Анализ действий диспетчеров УВД и экипажей




25 июля 1995 года в 10 час. 05 мин. 15 сек. после посадки самолета ДС-8 62F № FAP-371 в аэропорту Шереметьево на ВПП - 07 правая диспетчер старта в соответствии с установленной схемой движения дал экипажу команду развернуться вправо и освободить указанную ВПП по РД 24. Экипаж подтвердил получение команды.

В 10 час. 06 мин. 05 сек. диспетчер старта перевел самолет ДС-8 под управление диспетчера пункта руления Шереметьево-2, но не получив от экипажа подтверждения о принятии сообщения, в 10 час. 06 мин. 30 сек. вторично информировал экипаж о передаче самолета под управление диспетчера пункта руления Шереметьево-2. Получение и этого сообщения экипаж не подтвердил.

В 10 час. 06 мин. 28 сек. экипаж самолета ДС-8 вышел на связь с диспетчером пункта руления Шереметьево-2 и получил от него указание продолжить разворот вправо на МОД-2 и остановиться перед РД 23.

В 10 час. 08 мин. 32 сек. на запрос машины сопровождения диспетчер пункта руления Шереметьево-2 сообщает, что самолет ДС-8 будет заруливать на перрон Шереметьево-1.

В 10 час. 08 мин. 40 сек. диспетчер пункта руления Шереметьево-2 повторяет экипажу самолета ДС-8 указание остановиться перед РД 23. Экипаж подтверждает получение указания, но останавливается на МРЛ-2 в районе РД 29, что зафиксировано видеозаписью радиолокатора обзора летного поля.

В 10 час. 9 мин. 22 сек. получив от диспетчера пункта руления Шереметьево-2 команду о продолжении руления, экипаж попросил машину сопровождения. Диспетчер на просьбу экипажа не отреагировал, возможно, не расслышал ее, т.к. начало фразы оказалось забитой помехами.

Возобновив руление без машины сопровождения, экипаж в 10 час. 10 мин. 45 сек. получил от диспетчера пункта руления Шереметьево-2 команду на прекращение руления, которую и выполнил в 10 час. 11 мин. 04 сек., остановив самолет в соответствии с ранее полученными указаниями (в 10 час. 06 мин. 28 сек., в 10 час. 08 мин. 40 сек. и в 10 час. 09 мин. 22 сек.) на МРД-2 перед РД 23, примыкающей к ВПП-07 правая.

О прекращении руления экипаж доложил диспетчеру пункта руления Шере- метьево-2.

В 10 час. 10 мин. 15 сек. после запуска двигателей с перрона Шереметьево-1 с целью выруливания на ВПП-07 правая для взлета с МК=67 град. с разрешения диспетчера пункта руления Шереметьево-1 начал движение самолет Ту-134А № RA -65069. Получив указание занимать РД 3, экипаж по команде диспетчера пункта руления Шереметьево-1 перешел на связь с диспетчером старта.

Маршрут руления самолета Ту-134А не соответствовал утвержденной схеме, содержащейся в ИПП и находящейся на рабочих местах диспетчеров пункта руления Шереметьево-1 и Шереметьево-2, т.к. проходил по РД 3 и РД 13 навстречу разрешенному направлению движения через две ВПП (одну 07 левую - недействующую согласно НОТАМ № А26/90 с 1990г., другую 07 правую - действующую), пересекая их в средней части.

В 10 час. 13 мин. 05 сек. экипаж самолета Ту-134 № 65069 доложил о занятии РД 23 и получил указание диспетчера старта рулить вправо по МРД-2 к РД 21.

Следом за самолетом Ту-134А № 65069 по указанному выше маршруту в 10 час. 10 мин. 38 сек. пересек ВПП-07 правую самолет Ту-134 № 65052, а в 10 час. 17 мин. 23 сек. ВПП-07 правую пересек самолет Ту-134 № 65171.

В соответствии с технологией работы диспетчера старта рубежом приема-передачи воздушных судов между диспетчерами старта и руления при вылете является момент занятия предварительного старта. Однако, в нарушение технологических требований, в связи со сложившейся практикой, движением самолета Ту-134 № 65069 и других самолетов, следующих по МРД-2 до предварительного старта на РД 21, вместо диспетчера пункта руления Шереметьево-2 руководил диспетчер старта.

После проруливания РД 21 диспетчер старта в 10 час. 16 мин. 05 сек. разрешил экипажу самолета Ту-134А № 65069 занять исполнительный старт на ВПП-07 правая. Прием команды экипаж подтвердил.

В 10 час. 18 мин. 12 сек. экипаж самолета доложил диспетчеру старта о готовности к взлету. В ответ получил команду: ждать до получения дополнительного разрешения.

В 10 час. 18 мин. 30 сек., получив необходимое разрешение, экипаж самолета Ту-134 № 65069 начал производить взлет с МК=67 град. по ВПП-07 правая.

Как показывает запись переговоров, зарегистрированных диспетчерским магнитофоном, диспетчер пункта рушения Шереметьево-2 после последовательного проруливания трех самолетов Ту-134 № 65069, № 65052, № 65171 с РД 23 на МРД-2 перед стоящим в течении 6 мин. 56 сек. самолетом ДС-8 № FAO-371 дает указание его экипажу развернуться вправо и занимать РД 23.

Экипаж подтвердил прием указания и начал движение самолета.

В 10 час. 18 мин. 47 сек., перед выходом из разворота, экипаж самолета ДС-8 от диспетчера пункта руления Шереметьево-2 получает указание работать с диспетчером старта. Экипаж подтверждает прием указания.

Продолжая движение, в нарушение требований Правил полетов (приложение 2 к конвенции ИКАО, издание 9), а также АИП Российской Федерации и стран СНГ экипаж самолета ДС-8 не останавливаясь на линии "стоп", приблизился к ВПП-07 правая и без разрешения диспетчера старта без связи с ним неожиданно вырулил на нее перед взлетающим самолетом Ту-134А № RA-65069.

В процессе разбега экипаж самолета Ту-134 № 65069, увидел самолет ДС-8 № FAP-371, пересекающий ВПП, учитывая сложившуюся обстановку и невозможность прекращения взлета, принял решение продолжить взлет.

С целью исключения столкновения с самолетом ДС-8 экипаж самолета Ту-134 на скорости меньше расчетной скорости отрыва на 40 км/ч, пробежав расстояние около 1100м, осуществил "подрыв" самолета и с левым креном до 5 град. и превышением 10-15 м в 10 час. 19 мин. 22 сек. пролетел над самолетом ДС-8. Схема движения ВС приведена на рис.14.1.

 

Рис.14.1.

После взлета, экипаж выполнил полет по маршруту Шереметьево-Сыктывкар и благополучно произвел посадку самолета в аэропорту назначения.

Таким образом, только благодаря своевременным и энергичным действиям экипажа самолета Ту-134А № 65069 удалось предотвратить столкновение на ВПП двух воздушных судов.

Экипаж самолета ДС-8, увидев взлетающий самолет, увеличил режим работы двигателей, пересек ВПП и в 10 час. 19 мин. 50 сек. вышел на связь с диспетчером старта. Диспетчер старта, поняв, что самолет ДС-8 уже пересек рабочую ВПП дал команду экипажу перейти на связь с диспетчером пункта руления Шереметьево-1.

Дальнейшее движение самолета ДС-8 до места его стоянки на перроне Шереметьево-1 происходило под руководством диспетчера пункта руления Шереметьево-1.

Анализ средств объективного контроля показал следующее:

· Диспетчер старта в 10 час. 18 мин. 30 сек. дал разрешение экипажу самолета Ту-134А № 65069 на взлет. В этот момент времени самолет ДС-8 62F № FAP-371 выполнял разворот с МРД-2 на РД 23. Из этого следует, что разрешение на взлет было дано при свободной ВПП.

· Диспетчер пункта руления Шереметьево-2 в 10 час. 18 мин. 47 сек. дал экипажу самолета ДС-8 указание о последующей работе с диспетчером старта.

· В это время самолет заканчивал разворот на РД 23, что позволяет утверждать: самолет ДС-8 был передан на управление диспетчеру старта до его выруливания на линию предварительного старта РД 23.

Заключение Комиссии

Причиной создания реальной угрозы столкновения на ВПП аэродрома Шереметьево двух воздушных судов явилось неожиданное и несанкционированное службой УВД появление на ВПП самолета ДС-8 62F № FAP-371 с целью ее пересечения перед взлетающим с разрешения службы УВД самолетом Ту-134А № RA-65069.

Возникновение данной ситуации было обусловлено сочетанием следующих факторов:

Þ использования потенциально опасных маршрутов руления воздушных судов на аэродроме Шереметьево без принятия дополнительных мер предосторожности из-за наличия недостатков в деятельности руководства службы УВД, не разработавшего безопасные схемы маневрирования судов с учетом работ, производимых на аэродроме по реконструкции летного поля;

Þ несанкционированного службой УВД выруливания самолета ДС-8 на ВПП перед взлетающим по ней самолетом Ту-134А вследствии недостаточного уровня предполетной подготовки членов экипажа самолета ДС-8 к полетам в воздушном пространстве РФ, экипаж в нарушение требований Международных стандартов правил полетов не был знаком с правилами пересечения ВПП на аэродромах РФ, изложенными в Сборнике АИП РФ и стран СНГ, т.к. не использовал указанный сборник в своей предполетной подготовке.

Несоответствие фразеологии, предусмотренной в приказе МГА и использованной диспетчером при взаимодействии с экипажем самолета ДС-8, фразеологии, включающей в себя предупредительные элементы с целью придания более определенных требований действиям экипажа при приближении самолета к ВПП и рекомендованной Руководством по радиотелефонной связи (Дос.9432-АN925, ИКАО) могло способствовать развитию опасной ситуации.

Своевременные и эффективные действия экипажа, взлетающего на самолете Ту-134А № RA-65069, позволили избежать его столкновения с самолетом ДС-8 62F № FAP-371.

Данное событие классифицируется как серьезный инцидент.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: