1.23. Приведенные в сборнике пределы числовых значений (расстояние перемещения груза, высота укладки, масса и др.) следует считать включительно.
1.24. В таблицах норм приняты следующая терминология и обозначения:
"готовыми пакетами" - выполнение операции без формирования или расформирования подъема груза на грузозахватном устройстве (поддоне);
"или обратно" - выполнение операций технологического процесса в обратной последовательности;
трюм без указания типа означает трюм любого типа;
(-) - выполнение операций тем же рабочим, который осуществляет операцию перемещения.
1.25. С введением настоящего сборника все ранее действующие нормы выработки и времени на соответствующие работы отменяются, кроме норм, которые по своему уровню более прогрессивные, чем предусмотренные в настоящем сборнике.
1.26. При внедрении новых машин и устройств, более совершенной технологии и организации труда и производства, обеспечивающих рост производительности труда, настоящие нормы заменяются местными технически обоснованными нормами.
1.27. На перегрузочные работы, не предусмотренные настоящим сборником ЕКНВ и В, могут устанавливаться местные технически обоснованные нормы выработки (времени). При разработке этих норм следует руководствоваться положениями, изложенными в общей части настоящего сборника и его соответствующих разделах и приложениях.
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕНЯЕМОГО ОБОРУДОВАНИЯ И СОСТАВ РАБОТ
2.1. Технология перегрузочных работ определяет целевое назначение завершенного перегрузочного процесса, выполняемого одной механизированной линией, состав входящих в него операций, последовательность их выполнения и основывается на комплексной механизации и эффективном использовании разнообразных перегрузочных машин, грузозахватных устройств.
|
В таблицах норм технология перегрузочных работ выражена технологической схемой.
2.2. Нормы, помещенные в настоящем сборнике, предусматривают применение при выполнении перегрузочных работ береговых и плавучих перегрузочных машин: автомобильных и аккумуляторных погрузчиков различных типов, аккумуляторных тележек, экскаваторов, конвейеров и бульдозеров, пневматических (норийных) перегружателей, бункерно-конвейерных установок, грейферно-бункерных установок, портальных, плавучих, железнодорожных, автомобильных, гусеничных кранов, контейнерных перегружателей.
2.3. Перегрузочные краны подразделены на группы в зависимости от их технических характеристик. Классификация перегрузочных кранов приведена в Приложении 4.
На перегрузку грузов в мешках, кипах, катно-бочковых грузов, грузов в ящиках и без упаковки, тяжеловесных грузов, металлов и металлических изделий нормы установлены для кранов I и II групп; лесоматериалов и навалочных грузов - для кранов I, II и III групп.
2.4. При изменении технических характеристик кранов по заключению Регистра СССР, Госгортехнадзора, а также по другим причинам, зависящим от конструктивных особенностей крана (изменения вылета стрелы или способа запасовки грузового каната и др.), группа крана определяется по Приложению 5 "Классификационные показатели стреловых перегрузочных кранов" и оформляется приказом.
2.5. ЕКНВ и В на перегрузку грузов установлены с учетом применения грузозахватных устройств различных конструкций и вместимости, обеспечивающих максимальное использование перегрузочных машин. Наименования применяемых грузозахватных устройств приводятся в разделах сборника по классам грузов.
|
3. ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА
3.1. ЕКНВ и В установлены для определенной численности исполнителей, позволяющей обеспечить выполнение соответствующего технологического процесса перегрузочных работ при рациональной организации рабочих мест в зонах выполнения работ и соблюдении необходимых санитарно-технических условий.
Выполнение перегрузочных работ с применением средств комплексной механизации в речных портах и на пристанях осуществляется комплексными бригадами. Рабочие комплексных бригад осуществляют широкое совмещение профессий (машиниста крана, водителя погрузчика, стропальщика) с применением рациональных методов и приемов труда и выполняют весь комплекс операций технологического процесса перегрузки.
Присвоение класса квалификации (I, II, III и IV) рабочим комплексных бригад производятся в соответствии с положениями, утвержденными министерствами и ведомствами по согласованию с Госкомтрудом СССР и ВЦСПС.
3.2. В зависимости от назначения, комплексные бригады могут быть специализированными на перегрузке определенных видов грузов и универсальными - для переработки различных грузов с применением различной технологии работ. Комплексные бригады могут быть также сменными и сквозными, обслуживающими грузовые районы, участки и причалы круглосуточно.
3.3. Выбор погрузочно-разгрузочных машин и механизмов производится с учетом максимальной механизации перегрузочных работ, а также характеристики груза и условий выполнения работ.
|
Для определенных классов грузов и технологических схем перегрузки в ЕКНВ и В указаны соответствующие составы бригад и типы механизмов. Классификации перегрузочного оборудования (кранов) и грузовых сухогрузных судов речного флота приведены в Приложениях 3 и 4.
3.4. ЕКНВ и В предусмотрено применение передовых приемов труда и совмещение профессий членами комплексной бригады.
Нормами учтено совмещение элементов работы крана - подъема с поворотом и поворота с опусканием - при соблюдении равномерного режима скоростей.
При установлении норм принят оптимальный угол поворота стрелы крана с учетом сокращения пути перемещения груза за счет рациональной установки крана относительно транспортных средств и склада.
3.5. В целях лучшего использования грузоподъемности кранов и погрузчиков приняты наиболее рациональные схемы укладки груза на грузозахватном устройстве и оптимальные коэффициенты заполнений грейферов и ковшей.
3.6. Нормами предусмотрено следующее содержание работ основных операций перегрузочного процесса.
Судовая операция выполняется в трюмах и на палубе речного судна звеном рабочих и включает:
активное наблюдение за перемещением краном груза или порожнего грузозахватного устройства в зоне места выполнения работ в трюме (на палубе) с момента появления его над зоной работ, или начала подъема из трюма (с палубы) до момента установки в трюме (на палубе), или вынесения груза (грузозахватного устройства) за пределы зоны места работ;
застропку (отстропку) вручную груза или порожнего грузозахватного устройства, установку в месте загрузки;
формирование (расформирование) подъема груза вручную: снятие со штабеля (укладка в штабель), перемещение из подпалубного пространства (в подпалубное пространство), укладка на грузозахватное устройство или конвейер, подача порожних грузозахватных устройств к месту загрузки;
перемещение навалочных грузов бульдозером, тарно-штучных грузов погрузчиком;
установку спускных труб, приемных рукавов пневмо- и гидроперегружателей.
Крановая операция включает:
перемещение груза или порожнего грузозахватного устройства с судна на склад (причал), к вагону (полувагону, платформе), к автомобилю или на другое судно в радиусе действия крана, а также в обратном направлении;
захват, высыпку и отдачу груза при его перегрузке грейферами и другими самозахватывающими, саморазгружающимися устройствами;
участие (в необходимых случаях) в формировании (расформировании) подъема груза;
укладку груза в штабель при перегрузке груза готовыми пакетами или отдельными местами;
передвижение крана по фронту работы в пределах рабочей зоны;
перемещение груза или грузозахватного устройства при производстве вагонных, автотранспортных работ, а также при внутрипортовом перемещении груза;
подготовку к работе крана: осмотр и смазка узлов механизмов, опробование на холостом ходу, регулировка и наладка механизмов, чистка контактов контроллеров и других командных аппаратов.
Складская операция выполняется звеном рабочих в складских помещениях, на территории и акватории порта и включает:
активное наблюдение за перемещением краном груза или порожнего грузозахватного устройства, при движении машины внутрипортового транспорта с грузом (грузозахватным устройством) в пределах рабочей зоны;
застропку (отстропку) вручную груза или порожнего грузозахватного устройства, снятие груза или грузозахватных устройств с машин внутрипортового транспорта с укладкой (установкой) к месту погрузки-выгрузки;
формирование (расформирование) вручную подъема груза: снятие груза со штабеля, перемещение до грузозахватного устройства и укладка на месте (или обратно);
укладку (уборку) прокладок, выравнивание грузовых мест (пакетов) в месте складирования;
подачу (уборку) поддонов к месту их загрузки (разгрузки).
Вагонная операция выполняется в железнодорожном подвижном составе (вагоне, полувагоне, платформе) и включает:
активное наблюдение за подачей груза или порожнего грузозахватного устройства краном (погрузчиком, аккумуляторной тележкой) в пределы рабочей зоны и удаление их из рабочей зоны;
застропку (отстропку) вручную груза или порожнего грузозахватного устройства с установкой последнего к месту загрузки;
формирование (расформирование) подъема груза: захват, перемещение и укладка груза в пределах вагона (полувагона) вручную или с применением погрузчика;
установку (уборку) течек, ссыпных лотков при выполнении перегрузочных работ краном или бункерно-конвейерной установкой.
Передаточная операция осуществляется на стыке смежных операций перемещения, выполняется звеном рабочих на причале, рампе (балконе) склада и включает:
активное наблюдение за перемещением груза или порожнего грузозахватного устройства краном, за подходом (отходом) машин внутрипортового транспорта;
застропку (отстропку) вручную груза или порожнего грузозахватного устройства;
перецепку вручную груза или порожнего грузозахватного устройства с крана на кран, с крана на погрузчик или обратно;
перемещение вручную груза, передаваемого с перегрузочной машины на внутрипортовый транспорт или наоборот.
В таблицах норм в формуле технологической схемы обозначение передаточной операции отсутствует, но количество рабочих, занятых на этой операции, указано в графе "Из них по операциям" между крановой и внутрипортовой транспортной операциями.
Внутрипортовая транспортная операция обеспечивает перемещение груза по территории порта, выполняется машинами внутрипортового транспорта (погрузчиками, аккумуляторными тележками, конвейерами, эскалаторами) и включает:
прием, захват, отдачу грузов или порожних грузозахватных устройств;
перемещение груза или порожнего грузозахватного устройства с подачей к месту погрузки, выгрузки или складирования по дорогам с асфальтобетонным или цементобетонным покрытием;
укладку в штабель (снятие со штабеля) груза погрузчиками.
Автотранспортная операция выполняется звеном рабочих на бортовом автомобиле и включает:
активное наблюдение за подачей груза или порожнего грузозахватного устройства в рабочую зону и удалением их из ее пределов;
застройку (отстройку) вручную груза с установкой к месту погрузки-выгрузки;
формирование (расформирование) подъема груза: захват, перемещение и укладка груза вручную в пределах автомобиля;
укладку (снятие) груза на автомобиле с применением погрузчика.
Ниже приводятся схемы и примеры рациональной организации труда по отдельным наиболее распространенным видам перегрузочных работ в речных портах и на пристанях.
Перегрузка штучных грузов
с применением портальных кранов и погрузчиков
Для штучных грузов, требующих частично закрытого хранения (контейнеры, пакеты на поддонах и т.п.), наиболее рациональна схема механизированной перегрузки с применением портальных кранов и авто- и электропогрузчиков (рис. 1 - здесь и далее рисунки не приводятся). Параметры машин и их количество, состав комплексной бригады определяются родом груза и технологической схемой перегрузочного процесса. Учитывая тенденцию роста грузоподъемности контейнеров, пакетов и укрупненных мест, наличие тяжеловесных грузов, а также применение автоматических и других специальных грузозахватных устройств, имеющих большую собственную массу, на причалах устанавливаются краны различной грузоподъемности.
В крытых складах по условиям работы необходимо использовать аккумуляторные погрузчики или погрузчики с тепловыми двигателями, оборудованными специальными фильтрами, поглощающими вредные вещества и выхлопные газы.
Перегрузка навалочных грузов с применением портальных
кранов, оборудованных грейферами
Для перегрузки навалочных грузов в речных портах наибольшее распространение получили схемы механизации с грейферными портальными кранами. При складах большой емкости используют схемы с двумя линиями кранов (рис. 2). При этом в тыловой части обычно ставят меньшее число кранов, чем в прикордонной.
НОРМАТИВНАЯ ЧАСТЬ
ЧАСТЬ I
Раздел I. ГРУЗЫВ МЕШКАХ
К этой категории отнесены грузы, упакованные в мешки (льно-джуто-кенафные, бумажные и т.п.).
Нормами настоящего раздела предусмотрена перегрузка грузов следующих классов: М-0, М-30, М-50, М-80, М-102, М-Ц.
При нормировании перегрузки грузов в полиэтиленовой таре следует применять нормы выработки соответствующего класса груза с коэффициентом 0,9, нормы времени с коэффициентом 1,11.
Нормы даны на перегрузку грузов в мешках одинарным подъемом на поддонах размером 1200 x 1600 мм.
Таблица 010
Класс груза М-0
Масса 1 места - любая
Погрузочный объем - 2,46 куб. м/т и более
┌──────────────────────┬────┬─────────────┬──────────────────────┬────┬──────┬──────┬────┐
│ Технологическая │Тип │ Погрузчики │ Расстановка │КНВ,│КНВр, │НВр, ч│N │
│ схема │трю-├─────┬───────┤ рабочих │ т │чел.-ч│ │нор-│
│ │ма │коли-│грузо- │ │ │ │ │мы │
│ │ │чест-│подъем-│ │ │ │ │ │
│ │ │во │ность, │ │ │ │ │ │
│ │ │ │т │ │ │ │ │ │
├──────────────────────┴────┴─────┴───────┴──────────────────────┴────┴──────┴──────┴────┤
│ Перегрузка кранами │
│ │
│Трюм - кран - │I │2 │1,5 │5 + 1 + 2 + 2 + 5 = 15│129 │0,814 │0,0543│001 │
│погрузчик - вагон │II │2 │1,5 │5 + 1 + 2 + 2 + 4 = 14│117 │0,837 │0,0598│002 │
│или обратно │III │2 │1,5 │4 + 1 + 2 + 2 + 4 = 13│103 │0,884 │0,0680│003 │
│ │IV │2 │1,5 │5 + 1 + 2 + 2 + 3 = 13│88 │1,03 │0,0796│004 │
│Трюм - кран - │I │- │- │3 + 1 + 2 = 6 │88 │0,478 │0,0796│005 │
│автомобиль - │II │- │- │3 + 1 + 2 = 6 │80 │0,526 │0,0875│006 │
│или обратно │III │- │- │3 + 1 + 2 = 6 │70 │0,600 │0,1000│007 │
│ │IV │- │- │4 + 1 + 2 = 7 │60 │0,819 │0,1170│008 │
│Вагон - кран - склад │- │- │- │4 + 1 + 2 = 7 │117 │0,419 │0,0598│009 │
│(готовыми пакетами) │ │ │ │ │ │ │ │ │
│или обратно │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │
│ Перегрузка машинами внутрипортового транспорта и конвейерами │
│ │
│Вагон - погрузчик - │- │2 │1,5 │4 + 2 + 4 = 10 │88 │0,796 │0,0796│010 │
│склад или обратно │ │ │ │ │ │ │ │ │
│Вагон - погрузчик - │- │2 │1,5 │4 + 2 = 6 │80 │0,525 │0,0875│011 │
│склад (готовыми │ │ │ │ │ │ │ │ │
│пакетами) или обратно │ │ │ │ │ │ │ │ │
│Автомобиль - погрузчик│- │1 │1,5 и │2 + 1 + 2 = 5 │40 │0,875 │0,1750│012 │
│- склад или обратно │ │ │более │ │ │ │ │ │
│Склад - погрузчик - │- │1 │1,5 и │2 + 1 + 2 = 5 │79 │0,443 │0,0886│013 │
│склад │ │ │более │ │ │ │ │ │
│Вагон - погрузчик 1 - │- │3 │0,75 и │3 + 1 + 2 = 6 │107 │0,392 │0,0654│014 │
│погрузчик 2 - склад │ │ │более │ │ │ │ │ │
│(готовыми пакетами) │ │ │ │ │ │ │ │ │
│или обратно │ │ │ │ │ │ │ │ │
│Вагон - аккумуляторная│- │3 │Любая │4 + 3 + 3 = 10 │89 │0,786 │0,0786│015 │
│тележка - склад или │ │ │ │ │ │ │ │ │
│обратно │ │ │ │ │ │ │ │ │
│Автомобиль - │- │2 │ " │2 + 2 + 2 = 6 │62 │0,678 │0,1130│0,16│
│аккумуляторная тележка│ │ │ │ │ │ │ │ │
│- склад или обратно │ │ │ │ │ │ │ │ │
│Трюм - конвейер - │- │2 │1,5 и │4 + 1 + 2 + 2 + 3 = 12│148 │0,568 │0,0473│017 │
│погрузчик - склад │ │ │более │ │ │ │ │ │
└──────────────────────┴────┴─────┴───────┴──────────────────────┴────┴──────┴──────┴────┘
Таблица 011
Класс груза М-30
Масса 1 места груза до 31 кг
Погрузочный объем 1,0 - 2,45 куб. м/т
┌────────────────────┬────┬─────────────┬─────────────────┬────┬──────┬──────┬────┐
│ Технологическая │Тип │ Погрузчики │ Расстановка │КНВ,│КНВр, │НВр, ч│N │
│ схема │трю-├─────┬───────┤ рабочих │ т │чел.-ч│ │нор-│
│ │ма │коли-│грузо- │ │ │ │ │мы │
│ │ │чест-│подъем-│ │ │ │ │ │
│ │ │во │ность, │ │ │ │ │ │
│ │ │ │т │ │ │ │ │ │
├────────────────────┴────┴─────┴───────┴─────────────────┴────┴──────┴──────┴────┤
│ Перегрузка кранами │
│ │
│Трюм - кран - склад │I │- │- │6 + 1 + 4 = 11 │230 │0,334 │0,0304│001 │
│или обратно │II │- │- │6 + 1 + 4 = 11 │220 │0,350 │0,0318│002 │
│ │III │- │- │6 + 1 + 4 = 11 │200 │0,385 │0,0350│003 │
│ │IV │- │- │7 + 1 + 3 = 11 │180 │0,428 │0,0389│004 │
│Трюм - кран - склад │I │- │- │5 + 1 + 2 = 8 │236 │0,238 │0,0297│005 │
│(готовыми пакетами) │II │- │- │6 + 1 + 2 = 9 │215 │0,293 │0,0326│006 │
│или обратно │III │- │- │6 + 1 + 2 = 9 │193 │0,327 │0,0363│007 │
│ │IV │- │- │7 + 1 + 2 = 10 │176 │0,398 │0,0398│008 │
│Трюм (готовыми │I │- │- │2 + 1 + 7 = 10 │196 │0,357 │0,0357│009 │
│пакетами) - кран - │II │- │- │2 + 1 + 7 = 10 │175 │0,400 │0,0400│010 │
│вагон или обратно │III │- │- │2 + 1 + 7 = 10 │166 │0,422 │0,0422│011 │
│ │IV │- │- │2 + 1 + 7 = 10 │156 │0,449 │0,0449│012 │
│Вагон - кран - склад│- │- │- │5 + 1 + 2 = 8 │156 │0,359 │0,0449│013 │
│(готовыми пакетами) │ │ │ │ │ │ │ │ │
│Склад - кран - │- │- │- │3 + 1 + 3 = 7 │160 │0,307 │0,0438│014 │
│автомобиль или │ │ │ │ │ │ │ │ │
│обратно │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │
│ Перегрузка машинами внутрипортового транспорта и конвейерами │
│ │
│Вагон - погрузчик - │- │2 │1,5 │4 + 2 + 3 = 9 │102 │0,617 │0,0686│015 │
│склад или обратно │- │2 │2 и │5 + 2 + 4 = 11 │142 │0,542 │0,0493│016 │
│ │ │ │более │ │ │ │ │ │
│Вагон - погрузчик - │- │1 │3 │3 + 1 = 4 │84 │0,333 │0,0833│017 │
│склад (готовыми │ │ │ │ │ │ │ │ │
│пакетами) или │ │ │ │ │ │ │ │ │
│обратно │ │ │ │ │ │ │ │ │
│Автомобиль - │- │1 │3 │2 + 1 + 2 = 5 │63 │0,555 │0,111 │018 │
│погрузчик - склад │ │ │ │ │ │ │ │ │
│или обратно │ │ │ │ │ │ │ │ │
│Автомобиль - │- │1 │3 │2 + 1 = 3 │56 │0,375 │0,125 │019 │
│погрузчик - склад │ │ │ │ │ │ │ │ │
│(готовыми пакетами) │ │ │ │ │ │ │ │ │
│или обратно │ │ │ │ │ │ │ │ │
│Склад - погрузчик - │- │1 │3 │2 + 1 = 3 │101 │0,208 │0,0693│020 │
│склад (готовыми │ │ │ │ │ │ │ │ │
│пакетами) │ │ │ │ │ │ │ │ │
│Автомобиль - │- │2 │Любая │2 + 2 + 2 = 6 │80 │0,525 │0,0875│021 │
│аккумуляторная │ │ │ │ │ │ │ │ │
│тележка - склад или │ │ │ │ │ │ │ │ │
│обратно │ │ │ │ │ │ │ │ │
│Трюм - конвейер - │- │- │- │5 + 1 + 4 = 10 │168 │0,417 │0,0417│022 │
│склад │ │ │ │ │ │ │ │ │
│Трюм - конвейер - │- │- │- │5 + 1 + 5 = 11 │154 │0,499 │0,0454│023 │
│вагон │ │ │ │ │ │ │ │ │
│Вагон - конвейер - │- │- │- │5 + 1 + 3 = 9 │166 │0,380 │0,0422│024 │
│склад или обратно │ │ │ │ │ │ │ │ │
└────────────────────┴────┴─────┴───────┴─────────────────┴────┴──────┴──────┴────┘
Таблица 012
Класс груза М-50
Масса 1 места груза 31 - 51 кг
Погрузочный объем до 2,45 куб. м/т
┌────────────────────┬────┬─────────────┬──────────────────────┬────┬──────┬──────┬────┐
│ Технологическая │Тип │ Погрузчики │ Расстановка │КНВ,│КНВр, │НВр, ч│N │
│ схема │трю-├─────┬───────┤ рабочих │ т │чел.-ч│ │нор-│