Проблемы источниковедения 18 глава




Известно, что этнический состав казахов представляет со­бой чрезвычайно сложный клубок племен и родов, в основном древнего и средневекового происхождения. Никто не отрица­ет того, что в составе казахов имеются осколки древнейших степных народов Евразии. Но никто не может отрицать и того факта, что в большинстве они имели автохтонное происхожде­ние, т.е. испокон веков жили на территории Казахстана.

К сожалению, вывод Н.А. Аристова, продиктованный, воз­можно, бедностью письменного материала о казахских родах, находит своих сторонников и по сей день. Зависимость науч­ной историографии от письменных источников Востока /Ки-

тай/ и Запада /античный/ не позволяет раскрыть истинную кар­тину этнических процессов древнего периода. То же самое по отношению к средневековому периоду, частично освещенно­му китайскими источниками, а также арабо-персидскими, ви­зантийскими и тд. В целом, мы имеем фрагментарную карти­ну этнических процессов, иллюстрирующую этнические про­цессы на перифериях Казахстана, оставляя незатронутой цен­тральную часть. В результате, складывается впечатление, что территория Казахстана была необжитой, необитаемой и засе­ление ее происходило только благодаря активному движению племен с Востока в тюркский период истории Евразии. Это глубокое заблуждение.

Мы не будем повторять то, что мы изложили в предыдущих параграфах о ранних периодах истории. Одно неопровержи­мо: в эпоху неолита, когда совершалась величайшая револю­ция в истории человечества, когда осуществлялся коренной перелом в связи с переходом к земледелию и скотоводству, тер­ритория Казахстана была достаточно плотно заселена. Пре-полагается, что именно на этих огромных степных просторах люди переходят первыми к одомашниванию лошади, и коне­водство становится доминирующим видом хозяйственной дея­тельности. Мы также знаем о том, что одновременно во мно­гих районах земного шара, особенно на территории Передней Азии, активно распространяется земледелие, как базовая от­расль хозяйства.

При существующих природно-климатических услових фор­мирующееся скотоводческое хозяйство требовало подвижнос­ти. Про лошадей кочевники говорят «туар мал» /Жалаир/ «аякупы мал» - «они любят двигаться» /Ф.Щербина/ и, следо­вательно, первые коневоды также подчинились этой законо­мерности. Скот требовал новых пастбищ и хорошего траво­стоя, обмена. Таким образом, уже в эпоху позднего неолита и энеолита большинство занятого в скотоводстве населения в той или иной степени ведёт подвижный образ жизни.

Вероятно, в тех северных регионах, Ботай и др. поселения, где практиковалось табунное коневодство, сформировалось

своеобразное распределение пастбищ. В зимний период лоша­дей держали в лесостепных районах, там, где обнаруживается в наше время большинство поселений этого периода, а в лет­ний период они паслись в степных пастбищах ближе к югу /современные границы Сары Арки/. Подобная система коне­водческого хозяйства существовала у казахов в XVIII - и в на­чале ХГХ вв. в Северном и Северо-Восточном Казахстане. Раз­личные архивные документы свидетельствуют о том, что боль­шое количество табунов на зимнюю пастьбу отгонялись в пра­вобережье р. Иртыш /в Кулундинские степи/.

Наиболее известный у поздних кочевников и, возможно, самый рациональный путь ведения кочевого хозяйства связан с Великим меридианальным путем /по маршруту север-юг/. В золотоордынское и постзолотоордьшское время этой системой было охвачено, на наш взгляд, не менее миллиона человек, на­ходящихся в состоянии постоянных перекочевок с севера на юг и обратно. Вероятно, по меридианальным путям двигались еще в эпоху неолита охотничьи племена, следующие за стада­ми диких лошадей, куланов, сайги, лосей, каракуйрыков и т д. В процессе доместикации лошади, этот маршрут стал осново­полагающим в формировании хозяйственно-культурного типа степных кочевников.

Несколько параллелей для иллюстрации вышесказанного из жизни казахов второй половины XIX в. Мне представляет­ся, что этот период относительно больше подходит для рет­роспективного анализа древнего комплексного хозяйства. Так, казахи северных уездов Акмолинской и Семипалатинской об­ластей зимовали в более северных широтах, а летом кочевали южнее. В то же время, южные уезды указанных областей зи­мовали за р. Сарысу и летом поднимались на север. О сложив­шейся системе степных передвижений племен пишет В.К. фон Герн:«... по дорогам от р. Сарысу до р. Чу летом нельзя встре­тить аулов киргиз Акмолинского уезда, потому что Чуйская, Мунглинская и Атасуйская волости, зимующие вблизи обеих дорог, летом уходят к северу от р. Сарысу имея летние стойби­ща близ берегов р. Сюрту и вокруг Конэк» /80 - С. 11/.

По наблюдениям В.К. фон Герна, волости, зимующие юж­нее р. Сарысу, переходят эту реку по направлению к зимовкам, в конце августа, а те которые зимуют на р. Чу - в октябре при­ходят со своими стадами к северным границам пустыни Бет-пакдала, с тем, чтобы при первой возможности воспользовать­ся для перехода через эту пустыню. Одновременно, этот марш­рут служит основным маршрутом сезонных миграций диких животных. В.К. фон Герн пишет о табунах диких лошадей, ча­сто встречающихся по пути через Бетпакдалу. Он лично за­стрелил из большого косяка шесть диких куланов. /89. - С.21/. Один из выдающихся этнографов XIX в. М.Чорманов в своих заметках писал о казахских родах, в продолжение всего года охотящихся за дикими лошадьми. В большом употреблении были у охотничьих групп казы и карта куланов, приготовляе­мых в соответствии с общераспространенными рецептами. Примечательны также слова М.Чорманова о некоторых необ­ходимых условиях коневодства: «Без теплых зимовок табуно-водство существовать не может. Оттого эта отрасль скотовод­ства процветает только в тех уездах, которые имеют наиболее мест удобных для зимних стойбищ» /253. - С.20/.

Выгодность и преимущество меридианального пути прямо связано с близостью на юге развитого земледельческого регио­на. К Мавераннахрскому очагу оседлой культуры примыкал связанной с Великой степью маргинальный Туркестано-Таш-кентский оазис. Вероятно, еще в поздненеолитическую эпоху, когда на юге действовали Намазги, Джейтун и др., на юге Ка­захстана, на стыке двух хозяйственно-культурных типов, по­явились первые городские поселения. Вряд ли стоит доказы­вать, что причиной появления ранних городов в Туркестано-Ташкентском оазисе /по р. Сырдарья/ была торговля и обмен между кочевниками и земледельцами юга. Именно торговля рас­сматривается нами как основной градообразующий фактор в указанной маргинальной территории. Город растет, в первую очередь, как пункт торговли, во-вторых, как центр ремеслен­ного производства, и в-третьих, как административный центр.

Хозяйственное освоение меридиональных путей /север-юг/ местным населением, вероятно, относится ко времени возник­новения и формирования коневодства, т.е. к эпохе позднего неолита. В различных архаических вариантах древних сказа­ний параллельно встречаются как охотничьи, так и коневод­ческие сюжеты. Так, в сказке «Ер Твстгк» главный герой ищет своих братьев пешком: «Кемтр-ишлт ац мен к,устьщ етщ к,актап уйт бередг де, TecmiK жолт шышды. Белше садак, байтнады, крлына темгр таякалады, аягыяа темгр emm Kitedi. Аи журеЫ, жыл журедъ талой елЫ, талой жерЫаралайды. Жолдасы да - садагы, азьны да - садагы, жольи^да кез-келген ацды атып жеп отырады...Олдгм-талдым деп келт, may т шьщса, трауыткан крлын жычкьг кергнедг. Жылкыт келсе, жьии&тьщ шшде mizyni туртн кцра крс тур. Крска трсе, йгул1 бакыр тур. EaKjjipdbiffiuii тскен етпен толы екен».

Наиболее важным из магистральных дорог, пересекающих пустыню Бетпакдала, был путь из среднего течения Сырдарьи в Степь. В народе эта магистраль в зависимости от некоторых вариаций в пути следования имеет различные названия: Дже-тыкорунская, Уванаская и т.д. /в XIX - начале XX вв. отличали «Таракты жолы», «Тама жолы» /по названиям родов/. В целом, основной маршрут проходил по долине р. Сарысу, основной и единственной водной магистрали, пересекающей Бетпакдалу. Наиболее тяжелой частью этой дороги, по мнению академика А.Х.Маргулана «считался участок безводной пустыни, распо­ложенный между долиной р. Чу и Сорбулаком, имеющий про­тяжение около 180 км» /168. - С.21/. Этот участок практически лишен всякой растительности и представляет собой бесплод­ную и безжизненную пустыню.

В различных источниках отмечается, что более или менее сносный корм и питьевую воду можно найти лишь после Сор-булака /в урочищах Жидели кудык/. В дневнике своей поездки через Бетпакдалу в 1883 г. В.К. фон Герн писал: «заросли сексе-ула встречаются к северу от пустыни Бетпакдала за Сорула-ком, увеличивается, по направлению прямо к северу от него и,

достигая значительных перелесков по направлению к оврагу Кок тас». /80. - С.4/. В описываемое время казахи Чуйской во­лости Акмолинского уезда в зимнее время, во время буранов свои табуны лошадей сохраняли в этих сексеуловых зарослях. Наиболее подвижные группы родов, несмотря на трудности, переходили поздней осенью указанные пустынные участки в направлении на юг. Примечательно, что вдоль этой трассы ар­хеологами обнаружены древние стоянки и многочисленные остатки кремневых орудий.

Этот тяжелый и мучительный путь по безводной и голой пустыне был овеян легендами еще в древности. В выше упо­мянутой сказке «Ер Твстгк» местом изначально проклятым называется Соркудук, находящийся на границе Бетпакдалы. Отец Кенжекей предупреждает свою дочь следующим напут­ствием: «Кртзыма евшем айт, Соркудыктьщбасына квшт кон-дырмасын, кондырса кейр болады». Но старый Ерназар, отец Ер Тостыка, не склонен принимать чужие советы, из-за чего в скором времени начались несчастья и приключения этой се­мьи. Попав в сети оборотня 1жалмауыз кемтр/, Ерназар жерт­вует своим любимым сыном: «Твстт жылкыдан анты аякты ала атты мтт, жетг аякты жирен атты жетегте альт келе жатканда, алдынан Кенжекей шытып мынаны айтады:

Соркудыктьщбасына

Сорт бола конды атом.

Жамауызт жалгызын

Жанынан корпит 6epdi атом».

В эпоху бронзы меридиональный путь, по которому двига­лись племена охотников и коневодов, превратился в крупную торговую артерию между цивилизациями Востока и Великой степью. В последнем широко развивается производство меди, олова и других цветных металлов. По самым приблизитель­ным оценкам размеры добычи медной руды достигали милли-оннов тонн и фактически обеспечивали не столько внутренние потребности, сколько внешние запросы. Экспортно было ори­ентировано не только готовая медь, но и технология получе­ния бронзы и других сплавов. В непосредственной связке, ве-

роятно, следует рассматривать запоздалое появление бронзы в других регионах /Передняя Азия, Китай и др./.

Наряду с возникновением в центральных степных регио­нах древней металлургии и протогородских поселений, одно­временно на юге появились крупные перевалочные станции и города специализирующиеся в торговле металлом. Медь, оло­во и другие металлы, добываемые в Центральном Казахстане, поступали в виде слитков в города по р. Сырдарья, оттуда пе­реправлялись в Переднюю Азию, в Северную Индию и т.д. Один из крупных городов среднего течения Сырдарьи назы­вался Дизроин /город меди/. М.Кашгари пишет о том, что это название произошло от крепости. Вероятно, такая интерпре­тация не полностью раскрывает первоначальное значение го­рода: «Кейбгреулер букйг Мауреннахрды Турт елг den me есеп-meudi. Ол Янгитнттен басталады. Оныцтагыб1раты-Диз­роин Мыс шаЬары. Еерштгте байланысты солай аталшн. Бул Букараш жак?>т. Осы жерде Афрасияптьщ кьгзы Каздын Kyueyi Сияуыш ттгршген. Мажусилер жыл сайын сонда 6ip кун жиналып, курмандык, шалып, кабгрте к.анын шашады» /127. - С. 1 II. Меридиональные пути через южные пустыни слу­жили и для отправляющихся в дальние миграции степных пле­мен. Так, у казахов как Западного, так и Центрального Казах­стана еще в XIX в. были живы смутные воспоминания о наро­дах, покинувших Великую степь в древности. Часто встреча­ются высказывания в речитативе: «Букрныс~жет1 журттан калган коныс, ноюйдын квшт талаксалшн к,оныс» /92/. В за­писях М.Ж.Купеева, в принципе, также повествование идет в этом духе: «Сонанб1рнешежурткелт, нешежурткелт,а%ыр ая1ы мык деген бгр журт uenemnmi, о да Keminmi. Illupeuiui деген 6ip журт ueneninmi, о да Keminmi Бул екеутен соцнотй иеленттг. Олардан калтн белгг бар, эр жерде кцлган улг1 бар».

Переход к постоянным маршрутам и стабилизация мест зимних стоянок племен связывается с наступлением сакской эпохи. По мнению К. Акишева, лучшие из стоянок не менялись «за весь период существования кочевого скотоводства на тер­ритории Казахстана»/!5.-С.ЗЗ/.

Речь идет о формировании не столько стабильных маршру­тов, а скорее всего, комплексного хозяйственно-культурного уклада, сочетавшего кочевое скотоводство в северных регио­нах и оседл ое-земледельческое на юге. Временами, в силу ка­ких-либо внутренних причин, или под давлением внешних обстоятельств, происходит выплескивание части племен за пределы Великого степного пояса Евразии. Эти, так называе­мые элитные движения, оказывали кардинальное воздействие на судьбы оседлых культур Востока и Запада. В то же время, для большинства из них характерна обратимость. Так, леген­дарный предводитель кочевников Огуз-хан после каждого по­хода возвращается в свой коренной юрт, в горы Эрь-таг и Герь-таг/т.е., в Центральный Казахстан/: «Прожив много лет в заво­еванных странах, Угуз-хан уничтожил врагов, облаготворил друзей, во всех областях, которым голова Сирам, а ноги Еги­пет, поставив правителей, возвратился в свой юрт» /6. - С.23/.

В начале первого тысячелетия до н.э. окончательно сфор­мировались этногенетические предания о происхождении на­рода Алаш, коренного субстрата степных племен. Эти древние мифы зафиксировали характер этнической структуры кочевни­ков, во главе которых стоят сыновья или приближенные вели­кого родоначальника народов Великого степного пояса Евра­зии Алаша-хана. Очевидно, стабилизация, наступившая в на­чале I тыс. до н.э., привела к формированию единых форм ма­териальной культуры /как повозка, юрта, конская сбруя, кос­тюм/.

В последующем, несмотря на различные перипетии судь­бы, преемственность в этнокультурном развитии Великого степ­ного пояса Евразии фактически не меняется и наследуется в XV в. казахскими племенами. Наиболее наглядным доказатель­ством этого факта является предпринятое казахами строитель­ство в XV - начале XVI вв. /вероятно при Касым-хане/ мавзо­лея Алаша-хана. При наступлении тотального кризиса степ­ной номадической культуры и потери политического лидерства степные племена обратились к этой легендарной культовой

фигуре первопредка, олицетворяющего единства мира кочев­ников Евразии.

Меридиональный путь с древнейших времен стал служить культурно-духовным целям народов Центральной Азии. В от­рогах Великих возвышенностей Улытау появляются первые проповедники зороастрийской веры, и пророк Зороастр не раз путешествовал через Бетпакдалу, распространяя духовные цен­ности веры. С тех древних лет сложилось священное отноше­ние к земле, как к колыбели человеческой, как к основополога-ющей субстанции. Арка, суровые величайшие равнины и степ­ной мелкосопочник, назывался отцовским юртом lama журт], животворный, благодатный, жаркий юг назывался материнс­ким юртом /ана журт!. Такая ориентация для казахов стала спасательной в годы различных бедствий /босу/.

Так сложилась ось Великой степной культуры Евразии. Несмотря на все потрясения, выпавшие на долю кочевников ядровая территория служила началом и фундаментом этнич-ности, стержнем этнокультурных традиций. Основная ось, по которой функционировала жизненная энергия степного мира, была связана с Великим меридиональным путем. Эпицентр системы координат Евразийского степного мира находился в Сарыарке, известной как политический и культовый центр, как отчий дом. Здесь вызревали наиболее сложные процессы в ис­тории кочевничества и наиболее остро ощущалось нарушение мировой гармонии, по зову которой стремились степные пас­сионарии.

Список литературы:

1. Эбшгазы. Турш шеж1рес1. /Кене турж тшшен аударган Б.Эбшкасы-мов.-Алматы, 1991.

2. Абаев В.И. К вопросу о прародине и древнейших традициях индо­иранских народов//Древний Восток и античный мир. - М., 1972, С.26-37.

3. Абенов Е. Цивилизационные основы казахстанской государственно­сти //Евразийское сообщество: экономика, политика, безопасность. -1996. -№3.-С.91-109.

4. Абрамзон С.М. Киргизы и их этногенетические и историко-культур­ные связи. -Л., 1972.

5. Абрамзон С.М., Потапов Л.П. Народная этногония как один из источ­ников для изучения этнической и социальной истории /на материалах тюр-коязычных кочевников// Советская этнография. -1975. - №6. - С.28-41.

6. Абуль-Гази. Родословное древо тюрков. Сочинение Абуль-Гази, хи­винского хана. /Пер. и предисловие Г.С.Саблукова, с послеслов. и прим. Н.Ф.Катанова. - Казань, 1906.

7. Абусеитова М.Х. Казахстан и Центральная Азия в XV-XVII вв.: исто­рия, политика, дипломатия. - Алматы, 1998.

8. Авеста. Избранные гимны. Из Видевдата /Перевод с авестийского И.Стеблин-Каменского. - М., 1993.

9. Авдиев В.И. История древнего Востока. 3-е изд. - М., 1970.

10. Агаджанов С.Г. Очерки истории огузов и туркмен Средней Азии IX-XIII вв. - Ашхабад, 1969.

11. Агаджанов С.Г. Государство Сельджуков и Средняя Азия в XI-XII вв.-М., 1991.

12. Аджигали С.И. Генезис традиционной погребально-культовой ар­хитектуры Западного Казахстана /на основе исследования малых форм/. -Алматы, 1994.

13. Айдаров Г. Орхон ескертюштершщ текст!. -Алматы, 1990.

14. Акимушкин О.Ф. Хронология правителей восточной части чагатай­ского улуса /линия Туглук-Тимур хана// Восточный Туркестан и Средняя Азия. История. Культура. Связи. - М., 1984.

15. Акишев К. А. К проблеме происхождения номадизма в аридной зоне древнего Казахстана//Поиски и раскопки в Казахстане. - Алма-Ата, 1972. С.31-46.

16. Аддаспан. XV-XVIII гасырлардагы казак акын-жырауларынын шыгармалар жинагы. К,УРасть1РУшы М.Магауин. - Алматы, 1971.

17. Алимбай Н., Муканов М.С., Аргынбаев Х.Традиционная культура жизнеобеспечения казахов. Очерки теории и истории. - Алматы, 1998.

18. Алпысбаев Х.А. Памятники нижнего палеолита Южного Казахста­на /о древнейшем заселении Казахстана первобытным человеком/. - Алма-Ата, 1979.

19. Алпысбесулы М А. Этнологическая интерпретация истории Казах­стана по материалам шежире казахов. - Караганда, 2000.

20. Андрианов Б.В. Неоседлое население мира /историко-этнографи-ческое исследование/. - М.,1985.

21. Аргынбаев X., Муканов М., Востров В. К,азак uieatipeci хакында (кураст.: Э.П1рманов). - Алматы, 2000.

22. Аристов Н. А.Заметки об этническом составе тюркских племен и народностей и сведения об их численности. - СПб., 1897.

23. Аристов Н. А. Опыт выяснения этнического состава киргиз-казаков Большой орды и каракиргизов на основании родословных сказаний и све­дений о родовых тамгах, а также исторических данных и начинающихся антропологических исследований // Живая старина. - Вып. III-IV. - Спб., 1894.-С391-486.

24. Артыкбаев Ж.О. Казак, этнографиясы: этнос жэне когам. XVIII гасыр. - Караганды, 1995.

25. Артыкбаев Ж.О. К^зах. мемлекет!: сипаты, курылымы жэне кызмет //Казак мемлекеттшгшц калыптасу кезендер! мен тарихи тагдырлары. Халыкаралак, гылыми -теориялык Маргулан окулары конференциясынын гылыми жинагы. Жезказган, 1998. - С.20-27.

26. Артыкбаев Ж.О.История Казахстана. Прикосновение к истории рав­носильно осознанию вечности. - Астана. 1999.

27. Артыкбаев Ж.О. Казахское государство: к проблеме методологии. // Государство и общество в странах постсоветского Востока: история, совре­менность, перспективы: Материалы Международной конференции. Отв. ред. М.Х. Абусеитова.-Алматы, 1999.-С.37^7.

28. Артыкбаев Ж.О., Алпысбесулы М. Казахское шежире: к проблеме методологии /Ютантарихы.-1999. -№ 2. -С.5-10.

29. Артыкбаев Ж.О., Ибрагимов Ж.И. 1916 жыл:хандык билжтщжа-щыруы // Отан тарихы. -1999, № 2. - С.5-10

30. Артыкбаев Ж.О. Кдзакстан тарихы: окулык-хрестоматия. - Астана, 2000.

31. Артыкбаев Ж.О. Алаша хан/Казахское шежире об эпохе Алаша хана/ // Кдзакстандагы тарихи - мэдени урдатердщ еткеш, бупш мен болашагы. Маргулан окуларьшыдгъшыми жинагы.-Жезкдзган, 2000. -С. 12-18.

32. Артыкбаев Ж.О.Материалы к истории правящего дома казахов. -Алматы, 2001.

33. Арутюнов С. А., Чебоксаров Н.Н. Передача информации как меха­низм существования этносоциальных и биологических групп человечества //Расы и народы. - Вып.2- М., 1972. - С.19-29.

34. Асфендиаров С.Д. История Казахстана с древнейших времен. -М.-Алма-Ата, 1935.

35. Ахинжанов С.М. Кыпчаки в истории средневекового Казахста­на. - Алма-Ата, 1989.

36. Ахмедов Б.А. Государство кочевых узбеков. - М., 1965.

37. БазыдханБ. Монгол-казах толь. Монголша-кдзакшасездж. -Удал-батьф - блгий, 1984.

38. Баранов Х.К. Арабско-русский словарь. -М., 1989.

39. Бартольд В.В. Двенадцать лекции по истории турецких народов Средней Азии//Соч.-Т.5.-М., 1968.

40. Бартольд В.В. История турецко-монгольских народов // Соч. - Т.5. -М., 1968.

41. Белицкий М. Забытый мир шумеров. /Пер. с польского/. Послесл. Й.С.Ключкова.-М, 1986.

42. Бенвенист Эмиль. Словарь индоевропейских социальных терминов. -М., 1995.

43. Бердыев О. Древнейшие земледельцы южного Туркменистана. -Ашхабад, 1969.

44. Бернштам А.Н. Очерки истории гуннов. - Л., 1951.

45. Бернштам А.Н. Социально-экономический строй орхоно-енисейс-ких турок VI-VIII вв. - М. - Л., 1946.

46. Бибикова В.И. К изучению древнейших древнейших животных Во­сточной Европы// Бюллетень МОИГ Отд. биологии. - Вып.З. - Т.22. -1967.

47. Бибикова В.И. Фауна Дереивки и ее особенности //Новейшие от­крытия советских археологов. - Киев, 1975. - 4.1.

48. Бикенов А.Х. Дестурл! мемлекет epeKuiemKTepi // К,азак,тарихы. -2001,№4-33-36 б.

49. Бичурин /Иакинф/ Н.Я. Собрание сведений о народах обитавших в Средней Азии в древние времена. Т. 1-2. - М., 1950.

50. Блок Марк. Апология истории или ремесло историка. /Перевод Е.М. Лысенко. Примечания А.Я.Гуревича. - М., 1973.

51. Богораз-Тан В.Г. Распространение культуры на земле: Основы этнографии. - М - Л., 1928.

52. Богоявленский С.К. Материалы по истории калмыков в первой по­ловине XVII века//Исторические записки. -Т.5.-1939.

53. Бойс Мэри. Зороастрийцы. Верования и обычаи, /Пер. с англ. И.М. Стамблин-Каменского. Послесл. Э.А.Грантовского. - М., 19S7.

54. Босворт К.Э. Мусульманские династии. Справочник по хроноло­гии и генеалогии./Пер. с англ, и прим. П.А. Грязневича. - М., 1971.

55. Бекейханов Э. Шыгармалар. - Алматы, 1994.

56. Бродель Ф. Структуры повседневности: возможное и невозможное / /Материальная цивилизация, экономика и капитализм XV-XVIII вв. /Пере­вод Л.Е. Куббеля. Вступит, статья и ред. Ф.Н.Афанасьев.-Т.1.-М., 1986.

57. Броневский С.Б. Записки генерал-майора Броневского о киргиз-кай-саках Средней Орды// Отечественные записки. - СПб., 1830. - Ч. 41,42,43.

58. БудаговЛ.З. Сравнительный словарь турецко-татарских наречий: в 2-х томах. 2-е изд. (на стереотипе).-М., 1960.

59. Букейханов А.Н. Избранное. /Гл. ред. Р.Нургалиев. - Алматы, 1995.

60. Букинич Д.Д. История первобытного орошаемого земледелия в За­каспийской области в связи с происхождением земледелия и скотовод­ства //Хлопковое дело. - 1924, №3-4. - С.93-121.

61. Вайнберг Б.Г. Этнография Турана в древности. VII в. до н.э.-VIII в. до н.э.-М., 1999.

62. Вайнштейн С. И. Мир кочевников центра Азии. -М., 1991.

63. Валиханов Ч.Ч. Оформах казахской народной поэзии// Собр. соч. в 5 т. - Алма-Ата, 1984. - Т. 1. - С.280-286.

64. Валиханов Ч.Ч. Заметки по истории южно-сибирских племен // Собр. соч. в 5т. - Алма-Ата, 1984. - С.294-305.

65. Валиханов Ч.Ч. Киргизское родословие//Собр. соч. в 5 т. -. Алма-Ата, 1985.- Т2.- С. 148-166.

66. Валиханов Ч.Ч. Очерки Джунгарии // Собр. соч. в 5 т. - Алма-Ата, 1985.-Т.З.-С.325-357.

67. Вамбери А. Введение в сочинение А.Вамбери «Первобытная куль­тура тюрко-татарских народов». // ЗЗСОРГО. - Омск, 1884. - Кн.IV. -С. 1-49.

68. Варга Домокош. Древний Восток. - Будапешт, 1985.

69. Васильев Л.С. Проблемы генезиса китайской цивилизации. -М., 1976.

70. Васильев Л.С. История Востока. В 2-х т. - М., 1998. 71.ВеберА. Избранное. Кризис европейской культуры.-СПб., 1998.

72. Взаимодействие кочевых культур и древних цивилизаций. - Алма-Ата, 1989.

73. Владимирцов Б.Я. Общественный строй монголов. Монгольский кочевой феодализм. - Л., 1934.

74. Вундт Вильгельм. Социальные законы // Философия истории: Ан­тология. Сост., ред. ивступ. ст. Ю.А.Кимелева. - М., 1995.

75. Гамкрелидзе Т.В. Индоевропейский язык и индоевропейские миг­рации / К вопросу о индоевропейском праязыке и индоевропейской праро­дине/ Культурное наследие Востока: проблемы, поиски, суждения. - Л., 1985. - С.356-363.

76. Гамкрелидзе Т.В., Иванов В.В. Первые индоевропейцы в исто­рии: предки тохар в древней Передней Азии//ВДИ, 1989, № 1,-С. 14-29.

77. Ганковский Ю.В. Империя Дуррани. Очерки административной и военной системы.-М., 1958.

78. Гаффаров М.А. Персидско-русский словарь: В 2-х т., 2-е изд. /в сте­реотипе/.-М., 1976.

79. Гафуров Б.Г. Таджики. Древнейшая, древняя и средневековая исто­рия.-М., 1972.

80. Герн фон В.К. Поездка на р.Чу к ее устью через пустыню Бетпак дала в сентябре 1883 Г.//ЗЗСОИРГО. - Кн. X. - Омск, 1889.

81. Геродот. История в девяти книгах. /Перевод с греческого Ф.Г.Ми­щенко. Изд. 2-е. - М., 1888.

82. Грантовский Э. А. Ранняя история иранских племен Передней Азии. -М., 1970.

83. Грач А. Д. Древние кочевники в центре Азии. - М., 1980.

84. Григорьев В.В. Об отношениях между кочевыми народами и осед­лыми государствами // ЖМНП. -1875, март.

85. Гундогдиев О. Прошлое туркмен. - М., 1998.

86. Гумилев Л.Н. Древние тюрки. - М., 1967.

87. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. - М., 1972.

88. Гуревич Е.П. Международные отношения в Центральной Азии в XVII - первой половине XIX вв. - М., 1979.

89. Дахшлейгер Г.Ф. О периодизации дореволюционной истории Ка-захстана//МНС. -Ташкент, 1955. -С.457^64.

90. Диваев А. Алача-хан. // Туркестанские ведомости. -1902, № 90.

91. Диваев А. Тарту./K,Ypacr., аягы сезш жене тусшж жазган Ф.Ораза-ева.-Алматы, 1992.

92. Досмухамедулы X. Аламан. /К,ураст., алгы сез! жэые туошк Г.Эне-сов, А.Мектепов, Ш.Кер1мов. - Алматы, 1991.

93. Древнетюркский словарь. -Л., 1969.

94. Дулат. Замана сазы: влендер мен дастандар. /Кураст., баспага эз!рле-ген К.вм1рвлиея. - Алматы, 1991.

95. Дулати М.-Х. Тарих- и Рашиди. Рашидова история. /Пер. с персид. языка, 2-е изд. дополн. - Алматы, 1999.

96. Дьяконов И.М. Прародина индоевропейцев (по поводу книги Е.Е. Кузьминой «Откуда пришли индоарии?». - М., 1994) // 8ДИ. -1995, №1.-С. 123-130.

97. Дьяконов И.М. История Мидии. - М.-Л., 1956.

98. Дьяконов М.М. Очерки истории Древнего Ирана. - М., 1961.

99. Егер О. Древний мир//Всемирная история. - Т.1. - СПб., 1903.

100. Егоров В. Л. Государственное и административное устройство Зо­лотой Орды // Вопросы истории. -1972, №7. - С.32-42.

101. Егоров В.Л. Историческая география Золотой ОрдывХИ-XIV вв.-М., 1985.

ЮЗ.ЕрЕд1ге//Еддгебатыр.-Алматы, 1996.

104. Ермолова Н.М. Остатки млекопитающих эпохи бронзы из городи­ща Алтын-депе //Новые археологические открытия в Туркменистане. -Ашхабад, 1982.

105. Жирмунский В.М. Тюркский героический эпос. - Л., 1974.

106. Жданко Т.А. Номадизм в Средней Азии и Казахстане /некоторые исторические и этнографические проблемы // История, археология и этно­графия Средней Азии. - М., 1968. - С.274-282.

106. Жданко Т.А. Этнические общности и этнические процессы в до­революционной России //Современные этнические процессы в СССР. -М., 1975.-С.33-84.

107. Зайберт В.Д. Динамика взаимодействия природно-экологических и социально-экономических факторов в процессе становления и развития производящего хозяйства в степях Казахстана//Взаимодействие кочевых культур и оседлых цивилизаций. - Алма-Ата, 1989. - С. 171 -179.

108. Зайберт В.Ф. Энеолит Урало-Иртышского междуречья. - Петро­павловск, 1993.

109. Златкин В.Ф. Некоторые проблемы социально-экономической ис­тории кочевых народов. //Проблемы алтаистики и монголоведения. Мате­риалы Всесоюзной конференции.-Вып. 1.-Элиста, 1974.-С.28-35.

110. Ибн Халдун. О причинах упадка цивилизационной жизни //Срав­нительное изучение цивилизаций. Хрестоматия. Сост. Б.С.Ерасов. - М., 1998. - C.I91-192.

111. Иванин М. О военном искусстве при Чингисхане и Тамерлане./ 2-е изд. - Алматы, 1998.

112. Иллич-Свитыч В.М. Опыт сравнения ностратических языков. Сравнительный словарь. Т.1-3. - М., 1971-1984.

113. Иордан. О происхождении и деяниях гетов. /Вступ. статья, пере­вод, комментарий Е.Ч.Скрижинской. - М., 1960.

114. Ирмуханов Б.Б. Прошлое Казахстана в письменных источни­ках V в. до н.э. (извлечения из источников). - Алматы, 1997.

115. История древнего Востока. /Под ред. В.И. Кузищина. 2-е изд. -М., 1988.

116. История древнего мира./Под ред.И.М.Дьяконова,В.Д.Нероновой, И.С.Свеницкой.Т.1. Ранняя древность. - М., 1982.; Т.П. Расцвет древних об­ществ. - М., 1983.; ТЛИ. Упадок древних обществ. - М., 1983.

117. История Ирана (с древнейших времен до конца XVIII в.). М.. 1958.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: