Проблемы источниковедения 14 глава




Эти сведения об институализации понятия «ел-журт» из рукописи Машхур-Жусупа Копеева подтверждается также ма­териалами шежире Курбангали Халида: «Себебг Альшша хан заманында, хальщ муншалык, вспей, аз кезде татар, мацгуп айрылмай, б5р1«Алыншаханньщел1, Алыншаханныцжурты» атанып, бул саз осы кезге дейт умытылмай «алты сан алаш» деп айтылады» /247. - С.57/. В фольклорных текстах «журт» встречается в модификациях «ата журт», «она журт». На­пример: «Ханкызынантутн улдьщулкет Улыжуз, содан Орта жуз, ецсощысыКшажузатанып, жалпыказактыцтуб1осы

Анщы-mypiK, кызБалхтан болят. КазакщыцанажуртыЖи-дет Байсын дегеш осыдан алынтн. Бул экер Балхка жакз>т, езен-суы мол, жер1 калыцнулы еЫ».

Жидели-Байсын - земля обетованная в казахских истори­ческих преданиях, локализируется в юго-восточных районах Бухарского оазиса. В ней обитают племена, предки которых, как они считают, пришли из страны Арка или Арка-юрт.

Б.Х.Кармышева опубликовала интересные этнографические материалы проливающие свет на некоторые вопросы. «Мне неоднократно приходилось слышать от узбеков-конгратов, -пишет Б.Х.Кармышева, - что их предки пришли из Арка-юрта /для разъяснения обычно добавляли, что из Казахстана/... пе­реселение конгратов из казахских степей в Мавереннахр рас­сматривается узбеками-конгратами как возвращение на роди­ну, в Джийдали-Байсун». Те же предаставления были харак­терны для племен лакай, юз, марка и т.д., сохранивших «в сво­ем типе, говоре и культуре черты, роднящие их с казахами». При интерпретации подобных фактов Б.Х.Кармышева связы­вает их с расселением большого числа казахов в Мавераннах-ре после разгрома 1723 г. /125. - С218-223/.

На наш взгляд, и в данном вопросе необходима большая осторожность. Нельзя ни в коем случае забывать, что казахс­кое шежире территорию Мавераннахра, или древнего Турана. И, в частности, южные районы Узбекистана и Таджикистана /Жидел! Байсын/ отождествляет с «она журт». Такая ценност­ная ориентация имеет гораздо более древние корни. Обратим­ся к описанию Жидели-Байсын, содержащемся в шежире Маш-хур Жусупа: «Жидет - взен аты, Байсын - may аты. Тау бол-юнда - тамаша may. Ел кай жертде, мал кой жертде жургенщ жан бшлейЫЕл журтыныцкеб1 казак, байсын коаырат ата-нады. Ulehgpnapbi Бальщ-Бадакшлн, К,ундыз-Талкан атантн жерлерг болады. К,ырп>13-Лакайдьщ Лакайы К,ундыз Талкан-да. Елгн аксакалдар 6weudi». /143. - С.45/. Этот чрезвычайно насыщенный отрывок из шежире говорит, прежде всего, о том, что в казахской памяти «ана журт» запечатлелась очень от-

четливо, эта территория воспринималась как часть территории нации. Обратите внимание на выражение: «ел журтынъщкеб1 крзак?>.

Таким образом, существующее в казахском историческом фольклоре понятие «ана журт» нами отождествляется с тер­риторией Мавераннахра. «Ана журт» /Жидет Байсын/ с на­чала XVIII в., когда судьба кочевничества Евразии решалась в степных районах, когда центр борьбы за независимость каза­хов перемещается в Сарыарку, постепенно превращается в былинную страну. Несмотря на что, в XVIII в. многие казахс­кие племена в той иной форме были связаны с югом, Жидели Байсын постепенно превратилась в сказку и стала «землей обе­тованной».

Основные события XVIII и XIX вв. совершались на терри­тории «ата журт» или «ата крныс» т.е., на территории се­верных степей. Для более четкого осознания роли этой терри­тории снова обратимся к историческому фольклору:

Ата коныс Аркадан

Басында казак, аутнда,

К узд! кунг1 нвсердей,

Квздщжасы жаутнда,

Ахтабан болып шубырып,

Асып аскар таудан да,

Алка квядг айналып,

Аккайыцды саутнда,

Арысын белден омырып,

Щигмактартып барды алды.

В данном толгау речь идет о событиях середины XVII в., когда союзу дурбэн-ойрат /торгауыт, хошауыт, дэрбэт/ удалось вытеснить казахские племена со степной территории Казах­стана и захватить стратегические высоты в Северо-Централь-ном Казахстане, а также в Жетысу. В толгауах Бухар-жырау эта трагическая эпоха названа как «бастапкы акупабан», т.е. на­чальный /первый/ актабан.

Возвращение же в «опт журт» Дулат Бабатайулы описы­вает следующим образом; Апш коныс Аркадан Калмактъщтаймай ipeeci, Сшкетт казактыц KfuifUH кезде сгркесг, Эбшаэнсур хан болды: Хан болмады казакха -Аеарып описан тацболды.

Следует отметить чрезвычайно эмоциональную загружен­ность понятия «Арка» для кочевника-казаха, определяющего его бытье, его место во времени и пространстве, его точку опо­ры в бренном мире:

Oftbi - кун, солы - аи болды,

Kftpa суы май болды.

Бесшпен бел1шыкпатн

Жасы ecin тег&лдг,

Жетгст жес-ip кенелд1.

Шалшык,суы квл болды,

К,урамалар ел болды.

Подведя итоги, следует подчеркнуть, что отношение кочев­ника к земле определяется прежде всего через родство. Через выяснение таксономических рядов родства определяются кон­кретные территориальные границы журта отдельного хозяи­на, аула, рода и т.д. В конечном счете, все жизненное простран­ство этноса привязано к этому священному понятию. В обыч­ной жизни предполагается, что каждый человек имеет трехсо-ставную территорию «ж\гштщ уш ж урты бар». Это же акту­ально и на более высоких уровнях родства. Одновременно, это понятие оправдывает любое движение кочевника.

Земля изначально рассматривается как вечное, неосязаемое и недосягаемое начало жизни. Земля взращивает все живое и поэтому она сакральна. В жесткой привязке «земля - человек»

205

последний играет несколько пассивную роль. Вместе с тем это отношение облагорожено многими эмоциональными связями, в основе которых, безусловно, лежит как привязанность, так и отношение к земле, как к оставшемуся наследству от предков. Именно такая эмоциональная заряженность заставляет Казту-ган-жырау говорить следующие слова:

Кайран менщЕдшш,

Мен салмадым, сен салдыц,

Kflubip.m болсын шдерге

Менен Кялмнмына Edit журт!

3. Кочевое государство: особенности политической системы кочевников Евразии

В широком спектре этносоциальных проблем кочевого об­щества особое место занимает изучение потестарно-полити-ческой или политической системы.

Одна из парадоксальных ситуаций историко-этнологичес-кой науки Казахстана - отсутствие исчерпывающего ответа на вопрос: а было ли государство у кочевников евразийского ре­гиона и, в частности, у казахов? Вопрос даже не в содержании, формах и стадиальной принадлежности политической органи­зации, речь идет вообще об отсутствии постановки проблемы.

Вероятно, нерешенность этого важного и актуального воп­роса следствие, прежде всего, господства в отечественной ис­ториографии квазинаучных подходов, отсутствие глубоких и оригинальных теоретических исследований. Сейчас, когда требуется, как никогда, подлинно научная интерпретация раз­личных аспектов истории кочевого общества, следует крити­чески осмыслить как историческое казаховедение, так и воз­можные пути выхода из сложившейся ситуации.

На наш взгляд, подавляющее большинство научных работ по дореволюционной истории Казахстана до сих пор основы­вается в теоретической части на наследии марксизма-лениниз-

ма, что вынуждает нас отнести их к разряду тенденциозных; во-вторых, огромное количество современных работ по исто­рии Казахстана имеет эстетизирующий или же справочный характер, стремятся к достижению литературных эффектов и рассчитаны на дилетантов. Подлинно историческое же иссле­дование основывается на объективно-критическом подходе к истории и исключает всякий вымысел и миф. Форма понима­ния исторического прошлого, отвечающего уровню нашей со­временной цивилизации, может быть только научно-критичес­кой. Историческое исследование должно удовлетворять потреб­ность в истине, если же вера в истинность повествования уми­рает, то следует предполагать, что вместе с ней умрет и науч­ная историография. В этих целях следовало бы обратиться к структурно-функционалистическим методам анализа истории.

Величественная картина прошлого, созданная трудами ис­торика служит всем. Но достигается это тяжелым трудом через анализ источников, в том числе устных материалов, сопостав­ление и критическое процеживание и объективную интерпре­тацию. Подобный путь - удел профессионалов, чем больше научного инструментария, куда мы включаем и методы этно­социальных исследований, тем лучше. Именно такая работа поддерживает культуру, плодоносит в ней и находит живой от­клик. Любая культура функционирует образами и архетипами исторического прошлого. Обращение к историческому фольк­лору позволяет в той или иной степени оживить образы.

Как нам представляется, основная ошибка и ограниченность исторического казаховедения состоит в однобоком материали­стическом подходе и видении проблем истории общества и государства. Материалистический подход, безусловно, связан с европоцентризмом, марксистскими методологическими по­нятиями и парадигмами. Это - пресловутый формационный подход, сводящий все разнообразие реальной истории челове­чества к формационным характеристикам, теория классовой борьбы, объясняющая начало государственности и обществен­ной жизни, извечным антагонизмом бедных и богатых. Обыч-

но считается, что первым условием перехода к государству яв­ляется появление прибавочного продукта, а возникшая при этом необходимость распределения есть обязательное условие воз­никновения классов. В то же время предполагается, что повы­шение прибавочного продукта как следствие роста производи­тельности труда - прерогатива оседло-земледельческих об­ществ. Таким образом, круг замыкается, не допуская кочевые общества вообще к понятию государственности.

Несоответствия реального состояния кочевого общества, как политике-правовой системы в виде различных государствен­ных образований /империй/, и неадекватное концептуальное осмысление его в традициях европоцентризма всегда вызыва­ли замешательство среди историков-кочевниковедов. Именно это противоречие породило различные теории о характере об­щественно-политического развития кочевников. Оно послужи­ло благодатной почвой для появления различных определений о патриархально-родовом, раннефеодальном, предклассовом или же о классовом феодализме, а в последнее время о поздне-потесгарном, «параполитарно-доминомагнатном» характере общества кочевников. «Кочевые ттредклассовые общества в большинстве случаев относились не протополитарному, а к иному типу предклассового общества, который я называю «па-раполитарным-доминомагнатным»,-пишет Ю.И. Семенов/223. -С. 57/.

В связи с этим, следует сразу же оговориться и указать на то, что казахское общество, унаследовавшее культурные дос­тижения кочевников евразийской степи, является уникальным явлением, как по своей внешней структуре, так и по содержа­нию. Те жизненные начала, заложенные в основное ядро фун­кционирования кочевого социума, неповторимы, своеобразны, и несопоставимы с иными стандартами культуры Запада и Во­стока. Осознание этой уникальности должно послужить при­чиной смены методологической парадигмы. Прежде всего, в центр исторического познания общества следует выдвинуть не материальные параметры общества, а такие факторы как ду-

ховные ценности, самосознание общества, социокультурные особенности. В фокусе исторического исследования должна выступить этносоциальная организация.

Известно, что производственный фактор, где наиболее ярко проявляются неразрывность связи между социумом, его эко­номикой и ментальностъю людей является базовым для анали­за любого исторического явления. Экономика и социальное развитие относительно самостоятельны, но подобны взаимо­сообщающимся сосудам. Расчленять и рассматривать их по отдельности малопродуктивно для исследователя. В то же вре­мя для выявления причин возникновения государства у каза­хов, необходимо вывести на первый план не экономические, а социальные процессы, формы социальных связей. Дело в том, что в казахском обществе место отдельного человека опреде­ляется не экономическими, а родственными /генеалогическая, сословная/ связями. Казахское общество представляет собой социальный организм, в котором сложилась четкая сословная структура. Поэтому, чисто операционно подобный подход на­учно репрезентативен и оправдывается соответствующим ре­зультатом.

Обозначенный выше подход позволит обойти такой «камень преткновения» государствоведов, как прибавочный продукт. В марксистском ключе социальная гармония в кочевых обществах никак не может быть увязана с государством. В европейском понимании, согласно которому появление частной собствен­ности и эволюция процесса разделения труда в обществе про­воцирует борьбу за присвоение прибавочного продукта, госу­дарство якобы узаконивает присвоение его одним классом в ущерб другим, и этим определяется эксплуататорская сущность государства.

Такое понимание государства наиболее сконцентрирован-но выражено в следующем определении; «государство появля­ется там и тогда, где и когда появляется деление общества на классы»/158.-С.68А

В советской исторической науке оно служило основным

209

теоретико-методологическим догматом. В эпоху господства марксистской теории в советской исторической науке иной интерпретации государства не существовало. И только сейчас мы задаемся вопросом о том, возможно ли существование го­сударства в доклассовом обществе, тождественны ли понятия «догосударственное» и «доклассовое».

Затронутая нами выше проблема может найти свое разре­шение скрупулезным путем анализа этнографического матери­ала, которая показала бы истинную ситуацию. Возможно «ре­гулярное производство прибавочного продукта правильнее рас­сматривать не как причину, а как следствие классообразования и политогенеза» /136. - С. 146/. Напрашивается весьма простой вывод, что прибавочный продукт, безусловно, есть потенци­альная предпосылка, но отнюдь не основное условие возник­новения классов и государства.

Отрекаясь от марксистского подхода, видимо, следует пе­ресмотреть и отношение к эволюционизму. Необходимо отой­ти от желания расставить все общества на ступенях одной эво­люционной лестницы. Именно эволюционизм позволил марк­систам свести все многообразие реальной истории человече­ства к стадиальной типологии и полному игнорированию раз­нообразия жизни к материальной сфере. Неадекватность по­добной схемы по отношению к кочевым обществам сегодня очевидна. Кочевая цивилизация - это особый мир, объективно отличающийся от цивилизационной бифуркации Запад-Восток.

Отсюда возникают следующие вопросы о том, как найти и каким образом вести поиск государственных начал у казахов? Какие факторы лежат в основе политогенеза помимо классоб-разования? Естественно ли появление государства в процессе эволюции первобытной общины, разрастание ее численности и размеров, и как следствие, увеличение плотности населения? Если само собой происходит сложение государства, то как воз­никают сословия и социальные группы? Возможно ли пред­ставить, что сословия и социальные группы, олицетворяющие сложность и целостность политической структуры, возникают

не внутри общины, а на стыке взаимодействия их друг с дру­гом или же с иными этносоциальными образованиями, входя­щими в сферы влияния кочевников или же просто граничащих с ними совершенно независимо?

В последние годы ряд культурологов высказал мнение о необходимости введения понятия «государственности». Экзи­стенция государственности кочевников - в многовековой меж-цивилизационной динамике, обращенной во внутрь. Такое го-сударствообразующее начало не всегда совпадает с публично-политической властью, т.е. традиционной характеристикой «аппаратапринуждения» 13.-С. 104/. Несмотря на кажущуюся привлекательность, такое противопоставление «государствен­ности» и «государства» вносит определенную сумятицу в по­нятийно-категориальный аппарат обществоведов. Государ­ственность, если понимать под ней «комплекс политико-пра­вовых, социальных и культурно-духовных начал», является слишком расплывчатым понятием. В таком случае, проще все­го называть это явление обществом и воспринимать его как сложную систему, целостный этнокультурный и социальный организм. Одним словом, государство - особый тип, внешнее понятийное выражение такого состояния. А совокупность уп­равленческих институтов является лишь частью или подсис­темой этого состояния.

Кочевое общество - как этносоциальная система, безуслов­но, опирается на ряд составляющих структур и подсистем. Так называемая публично-политическая власть /аппарат принуж­дения/ есть всего-навсего одна из них. С таким же успехом мы можем выделить экономическую, территориальную, соци­альную, этническую, духовную структуру. В последнюю под­систему входит и общественное самосознание, которое уни­кально тем, что при отсутствии любых других компонентов даже в архетипе автономно сохраняет идею государства. Толь­ко при наличии государственного самосознания, общество пе­реходит в государственное состояние. Системный анализ по­зволяет определить взаимоотношения и место каждой струк­туры этносоциального организма.

Научный подход предполагает изучение «комплекса элемен­тов, находящихся во взаимодействии», т.е. необходимо отно­ситься к объекту изучения как к целостности, а затем перехо­дить к установлению его структуры и связи между элементами системы. Безусловно, применению системного анализа долж­на предшествовать огромная скрупулезная исследовательская работа по выявлению и описанию исторического объекта. Чем сложнее социальный организм, тем больше факторов опреде­ляют усложнение его системной целостности. Продуктивность структурно-функционального подхода при изучении евразий­ского кочевничества, сопряженного с обобщением глобальных процессов на огромной территории, очевидна.

Кочевое общество казахов - обособленная, сложная, дина­мичная и саморегулирующаяся система. Ее структурные ком­поненты, связанные между собой многочисленными и слож­ными отношениями, выступают, как подсистемы, таковыми могут служить - экономическая структура, территориальное расселение, материальная и духовная культуры, самосознание и т.д. Каждая из указанных структур, обладая относительной самостоятельностью составляет одно целое. При переходе со­циума из круга первобытности в круг государственный, роль различных подсистем может быть неоднозначной. Какая-то из них уже сложилась как национальная и выполняет соответству­ющую задачу, другие еще не дозрели.

Как мы уже говорили, этносоциальный подход делает ос­новной акцент на выявление интегративных свойств, структур и связей между ними, то есть ориентирует исследователя на раскрытие механизма, обеспечивающего целостность социаль­ного организма. Иерархическая соподчиненность элементов внутренней структуры казахов явление небезызвестное. В от­личие от эгалитарных принципов догосударственных обществ, когда каждый человек имеет возможность менять свой статус, скажем, переходя в старший возрастной класс, в кочевом об­ществе казахов присутствует откровенный неэгалитаризм. Место человека изначально и навечно определяется его при­надлежностью к конкретному сословию или роду и переход

индивида в более привилегированное положение почти невоз­можно. Если подобное и случается, то довольно-таки редко и на то существуют целые ритуальные торжества /асырап any/. Вместе с тем основу кочевого общества казахов составляют свободные кочевники-общинники, владельцы самостоятельных хозяйств, полноценные субъекты производственных отноше­ний. В кочевом обществе положение кочевника де-юре и де-факто совпадало, что и является свидетельством их подлин­ной свободы. Как ни парадоксально, ограничения и соподчи-ненность вытекали не из отношения собственности, а из отно­шения родства /иерархичность родовой организации/.

Об этой особенности социальной организации казахов Ч.Ч. Валиханов писал следующее: «Самый порядок разделе­ния, обусловливая собою, право старейшинства и силу племе­ни, что и, по понятиям киргиз /казахов -Ж. А./ выражается правом физического первородства предка, имеет большое зна­чение в их родовом праве и принимается совершенно в генеа­логическом смысле: посему форма отношения орд к ордам и родов одной орды между собой соответствует правам кровно­го братства, а отношения родов к своей орде - отношению сына к отцу, к старшему роду старшей орды - отношением племян­ника к дяде, всего более характеризуется этот патриархальный родовой быт отношением в диспутах степных импровизато­ров из разных родов о превосходстве и старейшинстве предка» /65.-С.148/.

О механизме действия регламентации сферы общественной жизни номадов на основе принципов родства пишут и другие авторы: «этого разделения на поколения и роды киргизы /каза­хи -Ж. А.1 и по настоящее время держатся строго, несмотря на то, что до владычества русских не только поколения, но и орды соединялись часто под одной властью, не уничтожая этих под­разделений и сохраняя старшинство поколений. Так, например, во время бывших народных сеймов, первородство Алимулин-цев строго соблюдалось, их мнение и приговоры были обяза­тельны для Байулинцев и Семиродцев, но не наоборот, приго-

вор бия Семиродского или Байулинского в частном деле, мож­но было некоторым образом апеллировать бию Алимулинско-му, и он имел право уничтожать приговор» /180. - С.4/.

Системообразующая роль родства в казахском обществе заключалась в том, что вся система социальных связей строи­лась на принципах родовой организации. Генеалогические схе­мы, предания /шежире/ в той или иной мере санкционировали их. Принцип родства, как можно судить из научного анализа шежире, мог базироваться как на действительном /кровнород­ственном/, так и на фиктивном материале. При обосновании фиктивного родства, как обязательный элемент присутствуют легендарные и мифические сюжеты, в виде различных преда­ний. Другое дело - интеграция в казахское общество различ­ных сословий. Шежире включает ряд материалов, санкциони­рующих институциональные права политической верхушки, основанные на сакральности происхождения ханских динас­тий /Алаша-хана и Чингисхана/ и обосновывает их привиле­гии и права старшинства. Политическая история кочевников предстает перед нами многовековой историей сменяющих друг друга правящих династии и их сакральных представителей. Основное направление социальной жизни все-таки определя­ется сложными взаимоотношениями между естественной сре­дой и родовыми устоями общества. В таком обществе роль соб­ственности в системообразовании ничтожна, и она не может служить сущностью производственных и общественных отно­шений.

Политико-правовые отношения кочевников настолько спе­цифичны, что обнаруживаются только при дистанцировании на значительное расстояние от обществ оседло-земледельчес­ких. Возникновение и функционирование ханской власти не было связано с формированием частной собственности и клас­сового общества. Государство без классов - не столь невозмож­ное явление у кочевых обществ. Наличие частной собственно­сти на скот при коллективном землевладении говорит только о том, что сущность государства может быть определена как ас-

социация граждан для охраны собственности. Безусловно, та­кой подход к власти требует дальнейшей проработки, как в плане методологическом, так и в плане операционном.

Видимая легитимность и есть признак выделения публич­ной власти, как верного признака государства, осуществляе­мого через освящение в традициях.

Формационную атрибуцию общества производят обычно по степени развитости управленческо-административной подси­стемы. Следует отметить как особенность кочевого общества ее зачаточный характер: отсутствие административно-терри­ториальной организации, чиновничества, регулярной армии, казначейства и т.д. Кочевой социум по своим управленческим параметрам не укладывается в жесткие рамки западной моде­ли классической государственности, что и породило в терми­нологии бессодержательные эвфемизмы типа «раннеклассово­го», «раннефеодального» и т д.

Социальная структура казахского общества отличается на­личием своеобразных черт, которые даже у центрально-азиат­ских кочевников, близких по всем параметрам к казахам, об­наружить довольно сложно. Казахское общество имеет соци­альную стратификацию по сословие-правовым признакам, по объему прав и обязанностей и по выполняемым социальным функциям. Вместе с тем, эта социальная структура внешне имеет много общего с иерархической социальной структурой Запада и Востока. Главное же отличие состоит в том, что соци­альные связи внутри общества не детерминированы экономи­ческими отношениями. Скорее они напоминают концентричес­кие круги расположения, контуры которых обусловлены сослов­ными и генеалогическими отношениями. Исходные и базовые элементы самоорганизации общества в системе родства, вос­ходящие к далекой древности /время Алаша-хана/, дальние так­сономические ориентиры которой соединяют воедино много­численные кочевые и полукочевые этносы Евразии.

Общность социальных идеалов, реальная социальная иден­тичность делают весьма зыбкими национальные границы сре-

215

ди кочевых тюрко-монгольских этносов Евразии. В социаль­ном плане весь кочевой мир Евразии представляет целостную систему, живой единый организм. Политические же границы внутри этого мира достаточно условны, следовательно этносо­циальные элементы всегда подвержены процессу конверген­ции. В этой плоскости и объясняется происхождение молние­носной скорости возникновения кочевых империй Великой степи.

Данное явление не ущемляет роль национальных государств у кочевников, а наоборот, позволяет взглянуть на них по ино­му. Как нигде появление государства у кочевников чревато пре­одолением неимоверных трудностей. Всякое кочевое общество состоит из многочисленных внутренних и не противостоящих друг другу начал: коллективного и частного, сословного и ро­дового, потестарного и политического и прочих. При этих ус­ловиях государство необходимо как интеграционное начало, регулирующее взаимоотношения у огромного количества ро-доплеменных групп. Основными субстратами действуют - до­минирующая родовая система, сословная структура, зависимые городские и земледельческие оазисы. Сочетание их в одном политическом организме и дает государство. Государство обес­печивает функционирование субстратов как единой системы. Власть генерирует энергию субстратов и превращает их в го­сударство, «потестарная и политическая организация оказыва­ется этноконсолидирующим фактором, воздействующим как на сам ход этнических процессов, так и закрепление их результа­тов, придание последним определенной стабильности» /145. -С. 118/. Это очень справедливое замечание относительно роли государства и политической власти в кочевом обществе.

По всей вероятности, в обществах без сложившихся сис­тем классов /в европейском понимании/ ведущей силой обра­зования государства является власть. Вместе с тем, один из немаловажных факторов в образовании государственной сис­темы - роль сознательной деятельности людей в процессе по-литогенеза. Формирование государственной идеи, корреляция

родоплеменной структуры как основы социальной организа­ции, определение привилегий и мест различных субэтничес­ких и сословных групп не проходит без вмешательства идео­логов общества.

Как и в любом деле, идея государственности появляется раньше самого государства. В основе формирования государ­ственной идеологии казахов оказались предания о родстве, об общем происхождении от единого предка Алаша-хана. В эпо­ху образования Казахского ханства в этот древний цикл этно-гонических сказаний кочевников были внесены существенные поправки, призванные служить интересам зарождающегося государства. Сложнейший этнический состав, объединяющий многочисленные тюрко-монгольские роды Евразии, мог быть интегрирован в одно целое только вокруг легендарной фигуры Алаша-хана.

Появление государства послужило толчком для этноинтег-рационных процессов. Этот механизм, в первую очередь, обес­печивал внешний статус, а затем регулировал внешние процес­сы, обеспечивающие стабильность существующих отношений /генеалогических и сословных/ и благоденствия общества. Поэтому основными носителями государственной идеологии были жрецы - жырау, а не шаманы и муллы. Жырау нужны были для поддержания убежденности в людях своей привер­женности к государству, как лица, находившиеся в тесной бли­зости к политической элите /к ханам и султанам/. Генерирова­ние государственных идей, сакрализация правителя - хана, отправление культа /культ предков/ - все это относится к фун­кциям жырау.

Безусловно, социальный строй кочевников играет значи­тельную роль в возникновении и функционировании государ­ства, но как мы уже столкнулись с ним - он слишком расплыв­чат и не конкретен, как супертерриториальное и макроэтни-ческое явление. Остается еще одна подсистема общества - са­мосознание. Осознание общности происхождения - единства социокультурной принадлежности, общие традиции и образ

217

жизни при наличии первоосновы власти /политического цент­ра, сословия и т.д./ - может быть цементировано самосозна­нием в государство, т.е. самосознание играет роль интегриру­ющего фактора. Следовательно, можно допускать, что государ­ство существует, в первую очередь, в форме ценностных пред­ставлений и реализовывается в соответствующие подсистемы. Этническая идентичность в государственных образовани­ях кочевников основывается не столько на хозяйственно-эко­номических и политических отношениях, а столько на социо­культурном единстве. Социокультурное единство, в свою оче­редь, как единое пространство имеет многочисленные очаги и ареалы географического и генеалогического характера. Фор­мирование государственных идей в одном из этих ареалов ув­лекает в общий процесс государствоообразования многочис­ленные роды и племена. Здесь уже проявляет себя мощное ге­неалогическое начало, идет формирование генеалогии, кото­рая может быть отождествлена с общественной организацией. После возвышения одной родовой группы создается священ­ная генеалогия с чертами идейно-политической и религиозной концепции. В последующем, по мере усиления государства, она выполняет функцию санкционирования самой легитимности власти. Путь интеграции различных групп в одно политичес­кое сообщество объясняется мифом. Задача мифологических сюжетов в шежире заключалась в создании идеальной органи­зации. Как правильно заметил А.Я.Гуревич: «миф является универсальным содержанием всех функционирующих систем в обществе, и социальная организация, таким образом, являет­ся одним из способов его выражения» /87. - С.235/. Базовым источником самосознания служит мифологическое сознание, которое заведомо подчиняет прошлое сегодняшним требова­ниям, нуждам. Мифические истории играют роль каноничес­ких сюжетов, циклы мифических сюжетов создают впечатле­ние непрерывности истории государства. Воспроизведение исторического прошлого в казахском шежире носит характер персонификации. Стержень исторического времени определя-



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: