Изучение взаимосвязей между спецификой отношения школьников к искусству и психологическими особенностями их личности 8 глава




Помимо критериев художественной ценности литературного образа, в ответах испытуемых была выявлена «шкала» социальной значимости литературного героя. С одной стороны, преимущественная ориентация на объективные, социально ценные критерии оценки героя становилась для респондента настолько весомой, что приобретала «принуждающуюся» силу (термин С. Л. Рубинштейна), «заставляющую» «ставить» памятник под «давлением» общественно значимой ценности героя, не считая при этом его своим любимым. При этом респондент мог следовать общественно принятым нормам оценок, не сопоставляя их с собственными склонностями и вкусовыми предпочтениями, принимая социально установленные «стандарты» за собственные морально-эстетические убеждения или сознательно «присваивая» социально принятые нормы как личную эстетическую позицию, с другой стороны — преимущественная ориентация на субъективные критерии оценки литературного персонажа становится для респондентов настолько привлекательной, настолько отвечающей их личным вкусам и предпочтениям, что приобретает определенную «влекущую» силу (термин С. Л. Рубинштейна), «заставляющую» школьников «ставить» памятник персонажу, который не всегда соответствует общественно принятому статусу монументальной скульптуры. В экстенсивном, конкретно-социологическом исследовании было установлено, что для школьной аудитории характерно три типа ценностного ориентирования: нормативный, ситуативный и избирательный, которые являются социально-психологической модификацией знаточеского, наивно-реалистического и художественного типа оценивания произведения искусства.


Для нормативного типа ценностных ориентации специфичны оценочные нормы, не содержащие индивидуально-вкусовых критериев, усвоенные под влиянием общепризнанных, авторитетных суждений, без особого интереса к самим произведениям искусства. Такой тип отношения школьников к искусству отличается формальными предпочтениями, являющимися по своей природе оценочными стереотипами.

Исследование показало, что нормативное ценностное ориентирование более всего характерно для предпочтении школьников в области изобразительного искусства и серьезной музыки.

Известно, что уроки изобразительного искусства являются для школьников основным каналом художественных впечатлений и знаний. Художественные предпочтения учащихся в этом виде искусства в значительной степени ограничены рамками школьной программы, а отчасти изданием репродукций, иллюстраций, открыток, марок и т. п. В этих условиях достаточно жесткой регламентации выбора произведений живописи, графики, скульптуры возникают предпосылки для формирования нормативного отношения к изобразительному искусству. С одной стороны, 56% школьников ответили на вопрос о понравившихся произведениях, обнаружив тем самым свое положительное отношение к этому виду искусства, а с другой — всего лишь 6% отметили, что живопись, скульптура, графика являются наиболее предпочтительными жанрами.

Таким образом, в структуре отношения школьников к изобразительному искусству возникло определенное противоречие между фактической осведомленностью, «насмотренностью» в этом виде искусства и реальным интересом к нему, которое и послужило причиной формалистичности, а следовательно, и нормативности художественных предпочтений, ориентированных преимущественно на русскую классику второй половины XIX в., характерных для всех учащихся без различия возраста и пола.

В исследовании художественных интересов, проведенном в 1968 г. было установлено, что понравившиеся школьникам 5-10-х классов произведения изобразительного искусства распределяются по количеству голосов, поданных за них, следующим образом: русская классика — 75%, зарубежная классика — 17%, советская живопись и скульптура — 6,5%, современная живопись и скульптура — 0,5%, иллюстрация из учебника — 1%. Причем вся русская классика на три четверти сводилась к шести картинам: «Аленушка», «Богатыри» В. Ю. Васнецова, «Золотая осень»

И. И. Левитана, «Бурлаки на Волге» И. Е. Репина, «Утро в сосновом бору» И. И. Шишкина, «Девятый вал» И. К. Айвазовского.

По данным исследования 1972 г. ценности 48% школьников в крупных городах и селах оказались сосредоточенными на тех же наиболее популярных картинах, которые входили в «ядро» художественной культуры учащихся, обследуемых в 1968 г. Причем этот круг произведений изобразительного искусства оказался характерным как для городских, так и для сельских школьников, для учеников младших и старших классов, для мальчиков и девочек. Следовательно, мы убеждаемся, что система художественной ориентации школьников в изобразительном искусстве формальна, лишена индивидуальных предпочтений, критериев личностной оценки произведения искусства.

Как результат, относительная «неподвижность» динамики возрастных изменений художественного вкуса в области изобразительного искусства, которая характерна для всех типов населенных пунктов: крупного, среднего, малого города и села.

Следовательно, ценностные ориентации школьников в изобразительном искусстве лишены тех внутренних критериев, которые могли бы стать основой для избирательного, личностного отношения к сокровищнице мировой живописи и скульптуры. А тот сравнительно высокий уровень приобщенности школьников к изобразительному искусству, который зафиксирован исследованием, отражает лишь способность ориентироваться среди признанных авторитетов.

В определенной степени нормативность оказалась характерной и для литературных предпочтений. В младшем возрасте круг читательских интересов школьников на 80% — результат влияния оценочных норм, задаваемых школой, библиотекой и семьей. Зависимость литературных предпочтений младших школьников от педагогического руководства взрослых имеет свою положительную сторону.

Доверие детей авторитету своих педагогов, помноженное на давнюю традицию воспитывать молодое поколение на лучших образцах мировой литературы, — благодатнейшее поле для формирования художественных предпочтений высокого уровня. В подростковом возрасте значительно увеличивается влияние именно школьной программы на выбор учащимися литературных произведений. Одной трети обучающихся в 4—8-х классах нравятся те книги, которые они изучают в классе. Причем чаще всего учащиеся называли те произведения, которые изучаются

4- 328


именно в данном классе. Особенно такая нормативность выбора характерна для сельских школьников.

В старшем возрасте влияние школьной программы на выбор учениками произведений художественной литературы несколько снижается. Тем не менее в круг произведений, которые особенно нравятся старшеклассникам, непременно входят те, которые нормируются их непосредственным изучением на уроке.

Следовательно, нормативный тип предпочтений школьников к искусству определяется, с одной стороны, усвоенными художественными ценностями, которые задаются школьными уроками, программой, референтными группами, авторитетными суждениями и т. п., ас другой — равнодушием по отношению к художественным произведениям.

Ситуативный тип художественных предпочтений в искусстве по своей природе прямо противоположен нормативному. Его основу составляет ярко выраженный интерес ко всему тому, что определяет популярность, шлягерность художественного произведения: мода, развлекательность, сиюминутный успех, престижность в определенных референтных кругах — в сочетании с низким уровнем художественно-искусствоведческих знаний и весовых критериев.

Поэтому ситуативные предпочтения, как правило, лишены устойчивости и носят временный, преходящий характер. Этот тип ценностных ориентации характерен преимущественно для кинопредпочтений и предпочтений в области эстрадной музыки и театра.

Практически все школьники (94%) обнаруживают свою осведомленность в кинорепертуаре. Причем столь высокая приобщенность школьников к киноискусству поддерживается ярко выраженным интересом к киноэкрану, который в структуре общей направленности на искусство является доминирующим. 65% школьников называют кино любимым видом искусства.

Кино, в отличие от изобразительного искусства, художественной литературы и музыки, не является учебной дисциплиной, а число факультативов и специальных кружков, где ребята занимаются изучением специфики киноискусства, невелико.

Естественно, что даже самые элементарные знания об этом виде искусства на невысоком уровне. Следовательно, в своих кинопредпочтениях школьники, с одной стороны, обнаруживают самые высокие показатели насмотренности, эмоциональной увлеченности, наконец, осведомленности, с другой — невысокий

уровень знаний и художественно-искусствоведческих представлений. Несоответствие между широкой приобщенностью к киноискусству и низким уровнем кинокультуры определило поверхностное и потребительское отношение к кинематографу как средству удовлетворения потребностей в развлечении и отдыхе, как способу заполнения свободного времени.

Поэтому естественно, что ценностные ориентации школьников в области кино имеют характер ситуативного выбора и являются отражением текущего кинорепертуара. Большую часть понравившихся картин школьники видели на экране за год до проведенного исследования.

Сроки проката фильмов, составляющих «ядро» ценностных киноориентаций, не превышали 12-15 месяцев с момента опроса. На долю кинорепертуара, по времени находившегося за пределами этой «актуальной» зоны, приходится всего лишь 6,5% понравившихся фильмов.

Причем посещение школьниками кинотеатров является в большинстве своем процессом стихийным, малоорганизованным и с педагогической стороны бесконтрольным. Нередко это бездумное хождение на все фильмы подряд или случайное посещение кинотеатров.

В младшем возрасте посредниками в выборе фильмов являются родители. Это они посоветовали 28% школьников пойти на тот или иной фильм. К старшему возрасту выбор кинокартин становится все более независимым, а треть школьников (29%) начинает ориентироваться в кинорепертуаре с помощью рекламы кинопроката: имена создателей фильма, жанр, наименование киностудии, выпустившей фильм и т. п. Активно расширяется и кругозор школьников.

Ситуативный тип предпочтений предопределял такое отношение, при котором любой фильм, независимо от его идейно-художественного уровня, мог попасть в категорию понравившихся, если он соответствовал развлеченческо-досуговым потребностям. Известно, что для природы таких потребностей характерна быстрая пресыщаемость. Понравившийся фильм недолго находится в числе «избранных», уступая место новому, только что появившемуся на экране «конкуренту». В результате, линия, изображающая динамику возрастных изменений художественных предпочтений школьников в области киноискусства, приобретает неровный, «скачущий» характер. Для «скачкообразной» динамики возрастного измерения уровня художественных предпочтений


характерно резкое и постоянное отклонение фактического движения возрастных изменений от направленности прогнозируемой тенденции.

Анализ зональных особенностей «скачкообразности» развития зрительных вкусов в кино вскрыл еще одну закономерность. Оказалось, что «скачкообразное» развитие качественного уровня предпочтения в кино в каждой зоне имеет свой, индивидуальный рисунок движения. Другими словами, «скачкообразность» развития зрительных вкусов чрезвычайно разнообразна, лишена какого-либо определенного принципа и выражается в самых различных вариантах (рис. 1).

Рис. 1. Регион Горький — Воронеж (средняя полоса), 779 чел., гр. 1.

Качество предпочтений школьников в кино зависит от стихии экрана. «Взлеты» и «падения» зрительских предпочтений отражают конкретную ситуацию состояния кинорепертуара. Вполне возможно, что школьники, еще вчера показавшие хорошее качество художественных предпочтений, сегодня, попав под обаяние внешней привлекательности «шлягерных» фильмов, начинают выбирать их как наиболее понравившиеся. Именно эта «художественная неустойчивость» и дает изломанную линию возрастных изменений их качественного уровня.

Естественно, что художественные предпочтения, сформировавшиеся в условиях конформного, утилитарно-потребительского отношения школьников к киноискусству, не могут быть фактором общего художественного развития, не могут выполнять вое-

питательные функции. Данные исследования художественных интересов школьников подтверждают этот факт.

Примерно по такой же схеме выстраиваются предпочтения школьников в области эстрадной и джазовой музыки. Интенсивность интереса к т. н. легкой музыке «конкурирует» с увлеченностью школьников киноискусством, а зачастую и обгоняет ее.

Однако культура слушания и необходимые знания в этой области остаются, к сожалению, крайне ограниченными. Это обстоятельство приводит к потребительскому, нехудожественному отношению к эстрадной музыке, которая является на самом деле серьезным и сложным видом искусства.

Художественные предпочтения школьников в области театрального искусства также ситуативны по своему характеру. Анализ оценок младшими школьниками спектаклей, которые они видели, показывает, что 95% оцениваются как «очень понравившиеся» и «понравившиеся». Только 5% оценок критичны по отношению к увиденному — «оставил равнодушным», «не нравится». Отношение к увиденному у подавляющего большинства школьников некритично. У школьников этого возраста еще не сформированы критерии художественного восприятия и оценки театрального искусства. Так, 40% опрошенных младших школьников не могли ответить, чем им нравится спектакль или не нравится.

Среди ответов, которые дали 60% детей, можно выделить несколько основных типов, для которых характерны различные критерии при восприятии спектакля. Наиболее распространенным типом восприятия спектакля у младших школьников является обобщенное эмоциональное отношение к нему (примерно 80* ответов). Типичными здесь являются суждения школьников: «спектакль очень смешной»; «спектакль очень веселый» и т. п.

При восприятии второго типа критерием оценки выступает отношение ребенка к тому или иному персонажу. Примером ответов для данного типа могут служить следующие оценочные суждения: «мне нравится Федя, потому что он храбрый»; «не нравится злой волк»; «нравится храбрый поросенок» и т. п.

К третьему типу ответов можно отнести такие, в которых дети выражают свое отношение к основному содержанию спектакля. Например: «нравится потому, что друзья помогли найти кукушке птенцов»; «нравится потому, что Снегурочка учила зверей в школе» и т. п. Как видно из представленных ответов, в них доминирует непосредственная эстетическая оценка события спектакля и поступка персонажей.


К четвертому типу оценок спектакля можно отнести те, в которых на передний план выступает отношение к самому театральному действию и оформлению. Например, «мне нравится, как кукушка улетела», «мне нравится, как волк провалился в котел»; «в спектакле «Часы с кукушкой» куклы неинтересные». В данных ответах присутствует некоторая тенденция к художественной оценке увиденного на уровне используемых в произведении художественных средств. Но подобные ответы встречаются лишь в единичных случаях.

Анализируя содержательную сторону интереса младших школьников к театру, следует заметить, что относительно критериев оценки и восприятия спектакля между мальчиками и девочками не наблюдается существенных различий. Половой фактор начинает играть существенную роль в более позднем возрасте.

Оценки театральных спектаклей у подростков подразделяются на ряд типов.

К первому, наиболее распространенному относятся диффузные, неопределенные отзывы школьников о просмотренных спектаклях: «Все, что я смотрю и смотрела в театре, мне нравится»; королева»; «Золушка» и т. д.

Ко второму типу оценок относятся те высказывания, в которых подростки пытаются оценивать спектакль, но при этом придерживаются «неэстетических» критериев «развлекательного» характера. «Мне нравятся веселые и занимательные спектакли и не нравятся скучные спектакли»; «Мне нравятся спектакли с приключениями, очень веселые»; «Драматические спектакли мне не нравятся».

К третьему типу относятся так называемые социально-нравственные нормативы, с помощью которых оцениваются содержательные моменты пьесы: «Мне понравился спектакль «Они сражались за Родину». Мне понравился этот спектакль потому, что там показано, как советские люди сражались за Родину».

И, наконец, к четвертому, наиболее малочисленному типу оценок относятся собственно эстетические критерии, касающиеся так или иначе художественного совершенства театрального спектакля: «Нравится художественное оформление»; «Спектакль, который мне нравится, отличается тем от непонравившихся, что его постановка лучше, актеры играют лучше».

Школьникам в анкете был предложен довольно разноаспект-ный набор критериев оценки спектакля, включивший в себя почти все основные стимулы, побуждающие зрителя обращаться

к театральному зрелищу: сугубо развлекательные («отдохнуть», «развлечься», «острота сюжета»), эмоциональные («сопереживание с героем спектакля»), познавательные («современность, жизненная правда») и специфически художественные («оригинальность постановки», «художественное оформление спектакля», «режиссерское решение спектакля»).

Ответы показали, что для мальчиков прежде всего характерны развлекательные критерии, соответствующие потребностям в отдыхе, в переживании острых, напряженных коллизий и детективно-приключенческих сюжетов. На третьем месте в иерархии критериев — игра актеров, причем у девочек этот критерий занимает первое место в оценочной шкале. Однако степень зрелости данного критерия оценки в эстетическом сознании школьников достаточно относительная, так как из 100 опрошенных школьников только 10 человек смогли назвать фамилии актеров, сыгравших главные роли в спектаклях, которые они видели. Эмоционально-эстетический мотив «сопереживание с героем спектакля» сдвинулся у мальчиков на пятое-шестое место, а у девочек на третье. Из собственно-художественных критериев оценки спектакля на верхний уровень оценочной шкалы вышел критерий «художественное оформление спектакля» (четвертое место у мальчиков и у девочек). Музыкальность спектакля привлекательнее для девочек (пятое место) и совсем не интересна для мальчиков (восьмое, предпоследнее место). Такие важнейшие художественные критерии, как «оригинальность постановки», «режиссерское решение спектакля», оказались и у мальчиков и у девочек на последнем месте.

При выяснении наиболее привлекательных сторон театрального искусства для старшеклассников оказалось, что у юношей на первом месте стоит такое качество спектакля, как «острота сюжета», у девушек — «наличие в спектакле волнующих их современных жизненных проблем». На втором месте как у юношей, так и у девушек оказалась «игра актеров». Возможность «отдохнуть» и «развлечься» в театре девушек привлекает менее всех других мотиваций, в то время как у юношей этот показатель набрал значительно больше голосов.

В целом же в отношении юношей и девушек к театральному спектаклю больше сходства, чем различия.

Об общем уровне ценностных ориентации школьников в области театра говорят ответы на вопрос о том, чем, по их мнению, отличаются понравившиеся спектакли от непонравившихся.


Оказалось, что девятиклассники, особенно юноши, слабо разбираются в своем отношении к спектаклю — 74% юношей вообще не ответили на этот вопрос: «затрудняюсь ответить» или «над этим вопросом еще не задумывался». Не ответивших девушек значительно меньше — 45%. Почти четвертая часть ответивших девушек считает, что спектакль им нравится в том случае, когда игра актеров увлекает своей естественностью» и дает возможность «сопереживать». Все остальные причины («урок жизни», «актуальность», «проблемность», «музыкальное сопровождение») указаны лишь немногими театралами среди девочек и для основной массы опрошенных и ответивших не характерны.

Рассматривая специфику театральных предпочтений и их место в общей структуре художественных интересов школьников, необходимо отметить по крайней мере три важнейшие особенности. Во-первых, возрастающую динамику жанровых предпочтений, которая заключается в переориентации школьников от кукольного (в младшем возрасте) к драматическому театру (в старшем возрасте), от сказки к психологической драме. Во-вторых, уменьшение с возрастом интереса к театру как виду искусства в структуре художественных интересов школьников. В-третьих, с возрастом практически не происходит изменений в структуре оценочного отношения школьников к театральному спектаклю; наиболее привлекательной как для младших, так и для старших школьников при восприятии спектакля является возможность «отдохнуть» и «развлечься», возможность «сопереживания с героями», «игра актеров», «острота сюжета». Меньше всего школьников всех возрастных групп привлекают «оригинальность постановки» и «режиссерское решение спектакля». Это объясняется тем обстоятельством, что, как видно из анализа специфики социальной ситуации потребления театрального искусства, целенаправленная и систематическая работа по воспитанию театрального зрителя практически отсутствует, тогда как широкая пропаганда театральных знаний может стать существенным фактором воспитания устойчивости интересов к театру у школьников.

Музыкальное искусство в предпочтении школьников бытует как музыка серьезная, классическая, связанная со школьной программой, и музыка легкая, эстрадная, джазовая, современная, которую школьники слушают в силу возрастных потребностей.

Причем отношение школьников к серьезной музыке аналогично их предпочтениям в области изобразительного искусства, т. е. нормативно, а к легкой аналогично предпочтениям в облас-

ти кино и театра, т. е. ситуативно. В результате система ценностных предпочтений в музыке приобретает противоречивый, «амбивалентный» характер.

Интересующихся преимущественно серьезной музыкой очень мало, не более 6%, а музыкально-художественные ценности решающего большинства школьников составляют такие классические произведения мирового искусства, как «Лебединое озеро», «Полонез» Огинского, «Первый концерт для фортепиано с оркестром» П. И. Чайковского и др.

Эстрадную, современную, джазовую музыку любят подавляющее большинство школьников, а произведения этого жанра не всегда входят в систему ценностных ориентации. Поэтому вкусовые предпочтения школьников к музыке мы относили к типу «парадоксального» отношения, носители которого придерживаются стереотипных оценок музыкальных произведений, бытующих в школьной сфере и санкционируемых школьной программой по музыке.

Исследования показали, что направленность музыкальных вкусовых предпочтений школьников уверенно меняется в сторону эстрадно-джазовой музыки. Это обстоятельство обнаруживается при анализе списка произведений, названных ими в числе понравившихся. Поскольку ответ на вопрос «Какие музыкальные произведения вам особенно нравятся?» требовал определенного уровня избирательности в музыке, способности к сравнению и оценке различных произведений в процессе выбора, вольно или невольно ответ выражал качественную характеристику выбираемого произведения и, в конечном счете, фиксировал отношение к музыке, широту и направленность музыкальных интересов и вкусовых предпочтений.

В число самых популярных среди юношества произведений все заметнее проникает современная музыка. В 1968 г. Д. Шостакович и А. Хачатурян в самом конце шкалы популярности. В 1977 г. половина мест занята произведениями современных композиторов.

Интерес и влечение к эстрадной музыке 15—16-летних школьников во многом, по нашему мнению, определяется возрастом, так же, как, например, увлечение подростков 12-13 лет приключенческой литературой или детективом в киноискусстве. Увлечение легкой музыкой — явление вполне закономерное, определяемое психологическим возрастом. Другое дело, что сама по себе тенденция последовательного вытеснения музыкальной


классики легкой музыкой из интересов старшеклассников, которая явно прослеживается в последние десять лет, может в дальнейшем привести к такому положению, когда произведения, поднимающие важнейшие проблемы жизни общества, исследующие внутренний мир человека и не содержащие при этом развлекательных элементов, окажутся вне поля зрения старшеклассников. Изменение музыкальных вкусов и интересов молодежи показывает, что они все больше попадают под влияние средств массовой информации. Результаты этого влияния не однозначны. С одной стороны, расширяются возможности знакомства молодежи с музыкальной культурой, разнообразнее становятся ее вкусовые предпочтения. С другой, бросается в глаза все более распространенное увлечение легкой, развлекательной музыкой и, одновременно, падение интереса к музыкальной классике. Существует опасность и дальнейшего вытеснения серьезной музыки из круга музыкальных вкусов и интересов молодежи. Чтобы направить увлечение молодежи эстрадой в разумное русло, необходимы объединить усилия всем, кто причастен к ее художественному воспитанию.

Данные говорят о том, что как преимущественный целостный интерес к виду искусства, так и выбор классических произведений приобретает характер формирующего фактора как художественного, так и общего развития.

Школьники, интересующиеся преимущественно музыкальной классикой, превосходят любителей эстрады и джаза по всем критериям отношения к музыке. Среди них больше разбирающихся в специфике музыкального произведения (на 7%), способных полноценно воспринимать музыку (на 8%), адекватно оценивать произведения музыкального искусства (на 36%) и продвинутых в общем художественном развитии (на 14%).

Но самым примечательным является то, что сам по себе интерес к легкой музыке отрицательно сказывается на уровне музыкальных способностей и предпочтений. Среди тех, кто любит эстраду и джаз, на 12-15% меньше ребят музыкально развитых, чем среди тех, кто совершенно равнодушен к музыке. Как показывают социально-психологические исследования, интерес к серьезной музыке, как и интерес к театру и изобразительному искусству, способствует общему развитию школьников, их успеваемости по математике и физике, формирует творческие возможности.

Итак, мы убеждаемся, что для нормативного и ситуативного типа предпочтений школьников характерна известная «усечен-

ность», выражающаяся в неполноте «набора» составляющих полноценное отношение к искусству.

В нормативном типе ориентации, как мы видим, обнаруживается дефицит эмоциональной вовлеченности в мир художественных ценностей, в ситуативном — дефицит знаний, художественной эрудиции.

Избирательный тип художественных предпочтений складывается под влиянием образования, возрастных особенностей и половых различий школьников, а главное определяется самостоятельно сформированными и сформулированными критериями выбора художественного произведения. Этот тип художественного предпочтения, как показывают исследования, более всего характерен для литературных предпочтений учащихся. В них отчетливо просматривается, во-первых, возрастная дифференциация, во-вторых, половое различие и, в-третьих, жанровое, тематическое и стилистическое разнообразие.

Таблица 2 демонстрирует уровень литературных предпочтений сельских школьников разного возраста1.

Таблица 2

Количество школьников с высоким качеством литературных предпочтений, %

  Младшие Младшие Старшие Старшие
  школьники подростки подростки школьники
Мальчики        
Девочки        
Всего        

Уровень литературных предпочтений школьников с возрастом заметно снижается, возрастная динамика литературного развития движется по нисходящей, т. е. инволюционирует. Цифры недвусмысленно говорят о том, что младшие школьники в большинстве своем выбирают книги высокого художественного достоинства. Среди учеников этого возраста 80% ребят называют литературные произведения, отличающиеся идейно-художественным совершенством. Однако с повзрослением способность учащихся

1 Специфика возрастного развития качества литературных предпочтений городских школьников имеет примерно те же особенности.


выбирать высокохудожественные литературные произведения начинает ослабевать.

Данные показывают, что только 75% младших и 71% старших подростков смогли выбрать художественно качественные книги. В старшем возрасте только 66% учеников предпочли достойные образцы литературного искусства.

Вторая тенденция возрастной динамики литературного вкуса школьников, может быть не столь очевидно выраженная как первая, заключается в том, что интенсивность возрастного падения литературного вкуса как бы обратно пропорционально его исходному уровню: чем выше уровень художественных предпочтений в младших классах, тем стремительнее его падение к старшему возрасту. Как можно заметить, литературный вкус девочек в начальной точке развития выше, чем у мальчиков. И как следствие этого, более выраженные интервалы возрастного снижения уровня вкусовых предпочтений.

В пределах младшего и младшеподросткового возраста разница между показателем уровня вкусовых предпочтений равна 5%, в пределах младше- и старшеподросткового — 6%, старше-подросткового и старшего — 7%.

Литературный вкус мальчиков в младшем возрасте несколько ниже, чем у сверстниц, и его возрастная инволюция более уравновешена, в старших классах практически незаметна: в интервале младшего и младшеподросткового возраста она равна — 6%, младшеподросткового и старшеподросткового — 4%, старшеподросткового — старшего — 1 %.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: