В ходе движения на юго-западные регионы кочевники просочились и на территорию Египта. Как и в Шумере, первые государства в Египте возникали в виде храмовых. Первоначальные общины-государства появились на р. Нил, вдоль ее северных долин и в борьбе этих общин сформировалось раннеполи-тическое устройство. Верхний Египет в рамках своего скотоводческого хозяйства выступил в данном противоборстве ведущей силой. Правители-фараоны постепенно приобрели сакральный ореол, как «сыны Солнца». Выработался особый ритуал поклонения им, а также сложилась культовая традиция захоронения /гигантские пирамиды, являющиеся величественным символом Древнего Египта/.
Уже в начале Древнего царства в Египте сложилась развитая централизованная система администрации, которая сыгра-
95
ла немаловажную роль в формировании специфических черт древнеегипетской общественной структуры. Какие народы создавали первые фундаменты Египетской государственности, откуда они пришли и как они назывались - неизвестно. «Откуда и когда явились сюда первые поселенцы - вопрос неисследованный; вероятно, они принадлежали к кавказскому племени, и культура шла здесь с севера на юг вверх по реке, - писал немецкий историк О.Егер. - Отдельные общины, многочисленные округа, с наследственными князьями и рабами, которые появились вследствие порабощения первоначального туземного населения» /99. - С.9/.
На рубеже XVTII-XVII вв. до н.э. территория Египта стала ареной действия гиксосов, племен имеющих явно централь-ноазиатское происхождение. Раннее появление гиксосов датируется около 2100 г. до н.э., они в течение 500 лет господствовали в Египте. Время от времени они подкреплялись новыми наплывами степных кочевников. Заслуга гиксосов состоит в том, что они познакомили Египет /как и касситы Вавилон/ с боевыми колесницами. Лошади, возможно, до того были известны в Египте, но запряженные в колесницы они впервые были представлены на Северной Африке гиксосами.
Период господства гиксосов стал отправным, несмотря на ряд разрушений, и упадка в начальном периоде, в превращении Египта в великую империю Востока. О первоначальном страхе, охватившем местное население перед новым нашествием свидетельствуют надписи в древних пергаментах /XVIII в. до н.э./ «Пророчество Нефертити»: «жрец и маг Нефертити отвечает на вопросы Снофру, царя Древнего царстваж Я скажу о том, что вижу. У меня нет обыкновения предрекать то, что не наступит. Река /Нил/ станет сушей Египта.... Азиаты-кочевники, и на востоке возникнут враги. Азиаты спустятся в Египет из-за отсутствия укреплений, и чужеземец будет находиться рядом. Да просят они /азиаты/ воду, как обычно, чтобы напоить свой скот» /250. - С.18-19/.
Во времена правления Тугмоса III /в начале XV в. до н.э./ египетские войска совершили в Азию 17 походов. Была поко-
рена Сирия и Палестина, расширены южные пределы. Основу его большой армии составляли боевые колесницы, унаследованные от гиксосов. В летописях Тутмоса III описывается его поход в Сирию: «Каждому был указан его походный строй, лошадь следовала за лошадью, а его величество / Тутмос III/ во главе своего войска...его величество отправился на золотой колеснице, украшенный своим боевым оружием, как бог Гор...» /250.-С29-30/.
И в последующем Египет всегда попадал под власть чужих династий: в X в. до н.э. правила ливийская династия /из наемных солдат/, в VI в. /с 525 г. до н.э. до 404 г. до н.э./ господствовала Ахеменидская династия, затем Египет стал одной из греческих провинций и центром эллинистической культуры.
В начале II тыс. до н.э. на территории Западной Азии появились новые государства, сыгравшие важную роль в древнейшей истории Востока. Речь идет о хеттах, ассирийцах, митанийцах и др., а также созданных ими государствах.
Хеттское государство, возникшее в начале П тыс. появилось «в ходе инфильтрации индоевропейцев в зону расселения обитавших там племен» /70. - Т.1. - С.121/. В генезисе этого государства ярко выступали миттанийские черты. Дело в том, что на территорию Западной Азии коневодческие формы хозяйства, боевые колесницы, запряженные лошадьми, боевой порядок были внесены миттанийскими племенами. Им принадлежит заслуга строительства первого протогосударства. С упадком Митгании в XW в. до н.э. она попала под власть хеттов, царство достигло наивысшего развития. Традиционное скотоводческое хозяйство с развитым коневодством позволило хеттам создать сильную и боеспособную армию. Хетты господствовали в районе Восточного Средиземноморья, вплоть до границ Египта, и в XTV в. вышли к границам Эгейского моря.
Главной характеристикой политического строя хеттов было обожествление власти правителя, которого называли «Солнце». В государстве заметное влияние играли представители родоплеменной знати. В культурном развитии /письменность,
97
законы/, хетты многое взяли из Вавилонии. В древнем Востоке хетты прославились по двум направлениям производственной культуры: во-первых, сильное коневодство /известен трактат о коневодстве содержащий правила выращивания и тренинга лошадей/*.
Во-вторых, они прославились успехами в бронзолитейном деле. От них берет начало и победа железа в Западной Азии, т.е. хетты основоположники древней металлургии Западной Азии./70.-Т.1.-С.122/.
Одновременно с хеттским государством появилась и Ассирия. Немаловажное воздействие на становление Ассирии оказали касситские завоевания в Западной Азии и торговля. Здесь особенное влияние оказала транзитная торговля, способствовавшая расцвету гАшшур, столицы Ассирии. В начале I тыс. до н.э. после падения хеттов Ассирия стала крупной державой древности /потеснив Вавилон на востоке и Урарту на севере, подчинив районы Восточного Средиземноморья/. В конце концов Ассирии удалось разгромить Вавилон в 729 г. до н.э. при царе Тиглатпаласаре III. Наивысшего расцвета Ассирия достигла в VII в. до н.э.
Современная археология предполагает, что заселение Индии скотоводами и земледельцами в эпоху неолита шло с севера. Многие предметы материальной культуры, включая брон-золитейное дело, градостроительство, ирригацию, позволяют проводить аналогии с развитой Шумерской культурой в Месопотамии. Безусловно, между Шумером и Мохенджо-Даро, а также культурными очагами Средней Азии существовали тес-
*Безусловно, хетты были мастерами колесниц. Во многих древнейших письменностях Востока упоминаются лошади, особенно в эпоху хеттов. Царь хеттов Хатта-сали пишет письмо правителю Вавилона и не забывает о лошадях: «в стране моего брата лошадей больше, чем соломы» / Ковалевская В.Б. Конь и всадник - С.36/. Один из известных памятников хеттской культуры «Трактат о коневодстве». Правда, это сочинение было составлено миттанийцем Киккули/XIVв.до н.э./служившим главным конюшним/по тюрк.трад.-«акташы»/при хеттских царях/История Древнего Востока. - М.,1979. - С.138/
ные торговые отношения. Развитая городская культура, известная как Хараппа и Мохенджо-Даро, могла возникнуть только на торговых путях, как об этом мы уже сказали. Погребения времен первой династии Ура /около XXV в. до н.э./ свидетельствуют об исключительной роли торговых взаимоотношений между центрами древней культуры: золото и сердоликовые бусы с Индостана, лазурит - из копей Бадахшана в Северном Афганистане. Ур был портом морской торговли с Индией. Высоконосые шумерские корабли, связанные из длинных тростниковых стволов и промазанные естественным асфальтом, с парусом из циновок на мачте из толстого тростника, плавали вдоль берегов Персидского залива... и далее в Индийский океан/116.-ТЛ.-С.60/.
Само появление административно-торгового центра предполагает расширение земледельческой периферии, необходимой для поддержки города /в первую очередь - обеспечение пищей администраторов, жрецов, воинов и ремесленников/. Вместе с тем, можно предположить и раннее проникновение племен Евразийских степей в пределы Индии. Речь идет о памятниках в долине Инда Ш тыс. до н.э., известных в науке как культура Мохенджо-Даро. Поскольку древняя письменность, обнаруженная в этом раннем очаге урбанизации, до сих пор не расшифрована, трудно напрямую связать возникновение этой цивилизации с миграциями с севера.
История Древнего Китая обеспечена гигантским количеством источников, как письменных /включая надписи на панцирях черепах/, так и массовых археологических. Китайская цивилизация с самого начала была письменной цивилизацией, сыгравшей в культурно-историческом развитии Восточной Азии огромную роль.
В rV-Щ тыс. до н.э. в Северном Китае складывается ряд неолитических комплексов, наиболее изученным из которых является яншаоский - с основным ареалом распространения в районе бассейна р. Вэй и среднего течения Хуанхэ до долины Янцзы. Характеризуемые расписной керамикой, полуоседлым
99
неполивным подсечным земледелием /просо/ и одомашниванием целого ряда животных /свиньи, козы, овцы, собаки, куры и крупный рогатый скот/ культура Яншао типологически относится к развитому неолиту /70. - Т.1. - С.145/.
Государственная история Китая началась почти одновременно с Ближним Востоком. Интересно то, что самая ранняя производящая культура появилась на территории северо-западного Китая, в бассейне реки Хуанхэ, на стыке с миром степных народов Евразии. Специалисты считают возможным проведение генетической связи культуры Яншао /керамика, зерновые культуры, процесс одомашнивания скота/ с аналогичными культурами западных районов.
Вероятно, инфильтрация с запада скотоводческих групп, длившаяся на века и тысячелетия, была не массовой, а поэтапной и незаметной. Тем не менее, кардинальные преобразования в области материальной культуры объясняются именно влиянием извне.
К проблеме индоевропейской прародины. Судя по всему, возникновение первых крупных очагов Восточной цивилизации надо связывать с историческими процессами внутри континента. Первоначальные, исходные толчки шли из степных регионов, обитателями которых были коневодческие этносы. На наш взгляд, проблема эта связана с вопросом о возможной степной прародине индоевропейцев. Правда, этот вопрос чрезвычайно запутан и иногда противоречит самой простой логике.
Таковым является гипотеза о переднеазиатской прародине индоевропейцев /Гамкрелидзе-Иванов/. Эта гипотеза предполагает двойное /иногда и тройное/ движение племен с первоначальной территории распространения до исторических мест их обитания. «Носители «древнеевропейских» диалектов направляются с первоначальной территории их обитания в Передней Азии, очевидно, через Центральную Азию и далее на запад повторными миграционными волнами и расселяются в
промежуточном ареале Причерноморья и Приволжья, где образуют в течение определенного периода особую диалектную общность», - пишет Т.В.Гамкрелидзе /75. - С.363/.
Затем, по мнению авторов этой гипотезы, индоевропейцы со своей второй родины /ее обрели они в III тыс. до н.э./ в конце II тыс. до н.э. отправляются в путешествие в западном направлении, оттесняя местное доиндоевропейское население. В ходе этих миграций возникли отдельные языковые группы как дальнейшее развитие общего индоевропейского праязыка. Такая сложная судьба была уготована также индоариям и тохарам. «Прототохары» обитали на Ближнем Востоке уже в III тыс. до н.э. откуда они мигрировали в исторические места расселения /76. - С. 16/.
В данной гипотезе уязвимо само отождествление тохаров с гугиями /гути-кути-токри/ Ближнего Востока. Это гипотетическое тождество и высказанное ими предположение о возможном движении тохар с Передней Азии, через Восточную Европу, а затем в приволжские и прикаспийские степи в Ш-Н тыс. до н.э. не укладывается в реальную картину и противоречит многим фактам. Очевидно, что между Передней Азией /прародина/ и местами исторического расселения их /Европа, Восточный Туркестан /тохары/, Индия и Иран/ лежали территории и культуры многих неиндоевропейских народов. Как можно было просочиться между ними, сохранив свои культурные и антропологические, а самое главное, языковые основы?!
Более объективны в своих поисках индоевропейской прародины М.Гимбутас и её последователи, которые говорят о необходимости поиска прародины в восточном направлении, в регионе Северного Причерноморья. Этот регион совпадает с ареалом распространения древнеямной /курганной/ археологической культуры ранних коневодов. Эта гипотеза хорошо согласовывается с утвердившимся мнением о том, что ранние индоевропейцы были скотоводами-пастухами, а не оседло-земледельческим населением. Гипотеза М.Гимбутас подтверждается материалами по энеолиту Северного Причерноморья и
Поволжья. Следует только дополнить эту убедительную в целом гипотезу материалами по восточным регионам, в частности, по Казахстану.
К настоящему времени из-за неизученности памятников позднего камня /неолит/ и медно-каменной эпохи /энеолит/ мы не можем однозначно связывать ранние миграции индоевропейских народов с территорией Казахстана. Однако, очевидно, что энеолитическое население Казахстана было связано, с одной стороны, со среднеазиатским очагом древней цивилизации, а с другой - с Северным Причерноморьем и Поволжьем. Последний регион вообше необходимо рассматривать как маргинальную окраину степного мира, только в контексте с восточными степями.
Открытие серии энеолитических памятников на территории Северного Казахстана изменило наше общее представление о ходе историко-культурного процесса в данной территории /и в более широких ареалах/, в IV-III тыс. до н.э. Благодаря открытию Ботая и др. памятников стало возможным выделить в степной части Казахстана, наряду с Поволжьем и Северным Причерноморьем, еще одного древнего очага пастушеской /отчасти земледельческой/ культуры. Эти материалы в этноис-торическом плане требуют более обширной интерпретации особенно, когда дело касается освоения новых пространств, в расширении связей с внешним миром, в распостронении прогрессивных достижении степного энеолитического хозяйства.
Расселение индоевропейских народов проходило в форме экспансии степных племён в Юго-Восточную Европу и в Анатолию в период энеолита и ранней бронзы. Вполне возможно,
что эти передвижения носили перманентный характер. В на-чальном периоде в ходе движения индоевропейцев на юг и
запад с коренных мест обитания, вероятно, были вытеснены шумеры и другие народы. Постепнно занимая самые выгодные плацдармы /в маргинальных зонах/ индоевропейцы в
III тыс. до н.э. и сами включились во все вторжения в оседлые регионы. Ранними индоевропейцами в Передней Азии были
миттанийцы, хетты и др. К более поздним относятся переселения германских, кельтских, балтийских и славянских групп в западном направлении, иранцев и индийцев /ариев/ - в восточном. Локализация прародины индоевропейских народов в довольно узкой полосе степной Евразии в IV-III тыс. до н.э. позволяет объяснить существование общей лексики для обозначения домашних растений, животных, а также терминов, связанных с древней металлургией бронзы, терминов, обозначающих колесный транспорт*. Одними из ключевых слов в общем индоевропейском праязыке являются родственные слова обозначающие лошадь /peku/. Примечательно, что это информативное общеиндоевропейское слово «лошадь» берет начало со степного «алаша am», семантика которого связана с широко распространёнными понятиями в среде степных народов с самых древнейших времен /алаша-ат, алашык /лачуга/, алаша, аламан и т.д./. В казахском историческом фольклоре, как и у многих центрально-азиатских, тюрко-мон-гольских народов сохранилось значительное количество терминов яфетического прошлого.
К происхождению слова «лошадь». Индоевропейским эквивалентом этого слова (лошадь) является «to alogon», получивший специальное значение «лошадь» уже в папирусах в самом начале нашей эры. Э.Бенвенист считает, что форма to alogon является сингулятивом от to aloga «животные», «неразумные - о животных самых привычных, самых полезных, т.е. о лошадях» /42. - С.46/.
*Об индоевропейских прародинах: «За период, чем в 150 лет поиска индоевропейской прародины не привели к решению, которое было бы принято за пределами группы сторонников конкретной концепции... Нет сомнений по поводу того, что прародина была в конце концов обнаружена, ведь ее искали повсюду - от Северного полюса до Южного и от А тланти-ческого океана до Тихого. С точки зрения хронологии прародину помещали как угодно - начиная с 100000 г. до н.э. и до 1600 г до. н.э.» /с.60. Дж.П.Мэллори. Индоевропейские прародины // ВДИ. 1997, №1/.
Интересно следующее его утверждение: «значительная часть названий животных являются именами собирательными», в связи с интерпритацией латинского термина «animalia».B индо-иранском, италийском и германском более употребляем термин «Peku» (Pekus), первоначально означавший «личное движимое имущество», а затем «скот». «Peku» находится в семантическом тождестве с понятием «алаша от», представляя его перевод - «пегий», «пегас» и т.д. /См. приложение к этому тому: «Пеголошадные пионеры степной цивилизации Евразии»/.
«Яфетическое прошлое» - производное от «яфетической теории». Автор этой теории академик Н.Я.Марр доказывал дальнее родство индоевропейских языков с тюркскими и семитскими языками. От первоначального яфетического единства вначале отделились тюрки и финны /т.е. урало-алтайская языковая семья/. Они сохранили древние основы единого языка. Индоевропейцы и семиты по пути своего движения /расселения/ претерпели серьезную трансформацию. «Яфетическое» от имени Яфета младшего сына пророка Ноя /173.- С.93/.
Говоря о Великом степном поясе Евразии, вероятно, следует связывать его не только с индоевропейской прародной, но и еще с более широким кругом проблем. Возможно, ключ к объяснению общеностратической /яфетической/ основы Евразийской культуры следует искать в степных просторах.
Насколько мы можем судить, расселение индоевропейских народов было многоэтапным и постепенным процессом, охватывающим все новые районы Европы и Центральной Азии. Вероятно, самые активные переселения шли в конце IV - начале III тыс. до н.э., после чего в Великой степи наступает период относительного затишья и стабильности. В социальном плане это привело к укреплению таких форм общежития как племена или же союзы племен. Племена состояли из нескольких родовых общин, объединённых не только родством, но и территориальной близостью, генеалогическими узами, однородным хозяйством, диалектом и культурно-бытовыми особенностями.
105
Одновременно происходит усиление потестарной структуры, основанной на этносоциальной организации. О появлении раннего государства на территории Казахстана в эту очень раннюю эпоху /III тыс. до н.э./ говорят некоторые фрагменты казахского шежире: «К&ратаудан epi карай асындар. Улытау, Шттаудегентауларбар, Кщ>акенг1р,ЖезЫкенг1р, Кудайберд1 деген жерлерге барып, гргетеут, салыксалындар. Ак^найза- ньщ ушымен, ак, бигектщ куштен ел болуды, журт болуды ойлан$ар. Кундерд1якунтде осы бала хан болады, сендер кцра- ша боласъифар, «Хан adui болса, караша табанды болса, кцра жердей кеме журггзед1 деген», - деп аксакалдар батасын берт, ж1г1ттерд1 журггзт жгберттг. Актау, Ортаудан асып, Шу мен Сарысуды квктей emin, Майкы бидщайткан жерте келт, -уйк^гны бузып жылкы алды, куймет бузып кыз алды. Keui endi кешжвнекеи алды, ереуш елдг отыршн жер1не шапты. <Эз ал-дына мал малданып, жан жанданып, уйлг-баранды болды. Сатусыз дуние, калынсыз кыз ала бастатн соц, ел болмаска немене». Шежире повествует о ранних обитателях Великой степи, вступивших уже в путь формирования государства, что выражается казахскими словами «ел болу, журт болу». К доказательствам, свидетельствующим о древности цикла легенд об Алаша-хане, мы еще вернемся. В них отражены отголоски древних представлении казахов о своем прошлом, о своих пер-вопредках, обитавших в Великой степи в эпоху энеолита и ранней бронзы. В это время складывается общность коневодческих племен, идет формирование основных параметров этносоциальной структуры и усиление потестарно-политических институтов.
Мы располагаем очень мизерным количеством фактических материалов, чтобы делать выводы о всех разнообразных изменениях, произошедших в развитии хозяйства степных племен в древнюю эпоху. Но, все же, мы склонны думать, что племена, обитавшие в центральной части Казахстана, связанные на юге с оседлыми регионами Средней Азии, а на севере - с полуоседлыми коневодами Урал о-Иртышского междуречья в начале II тыс. до н.э. первыми создали комплексное хозяйство,
сочетающее скотоводство, земледелие и высокоразвитую металлургию. Переход от охотничье-коневодческого хозяйства к полуоседлому комплексному сопровождался, по видимому, ростом населения и формированием крупных культурных общностей.*
Изменения, происходившие в хозяйстве и в быту племен центральных регионов Казахстана, связаны, в первую очередь, с прогрессирующей аридностью климата. Еще в конце III тыс. до н.э. в ней установился «сухой и жаркий климат /ксеро- терм/, перепад в зональности ландшафта составлял! 50-200 км» /107. - С.172/. Уменьшаются стоки многих рек, усыхают надпойменные террасы, понижаются уровни озер и т.д. Наступающая аридизадия территории заставила население степных просторов Казахстана искать какие-то формы адекватного ответа на вызов природы. На наш взгляд, именно поиском оптимальных путей выхода из кризиса определяется переход к комплексному хозяйству. В первой половине II тыс. до н.э. раскрылся весь потенциал культуры эпохи бронзы Великой степи /наиболее крупные очаги комплексного хозяйства эпохи бронзы расположены на всем пространстве полупустынных и степных равнин Казахстана/. Границы культуры вышли за его рамки, постепенно охватывая близлежащие лесостепные, оседлые регионы, маргинальные зоны. О расцвете культуры свидетельствуют крупные поселения (протогородская цивилизация), яркие культовые сооружения, металлургические центры, высокий уровень социального развития. Даже в Евразийском масштабе культура эпохи бронзы Казахстана представляется значительной и яркой. Бурное развитие металлургии и скотоводства привели к росту производительности и усиленной специализации общественного труда, к крупным изменениям в общественной жизни.
*Алаш - в монгольском языке одно из значений этого слова - «охотник». -См. «Монгол-казах толь» (Б.Базылхан. Монгольско-казахский словарь. - Олгий, 1984. ~ С.27; «Апаач I. Агдиы: 2. Олгтргш, кыршш»). Безусловно, это не самый веский довод для вышесказанного утверждения, но тем не менее предполагает участие в процессе формирования ранних степных общностей охотничьих групп.
С другой стороны, уплотнения /концентрация/ населения в долинах степных рек, мощный демографический рост, связанный с обеспеченностью продуктами питания и относительной безопасностью населения, привели к активным миграциям жителей степи. По видимому, этому процессу были особенно подвержены племена коневодов междуречья Урала - Иртыша т. е., Северного Казахстана. Археологические исследования на энеолитических памятниках Северного Казахстана /Ботай/ показывают, что население двояко отреагировало на наступающий кризис. «Часть населения, сохранившая табуны, начала миграцию в поисках сходных с ботайскими зон обитания..., другая часть населения не смогла сохранить традиционный культурно-хозяйственный тип, социальная структура деградировала. Небольшими семейными коллективами оно рассре-дочилось по долинам рек. Вновь на первое место в хозяйстве вышли рыболовство и охота» /108. - С. 176-177/.
Таким образом, в результате распада энеолитического хозяйственно-культурного комплекса, основанного на широком повсеместном господстве коневодства, во II тыс. н.э. на территории Казахстана и близлежащих регионов сложились две этнокультурные общности. Западная, сформировавшаяся между Днепром и Волгой, охватившая Западный Казахстан, получила в археологической литературе название «срубной культуры» /по способу погребения в срубах/. Восточная, относящаяся к степной зоне Казахстана, включая южную Сибирь, по месту первого выявления называется «андроновс-кой». Основой комплекса культур эпохи бронзы стало освоение бронзолитейного производства, резко улучшившее качество орудии труда и оружия, появление конской упряжи и легких боевых колесниц, культ огня, переросшее впоследствии в зороастризм, героический эпос и т. д.
Как свидетельствуют материалы, в конце III - начале II тыс. до н.э. в обширных регионах Великой степи в результате ари-дизации возник ряд противоречий. Перед дальнейшим ростом производства и населения преградой встала ухудшение природной среды. Уже в начале П тыс. до н.э. перенаселенность и
\ 07
в этой связи возникший избыток населения налегли на производительные силы, что заставило ряд групп из числа степных племен, предпринять миграции на запад и юг. Вероятно, следует говорить о начале нового витка миграционной активности /одновременно экспансии/ народов Великого степного пояса.
Как известно, в земледельческих оазисах Востока первыми оказались народы шумерского круга. С ними связано начало становления древнейших цивилизаций /Шумер, Египет, Мо-хенджо-Даро/, некоторые материалы позволяют говорить о сильном влиянии первой волны на становление Китайской цивилизации. Вторая волна миграции связана с распадом индоевропейской общности в конце IV - Ш тыс. до н.э. /116. - Т.1. -С.331/. Индоевропейцы распространяются на юго-запад Европы /греки, фракийцы/, на юг, т.е. в Малую Азию /хетты и дрУ, на запад Европы /кельты и др/ более поздними считаются движения племен в Западную Европу /германские племена/, а также в леса Прибалтики /литовцы и латыши/.
Таким образом, миграции II тыс. до н.э. как бы составляют третью волну. Характер движения степных племен, направления маршрутов, особенности быта, и как результат - появившийся в ходе завоеваний оседлых регионов симбиоз, свидетельствуют о существовании определенной закономерности. Историки, рассматривая различные факторы миграции, особо подчеркивают социоэкономические и демографические. На наш взгляд, на активность степных народов оказывают сильное воздействие системные коллапсы аборигенных культур Востока. Причины часто повторяющихся этнополитических кризисов в тех регионах, которые граничат с миром степных народов, объяснить трудно, но образовывающиеся при этом вакуумы очень притягательны. Причины перманентных вторжений степных племен связаны с вызовами по большей части извне, со стороны их оседлых соседей. Во всяком случае, в факте массового вторжения индоарийских и иранских племен во П тыс. до н.э. на юг и юго-восток искать каких-либо завоевательных мотивов сложно. Проникновение их в Индию и Иран происходи-
ло постепенно и медленно, взаимодействие их с местным населением проходило мирно и безболезненно. Но в то же время результаты этого движения для местных культур были революционными.
Роль арийских племен в формировании древнеиндийской цивилизации в науке бесспорна. Примерно в XIV-XIII вв. до н.э. начинается крупномасштабное проникновение арийских скотоводческих племен на территорию Северной Индии. Малочисленное, но сильно организованное объединение арийцев на повозках и колесницах проложили путь в долину Инда и Ганга.
Арии внесли в спокойный мир древних дравидов, в их мат-риархально-общественный быт много нового. Знакомство с металлом, ирригационные устройства, развитое ремесло - все это вкупе способствовало быстрому и успешному утверждению арийцев в Индии. Арийская религиозная культура и мифология, особое отношение к природным культам с жертвоприношениями, ведущая роль жрецов-брахманов и развитая форма социальной структуры выдвинули в этой цивилизации на первое место религиозно-духовные ценности.
С приходом арийцев в Индии складывается новый миропорядок надолго определяющий дальнейшее его общественное развитие и исторический путь индийской цивилизации.«...интересно и даже удивительно, когда подумаешь об этом длительном и непрерывном существовании индийской культуры и цивилизации, возникших на истории и сохранявшихся на протяжении веков вплоть до наших дней, - писал Дж. Неру, - Мы, возможно, происходим по прямой линии от тех людей, которые в древности спустились через горные проходы с северо-запада в улыбающиеся долины страны. Не видишь ли ты, как они со своими повозками спускаются с горных перевалов в неведомые земли внизу? Храбрые, преисполненные духа приключений, они дерзко шли вперед, не страшась того, что их ждало» 190.-Т.1.-С.44-45/.
В древних сказаниях индийцев сохранились воспоминания об этом времени, как о «Золотом веке». В те времена у них не
109
было ни разделения по сословиям и кастам, ни имущественного неравенства. Одним словом, вырисовывается картина пастушеской идиллии, и что в самом деле имело место: «Те люди делали все, как хотели, были счастливы. Не было у них ни закона, ни беззакония, и не было между этими людьми никаких различий... Не было тогда различий по кастам и по образу жизни, и не было смешения каст. /Они/ не руководствовались любовью или ненавистью друг к другу. От рождения они были одинаково красивыми и долголетними, не разделялись на знатных и низких, были счастливы и не знали печали». /Из древнего источника Ваю-Пурано «Древние сказание бога ветра»/ /250. -С.77/.