ни разделения по сословиям и кастам, ни имущественно­го неравенства. Одним словом, вырисовывается картина пас­тушеской идиллии, и что в самом деле имело место: «Те люди делали все, как хотели, были счастливы. Не было у них ни за­кона, ни беззакония, и не было между этими людьми никаких различий... Не было тогда различий по кастам и по образу жизни, и не было смешения каст. /Они/ не руководствовались любовью или ненавистью друг к другу. От рождения они были одинаково красивыми и долголетними, не разделялись на знат­ных и низких, были счастливы и не знали печали». /Из древне­го источника Ваю-Пурано «Древние сказание бога ветра»/ /250. -С.77/.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: