Проблемы источниковедения 17 глава




В исторической науке самоценность культур Востока и За­пада достаточно изучена и осмыслена. Но не все знают о том, что существовал в истории и третий мир - цивилизация степ­ных народов, культурно-историческая система, которая в тече-

ние многих тысячелетий служила структурообразующим на­чалом человеческих деяний. Невозможно воссоздать Всемир­ную историю без центральной зоны, где тысячелетиями выра­батывались основные понятия священных человеческих цен­ностей и матрица действия этих ценностей - само человечес­кое общество. К сожалению, в самом начале формирования и становления современных гуманистических наук /истории, культурологии и т.д./ традиционный миропорядок был унич­тожен. Быстрое распространение западной цивилизации завер­шилось политическим крахом и территориальными уступка­ми пастушеских народов. XVIII в. стал периодом окончатель­ного крушения гегемонии кочевников Евразии, захвата и пора­бощения их. Китай с востока, а Россия с запада захватили ог­ромные степные просторы, послужившие в течение многих тысячелетий центром мирового порядка.

В исторических трудах, посвященных описанию взаимоот­ношений между Востоком и Западом, подчеркиваются и ука­зываются, в первую очередь, заслуги древних восточных ци­вилизаций /Египет, Вавилон, Финикия, Карфаген/ в развитии средиземноморского региона. Неплохо изучены столкновения персов с греками. Яркими красками описывается поход Алек­сандра Македонского на Восток. В конце XIX- начале XX вв. в историографии существовала и другая тенденция, возвеличи­вающая значение и роль Востока в формировании культуры и духовных ценностей запада. «Явилось с Востока христианство и покорило запад, и свою священную «Книгу» - Библию дало этому Западу», - писал академик С.Ф.Ольденбург в этих тра­дициях./192.-С.5/.

Рим в период имперского могущества покорил Восток /име­ется в виду Египет и провинции Западной Азии/, но был в зна­чительной мере сам покорен его духовными ценностями. В византийскую эпоху связи между Востоком и Западом стали еще теснее. В эпоху раннего средневековья в эти разносторон­ние отношения включился Китай, и европейцы стали одевать­ся в шелковую одежду. Исследователи неоднократно писали о крестоносцах, также внесших свою лепту во взаимообогоще-

ния культур. И, наконец, именно в поисках путей на Восток европейцы совершили Великие географические открытия.

Такова общая картина Восточно-Западных связей. Восток, несмотря на громадный шаг, совершенный исследователями все еще остается «терра инкогнита». В первую очередь, недости­жимы для западного человека творения Востока в области духа, философии, искусства и др. Недостижим сам феномен восточ­ного человека. Во-вторых, сильно отличаются мировоззренчес­кие принципы и ценностные ориентации двух цивилизацион-ных систем. Особенно это заметно сейчас, когда Запад владеет рычагами политического и экономического господства на зем­ле. Его экономический и военный потенциал, построенный на рационализме, разрушает самобытность Востока, уничтожает его нравственнную основу и менталитет, втягивает во всемир­ную систему труда в качестве маловажного узла и источника дешевой рабочей силы. Восток превратился в периферию, по­теряв свое влияние в мире, свою созидательную силу и культу­ру. В этом заключается тот неподдельный контраст, который отличает роль Запада от структурообразующей роли Великой степи.

Последняя, завоевывая и внося крепкую жизненную струк­туру в Восточные периферии, сама растворялась в них. В тра­диционную эпоху Великая степь - центральное ядро цивили-зационного пространства - вмешивалась в жизнь восточных стран /и западных/ главным образом для выполнения своей миссии умиротворителя, строителя и созидающей силы. Уни­кальность многочисленных движений пастушеских народов в оседлые периферии мира заключается в том, что они одновре­менно выступали как разрушительная сила того, что доживало свой век, и сила, созидающая новые крепнущие государства. Степь восстанавливала законы, мирные условия труда, акку­ратный сбор налогов и религиозно-духовные системы.

Пастушество в Центральной Азии в течение многих тыся­челетий служило хранителем постоянного социального и кос­мического порядка, благосостояния и единства общества и, самое главное - единства человеческого рода. Степная элита,

попадающая в страны Востока и Запада, во-первых, стреми­лась обеспечить социальную гармонию, духовно-символичес­кий универсум, которые осознавались ими, как прямое отра­жение космического порядка. Во-вторых, элита создавала по­литическую организацию завоеванного края и формировала сильную внешнюю политику. Во внутренней жизни общества уделялось внимание формированию механизма умиротворения. Самое главное, благодаря становлению государства налажива­лись внутренние экономические механизмы, позволяющие ве­сти накопление прибавочного продукта. Таким образом, пас­тушеские племена, оставляя центральное ядро /Великую степь /, вносили освободившуюся энергию в формирование вла­стного ядра в периферии.

Контакты пастушеских народов, проживающих вдоль Ве­ликого степного пояса Евразии, с центрами восточных циви­лизаций были продуктивными и результативными, но не все­гда мирными и безоблачными. Жизненная практика кочевника не приемлет абсолютной трансцендентности и отвлеченных умозрений, наоборот, зависимость от сиюминутных капризов природы всегда толкало эти народы к активным деяниям и дви­жениям. На протяжении огромной многотысячилетней исто­рии народы Евразийского степного пояса постоянно сталкива­лись со всемогущей природой и постоянно предпринимали адекватные действия. Переход от кочевничества к полукочево­му образу жизни, от кочевого скотоводства - к комплексному всегда создавал определенные ритмы истории, и процесс этот был обратим. В зависимости от амплитуды колебания и силы природных воздействий определяются и масштабы внешних воздействий кочевников на окружающий мир.

Однако природные ресурсы Великой степи всегда были ог­раничены, а условия для жизни человека - всегда достаточно суровы, чтобы переходить к более интенсивной деятельности. С другой стороны, общественный быт степных народов, осно­ванный на родовых отношениях, требовал постоянной актив­ности, даже увлеченности населения проблемами обществен­но-политической жизни. С детских лет степняк вовлекался в

бурные общественные отношения и ему прививалась идея слу­жения. Вокруг мира кочевников находились огромные ниши, удобные для разнообразной деятельности и спокойного суще­ствования по своим природным параметрам. Земледельческие цивилизации, занятые своими житейскими заботами, при отл сутствии активной общественной жизни как магнит заманива­ли активную часть кочевников. Субпассионары в каждую эпо­ху при малейшем демографическом взрыве искали нишу для приложения своей энергии и шли в оседлые регионы. Как ран­нее пастушество, так и комплексное хозяйство, появившееся как результат эволюции пастушества, хорошо обеспечивали демографический рост населения. Сильные социальные устои, опирающиеся на традиции патриархальности, защита со сто­роны рода каждого индивида, члена коллектива, послужили основополагаюшим фактором бурного роста населения.

Кочевники Евразии, как доказывает наше предыдущее обо­зрение, ярко демонстрируют наполненность их жизненной энергией, способность к приспособлению и изменению окру­жающего мира. Их деятельная энергия в течение многих ты­сячелетий /начиная с IV тыс. до н.э./ не раз захлестывала не только ближние регионы, но и далекие оазисы древнего мира. Они давали мирной, монотонной жизни оседлого земледельца /этой вечной статичности/ динамичную, жизнеутверждающую энергию, внося стимул и структуру в первобытный хаос. На протяжении многих тысячелетий генеральное стержневое раз­витие Евразии, и в особенности Востока, определялось влия-ниемкочевых народов.

Каждый кризис в очагах древней цивилизации вызывал от­ветную реакцию у кочевников, которые как санитары устрем­лялись в этот больной организм. По большому счету это взаи­модействие, несшее жизнеспособную структуру на Восток и Запад, можно считать действием исцеляющим, кочевники, как волчья стая, преследующая стадо сайгаков, добивали слабых и старых, освобождая путь молодым и способным. Более того, симбиоз кочевников и оседлых приводил к формированию но­вых этносов и совершенно новых государств.

Так было в начале человеческой истории, когда племена шумеров, двигаясь с севера на своих неуклюжих повозках и с огромным запасом молодой энергии, захватили и заселили Двуречье, подчинили оседлых земледельцев го раннеземледель­ческих общин Месопотамии и создали государство. Первое общество, первая письменность, первое государство - именно из этого набора атрибутов берет свое начало человеческая ис­тория. За шумерами в Месопотамию, а далее и в Египет шли уже другие пастушеские племена Евразии. Современники шу­меров, основатели Хараппы и Мохенджо-Даро в Индии при­близительно в эту эпоху /TV тыс. до н.э./начали создавать мощ­ный фундамент индийской цивилизации. К сожалению, эта малоисследованная проблема как бы выпала из нашей истори­ографии и не оценена. Ведь индоарийское движение, по срав­нению с миграциями эпохи шумеров, относится к позднейше­му времени. Это уже вчерашняя история, довольно подробно излагаемая величайшими письменными источниками подоб­но «Авесте» и индийским «Ведам».

Оба эти движения для Востока были революционными, в смысле становления человеческой культуры, формирования свойств его бытия и т.д.

Но не только для Востока. На запад шли волны индоевро­пейцев из Великой степи. Каждый новый взрыв в степи усили­вал влияние в континенте этого основного деятельного начала, как от камня, брошенного в тихий плес, круги все расширя­лись и охватывали огромные территории. В этом море движе­ния встречались и отталкивались многие народы, происходи­ло усиленное смешение и ассимиляция. Они консолидирова­лись и создавали государства, чтобы в новом витке истории снова впадать в кризисы и стать добычей новых кочевников из Евразийского котла*.

Новый этап активности племен Великого степного пояса

"Степной мир временами напоминает кипящий котел, выбрасываю­щий пары с определенной интенсивностью. Вероятно, есть непонятная и неизученная нами закономерность. Следует более тщательно работать с представлениями пастушеских народов о числе 9/пюгыз/и 7/жет1 ата/и

наступает в VII-V вв. до н.э., т.е. в середине I тыс. до н.э., когда скифы в Европе, а саки в Азии принялись за перекраивание политической картины мира. В начале киммерийцы, а вслед за ними сако-массагетские племена, вторгаясь в Египет, Ассирию, Индию, Китай и Иран, вдохнули жизненные силы в древние цивилизации. В историческом обзоре мы несколько затрагива­ли события этого периода, отмеченного продвижениями мно­гих групп кочевого населения. Происходит возрождение ряда восточных регионов. Великий Кир - сын пастуха, поднимает Ахеменидский Иран. В свою очередь под сильнейшим влия­нием скифов происходит возрождение Древней Греции, где в борьбе полисов победителями вышли македонские цари. Мы наблюдаем за столкновением двух сверхдержав: Персии и Гре­ции. По сути, вновь на территории Передней Азии встрети­лись потомки ранних кочевников Великой Евразийской степи. Одни из них шли через Среднюю Азию и далее Иранское на­горье, другие через Северное Причерноморье в Балканы. Впро­чем, немаловажную роль в контактах степных пастушеских племен Западной и Передней Азии играли так называемые Каспийские ворота /Дербент/. Скифо-саки оказали мощное влияние как на Запад, так и на Восток в силу массовости и пер­манентности движения. Слабо заметные в степных просторах Центральной Азии импульсы постепенно набирали силу и инерцию. Первоначальным очагом скифской триады и, преж­де всего, звериного стиля стала глубинная территория, совпа­дающая с современными границами Центрального Казахстана /зона распространения памятников тасмолинской культуры «курганы с усами»/. Наиболее чистыми носителями ранней скифской культуры, вероятно, можно считать аргиппеев, иссе-донов и массагетов /основное ядро/. На втором этапе произошла кристаллизация нескольких ареалов /очагов/ скифо-сакской

т.д. «Туржтен тогыз атага шейт хандыгым узишей кендг деп кшт trie тогыз, осы тогыз-тотыздан бвяет угын жол-жоба соя Уызханнан калшн», - пишет знаток шежире М. -Ж.Копеев/141. - С.13/. Есть смысл вникнуть в содержание казахской поговорки: «Елу жылда ел жапа, жуз жъида - казан».

культуры по всей периферии Великого степного пояса: Сибир-ско-Алтайская, Северо-Причерноморская, Семиреченская, Нижнесырдарьинская /Тагискен/ и др. Таким образом, вторже­нию скифов в Восточные цивилизации предшествовала опре­деленная подготовка и перестройка самого кочевого общества.

Как объяснить упадок могущества скифов /и их современ­ников/ в ходе многочисленных завоевательных походов Ста­рого Света?

Однозначно они связаны с потерей скифами своих перво­начальных качеств и ассимиляции в оседлой среде: отчужде­ние власти от общества, ослабление принципов самоорганиза­ции общества, стремление к роскоши и деградация в чуждой городской культуре. Этот контраст, присутствующий в сравне­нии двух культур, не раз подчеркивался в древнегреческой пуб­лицистике. Лукиан устами скифского мудреца Токсарида в по­лемике о человеческих доблестях с греком Мнесиппом гово­рит следующее:«... дела эллинской дружбы по сравнению со скифскими - детская забава. Впрочем, наши чувства имеют разумное основание, и вполне естественно, что вы восхваляе­те незначительные деяния: ведь у Вас, живущих в глубоком мире, не может быть выдающихся своей необычайностью слу­чаев высказать дружбу. Так и во время затишья не узнаешь, хорош ли кормчий; для этого нужна буря. У нас же непрерыв­ные войны: мы или сами нападаем на других, или обороняем­ся от набега, участвуем в схватках из-за пастбищ и сражаемся из-за добычи... Вот при каких условиях мы заключаем самую надежную дружбу, считая ее одну непобедимым и непреодоли­мым» /161. - С.352Шбн-Халдун, рассуждая о принципах уст­роения общества, кризис цивилизации напрямую связывал с ростом и усложнением городской жизни. В этом аргументе, стать присущем государствам, создаваемым пастушеской эли­той на Востоке, есть рациональное зерно, объясняющее упа­док правящих имперских династий: «Оседлая городская жизнь ведет к принятию разнообразных прихотей, культивированию соответствующих предметов, - пишет Ибн-Халдун. - Прису-

щее городской жизни стремление к роскоши подрывает устои хозяйственной деятельности и социального устроения. Как результат усердных, а подчас мучительных попыток удовлет­ворить потребности, вывзванные такими прихотями, возрас­тают аморальность, злоупотребление, лицемерие, обман». /110. -С. 192/.

Город в описаниях казахских источников изобилует всяко­го рода низкими людьми с порочными наклонностями. Уловки и обман - характерные черты для городского жителя, и все это в совокупности определяет кратковременность правления степ­ных правителей в завоеванных странах. Отсутствие иммуни­тета перед многочисленными соблазнами, отрыв от степных традиций и родовой среды делает их уязвимыми перед любой опасностью. «К/ала болдъщ мола болдыц» - так однозначно оце­нивали в прошлом это состояние кочевники.

На первый взгляд, в начале нашей эры и в последующие эпохи сохраняется также характерное для древности мощное структурообразующее влияние степных народов на оседлый мир Востока и Запада. При этом, масштаб охватывает даже более значительный радиус пространства. Одряхлевший Вос­точно-Западный мир рушится на части под ударами конницы гуннов; на Востоке Китайская империя подписывает «договор о мире и родстве», что означает настоящее подданство, на За­паде падает Римская империя. На юге гунны-эфталиты ставят на колени Сасанидскую державу. В ходе этого масштабного взрыва значительное количество степных пассионаров кочев­ников выбрасываются в эти регионы.

Но в этом процессе есть несколько своеобразных черт. Во-первых, фактор неожиданности. «Невиданный дотоле род лю­дей, поднявшийся как снег из укромного угла, потрясает и унич­тожает все», - пишет о гуннах римский историк IV в. Аммиан Марцеллин. Во-вторых, в ходе этого движения Запад и Восток впервые столкунулись с мощным натиском монголоидной расы. Тот же Марцеллин в своем описании особо подчеркивает от­личия в антропологии: «члены тела у них мускулистые и креп-

кие. Шеи толстые, чудовищный и страшный вид...» /114. -С. 120/. В гуннскую эпоху, безусловно, имеет место сильный сдвиг в сторону усиления монголоидности у местного населе­ния Казахстана. В целом, в рассматриваемое время сложилась европеоидно-монголоидная физическая основа современной тураноидной расы.

Самая главная особенность, на наш взгляд, состоит в том, что центр активности в это время перемещается на восточные окраины степи. Вероятно, этот процесс связан с усилением перехода к кочевничеству охотничьих племен. Иордан, исходя из легендарных сведений, рассказывает о первых столкнове­ниях готов /он называет их скифским племенем/ с гуннами, относит последних к охотничьим: «Охотники из этого племе­ни, выискивая однажды, как обычно, дичь на берегу внутрен­ней Мэотиды, заметили, что вдруг перед ними появился олень, вошел в озеро и, ступая вперед, то приостанавливаясь, пред­ставлялся указывающим путь. Последовав за ним, охотники пе­шим ходом перешли Мэотийское озеро... показалась скифс­кая земля» /113. - С. 190/. Приск, будучи в составе римской де­легации, направляющейся в ставку Аттилы, также пишет о том, что гунны не знали «никакого другого дела, кроме охоты, если не считать того, что они увеличившись до размера племени стали тревожить покой соседних племен коварством и грабе­жами». Эти легендарные сведения относятся, конечно, не к началу нашей эры, когда гунны и другие племена его круга уже перешли к кочевничеству. Парадокс гуннских миграций состо­ит в том, что они впервые в истории Великой степи сделали мощный бросок с восточных горных окраин Великой степи /Алтая и Тарбагатая/ к Восточной Европе.

В исторической литературе это движение представляется несколько однобоко и рассматривается чрезвычайно узко, как движение таборное, бессистемное, без этно- и лингвистичес­кой общности. Одним словом, сброд «разноязыких и разноэт-нических» племен. О государстве вообще не идет речь, посколь­ку движущаяся на запад толпа племен и родов - неорганизо-

ванное сообщество, государство начиналось обычно на грани двух стадий кочевания, т.е., на грани полукочевничества и по­луоседлости. Кстати, наглядный пример такого подхода демон­стрирует С.А. Плетнева: «Что же касается хунну, то, лишен­ные земель, они двинулись в далекий западный поход. Тысячи километров шли хунну по сибирским и уральским степям сквозь земли угроязычных и тюркоязычных народов. Этот по­ход занял у них более 200 лет. За время движения хуннская волна постоянно пополнялась народами, побежденными и ра­зоренными ими. И все они, естественно, переходили к табор­ному кочеванию, военно-демократическому строю и все оди­наково участвовали в нашествии, медленно и неуклонно дви­гавшемуся на европейские степи» /198. - С. 19/.

В Великом движении гуннов, по всей видимости, необхо­димо вычленить три этапа. О первом этапе нам уже приходи­лось говорить, он связан с восточными окраинами Великой степи, где сформировались основные этнокультурные парамет­ры гуннского сообщества, и там же произошло формирование мощной политической системы, в борьбе как против соседних народов, так и против Китая. Во втором этапе, мы видим гун­нские племена уже в степях Центрального Казахстана и на тер­ритории Средней Азии /вслед за юечжами/. Вероятно, продви­жение гуннских племен было массовым и основательным. Об этом свидетельствуют как появление культовых памятников в направлении Восток - Запад, так и перемещения доминирую­щих родов*.

Следовательно, после многих лет борьбы степных племён на Востоке, на территории Сары Арка происходит крисстали-зация и концентрация, позволившая им накопить силы для за-

*В первом случае речь идет о таких памятниках (дынг) эпохи гуннов, как Козы корпеш-Баян сулу, Домбауыл, Теке и др. Характерно, что эпичес­ки сюжет о Козы корпеш • Баян сулу встречается практически у всех тюркоязычных народов Центральной Азии. Домбауыл построен в Улытау, является древнекультовым и политическим центром Великой степи. Мае-золей Теке, по сведениям А.X, Маргулана, находился в Тургайских степях.

Во втором случае, речь идет о доминирующих родах гуннов эпохи Модэ

падного движения. Таким образом, второй этап гуннской этно-политической истории можно связать с Центральным Казах­станом. Одновременно повышенная концентрация населения в регионе привела к перемещению местных племен алашского субстрата на юг. Вероятно, только так можно объяснить воз­никновение на территории Средней Азии империи белых гун­нов. В описании «Истории Юстиниана» образ жизни эфтали-тов /белых гуннов/ преподносится совсем в другом свете, не­жели восточных гуннов:«они не кочевники, как другие гуннс­кие племена, но издавна живут оседло на плодоносной земле. Они никогда не вторгались в землю римлян, разве что вместе с мидийскими /персидскими/ войсками. Среди гуннов они одни светлокожи и не безобразны на вид» /231. - С. 131/.

Древнетюркский степной мир мы видим в окружении трех крупных систем /хозяйственных, идеологических и т.д./: ви-зантийско-греческой - на западе, арабо-исламской - на юге, китайско-будийской - на востоке. Наличие таких крупных сфор­мировавшихся систем на огромном Евразийском континенте при активном действии тюркского центра привело к измене­ниям, равным социальным революциям. В целом, структуру развития этой эпохи можно оценивать как ренессансную, рав­ную среднеазиатскому мусульманскому ренессансу.

В этот период в Великой степи не происходит без каких-либо крупных перемещений населения, того хаоса и босу, ко­торые характерно для эпохи гуннов и т.д. Наоборот, во всем чувствуется стабильность, долговечность, созидательная дея­тельность. Пассионарная энергия преобразовывается в кипу­чую хозяйственно-культурную созидательную работу в пери­ферии. В целом можно говорить о существовании культурного

ишнью. Так, ti источнике «Хуяпь, Лань и впоследствии Сюйбу суть три знаменитые Дома» /49. - С. 49/. Вероятно: дом Хуянь следует связать с родом Куан/дык/, Лань-Алан/ша/), Суйбу- Суйундык/, известные в по­зднейшей истории степных народов /особенно в казахский период/как пред­ставители старшей линии племен: в казахских преданиях эта группа Бес Мейрам. В эпитете «Абылай аспас АрканьщСары6ел1» подразумевается эта старшая группа.

общетюркского комплекса, включавшего широко распростра­ненные по всей территории Великой Степи во второй полови­не I тыс. ДО.Н.Э.: материальную культуру, идеологические пред­ставления и духовные помыслы. Культура кочевых племен и оседлых регионов выступает в органической целостности, со­ставляя культурную единую систему. Наиболее концентриро­ванно эта культура проявляется в маргинальных зонах, где про­тивостояние тюркской культуры с окружающим оседлым ми­ром обретает рельефный характер. Так появилась богатая пись­менность и литература, развитая городская культура, транскон­тинентальная торговля /Великий Шелковый путь и меридио­нальные пути/, увлечение тюрков с разными религиозными системами. Центральным ядром тюркской культуры являются богатырские сказания, образы мудрых и вещих сказителей, все­ленский и стремящийся к бессмертию человеческий дух, в об­щем, все то, что характерно, в первую очередь, для Великой Степи. Есть много общего между тюркскими и сакскими пери­одами истории Евразийского степного пояса. Интересны оцен­ки византийских авторов, неплохо разбиравшихся в сложных этнических перипетиях Великой Степи. Многие из них напря­мую связывали тюрков с сакским субстратом. Так, Менандр Протектор пишет: «Турки, в древности называвшиеся саками, отправили к Юстину посольство с мирными предложениями». /114. - С.135/. Другой историк Феофан, описавший деяния Юстина II и Тиверия (565-581 гг.) пишет: «на Востоке от Тана-ида /Дон/ живут турки /тюрки/, в древности называвшиеся мас-сагетами» /114. - С.140/. Так, тысячу лет назад тюркские пле­мена на окраинах степи образовали несколько вполне самосто­ятельных и локальных очагов степной культуры, которые, в свою очередь, оказывали сильное структурообразующее влия­ние /тюркизация/ на более глубинные оседлые регионы.

Мощная попытка структурообразования Евразийского мира была совершена монголами. Этот процесс по-разному интер­претируется в историографии и в основном преобладает нега­тивная, односторонняя оценка его последствий. Но никто не может отрицать факт обновления этнополитической картины

Евразии. Энергия монголов, не ограничиваясь внутренними регионами Центральной Азии выходит далеко за ее пределы, затрагивая Центральную и Южную Европу, глубинные райо­ны Азии /Северная Индия и даже Индокитай/, и Северную Африку. Есть много общего в молниеносных вторжениях мон­гольской конницы с гуннами и их союзниками. В существую­щий миропорядок вторжениями племен из глубин степей вно­сится новая динамика и обновление.

Средневековая Европа под гнетом христианской теократии, занятая преследованием ведьм и озабоченная поисками гроб­ницы Христа, потерявшая нормальные социальные ориенти­ры была встряхнута монголами. Именно в эпоху владычества в Великой Степи монголов и благодаря обустроенной им тор­говле создавалась основа современной цивилизации Европы. Вероятно, с вершины этой материальной системы /цивилиза­ции/, движения степных народов в XIII-XIV в.в. кажутся бес­смысленными и несущими смерть с разрушительными тенден­циями полной деструкцией. Но непосредственные результаты подсказывают, что в ней действовали те же принципы, зало­женные в движениях древних шумеров, скифов, гуннов и т.д. Они несли в оседлый мир жизненную энергию, накопившую­ся столетиями в безбрежных степных равнинах Евразии, и за­полняли ею оседлые лагуны. Это движение стоило самим степ­ным народам огромного напряжения, людских и материальных потерь. Но такова воля судьбы, начертанная на скрижалях, она должна была свершиться.

Монгольский взрыв привел в движение огромные массы населения степного пояса и маргинальных территорий. В Ев­разии были созданы десятки крупнейших государств с господ­ствующими монголо-тюркскими династиями. Золотая Орда с ее огромным влиянием в восточной, северной и южной частях Европы, а также зависимые и составные ее владения в Сиби­ри, на Кавказе, в Хорезме; Хулагидский Иран и его влияние в Закавказье, в Передней и Западной Азии; находящийся между родовой территорией монголов и Золотой Ордой Шагатайский улус; не говоря о Китае и других странах Востока, свидетель-

ствуют об огромных масштабах и возможностях структурооб­разующего влияния степных народов в период своего наивыс­шего могущества.

Те же закономерности лежат в основе мощного последнего взрыва кочевого мира в постзолотоордынское время. Но это было движение уже обречённых на поражение и погибель пас­сионарных этнических групп. В многовекторных движениях степных народов Нового времени можно наблюдать многие, знакомые нам из предшествующих обзоров характерные чер­ты. Чрезвычайно мощный и быстрый бросок совершённый торгауытами из долин Алтая и Тарбагатая в Поволжье, повто­ряет путь гуннских племен. Фактически калмыки не смогли освоить занятые ими у казахов земли Арка и оставляя свои немногочисленные хиты /храмы/ прошли на западные окраи­ны Великой Степи.

В период могущества Джунгарского ханства Цэвэн Раптан и Галдан Цэрэн повторяют в принципе те же действия, что со­вершали основатели Тюркского каганата, занимая поочередно вначале Восточно-Туркестанский оазис, затем Туркестано-Таш-кентский, и только после этого Мавераннахр, создают новую экономическую систему, которая держится благодаря Восточ­но-Западной торговле. В истории Евразии мы наблюдаем по­стоянное чередование расцвета и упадка этой торговой магис­трали.

Научный анализ политических событий в Центральной Азии в Новое время высвечивает одно интересное явление. Несмотря на чрезвычайно сложные обстоятельства, основно­му этносу центральных районов Великой Степи - казахам -удалось отстоять территориальную и политическую целост­ность. На наш взгляд, фактором спасения казахов служила воз­можность маневрирования по меридиональной линии юг - се­вер, следуя движению маятника. Исторический обзор, сделан­ный нами в предшествующих разделах позволяет проециро­вать этот маршрут, комбинированный из политико-хозяйствен­ных ниш на более отдаленные периоды: монгольский, тюркс­кий, гуннский, сакский, арийский и т.д. Смена государств и

политических систем фактически не отражается в преемствен­ности этнической истории и этногенеза.

До сих пор Великие движения кочевников Евразии в науч­ной историографии рассматривались как движения с востока на запад. Главная задача последующего повествования заклю­чается в ниспровержении этого популярного тезиса и доказа­тельство того очевидного для нас исторического факта, что стержневая линия как социально-экономического, так и поли­тического развития Казахстана связана с осью север - юг. Осо­бенно уязвимо утвердившееся в нашей историографии поло­жение о том, что территория Казахстана являлась всего-навсе­го перевалочной базой между Западом и Востоком. Традиция восходит к временам Н.А. Аристова:«... по своему географи­ческому положению, киргиз-казачьи степи помешали все не­посредственно спускающиеся в них с Алтая тюркские племе­на, а потом дали приют и остальным тюркским племенам, оби­тавшим первоначально в Монголии», - писал этот исследова­тель в конце XIX в. /22. - С.76/.

Получается, что территория Казахстана служила как бы приютом для бездомных племен, отправляющихся на Запад в целях обретения родины. Этот тезис отрицает, во-первых, пре­емственность этнических процессов на территории Казахста­на на протяжении последних тысячелетий, во-вторых, отри­цает причастность территории Казахстана к древнейшим культурам человечества, оттесняет ее на транзитное поле.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: