Широкая известность этого свода исторических преданий в степном регионе не могла не быть замеченной и зафиксированной в ранних письменных исторических традициях.
На наш взгляд, одна из наиболее ранних письменных фиксаций легенд об Алаша-хане был осуществлен Геродотом в V в. до н.э., в его известной «Истории в девяти томах».
В первом случае, в числе скифских народов перечисленных Геродотом встречается народ, именуемый «алазонами». По утверждению Геродота, они живут «вдоль реки Гипанниса к западу от Борисфены» /81. - С.312/. Если предполагать, что Бо-рисфена - это река Днепр, то речь идет об одном из западных племен скифского круга. Борисфена грекам известна из скифской мифологии. Так называлось божество реки. Дочь этого божества вступает в брак с Папаем и становится матерью пер-вочеловека-Таргитая.
В другом случае Геродот повествует об одном из удивительных скифских народах-аргипеях, где как «мужчины, так и женщины плешивы от рождения /вероятно, от «алапес», как в казахском варианте -Ж.А./, плосконосы и с большими челюстями; речь у них особая; одеваются по скифски...»/81.-С.314/.
Известно, что Геродот (впрочем, он сам сознается в этом постоянно) в своих повествованиях о восточных скифах в основном руководствуется слухами, поскольку достоверных данных в ту пору фактически не было: «я не могу найти никого,
кто бы сказал, что знает те страны, как очевидец», - пишет историк /81. -С.311/.
Вероятно, таким образом, через вторые и третьи руки, претерпев определенную редакцию, сведения о народе Алаша / алазон/ и легенда о пегом мальчике - родоначальнике народа Алаша, попали в античную историографию.
По сведениям Геродота, этот народ обитал в каменистых и неровных местностях. Не идет ли речь в данном сюжете о Центрально-Казахстанском мелкосопочнике, образно названном А.Г.Медоевым «Складчатой страной». Западнее отнес находится равнина с глубоким черноземом, а восточнее - подножья высоких гор, где обитают исседоны. Аргипеи - так звали обитателей каменистых, неровных мест - «поселяются под деревом /т.е., в юртах - Ж. А./, которые на зиму прикрываются толстым белым войлоком, а на лето оставляют открытыми» /81. -С.314/.
Наиболее древнее упоминание об Алаша-хане в известных нам восточных источниках, принадлежит перу великого историка Востока Рашид ад-Дина /cep.XIV в./. Исходя из сведений своих степных информаторов /Полат чинсан и др./ время жизни Алаша-хана Рашид ад-Дин относит к самым древнейшим эпохам: «...тюрки называли и продолжают называть Яфета Булджа-ханом /Абулджа-ханом/ и достоверно не знают, был ли этот Булджа-хан /Абулджа-хан/ сыном Ноя или его внуком, но все они сходятся на том, что он был из его рода и близок к нему по времени. Все монголы, племена тюрков и все кочевники /буквально: обитатели степей/ происходят от его рода. Подробности этого обстоятельства они передают в следующем виде: Булджа-хан /Абулджа-хан/ был кочевником; его летовка была в Ортаке и Казтаке, которые представляют собой чрезвычайно большие и высокие горы, в тех пределах находился город по имени Инандж. Зимнее стойбище Булджа /Абулджа/ хана также было в этой местности, которая называлась Бурсун /Бурсук - Ж.А./, Какьян и Каркорум /Каракум - Ж. А. I, называют еще его Каракурум. Поблизости этих мест находятся города Талас и Кары-Сайрам. Последний город - древний и необычайно боль-
шой. Видевшие этот город передают, что от начала его до конца один день пути и что в нем сорок ворот. В настоящее время там обитают тюрки-мусульмане... У Булджа /АбулджаАхана был сын по имени Диб-якуЙ /Диб-Бакуй/. Слово «диб» имеет значение диспута или место должности, а слово «якуй» означает /человека/, властвующего над всеми племенами...» /211. -Т. 1.-Кн. 1.-С. 80-81/.
Генеалогический свод Абулгазы Бахадур-хана существенно дополняет приведенные выше материалы. Хотя он, как и его предшественник, свое изложение истории тюрков начинает с библейских сказаний, но вводит в него значительное количество народных преданий. По Абулгазы Бахадур-хану, Ала-ша-хан - не современник Яфета, а его потомок в шестом колене: Яфет-Тюрк-Ильча хан-Диб-Бакуй-Кикж хан-Аланча-хан.
Последняя интерпретация - более правдоподобна, как бы то ни было. По всей вероятности Алаша-хана от времени Великого потопа /приблизительно 12-10 тыс. до н.э./ отделяет более или менее значительный отрезок времени.
Абулгазы дает следующую характеристику мифической эпохе правления Алаша-хана: «Аланча хан много лет правил государством. Со времени Ноя - Мир ему! - до времени Аланча хана все потомки Иафета были мусульмане; при Аланче юрт улучшился, народ сделался богаче. Но, как гласит пословица узбеков, когда собака разжиреет, кусает своего хозяина. Когда у них умирал кто-либо - любимый сын или дочь или брат - то делали похожую на него статую и, поставив ее в своем доме, говорили: это такой-то из наших ближних. Оказывая ему любовь, первую часть от кушанья клали перед статуей, целовали ее, натирали мазями лицо, глаза и кланялись ей. Из таких повторяющихся действий возникло идолопоклонство.
У Аланча хана было два сына-близнеца: старшему имя было - Татар, младшему - Монгол. Аланча хан, когда состарился, разделил свои владения между сыновьями. Оба брата провели жизнь в благополучии и счастье, не делая друг другу худого» /6.-С. 17/.
Таковы в общих чертах сведения об Алаша-хане, содержа-
щиеся в древних исторических трудах Запада и Востока. Вероятно, работа в данном направлении должна быть продолжена, поскольку тема в указанном ракурсе поднимается нами впервые и до сих пор историки не задавались серьезно этой проблемой. Неоспоримо одно, в данном своде легенд об Алаша-хане находит отражение древнейшая история степных народов Евразии. Причем в легендах заложены сведения о государственном начале. В них чувствуется седая древность, порядок слагающий из хаоса государственность, формирующуюся из разрозненных групп людей. В легендарное время тюрки и монголы ещё не отделились из своей алтайской основы. Возможно, исторические сведения об Алаша восходят ко времени господства в Великих степях в VI-IV тыс. до н.э. этносов, представляющих наиболее ранних предков кочевников-коневодов Евразии.
В этих легендах уже сформировался культ Алаша-хана, олицетворяющий государственное начало и единство кочевых племен и наличие сакрального характера властной структуры. Ра-шид ад-Дин вводит эту великолепную мифическую фигуру в библейскую интерпретацию ранней истории человечества и отождествляет ее с Яфетом. Следовательно, Алаша не только родоначальник тюрков и монгол, но вообще всех степных племен Евразии. Эти материалы напрочь отметают предположения позднейших авторов, определяющих дату жизни Алаша-хана поздним средневековьем. Любые попытки отождествлять легендарного Алаша-хана с поздними степными правителями - Султан Ахмадом, Хакназаром и т.д. обречены на неудачу, поскольку противоречат сообщениям ранних источников и основываются не на критических данных. Предположения Ч.Ч.Ва-лиханова, А.П.Чулошникова и др., относивших время жизни Алаша-хана ко второй половине XIV в. в свете более основательного подхода к древним источникам, оказались несостоятельными, поскольку не основываются на серьезных аргументах.
Вероятно, многие авторы введены в заблуждение датировкой мавзолея Алаша-хана, находящегося в Центральном Казах-
стане, в долине р. Сарыкенгир. Время строительства мавзолея А.Х.Маргулан относит к XIV-XV вв. Безусловно, архитектурный стиль /прямоугольная композиция, купол, фигурные и резные плиты, глазурь/ сближает это культовое сооружение с архитектурными памятниками указанного времени. Но в нем есть и некоторые особенные детали, не встречающиеся в других подобных памятниках, это обходная галерея, встречающаяся только в царских курганах эпохи бронзы Центрального Казахстана /мы имеем ввиду кольцевые концетрические оградки в циклопических сооружениях Аксу-Аюлы, Бегазы и т.д./. По всей вероятности, мавзолей Алаша-хана сооружался в период образования Казахского ханства, олицетворяя культ первого хана, направляя народ на служение государству, как объединяющая национальная идея. Возможно, этот мавзолей построен там, где раньше находилась древняя святыня /жертвенник или курган/ посвященный первому степному государю.
Таким образом, при определении даты правления и существования Алаша-хана нет смысла исходить из строительной датировки мавзолея. Мы склонны искать корни и среду этого понятия в более глубинных пластах истории Великой степи. В доказательство этого тезиса мы обратимся к этимологии и устной традиции. Например, к ряду терминов и понятий связанных с Алаша, в интерпретации которых мы придерживаемся несколько конкретного узкого подхода- Наши изыскания ограничиваются интерпретацией казахских слов, понятий поиском древнетюркских основ и с обращением к монгольскому:
1. "Ала" означает: пегость, пестроту, раздробленность, неорганизованность и т.д. В этом же значении применяется в монгольском языке. Например, «Адаг-ала»/вц туе/; узэхала-лау - ала керу; алаг такъ - тагы жыякы и т.д. /121. - С.28/.
Казахское и монгольское «ала» - «алаг» восходят к древне-тюркскому «Ala» - пегий, в яблоках: «ala at» - пегий конь (М.К.); ala atlijjol tanri-бог судьбы на пегом коне /93. - С.32/. «Ала» в древнетюркском также означает болезнь /ложная проказа/; недобрые промыслы, козни и т.д. /93. - С.ЗЗ/.
2. «Алаша» - это слово на казахском языке имеет несколько
значений. Во-первых. «Алаша» - название крупного рода в составе Младшего жуза, во- вторых, «алаша» - вид коврового изделия. Складывается из полос/шириной 50-60 см/, вытканных на узконабойном станке 1ермек1. Алаша застилается на пол или вешается на кереге юрты. Один из самых распространенных и доступных у кочевников вид ковра/122.-С.103/.
В-третьих, Алаша /Алаша-хан / - имя первого хана казахов, а также имя родоначальника. У монголов Алангоя - проматерь народа, у киргизов - родоначальник и боевой клич Алатай.
3. «Алаш» - это, прежде всего, боевой клич казахов. Обратимся к шежире М.-Ж. Копеева: «Бурынш заманда казак, «Жуз» деген, «Алаш» атты рут койтн аты болтн екен. «Алаш» деген атты урант койып, жаут шапкцнда «Алаш-Алаш» деп шабындар, «Алаш» демегендг жец болса да урып жыт бергцдер деп бата кьпысты.
«Кеше Алаш алаш болтнда, Алаша хан болтнда, уйш1з атш болтнда ураиымыз «Алаш!» болтнда, ушжуздщбаласы казак; емес пе едж» - деп айтылтн свз содан калтн»,
Во-вторых, во многих легендах имя старца мудрого родоначальника, отца Акдрыс, Жанарыс, Бекарыс, /Уйсын, Аргын, Алшын/, основателей трех казахских жузов /см. вариант Ч.Ва-лиханова/. В-третьих, «алаш» в той или иной степени показатель дальних степеней родства, а также отчуждения и даже вражды: «Алашпысыц, атйынбасьщ?» -«Близкий ли ты родич или алашовец?» /т.е. отдаленный/, и в этом же контексте «алы-cmafbi алаш» - дальний алаш. В близком значении «алаш» употребляется на монгольском языке: «Алач» - охотник, убийца.
Алаш в древнетюркских текстах встречается как название народа.
4. «Алашык>> /лашык/- на казахском языке обозначает легкое /походное/ жилище и имеет многочисленные параллели в других тюркских языках. Так, на западе у кумыков такие жилища называются «алаша уй», а у якутов алахз дьиэ, что безусловно, свидетельствует о древности этого жилища. Остов такой юрты состоит из жердей /уык/, согнутых в дугу. Верхние
концы жердей закрепляются в «шанырак», деревянный обруч. Близкий к казахскому «алашык», т.е. исходная форма тюркской юрты сохранилась у южных тюрков - «карлукская юрта» / 125.-С.34/. В конце XVTII-XIX вв. этот легкий тип казахского жилища стал называться «абылайша». В казахской среде существо вало несколько разновидностей легких жилищ /кос, жо-лама уй и т.д./.
«Алачу» - в значении легкого жилища - шатра - встречается в словаре М.Кашгарского. Например, «ер алашуланды» - мужчина поставил себе шатер. /93. - С.ЗЗ/. В монгольском языке каких-либо параллелей нами не обнаружено.
5. «Алаша ат» - часто встречающий образ в традиционном устном казахском фольклоре. Например: Алаш алаш болтлы,
Алаша атка мтгелг, Ала шубар ту байлап, Алашка уран бергелг Элт edi атсы.
6. «Аламан» - на казахском языке означает: своевольного, своенравного человека или группу людей, ставящих свои интересы выше общественного, определенным образом эгоистичность. Обратимся к определению, данному X. Досмухамедовым этому характеру: «Аламан деп, тэрттке, жолю, низамш квнбейтш, ее дегеш болмаса басканы елемейтт топты атай-ды. Бастыктан луксатсыз 6ipeydi шабут, олжалаут атта-нтн тэрттс13 топты да аламан deudi» /92. - С.147/. В этом же значении применяется у других народов, особенно у туркмен - группа наездников, отдельные наездники промышляющие грабежами, в основном против персов.
Невозможно в одной статье разобрать все понятия производные от «ала», имеющие прямое отношение к древним символам кочевников. Иногда в языке это понятие работает в скрытом варианте. Например, «ала-шубар ту» - одна из ветвей казахских султанов до конца XIX в. была известна, как шубар тулы /пестрознамённые/. «Шубар», как эквивалент «ала» /ала-ша/-употребляется для положительной характеристики. Напри-
мер, «Шубарым, ар/ылшлш, кермаралым, ев защзгмша бтген-дей жандаралым» /с.Жанак/. В этой связи нельзя не вспомнить об «алашмыш», как той субстратной основе, на которой позднее появляется казахский этнос. «Мын» в данном сочетании скорее всего указывает на союз и единство многих племен. К этой проблеме в свое время обращался Ч.Валиханов /65. - С.160-161/. Обратим внимание назначение «шшшмьизы», употребляемое Кадыргали беком «Майсара - Апаш мыщ,1 бол-ды, ол ушсанедг...Алашмьть1арасында улкеттаракггкнфа-лы жалайыр бодады» /119/. Заметим, что майсара, т.е. левая рука /сторона/ означает более почетное место в системе ценностей, в отличие от маймене /правой/, где располагались два сана катаганов.