Проблемы источниковедения 13 глава




После падения династии Юань на некоторое время актив­ность кочевников Великой степи, западных соседей Китая, была незаметной. Тем не менее, Китай являлся основным партне-ром восточных тюрко-монгольских племен. Ряд недоразуме-ний и счастливых случайностей отличает взаимоотношения Китая и его западных соседей в XV-XVI вв. В 1405 г. на юге Казахстана была собрана огромная армия из тюрков Чага-тайского улуса под предводительством Тимура, готовая рас-трепать Миньскую династию. Только неожиданная смерть Тимура в Отраре останавливает эту реальную угрозу.

Мы писали о том, что в 1449 г. Эсен /ойратский тайшы/, совершил крупномасштабную экспедицию вглубь Китая. В на-чале XVII в. Китай был обременен своими аграрными пробле-

мами: перенаселенность, нехватка земель, высокая арендная плата и налоги.

Экономические проблемы вкупе с политическим кризисом в верхах привели Китай в середине XVII в. к гражданской вой­не. Это совпало с новой фазой активности его западных сосе­дей.

Во времена правления Нурхаци небольшая кочевая народ­ность - маньчжуры - в начале XVII в. переросла в сильное го­сударственное объединение. В 1609 г. он провозгласил динас­тию Да Цзинь /от чжурчженского Цзинь - «Золотой»/. В по­следствии Абахай /1623-1643 гг./, преемник Нурхаци, изменил название династии на Дай Цин и почти подошел к границам Китая.

В ходе ожесточенной борьбы маньчжуры в 1644 г, захвати­ли Пекин и объявили своего малолетнего императора Шуньч-жи правителем всего Китая. На долгие века /до 1911 г./ в Китае установилась власть маньчжурской династии Цин.

Период господства маньчжуров в Китае неплохо иллюст­рирует процесс слияния победителей и побежденных. Несмотря на то, что маньчжуры стремились сохранить свои устои /на­пример, восьмизнаменные войска, аристократию/, быстрыми темпами шла китаизация, особенно благодаря мощному влия­нию конфуцианства.

Маньчжуры провели ряд реформ, в том числе земельную реформу, направленную на упорядочение налогообложения. Вместе с тем, в идеологии были сильны традиции конфуциан­ства, заветам которых следовали маньчжурские императоры. Циньский период является достаточно благополучным для Китая.

Одновременно, маньчжуры ведут очень активную внешнюю политику, территориальную экспансию, особенно на западе, в результате чего были завоеваны Внутренняя Монголия, Тибет, Джунгария.

Кризис маньчжурской династии был вызван активным вме­шательством европейских держав, в первую очередь, Англии в

187

середине XIX в. С этого времени Восток вступает на новый путь.

Период Новой истории не завершается последними вели­кими завоеваниями кочевников. Общая картина истории чело­вечества претерпевала решающие коррективы и созданные степными народами сильные восточные державы /Империя Великих моголов, Маньчжурская империя, Османская импе­рия/ и другие политические образования сыграли свою роль в историческом развитии человечества. Мощное традиционное начало и стабильность, царящие в этих симбиозных образова­ниях, обеспечивали мировой истории степенность и самоцен­ность.

Правила игры в Новое время в мировом пространстве ме­няются стремительно. Запад, избежавший в последние тыся­челетия открытых контактов со степными народами и культу­рами, вырабатывает свой вариант взаимоотношения и освое­ния пространства. Оно начиналось довольно просто; вслед за теми ногайскими племенами, которые, претерпев крах в Трансильвании, Бессарабии и в других регионах Северного Причерноморья, возвращались в свои родные кочевья, в степи потянулись русские первопроходцы. После завоевания Повол­жья и Приуралья русские устремились в Сибирь и на Дальний Восток, народы Южной Европы /испанцы и португальцы/ - в Новый свет и на берега южных морей, англичане - в Австра­лию и Новую Зеландию, в Африку, постепенно захватывая и вторгаясь в зоны влияния кочевников и созданных ими восточ­ных держав. Такова общая тенденция развития истории в Но­вое время.

189

Глава III.

ФЕНОМЕНКОЧЕВОГО ОБЩЕСТВА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕПОДХОДЫ

•-1. Этносоциальные параметры кочевого общества

Основной предмет изучения гуманитарных наук - общество, точнее человеческое общество в различных ипостасях. Это, как любил говорить Абулгазы Бахадур-хан, «всякому яснее луны и светлее солнца». Историко-этнологическая наука в большей мере занимается изучением общества в историческом разви­тии, рассматривая каждое конкретное общество как самостоя­тельную единицу Всемирной истории. Именно такой подход является в наше время наиболее оправданным. Время, когда историки увлекались глобальными конструкциями и законо­мерностями истории развития человечества, уходит в прошлое.

Всемирная история на всех этапах развития представляла собой историю отдельных обществ. В целом, несмотря на за­верения в объективности, все глобалисты в той или иной мере разрабатывали Всемирную историю, исходя из модели конк­ретной истории какого-либо региона. В последние столетия стержнем мировой истории выступала история Запада, в сред­невековый период - история Востока. В Великой степи наибо­лее яркий пример: древние тюрки рассматривали мировую ис­торию, ставя в основу мифо-генеалогическую происторию тюркского общества.

«Когда было сотворено вверху голубое небо, а внизу - бу­рая земля, между ними обоими были сотворены сыны челове­ческие. Над сынами человеческими воссели на царство пред­ки мои Бумын-каган и Естеми-каган. Сев на царство, они охра­няли государство и установили законы тюркского народа», -возвещает древнетюркская эпитафия, созданная в честь вели-

кого полководца Кюльтегина. Эта легенда не только провозг­лашает начало новой эры в истории человечества, но также заявляет о своем праве на свершение Всемирной истории.

В принципе, такое отношение к истории является законо­мерным в той исторической ситуации. В степных просторах Евразии сформировалась одна из крупнейших империй кочев­ников, которая претендовала на господство над большей час­тью ойкумены. В каждом случае за концепцией Всемирной истории можно увидеть определенную имперскую идеологию. В период доминирования в евразийском пространстве степных народов /см. предыдущие главы/, безусловно, стержневая роль в прогрессе человечества принадлежала им, они делали исто­рию. В новое время Всемирную историю творили европейцы и европейские ученые, которые интерпретировали ее на осно­ве своего видения Мировой истории, в соответствии с идеоло­гией европоцентризма, за которой обычно стоят более мощ­ные духовные факторы как христианство или материализм в марксистском или ином виде, протестантский дух и т.д. В та­ких обстоятельствах вход во Всемирную историю другим на­родам становится проблематичным и тяжелым. Это касается как молодых этнополитических образований, так и старых оча­гов человеческой цивилизации, поскольку европейцы впервые ознакомились с другими частями света не так давно /обратите внимание на понятия: Старый Свет и Новый Свет/. В результа­те, в исторической европеизированной историографии стали привычными понятия «открытие Африки» или «открытие Аме­рики». Так, в русской историографии Сибирь была «открыта» только в конце XVI в., когда Ермак со своими головорезами при поддержке купцов Строгановых перешел в восточном на­правлении Уральский хребет. Тем самым для европеизирован­ной истории был открыт древнейший очаг человеческой куль­туры. История всегда полна курьезов. Тысячу лет назад вышед­шие из Дальнего Востока и Южной Сибири кочевые племена тюрков и монголов также «открывали» Европу.

Не так давно я стал свидетелем празднования 100-летия

села Ботакара /в современном Бухар-жырауском районе Ка­рагандинской области/. В1901 году крестьяне-переселенцы из Таврической губернии обосновались на берегу р. Нура и дали начало поселку Санниково. Места эти быт плодородны (бе­рега р. Нура) густонаселенные различными родами каржасов, куандыков и каракесеков, которые в скором времени бъиги вы­теснены из берегов Нуры в пустынные районы. Среди этих казахов существовали прекрасные исторические предания, объясняющие происхождение названия Ботакара /и Шешен-кара/. Эти сопки стоят рядом. Народная память связывает эти названия с именам предводителя казахского ополчения в середине XVII века Нарбота-батыр и именем девушки-калмыч­ки - Цэцэн. В1650 году здесь состоялось сражение между ка­захами и калмыками, где трагически погибли Нарбота и Цэ­цэн. К сожалению, память людская так коротка, а российс­кое влияние было настолько ощутимым, что вместо того, чтобы праздновать 350-летие Ботакары, местное население во главе с акимом празднуют 100-летие «открытие Ботака­ры» таврическими крестьянами.

В этой связи хочется привести слова великого историка Марка Ферро, что «история остается одинаково миссионерс­кой: наукообразие и методология служат не больше, чем «фи­говым листком идеологии».

Обычно в марксистской литературе общество рассматри­вается как система производственных отношений. Эти отно­шения исходят из определенных форм социально-экономичес­ких укладов, определяющих природу и характер общества и формирующих его структуру.

В этом ключе строились принятые в марксизме понятия о социально-экономических формациях, используемых как ос­новной инструмент в изучении прошлого человечества. Таким образом, в данном контексте именно социально-экономичес­кий строй определяет все прочие существующие в нем обще­ственные отношения, определяет его исторический тип, т.е.

принадлежность к той или иной общественно-экономической формации»*. Изучение социально-экономического строя в об­щественных науках рассматривался как ключ для анализа за­кономерностей развития общества как и в прошлом, так и в настоящем. Общественно-экономическая формация рассматри­валась как определенная стадия всемирно-исторического раз­вития - в широком смысле, и в более узком - как определен­ный тип общества. Социально-экономическая система в пос­ледней ипостаси нас интересует больше, поскольку конкрет­ный объект нашего исследования - кочевое общество казахов. Целью нашей работы является не определение его базовых истоков и реконструкция структурно-функциональных харак­теристик в указанном промежутке времени /XV-IX вв./.

В этой связи необходимо решить несколько сложнейших задач. Во-первых, кочевое общество /хотя оно не совсем коче­вое/ не укладывается в параметры известных социально-эко­номических формаций, во-вторых, социально-экономические условия, хотя и являются базовыми, но не определяют полнос­тью конфигурацию кочевого общества.

Кочевое общество в экономическом плане многоукладно. Это, в первую очередь, относится к периодам древности и сред­невековья, отчасти и кочевникам нового времени. Во-первых, с самых древнейших времен кочевые племена Великой степи стремились к теснейшим контактам с миром оседлых цивили­заций. Политические кризисы или же иные изменения в осед-

* Советская историческая наука, построенная на догмах марксизма-ленинизма, постоянно наталкивалась на ряд внутренних противоречий. Так, в данной цитате-, принадлежащей Ю.И.Семенову, само ключевое слово. -С.«социальный» фактически лишено конкретной смысловой нагрузки. В одном месте он говорит о том, что социально-экономические отношения определяют контуры социального организма, в другом месте социально-экономический строй является базисом и определяет существующие об­щественные отношения. См. Семенов Ю,И. Ленинская категория «обще­ственно-экономический уклад» и некоторые проблемы истории первобыт­ного общества//Ленинизм и проблемы этнографии. -Л., 1987. -С.97/.

лых регионах всегда становились причинами скорых реакций кочевых народов, вызывали нередко стремительные вторжения и миграции их. Во-вторых, в структуре кочевого общества все­гда существовали элементы оседлости. Например, часть насе­ления постоянно была связана земледельческими занятиями. Небольшие группы степняков принимали активное участие в торговле, как во внутренней, так и международной. В-третьих, значительная часть кочевников имела во все времена строго определенную территорию зимних стоянок и пастбищ. Такая многоукладность в производственных занятиях, а следователь­но и в отношениях, также не укладывается в понятие «обще­ственно-экономической формации». Спору нет, кочевое ското­водство является гланым в рассматриваемой системе, но носи­тели этого хозяйственного типа образуют общество только в сочетании с указанными производственными формами деятель­ности, т.е. кочевое скотоводство желательно рассматривать как главный компонент системы. Известные нам по древнему и средневековому периодам степные общества появились как симбиоз кочевников с земледельческо-городскими регионами. Основным компонентом кочевых обществ служили маргиналь­ные регионы на юге, юго-востоке, западе и т.д. Отношения, складывающиеся между указанными составляющими /кочевы­ми и оседлыми/, в результате дают систему, которую в отличие от предыдущих терминов /социально-экономическая формация, уклад и т.д./ лучше назвать этносоциальной структурой. Цело­стность системы определяется как доминированием в нем раз­личных форм кочевого скотоводства, так и ее органическим симбиозом с оседлыми /городские, земледельческие/ состав­ляющими.

Данная конструкция «этносоциальная структура» не отри­цает основную роль социально-экономических факторов в формировании и функционировании общества, но в то же вре­мя позволяет отражать многие нюансы, например, сложность составляющих общества. Вероятно, настало время рассматри­вать общество шире, учитывая как его социально-экономичес-

кую природу, так и духовные и иные качества. В таком случае общество составляет совокупность, т.е. интеграционное един­ство нескольких подсистем. Раскрытие внутренней структуры данного общества, т.е. системы, позволяет вычленить наибо­лее сильные подсистемы*.

В то же время, понятие «этносоциальной структуры», вве­денное для анализа кочевого общества, не расходится с прин­ципами материалистического понимания истории. К сожале­нию, в нашей историографии больше обращалось внимание на приоритет экономической составляющей* *.

Этносоциальный подход позволяет рассматривать кочевое общество как живой и действующий организм, а также как ис­торическое явление. Его состояние в каждом временном отрезке есть результат предшествующих исторических обстоятельств. Следовательно, социальные законы не могут рассматриваться отдельно и независимо от законов исторических, являющихся основными и фундаментальными. Преимущество социальных законов состоит в том, что оно наиболее соответствует задаче упорядочить многообразие исторического опыта логической схемой, позволяет понять причинные условия последователь­ности различных общественных явлений и событий. В отли­чие от закона диалектики, этносоциальный закон связан с не-

* Если сводить общество только к производственным отношениям, это значит изучать его с позиции определения отношения собственнос­ти. Собственность как социально-экономическое явление совпадает с про­изводственными отношениями. В кочевом обществе отношения собствен­ности нам видится в несколько ином виде /условный характер и особая специфика категории собственности, владения и т.д./.

** Принцип историзма, господствовавший в советской науке, исходил из однобокого понимания развития. В наиболее емкой форме такая мето­дологическая установка определена в «Рецензии на книгу А.Богданова «Краткий курс экономической науки» В. И.Лениным: «Только материалис­тическое понимание истории вносит свет в хаос и открывает возмож­ность широкого, связанного и осмысленного воззрения на особый уклад общественного хозяйства, как фундамент особого уклада всей обществен­ной жизни человека».

обходимостью умозрительно и гипотетично определять харак­теристики исторических конструкций, в том числе и общества. Трудность и благородство труда историка проявляется как раз в этой области, где требуется увидеть за внешней схемой глу­бинные процессы. Цель научной историографии заключается в том, что она должна работать над выявлением на примере конкретного общества, прежде всего, универсальных истори­ческих законов.

Социально-экономическая структура общества историками определяется эмпирически, но это не означает, что общество само по себе может быть воспринята в виде цифр, определе­ний, дат и т.д. Безусловно, общество - это реальность, но чрез­вычайно сложного характера. Некоторые стороны обществен­ной системы, как определенно организованной совокупности людей, обнаруживаются невооруженным глазом. В том числе политический строй, государствеенные институты и, в целом, само государство. Хотя в данном случае есть о чем поспорить. Например, государство кочевников также сложно разглядеть за родовой структурой. Для того, чтобы обнаружить в конкрет­ном обществе этнос, понять состояние этого этноса требуются уже более тонкие мыслительные конструкции и инструменты. В последнем случае такая реальность, как этнос не поддается классическому историческому анализу, требуется несколько иная схема. Вышесказанное в полной мере относится и к по­нятию государства. Государство - это, прежде всего, челове­ческий коллектив, т.е. общество, обладающее соответствующим сознанием и увлеченное идеей. Вероятно, этими причинами объясняется обращение исследователей к структурно-систем­ному подходу, применение методов этносоциального анализа, обращение к терминам и понятиям из других наук /например, отождествление общества с «организмом» и т.д./. Одна из осо­бенностей нашего исследования заключается в том, что мы схему этносоциальной структуры не накладываем на общество, а на конкретном материале пытаемся конструировать его в ис­торических реалиях. Поэтому наше исследование не ставит себе

195

целью поиск каких-то всеобщих законов развития казахского общества в XV-XIX вв. Главная задача заключается в опреде­лении и прослеживании хода событий в рассматриваемое вре­мя, нахождении некоторых правил игры на огромном степном субконтиненте. В первом томе есть попытка выявления уни­версальных закономерностей древней и средневековой исто­рии Евразийских степей, взаимоотношения степняков с миром оседлых цивилизаций.

Э.Дюркгейм отнес общество к категории своеобразной ре­альности. Для историка, как и для социолога, своеобразие зак­лючается в отсутствии ощущения реального существования об­щества. Причем это не результат мистического и иррациональ­ного мышления. Потенциальные возможности историка огра­ничены многочисленными факторами. Только изучение обще­ства как взаимодействие этносоциальных структур позволяет рассматривать его как реальность, систему. Поэтому, чтобы установить отдельные детали, дать общую характеристику об­ществу, требуется предварительное изучение различных под­систем и взаимодействия между ними.

Основная цель структурно-системного подхода заключает­ся в выявлении этносоциальных параметров общества и маги­стральных каналов, связывающих воедино составные части. Общество, прежде всего, сумма этих связей и отношений.

Специфика кочевого общества заключается в доминирова­нии реальных, духовных связей, выраженных в терминах и отношениях родства. Родство составляет реальную основу со­существования людей и является основной социальной ценно­стью, поэтому его принципы существенно влияют на все ли­нии связей /территориальную, хозяйственную, политическую и т.д./.

Человеческая жизнь определяется многообразием деятель­ности и движения, одновременно через эти формальные кана­лы проходят социальные связи. В принципе, в этносоциаль­ной системе кроме многочисленных форм, основанных на оп­ределенной деятельности и движении людей, есть и общение

на более высоком, ценностном уровне. Последняя форма связи является наиболее основательной, поскольку является фунда­ментальной, на ней основывается самосознание общества как самостоятельного этноса, государства и нации.

Таким образом, понятие «этносоциальное» в применении к изучению общества имеет природу общего и целого. Оно су­ществует вне человека и вне определенных социальных групп, но функционирует через действия и отношения отдельных людей и групп. Оно внешне выражается в территориальной общности, хозяйственно-культурных традициях, админист­ративно-политическом строе и институтах. Их контуры за­висят, в конечном счете, от самосознания, от духовных цен­ностей этноса.

Этносоциальная структура - как понятийно-категориальный аппарат позволяет видеть общество как целый, единый, живой организм.

2. Территориальная организация кочевого общества

Определение территориальных границ кочевого социума и его отношение к земле и вообще изучение территориальных отношений являются одними из сложных вопросов кочевни-коведения. Сложность ситуации усугубляется еще и тем, что существующий понятийный аппарат и научный инструмента­рий ограничены в своих операционных, эвристических и по­знавательных возможностях. В силу различных обстоятельств историческое описание и осмысление прошлого Великой сте­пи проводились в соответствии с европейским видением исто­рии. Исторические школы под идеологическим влиянием хри­стианской модели мира, или под давлением марксистской ме­тодологии, или же следуя эволюционистской идее прогресса навязывали всемирной истории свои европоцентристские цен­ности и категории. Те понятия, которые сформировались на европейском материале, постепенно перешли к другим регио­нам, в частности к кочевникам, представляющим изначально другой тип культуры.

В данном контексте важнейшим вопросом историке-этно­логической науки является вопрос об отношении кочевников к земле. Земля, как субстанциональная основа жизнедеятельно­сти человеческого сообщества, определяет основные контуры социальной и этнической организации, служит жизнеобеспе­чивающей основой. В данной связи важный методологичес­кий аспект данной проблемы заключается в выяснении соот­ветствия таких широко употребляемых понятий как собствен­ность, владение с истинным отношением кочевников к земле. Научная определенность в данном вопросе необходима для исследователей кочевого общества, как методологическая па­радигма. С другой стороны, вопрос о земле является чрезвы­чайно актуальным в свете сегодняшних реформ. Трансформа­ция общества в угоду форсирования социально-экономическо­го развития и благих перспектив должна вестись с учетом тра­диционных ценностей и менталитета казахского народа. В тре­тьих, изучение территориальной организации казахов позво­лит лучше понять структуру социума и систему управления в прошлом, где ролевые функции отдельных регионов, террито­риальных сегментов совершенно не исследованы. Выяснение отношения кочевника к земле позволит смоделировать много­численные детали общественно-культурной системы, опреде­лить закономерности ее функционирования.

Существование у кочевников права собственности на зем­лю давно стало однозначно аксиоматичным в исторической науке. Земля неизменно рассматривается, как объект собствен­ности, дискуссии идут только по поводу выяснения механизма ее реализации. Не говоря об ортодоксально марксистских тру­дах, даже в самых современных исследованиях территория рассматривается в плане реализации отношении собственнос­ти. Обратимся к некоторым из них.

«... земля, являясь одним из основных средств производ­ства в кочевой среде, также вовлекалась в отношении факти­ческой собственности... на первом уровне функции собствен­ника осуществляли в зимний период года - минимальная об-

щина, а в течение всего года - ассоциативная группа, то на пос­леднем ~ класс богатых собственников, которые фактически образовали класс земельных собственников», - пишет Н.Маса-нов. Автор убежден о существовании не только монопольной собственности, но и частносемейной: «... мы вправе заклю­чить, что в рамках общинной собственности в зимний период года сосуществовала фактически частносемейная собствен­ность на пастбищные угодья» /175. - С. 175/.

Вообще, для Н. Масанова характерно эклектическое пони­мание природы кочевого социума. Поверхностность позиции автора просматриваются в тех разделах книги, где автор стро­ит свои концепты на основе готовых теоретических выкладок африканистики. Принципиальную оценку различным дискус­сиям на эту тему, а также критику выводов Н.Масанова дал Н. Алимбай. Последний считает, что ошибки Н.Масанова вы­текают из того, что им «некорректно отождествляются совер­шенно разнопорядковые категории «собственность», «владе­ние» и «пользование».

Н.Алимбай из различных таксонов этносоциальной орга­низации казахов особо выделяет агнатную экзогамную группу как основного субъекта собственности. По его мнению, «семи-поколенная социальная структура... функционирует как общин­ная организация». Далее следует, что именно такая группа род­ственников является основным носителем понятия собствен­ности в кочевом обществе казахов:«... основным и единствен­ным субъектом собственности на территорию в условиях коче­вого типа отношений естественной общности выступает об­щина».

Однако, на наш взгляд, вышеприведенный вывод сделан несколько поспешно и не учитывает ряд аспектов проблемы. Безуслоано, для кочевника не чужды владение землей и они не лишены привязанности к территории, которые на первый взгляд и выглядят как реализация отношения собственности. Отно­шение кочевников к земле довольно сложный процесс, раскры­вающийся только при внимательном анализе социокультурных особенностей этноса.

199

На наш взгляд, невозможно вести речь вообще о собствен­ности на землю у кочевников. Она объясняется очень просто -отношением кочевников к земле как к основополагающей суб­станции - «кудайдъщжерг». Все что произрастает на ней, счи­тается даром божьим «К,удайдъщбергенризыгы». По отноше­нию к ней человеческая жизнь на земле быстротечна: «дуние жалтн», «адом конак». Мы мимолетные гости на этой земле:

Дуние ойлап турсам шолакекен, Адамдар 6ip-6ipme конакекен.

Отношение же к земле созерцательное, свободное от соб­ственнических начал:

Салп-салпыншаканау уш взен, Салуалы метцордам конюн экер, Жабагьты жас тайлак, Жардай атан болтн экер, Жатып Калшн 6ip motynbi Жайьшып мьщкой болтн жер.

В то же время выше сказанное не означает отсутствия во­обще понятия собственности у кочевников. В этом же толгау Казтуган-жырау четко звучит мысль о том, что орда - его соб­ственность. «Мешцордам», -говорит жырау, т.е. моя орда, дом, где вырос, дом, который стоит на земле - это его собственность. Отношение к земле, таким образом, опосредовано через жи­лье. Земля то начало, к которому, в конце концов, возвращает­ся человек:

Сайрап кал кызыл тшш ел-журтыщ, Кутылтн еш акын жоккара жерден.

Наибольшее выражение своеобразных отношений «человек-земля» мы обнаруживаем в таких понятиях как «к1р жуып, тндт кескен жер», «кулын-тайдай ойнатн у/сер» и т.д. В пер­вом из них выступает связывающим моментом факт рождения

человека на этой земле, во втором - привязанность. Первое выражение очень сильное, восходит к такому мощному поня­тию как «ата-крныс» - земля предков. Стержневым в реали­зации своеобразных отношений в цепи «земля-человек» явля­ется факт обитания на этой земле предков и родителей «Экем кушу болшн жер, анам келт болтн жер». Отношение родства является тем базовым понятием, на котором формируется от­ношение к земле:

Алацдасишц алацжурт, Атпа ордам крнтн журт, Атамыз бгздт буСуйтгш Куйеу болып бартн журт, Анамыз бгздщБозтутн Келтшек болып тускен журт. Картдай мынау Казтуюн батыр тутн экурт, Kindiemdi кескен журт, -KOfibuudbi жутн журт...

Территориальная организация возникает, таким образом, из факта временного владения землей и формируется на основе исторической идентификации человека с владениями предков, т.е. по линиям существующих родственных связей. Конкрети­зируется эта связь через родовые отношения и потестарно-по-литическую организацию. Кочевник - член определенного ро­дового коллектива, его собственные интересы опосредованы через родовые связи. Родовые коллективы имеют склонность во все времена интегрироваться в значительные потестарные группы и политические общности. Выделить из этой цепочки определенное звено как субъект собственности чрезвычайно сложно. В казахском языке это сложное сплетение различных территориальных уз выражается понятием «журт». Это поня­тие регулирует отношение людей данной семьи, ата баласы, рода и этноса по горизонтали. Оно обеспечивает синхронность в действиях этноса, обеспечивает плотную информационную

связь между различными компонентами этноса. «Журт» от­дельных семей автоматически входят в журты патронимии, они, в свою очередь, в журты родов и т.д. В фольклоре встречаются такие выражения как «журтта калып койды», «вз журтына крнды» об отдельном человеке, об отдельном ауле, роде и т.д. В синхронном плане каждый кочевник вне зависимости от ро­довой принадлежности несет определенные обязательства пе­ред соседями. Одним из обязательных институтов взаимопо­мощи считается «журтшътык» - обычай заставляющий по­могать соседу, нуждающемуся в чем-либо. «Журт» соподчи­нен опять же системе родства как бы по оси координат. Поня­тие родства, как известно, выражается через «ел». Оно агнат-но, построено по вертикали и обеспечивает связь между поко­лениями, имеющими одного предка. В оси координат диахрон-ность обеспечивается понятияем «ел», синхронная связь осно­вывается на понятии «журт». Взаимопересечение вертикали и горизонтали в результате дает нацию, что выражается слово­сочетанием «ел-журт». Это можно проиллюстрировать на при­мере предания повествующего о становлении государства в эпоху Алаша-хана:

«Бул Алаша ханнан бурын казак, ел болып, журт болып кезге кершш, ауызга шшген емес. Эр журтка к,оцсы болып журген», «ак, найзаныц ушымен, ак, бшектщ кухшмен ел болуды, журт болуды ойландар... Кундердщ кушнде осы бала хан болады, сендер кдраша боласындар».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: