Житие Иринарха Ростовского 10 глава




О ПИГМЕЯХ

Есть люди, называемые пигмеями. Живут в Индийских землях, ростом невелики: в один только локоть; и недолговечны: только 8 лет век их. Женщины их рожают на пятом году, дерутся они с журавлями из-за корма, ездят на козлах, а стреляют из луков.

О КАТАИНАХ

Люди, называемые катаинами, живут в Сицилийской земле под горой, именуемой Этна. Эти люди велики, как великаны. Имеют по одному глазу, а иные слепы, и думают, что и нет на земле таких людей, чтобы у них было по два глаза. Естеством эти люди очень хороши, молятся солнцу и луне.

О ЩИРИТАХ

Люди щириты живут в Татарской земле, без ушей, только лишь дыры вместо ушей.

О ТРОГЛОДИТАХ

Люди троглодиты живут во Фридской земле в горах, а едят змей.

О МАНТИКОРАХ

Люди мантикоры живут в Индийских землях, зубы у них в три ряда, головы у них человеческие, а тело лютого зверя.

О МОНОМЕРАХ

Люди, называемые мономерами, а кое-где — монокулами, имеют одну ногу, а когда жжет солнце, он может закрываться ступней ноги.

О ПОТАМИЯХ

Люди, называемые потамиями, ходят посредством ног и рук. Бороды у них длинны. Одна половина человеческая, а другая лошадиная. У женщин их на головах нет волос, а живут в воде.

Много же и иных разных чудных порождений, как во Фрицких, в Индийских и в Сирийских землях: у иных собачьи головы, а иные без голов, на груди зубы, на локтях глаза, у иных два лица, иные с четырьмя глазами, иные по шести рогов на голове носят, у иных по шести пальцев на руках и на ногах, и все те люди в мире произошли от одного человека, то есть Адама, и за умножение грехов стали такими. Мы можем это понять, <вспомнив> жену Лота и множество других, которые окаменели <...>.

ЦАРСТВО ГОСУДАРЯ ЦАРЯ И ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ ВСЕЯ РУСИ ФЕДОРА ИВАНОВИЧА

В году 7092-м (1584) после царя и великого князя всея Руси Ивана Васильевича воспринял скипетр Российского царства достойный сын его, государь царь и великий князь всея Руси Федор Иванович. Тогда во всем его царстве благочестие твердо соблюдалось и все православные христиане безмятежно и в спокойствии пребывали, друг подле друга в светлом и радостном ликовании. Была же у него честнейшая и достойнейшая супруга, царица и великая княгиня Ирина, дочь одного из вельмож, великого боярина по имени Федора Годунова, которая всеми благонравными достоинствами подобна была и равна царице Евдокии, супруге Феодосия Юного, царя греческого. Благородный же и боговенчанный государь царь и великий князь Федор Иванович, всея Руси самодержец, не только красотой телесною сиял, но и душой отличался мужественной и всяческими достоинствами сияющей, справедливостью и целомудрием, чистотой душевной и смиренномудрием всегда украшен был, обман же и коварство и всякое зло, напротив, всячески ненавидел, и от всего этого держался как можно дальше, и не хранил в сердце зла, и раздражению или гневу в сердце своем не давал места, но со всеми был всегда тих, милостив и кроток. Поистине, если кто скажет так, то не погрешит: был он сад бесчисленных добродетелей, водами Божественными напояемый, и рай одушевленный, хранящий сады благодатные. И так пребывал он и царство державы своей хранил в постоянном покое, ибо соседние народы без кровопролития все повиновались и служить ему соглашались, и дары любочестия приносили ему. Преждереченный же благоверный боярин Никита Романович в скором времени отошел к Господу, и после него ближайшим соратником государю царю и великому князю всея Руси Федору Ивановичу и правителем державы его стал конюший Борис Федорович Годунов, брат царицы и великой княгини Ирины Федоровны, приходившийся государю царю и великому князю Федору Ивановичу шурином. Но не бывает никто из рожденных на земле беспорочен в жизни своей: хотя и чрезвычайно мудро и рассудительно правил он народом, но при этом исполнился зависти к почету царскому. И из-за этого не только добился изгнания из царствующего града Москвы близких и родственников царских, но и всю честь царскую на себя возложил и во всем держал себя подобно царствующему.

В году 7093-м (1585) государь царь и великий князь Федор Иванович, всея Руси самодержец, передал во владение брату своему, царевичу князю Дмитрию Ивановичу, город Углич с пригородами и с уездом его и повелел ему жить там с матерью его царицей Марфой. Говорят же некие, что так повелел сделать государь царь и великий князь всея Руси Федор Иванович по совету шурина своего Бориса Федоровича Годунова.

В году 7094-м (1586) премудрый грамматик Дионисий, митрополит Московский и всея Руси, да князь Иван Петрович Шуйский, и прочие от больших бояр и от вельмож царских, и купцы московские, и все торговые люди порешили и связали себя письменной клятвою в том, что будут бить челом государю царю и великому князю всея Руси Федору Ивановичу, чтобы он, государь всей земли державы царской, согласился бы вступить во второй брак, а царицу свою по первому браку Ирину Федоровну пожаловал — отпустил бы в иноческий чин. И брак сотворил бы для рождения наследника царского. И, узнав об этом сговоре, шурин царев, Борис Годунов, богатыми дарами сплотил вокруг себя злых советников на змиеобразное коварство и, словно зверь лютый, растерзал этот союз: Дионисия митрополита с престола Московской митрополии согнал и приказал ему находиться в монастыре Спаса-на-Хутыне, а на его место возведен был на престол московский митрополит Иов смиренномудрый. Тогда же и князя Ивана Петровича Шуйского в далекие края сослал вместе с братьями его и там приказал его жестоким образом умертвить. Так и других чиновных людей, митрополичьих и княжеских советников разметал, словно буря страшная.

В году 7094-м (1586) государь царь и великий князь Федор Иванович, всея Руси самодержец, приказал возвести в Москве стену каменную вокруг Большого посада, вдоль земляного вала, а строили ее 7 лет и нарекли название ей Царев град, а строитель был из русских людей по имени Конь Федоров.

В году 7096-м (1588) приехал в Москву Иеремия, патриарх Константинопольский, и с ним митрополит и два епископа, и благословил и поставил в Москве митрополита Иова первым патриархом в Московском государстве, а в Великом Новгороде поставил архиепископа Александра первым митрополитом Великому Новгороду, а в Ростове — Варлаама, третьего митрополита — в Казань, а четвертого — на Крутицы.

В том же году государь царь и великий князь Федор Иванович, всея Руси самодержец, ходил войной на немцев ливонских, и немцы заключили мир с государем и отдали ему московские города: Ивангород, и Ямь, и Копорье. Тогда же под Ругодивом во время приступа убили немцы воеводу государева, князя Ивана, сына Юрьева Токмакова.

В году 7099-м (1591), июля 20, приходил под Москву крымский царь с большим войском и стоял у Котла два дня. Государь царь и великий князь Федор Иванович всея Руси послал воеводой своего шурина Бориса Федоровича Годунова и с ним воевод и людей многих. И крымский царь на бой с московскими людьми не выступил и бежал из-под Москвы со срамом.

В том же году, 15 мая, в день памяти преподобного и богоносного отца нашего Пахомия Великого убит был благоверный царевич, князь Дмитрий Иванович Угличский, Никиткой Качаловым, да Данилкой Битяговским. Многие же говорили, что убит был благоверный царевич князь Дмитрий Иванович Угличский по приказанию московского боярина Бориса Годунова.

О злое сластолюбие власти! О зверь страшный, все пожирающий и обгладывающий и остатки ногами попирающий, ни голоса милосердия не слушающий, не думающий о будущем возмездии! Не щадит родственников, не страшится великородных, не жалеет старых, не умиляется, глядя на юных, но словно злой ворон, который от злобы своей черен, доброцветущую ветвь благоплодного дерева сломил и совершил великое злое преступление!

В году 7106-м (1598), января в 7 день, угасла свеча страны Русской, померк свет православия: государь царь и великий князь Федор Иванович, всея Руси самодержец, восприял приход облака смертного, оставил царство временное и отошел в жизнь вечную. Был он на царстве 13 лет и 7 месяцев и 10 дней. Отрасли же наследной не оставил по себе, и так русских царей род на нем прервался.

Благословил же и повелел быть после себя на престоле Московского государства Русской земли двоюродному брату своему по матери Федору Никитичу Романову, родному племяннику благоверной царицы и великой княгини Анастасии, матери своей. Но по козням и препонам, расставленным московским боярином и конюшим Борисом Годуновым, не сподобился получить этого дара, а при том еще в злых страданиях жестоко пострадал, а о том дальше будет рассказано.

ЦАРСТВО БОРИСА, БЫВШЕГО ОТ САНА СИНКЛИТСКОГО, ИМЕНУЕМОГО ГОДУНОВА

В году 1706-м (1598) после царя и великого князя Федора Ивановича, всея Руси самодержца, принял скипетр великого русского государства шурин его Борис Федорович. Тот от рода своего именовался Годунов, лукавыми кознями своими добыл престол царский великой державы Русской и самодержцем назвался.

Этот государь царь и великий князь Борис Федорович во время царствования своего в Русском государстве много построил городов и монастырей и совершил много других хвалы достойных деяний, и взяточничество люто ненавидел, и всячески стремился во время царствования своего искоренить такие дела неблаговидные, как разбойничество и воровство и пьянство в корчмах, но не смог, однако, этого осуществить. В делах воинских не отличался искусством: не пришло тому время. Не слишком хорошо владел он и оружием, но душу имел светлую и нрав милостивый, а особенно, можем сказать, нищелюбив. Многие приняли от него потоки вод сладких и насытились из дланей его щедрых, любящих одаривать. Всех ведь он щедрыми дарами осыпал, не только ближних своих и сынов русских, но и далеких чужестранцев и иноплеменников, словно море даров и озеро питья разливалось повсюду, так что и каменья, и деревья, и нивы ублаготворены были дарами его. И так красовался, словно финиковая пальма, листвой добродетелей. Если бы не тернии злой зависти, отчего красота добродетели его померкла, то мог бы во всем уподобиться древним царям, процветавшим всяческим благочестием.

Но никто пусть не похвалится, что свободен он от сетей злых и от враждебных козней дьявола; также и он страдал от плоти тленной и жизнь суетного мира сего возлюбил чрезмерно и к себе все собирал, словно арканом подтягивал. Того же ради в ярости беспричинной вслушивался в наветы нечестивого сборища клеветников на людей неповинных. И этим вызвал негодование всех людей чиновных Русской земли, и обрушили на него злобурные ветры много тяжелых волн и доброцветущую красоту царства его внезапно сокрушили.

В году 7107-м (1599) повелением государя царя и великого князя всея Руси Бориса Федоровича был сооружен город в степи, недалеко от Крыма на татарской границе, а построил его Богдан Бельский. И назвали его Новый царев град Борисов.

В 7109-м (1601) году преставился в Великом Новгороде митрополит Варлаам, и на его место поставили в Великом Новгороде митрополита Исидора, бывшего игумена Соловецкого монастыря святых чудотворцев Зосимы и Савватия.

В это время в Москве наплели некие мужи злохитрую клевету на ни в чем не повинного, скажу, Федора Никитича, великого московского боярина. Говорят, что родилась клевета эта по желанию и по воле царя и великого князя Бориса, так как издавна царь Борис таил в душе язвы коварства, и если являлся к тому как бы с чистым сердцем и с любовью, то в глубине души скрывал великий огонь ненависти. Была ведь у него мысль кого-либо от рода своего возвести на престол царства Русского и поэтому задумал изничтожить ветвь царского рода и возымел умысел злой, как рождение ехиднино. Осудил того Федора и сослал в Поморский край и там постричь его повелел в обители преподобного отца нашего Антония Сийского. Туда же отправил и братьев его, с ним же и сына его Михаила, бывшего тогда еще совсем юным. Федор же эти напасти великие перенес как подвижник, со всяческим благодарением, и не пришел в отчаяние от случившегося с ним, но во всем уповал на всесильного Бога и одеяние образа иноческого возлюбил больше багряницы царской.

В том же году за грехи наши начался страшный голод во всей земле Русской. А начался голодтот с августа месяца и разразился с сентября 7110 (1602) года, и бесчисленное множество людей умерло от того голода. Многие ели тогда псину и мертвечину и иную мерзость, о которой и писать нельзя. А ржи четверть покупали тогда за три рубля и более. И с этого времени начали в Москве и во всех городах русских всякое зерно четвериками покупать, а четвериком называется восьмая доля четверти, а четвертая доля осьмины. Этими-то четвериками взяли в обычай измерять товары. А прежняя мера, которая называлась четвертью, то была четвертая часть бочки или кадки, ее же оковом называли: оковывали поверху ту кадку железным обручем, чтобы нельзя ее было укоротить, а осьминой называли восьмую часть бочки. А бочку или оков покупали за три алтына и за гривну, а если подороже — то и за пять алтын.

В 7111-м (1603) году был за грехи наши мор сильнейший в городе Смоленске и в области его. И такое множество людей умерло, что и погребать их не успевали.

Тогда же и другая великая беда обрушилась на землю Русскую, и словно темная туча пришла, зло сулящая, от области, именуемой Северской, и на глазах у всех хлынула дождем, и, став над головой Бориса царя, прогремела ему громом, смерть предвещающим. О том же, что это было, расскажу так.

О РАССТРИГЕ

Был некто из жителей — поселян Галичской области, сын боярский из людей служивых, по имени Григорий, а по прозванью Отрепьев. Он намеревался сначала стать монахом и дослужился до чина дьяконского. И потом предстал перед ним темномудрый дух и заронил некими бесовскими чарами в сердце его крамольный замысел — назваться отраслью корня царского, царевичем Дмитрием Ивановичем Угличским. И под таким именем ложным отправился он сначала в Литву и там, благодаря хитрому уму своему, всех обманул. И потом простодушных людей русских прельстил и царя московского Бориса сверг, и царство у него отнял. Ушел же из Москвы в землю Польскую и Литовскую под видом пилигрима, то есть калики, и там сбросил с себя монашескую рясу и дьяконский сан свой попрал. И научился языку польскому и гаданию цыганскому и всякому чародейству бесовскому. И потом притворился, будто бы смертельно болен, и призвал к себе попа латинского вероисповедания, сделав вид, что хочет исповедоваться. И тогда сказал ему так: «Отец! Если, — сказал, — суждено будет мне здесь умереть, в земле вашей, прошу тебя, похорони меня по-царски, ибо я сын московского царя Ивана Васильевича, всея Руси самодержца».

Услышав это, латинянин поведал обо всем знатному пану Юрию Сардаминскому. Тот же — Сигизмунду, королю польскому. И приняли все это за правду. И поэтому пан заботился о нем со всей сердечностью и пообещал ему в жены дочь свою, именем Марину, когда будет он на престоле Московского государства. И передал ему немало сокровищ, чтобы было чем платить ратникам и можно было бы двинуться на Московское государство. И так Отрепьев, собрав множество людей польских и литовских, пришел в Киев и захватил города пограничные: Чернигов, и Путивль, и Стародуб. И овладел областью Московской земли, именуемой Сиверою, и обманул многих людей русских. Многие же и из Москвы, и дворяне, и бояре, и всяких чинов, вздыхали о нем, ибо думали, что он и есть тот, за кого себя выдавал. Царь же Борис, услышав об этой великой беде и увидев происходящее, пришел в немалый ужас и опечалился, ибо уразумел, что фиал гнева и ярости Господней излился на него. И поэтому весьма закручинился, а потом разболелся и умер.

В 7712-м (1604) году государь царь и великий князь Борис Федорович, всея Руси самодержец, преставился 13 мая, постригшись под именем Боголепа. Был он на престоле Московского государства 7 лет и 6 месяцев, а всего прожил 53 года. И после него сел на престол Московского государства сын его Федор Борисович.

ЦАРСТВО ФЕДОРА БОРИСОВИЧА ГОДУНОВА

В том же году после царя и великого князя всея Руси Бориса Федоровича сел на престол Московского государства сын его Федор Борисович, а лет ему тогда было 16. Но хотя и юн был летами, но умом и знаниями превосходил многих, украшенных сединами: в совершенстве освоил он науки и обучен был всякому философскому естествословию и благочестием всегда отличался, а зло и мерзость и нечестие всякое особенно ненавидел. Статностью же тела своего и лица благородной красотою выделялся среди всех, словно лилия между сорняков. Если бы холод адов не смял цветок благородства его, то, я думаю, были бы плоды на всякое благо потребные.

Но уже многие тогда примкнули к мятежу, обманутые кровоядным щенком льва Расстригою, его же я упоминал прежде как Григория Отрепьева, который, словно сильная буря, разметал на Руси тихую жизнь, и этого непорочного царя и блаженного, говорю я, и достойнейшего отрока Федора Борисовича, словно молодой побег прекрасно цветущего финика, вырвали руками немилосердными, и, словно лютый зверь, спавший в горах, не только престола царского его лишил, но и самой жизни. Обуреваемый неукротимыми желаниями Расстрига этот дохнул пламенем ярости и, поспешая, словно вепрь из густой дубравы, вторгся в Московское государство со многими людьми польскими и литовскими и с клятвопреступниками русскими и все города и села Русской земли подчинил — одни обманом, другие — жестокой силой. Благородного же и благоверного московского государя царя Федора Борисовича предал злолютой смерти, повелел его удушить вместе с матерью. Только два месяца был на престоле Московского государства после отца своего Бориса, недолго царской властью наслаждался. И так скончался блаженный, словно агнец тихий, никому зла не причинивший. Его же многие люди тайно в душе своей оплакивали за непорочную его жизнь, но не нашлось у него ни одного защитника: «В день ярости, — говорится, — и богатство не помогает».

ЦАРСТВО РАССТРИГИ, ГРИГОРИЯ ОТРЕПЬЕВА, КОТОРЫЙ ОБМАНОМ БЕСОВСКИМ НАЗВАЛ СЕБЯ ИМЕНЕМ НОВЫМ — ЦАРЕВИЧЕМ КНЯЗЕМ ДМИТРИЕМ УГЛИЧСКИМ

В 7113-м (1605) году после царя и великого князя Федора Борисовича захватил престол Русского государства расстрига Григорий Отрепьев, бывший прежде черным дьяконом, обманом назвавший себя царевичем князем Дмитрием Угличским, сыном великого государя московского, царя и великого князя всея Руси Ивана Васильевича, сыном, который из-за зависти к власти царской убит был злыми изменниками в Угличе, о чем писал я, рассказывая о царствовании блаженной памяти Федора Ивановича.

Был он не из славного рода, не из знатного, но из последних людей служивых, из числа детей боярских. Был же он человеком злоумным, в беседах многословным, но быстро схватывал все, что прочел в книгах, однако не на благо все это, ибо нравом он был коварен и к дурному склонен, а с виду очень невзрачен и малорослый, а сердцем лют и свиреп душой, и полон всякой хитрости, и коварства, и беснования, а ядом злобы подобен скорпиону, дышащему смертью, который взглядом убивает многих. Многие говорили о нем, что уподобился он во всем — и нравом, и делами — скверному законопреступнику, нечестивому мучителю царю Юлиану, с бесами колдовавшему и прославлявшему все проклятые веры, а православных христиан страшным мукам подвергавшего и хвалившегося, что во всех землях греческих угасит христианское благочестие и святыни Христовы изничтожит. Но не допустила сила Христова, чтобы так свершилось.

Так же и этот мерзоядный вепрь, оставив свет благочестивой веры и поправ великий чин дьяконский, сверг с себя светлое одеяние иноческое и веру православную, которую утвердили на семи вселенских соборах богоносные отцы, ту веру — поносил. Говорил же: «А что за соборы, соборы? Разве лишь те соборы? Можно, — говорил, — быть и восьмому, и девятому собору». Также и о латинянах говорил, что нет порока в них и все одинаково: какова вера латинская, такова же и вера греческая. Взял же и жену себе некрещеную, латинской веры, из Литвы, дочь Юрия, пана Сардаминского, и привел с собой из Литвы в Московское государство множество людей польских и литовских. И было тогда от них всем русским людям много притеснений, и насилий, и поношений всяких, так как обещал он своим, что будет он в Русском государстве во всем их волю исполнять и вероисповедание их введет и всячески укрепит. И поэтому против правоверных возжигал пламя ярости и хвалился, вздымаясь как злодышащая буря, что изничтожит в земле Русской Христово благочестие, подобно Юлиану.

Но не допустила этого всемогущего Бога Христова сила и неистовые его желания вскоре угасила и в небытие низвергла. Недолгое время он властью наслаждался, восшумели внезапно волны многолюдного моря людского, и все вельможи, князья и бояре и властители земли, разъярившись на мерзость его, ворвались в палату, мечами зарубили его, и единомышленников его — множество польских и литовских людей — перебили, а остальных — немногих уцелевших — отпустили восвояси, то есть в Литву и в Польшу. Расстрига же, гнусный делами своими, руки убийством осквернил и крови христианской много пролил, но недолго властью наслаждался — царствовал всего 11 месяцев. И после него сел на престол Московского государства князь Василий Иванович Шуйский.

Во время царствования мерзостного расстриги истощились многими годами собиравшиеся бесчисленные царские сокровища государства Московского, так как он польских и литовских ратников одарил немалым богатством. Раздавал ведь всем им богатейшие дары, в руки им сыпал золото и серебро и различные вещи дорогие, к тому же и на участников игр своих и на всяких скоморохов и жен развратных и отроков истощил казну.

При его же царствовании много благородных и благочестивых мужей удостоились мученических венцов, за то, что обличали его, говоря, что он не царевич князь Дмитрий, а расстрига, бывший чернец и дьякон Гриша Отрепьев, так как многие знали семью его и жизнь. И за это многих замучил, а других приговорил к изгнанию и заточению. Блаженного же и смиренномудрого Иова патриарха, подобного источнику медовой сладости, оскорбив, приказал свести с престола великой церкви и изгнать, а на его место возвел на престол патриаршеский единомышленника своего Игнатия, родом из страны Италийской, а вероисповедания — не знаю, то ли греческого, то ли латинского, одно знаю, что православные обряды исполнял и творил не ревностно.

При его же царствовании свершилось все же и некое благое деяние, о котором теперь и хочу сказать слово, хотя свершилось это не по причине его природной доброты, но по воле Божьей — ведает он судьбами и спасает всех. Случается, что горечь лекарства, во имя исцеления от недугов, заслуживает похвальных слов. Так же вот и от этого зла проявилось благо по следующей причине. Поскольку тот, кого называю я Расстригою, стремился обманным путем показать народу, что он и есть истинный царский сын, чье имя на себя принял, то ради этого всех благородных и прославленных извел из заточения и из темниц и со всякими почестями возвратил прежнее положение в царствующем граде Москве всем тем, кого царь Борис из-за многозавистной злобы изгнал и заточил, ибо заботился о наследниках своих и царском престоле и поэтому всех, кто принадлежал к родам, близким царской крови, безжалостно искоренял, словно ветви доброцветущие. Рассчитывал он хитрыми своими кознями воцариться и не вспомнил сказанного, что Господь возвышает и низвергает и дарует власть царскую кому захочет.

Тогда же и Филарет, великий старец, с сыном своим Михаилом Федоровичем и с братом своим Иваном Никитичем из Поморских стран из заточения возвратился. Этот старец великий, кого именую я Филаретом, был во время мирской жизни своей в Москве знатным боярином Федором Никитичем, о котором писал я и прежде, брат он был двоюродный по царице Анастасии государю царю и великому князю Федору Ивановичу, всея Руси самодержцу. И тогда умолил его священный собор и поставил митрополитом Ростову городу и Ярославлю.

ЦАРСТВО ВАСИЛИЯ ЦАРЯ, ИМЕНУЕМОГО ШУЙСКИМ

В году 7114-м (1606) после царствования расстриги сел на престол Московского государства царь Василий Иванович, именуемый Шуйский, происходивший из рода князей суздальских. Суздальскими же именуются по такой причине. Было два сына у великого князя Ярослава Всеволодовича, внука Юрия Долгорукого, правнука Владимира Мономаха, праправнука Всеволода Ярославича; <он же — сын Ярослава>, сына Владимира великого Киевского, крестившего всю землю Русскую. А был старший сын у великого князя Ярослава Всеволодовича — великий князь Александр, именуемый Невский, княживший во Владимире, здесь же и положен был в монастыре Пречистой Богородицы, честного ее Рождества. У него родился сын — князь Даниил Московский, и другие были от этого рода, поколение за поколением. А другой был сын — князь Андрей Ярославич, младший брат Александра Ярославича Невского. И тот был великим князем Суздальским, а после него княжил сын его князь Василий Андреевич, а у князя Василия был сын — князь Константин, а у князя Константина — князь Дмитрий. Тот был великим князем Новгородским. А у князя Дмитрия — князь Василий Кирдяпа, а у князя Василия Кирдяпы — князь Юрий, а у князя Юрия — князь Федор, а у князя Федора Юрьевича, у Кирдяпина внука, — князь Василий Шуйский, а у князя Василия Шуйского — князь Иван, а у князя Ивана дети — князь Андрей да князь Петр. И из их рода царь и великий князь всея Руси Василий Иванович.

О ПОСТАВЛЕНИИ ГЕРМОГЕНА ПАРИАРХА

Тогда же повелением государя царя и великого князя всея Руси Василия Ивановича и по решению всего священного собора патриарх Игнатий, возведенный на престол Расстригою без священного рукоположения, был отправлен в Чудов монастырь под начало, чтобы освоил он в совершенстве благочестивую веру в Христа Бога. А на престол патриаршеский возведен был Гермоген, казанский митрополит, хотя Иов патриарх еще тогда был жив, но не возвратился на свой престол, ибо доброзрачные зеницы его замутились и свет сладостный был отнят от очей его.

О ЗЛОМ КРАМОЛЬНИКЕ ПЕТРУШКЕ И О ПРОЧИХ МЯТЕЖНИКАХ

Недолго отдыхали люди от браней и немного пожили в покое, не видя обнаженного оружия. Но снова расстригины сообщники возбуждают смуту, снова на все города наводят беды, снова на гбре будоражат людей. Вот другое зло пришло, другой зверь явился, подобен первому не видом, но делами!

В городе Путивле и во всей земле Черниговской стороны некий новый коварнейший змий явился, по имени Петрушка, казачий атаман, родом звенигородец, ремеслом гончар. Он — лживой лжи ложь — называл себя сыном царевича Ивана Ивановича, какового сына и не было, а Расстригу называл своим дядею и говорил, что тот жив. Из-за этого самозваного прозвища приняли его все люди той стороны, а затем и северские люди и все мятежники, испившие крови христианской во времена правления расстриги; все они присоединились к нему и, двинувшись, овладели многими городами и селами вблизи Шацка и Рязани и дошли почти до самого царствующего града Москвы, который, однако, непобедимая сила — десница Христа, Бога нашего, от этой беды преславно спасла и избавила мольбами и заступничеством Пречистой его Богоматери и сияющих пресветло в Русской земле великих святителей и чудотворцев Петра, и Алексея, и Ионы, и святого нового почестоносца Христова и чудотворца — царевича князя Дмитрия Угличского, о нем же так рассказывают.

О ПЕРЕНЕСЕНИИ МОЩЕЙ СВЯТОГО МУЧЕНИКА ЦАРЕВИЧА ДМИТРИЯ И О ИЗБАВЛЕНИИ ГОРОДА МОСКВЫОТ БЕЗБОЖНЫХ МЯТЕЖНИКОВ

В первый год царствования государя царя и великого князя всея Руси Василия Ивановича случились чудеса многие, и были исцеления людям, страдавшим различными недугами и приходившим к мощам святого мученика царевича Дмитрия в городе Угличе, где он был убит руками злотворными. Услышав об этом, царь и великий князь Василий Иванович воспылал любовью благочестивой к святому мученику царевичу Дмитрию и в вере своей возжаждал всем сердцем положить святые мощи его в державном городе своем Москве, что и свершилось. И поэтому послал в Углич за святыми мощами Христова мученика преосвященного Геласия, митрополита Сарского и Подонского, что на Крутицах, а с ним же и других многих священнослужителей и честных иереев и дьяконов. И принесены были святые те мощи в царствующий град Москву в 7114 (1606) году, июня в 3 день, на память святого мученика Лукиана и тех, кто с ним, и положены были в церкви архистратига Михаила у столпа правого клироса, где и доныне даруют исцеление приходящим с верой к честнбй раке святых мощей его.

Когда же угрожала царствующему граду Москве великая беда и нападение злых мятежников, тогда по благоговейному повелению царя Василия патриарх Гермоген со всем священным собором у гроба святого мученика царевича Дмитрия совершил молебен и воду освятил и кропил ею всех ратников, и честной покров святых мощей его вынесли к Калужским воротам. И так всех людей, выходивших в поход на врага, благословляли в тех воротах и осеняли их честным Животворящим Крестом Господним, им и вооружались на битву и бесстрашно выходили навстречу неприятелю. И так молитвами святого нового почестоносца Христова Дмитрия даровал Бог такую победу на врага, что ни один не был убит из благочестивого воинства, а врагов их и безбожных мятежников пало бесчисленное множество, а также многие живыми в руки попали; все же остальные и с предводителями своими бежали со срамом от стен царствующего града.

СНОВА О ПОБЕДЕ ЦАРЯ ВАСИЛИЯ НАД ЗЛЫМИ МЯТЕЖНИКАМИ И НАД ПРЕДВОДИТЕЛЕМ ИХ - ГОРДЫМ РАЗБОЙНИКОМ ПЕТРУШКОЙ

В 7115-м (1607) году во второй год царствования царя Василия снова собрались противники и зломятежный лагерь свой — города Тулу и Калугу — укрепили под предводительством архизлотворца своего Петрушки Гончарсковского, обосновались здесь и овладели многими городами и селениями и православных христиан тяжко притесняли и снова в ярости угрожали царствующему граду.

Царь же и великий князь Василий Иванович, услышав о дерзости этих кровожадных зверей, сам вооружился против злом дышащей отверстой пасти и пошел со многими воинами, пасть их разорвал и много городов вернул своей державе, Московскому государству, и с помощью неких козней и хитро устроенного затопления взял город Тулу и ранее упомянутого разбойника того Петрушку, называвшегося сыном царевича Ивана Ивановича, схватил живым, связанным привел к Москве и после жестоких пыток велел его повесить. Мятежников же и клятвопреступников захватил бесчисленное множество и к ним проявил свое беззлобие и отеческое благочестие — всех их по домам распустил, надеясь таким добрым отношением смирить злолютую ярость и удержать их в покое и без мятежей и милосердием восстановить порядок и привести их к здравомыслию, и потому вместо смерти всем жизнь даровал. Те же, окаянные, ушли и снова собрали войско и снова начали войну, больше прежней, и вместо тишины дохнули бурей, достигшей до облаков и досадившей дождями многомятежными, не водой изливающимися, но кровью.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: