Столкновение вертолета Ми-8RA и самолета Ан-12 БП




На аэродроме Нарьян-Мар

11.12.97г. на аэродроме Нарьян-Мар ночью в сложных метеоусловиях в 13 ч. 58 мин. 08 сек. UTC в начале ВПП-06 произошло столкновение самолета государственной авиации Ан-12 № 12105 (позывной 10774) с вертолетом гражданской авиации Ми-8Т RA24247 государственного унитарного предприятия Нарьян-Марского ОАО.

Обстоятельства авиапроисшествия

Данные об экипажах ВС и диспетчерах УВД

КВС Ми-8Т – 1958 года рождения. Летное свидетельство действительно до 23.09.98г. Закончил Кременчугское летное училище ГА в 1978 г. Допуск по минимуму погоды – ОПВП 100х1000, ночь 300х4000, ППП д/н 80х80. Общий налет – 8424 часа. Налет на данном типе ВС – 8424 часа. В качестве КВС – 3622 часа. Налет по данному виду работ – 1295 часов. Время работы в день АП – 9 час. 23 мин. Авиационных происшествий и инцидентов в прошлом не имел.

Второй пилот ВС Ми-8Т – 1955 года рождения. Летное свидетельство действительно до 23.09.98г. Закончил Бугурусланское летное училище ГА в 1977г. Общий налет – 8648 часа. Налет на данном типа ВС Ми-8 – 2306 часов. Время работы в день АП – 9 час. 23 мин. Авиационных происшествий и инцидентов в прошлом не имел.

Все процедуры, связанные с проверками теоретических знаний и практических навыков экипажа, проводились своевременно.

Все члены экипажа прошли подготовку к полетам в ОЗП 1997/98г.г. и имели действующие свидетельства специалистов ГА.

Годовое медицинское освидетельствование члены экипажа прошли и по состоянию здоровья были допущены к выполнению полетов без ограничений.

КВС Ан-12 – 1962 года рождения. Летное освидетельствование действительно до 28.10.98г. Закончил Балашовское высшее военное авиационное училище 1985 г. Допуск по минимуму погоды 150х1500, ночь 150х1500. Общий налет – 3135 часов. Налет на данном типе ВС – 3135 часов. В качестве КВС – 1135 часов. Время работы в день АП – 4 час. 30 мин. Авиационных происшествий и инцидентов в прошлом не имел.

Второй пилот Ан-12 – 1948 года рождения. Летное освидетельствование действительно до 23.10.98г. Закончил Балашовское высшее военное авиационное училище 1970 г. Общий налет – 7517 часов. Налет на данном типе ВС – 674 часа. Время работы в день АП – 4 час. 30 мин. Авиационных происшествий и инцидентов в прошлом не имел.

Все процедуры, связанные с проверками теоретических знаний и практических навыков экипажа, проводились своевременно.

Все члены экипажа прошли подготовку к полетам в ОЗП 1997/98г.г. и имели действующие свидетельства специалистов ГА.

Годовое медицинское освидетельствование члены экипажа прошли и по состоянию здоровья были допущены к выполнению полетов без ограничений.

Действия персонала службы управления воздушным движением не повлияли на исход авиационного происшествия.

Метеорологическая обстановка

Прогнозируемая погода Нарьян-Мара 12.00-21.00.

Направление и сила ветра – неустойчивый, 2 м/с. Видимость – 2000 м, дымка, временами с 12.00-18.00 – 600 метров. Облачность – разбросанная на высоте 90 метров.

Фактическая погода.

Метеоэлементы и время наблюдения по данным метеогруппы в/ч 28003 по данным гражданской метеостанции АМСГ
Направление и сила ветра: 2 м/с 2 м/с
Видимость:    
Время UTC 13.30 2500 дымка 2500 дымка
13.45 1500 дымка 1000 дымка
13.57 300 туман -
14.00 300 туман 400 туман
Облачность: малооблачно малооблачно
Температура: -22оС -22оС
Точка росы: -24оС -24оС
Атмосферное давление: 765 мм рт.ст. 765 мм рт.ст.

Указанные расхождения видимости на аэродроме обусловлены различным местоположением пунктов наблюдения за погодой АМСГ и метеогруппы в/ч 28003, а также требованиями НМО ГА-95 и НАМС-86 по наблюдению за видимостью.

К моменту получения экипажем Ан-12 разрешения от РЗП на снижение с высоты круга метеоусловия, по данным метеогруппы в/ч 28003, соответствовали минимуму КВС, но не соответствовали по данным АМСГ, при этом ни экипаж Ан-12, ни диспетчер СДП, ни РП в/ч 28003 не наблюдали вертолет в начале ВПП-06. Сочетание нагнетания снежной пыли после посадки вертолета в начале ВПП-06 с образованием локального тумана от выхлопных газов двигателей вертолета и работающих двигателей самолета Ил-18, находившегося на перроне вблизи порога ВПП-06, резко ухудшило видимость, что затруднило обнаружение вертолета экипажем Ан-12, продолжавшим снижение после получения команды РЗП в/ч 28003 "горизонт".

Таким образом, можно сделать вывод, что прогнозы АМСГ и метеогруппы в/ч 28003 по видимости оправдались.

Метеообеспечение соответствовало требованиям нормативных документов. Однако, на аэродромах совместного базирования следует предусмотреть создание единого органа метеообеспечения.

Данные об аэродроме, средствах обеспечения полетов и УВД

На аэродроме Нарьян-Мар были установлены следующие средства УВД, навигации, посадки и связи: ОРЛ-1 РЛ-139-2, ДРЛ-7см, ПРЛ, АРП-75, РСБН-4Н, ПРМГ-5, ОСП с МКпос-63о, метеоканалы.

В Журнале отзывов о работе радио-светотехнических средств и средств связи записей от об отказах и неисправностях нет.

Связь

Рабочее место РП: пульт РП, ВИКО "Комета" от ДРЛ-7см, Р/ст "Кремница" аэропортовая связь, АГС-20, вынос звуковой и световой сигнализации работы ОСП, телефон внутренний и городской.

Рабочее место диспетчера ДПСП: пульт-2, ВИКО "Знак" от ДРЛ-7см-2, ВИК от АРП-75, аппаратура БМД от аппаратуры "Табло" метео, УКВ р/ст основная и резервная, аппаратура "Полоса Т", прослушивание СДП, вынос звуковой и световой сигнализации работы ОСП, дистанционные органы управления огнями ВПП, ГГС АГС-20, ГГС АА-1 для связи с РП в/ч 28003.

Рабочее место диспетчера СДП: СКП-11г., УКВ р/ст основная и резервная, приемники для прослушивания ДПСП, р/ст "Кремница", ГГС АГС-10.

Рабочее место РП на КДП в/ч 28003: ВИСП-75, УКВ р/ст основная, резервная, аварийная, ГГС для связи с РБЗ, РЗП, РДЗ, РП ГА, диспетчером "Старта" ГА, дистанционные органы управления огнями ВПП.

Рабочее место РЗП на КДП в/ч 28003: ВИСП-75, УКВ р/ст основная и резервная, ГГС.

Старшим авиационным начальником является командир в/ч 28003, которая, в нарушение ст.6 "Положения об использовании аэродромов СССР", не является авиационной частью.

На аэродроме не определена объединенная группа УВД, чем нарушена ст.8. В нарушение ст.ст.9,10 "Положения….", старшим при управлении воздушным движением является нештатный руководитель полетов, прикомандированный к в/ч 28003.

УВД в районе аэродрома не организовано с единых КДП и СКП, чем нарушены требования ст.15 "Положения….".

На СДП МКпос-243о гражданской авиации не организована ГГС с руководителем полетов в/ч 28003, информация о занятости ВПП РП в/ч 28003 не поступает. Табло "ВПП занята" на рабочих местах СКП и СДП отсутствуют.

В соответствии с требованием п.4.2.3 – "Заход на посадку по ОСП с контролем по ДРЛ" – Технологии работы диспетчера ДПСП аэродрома Нарьян-Мар, утвержденной 04.03.97г. управляющим Нарьян-Марского ОАО – диспетчер ДПСП обязан управлять движением ВС до посадки на ВПП: "…получить доклад от экипажа ВС о посадке и передать указание о переходе на связь с диспетчером СДП". Эти требования не соответствуют п.п.6.4.1, 6.4.4.2, 6.4.5 НПП ГА-85г.

Диспетчер ДПСП, выполняя обязанности диспетчера посадки работает на частоте 122,00 МГц, а диспетчер СДП – на частоте 124,00 МГц, что не дает возможности диспетчеру СДП выполнять требования п.6.5.18 НПП ГА-85г.: "При обнаружении внешних признаков неисправности или неподготовленности к посадке ВС диспетчер СДП обязан немедленно сообщить об этом экипажу".

В сборнике № 11 Росджеп на стр.11 – 293 по аэродрому Нарьян-Мар указано: "Упрямый-круг" –122,00 МГц, "Упрямый-посадка" – 124,00 МГц, "Упрямый-старт" – 124,00 МГц.

В нарушение ст.17 "Положения" старшим авиационным начальником аэродрома не назначен старший по связи и РТО полетов, кроме того отсутствует соглашение по совместному использованию средств связи и РТО, чем нарушена ст.19 "Положения".

В нарушение ст.30 "Положения" и п.4.9.6 НПП ГА-85 ГГС между РП ГА и РП в/ч 28003 не записывается на магнитную ленту.

В нарушение п.п.5.1.3 и 5.1.6 "Инструкции по производству полетов в районе аэродрома Нарьян-Мар" помощник РП в/ч 28003 в составе ОГ УВД отсутствовал.

Все лица ОГ УВД на день имели профессиональную подготовку, соответствующую требованиям нормативных документов, перерывов в руководстве полетами не имели.

ИВПП с МКпос-63 2500 х 40, изморозь, накаты, Ксц 04.

РД 1,2,3,4,5,6, МРД, МС мерзлый укатанный снег. Покрытие ВПП, РД 4,5,6, перроны, МС очищены от посторонних предметов. ГВПП 115/295, 63/243 подготовлены для полетов самолетов Ан-2 на лыжах.

Летное поле Нарьян-Мар к полетам подготовлено.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: