Житие Иринарха Ростовского 13 глава




Юже прежде в твердыняхъ высоты царствия, при рожших ю, храмине сущей едва солнеце скважнею виде ю когда, яко «слава тщери царевы внутрь»,[33] по Писанию, — тогда же сию небрегому и мельчайшии чади многи обгляда око. И оттуду на лѣта к болшему безчестию продолжися живот ея даже и до четвертаго по отцы царюющаго, часте в державах пременяющихся. И от мѣста на мѣсто, и от лавры в лавру она превождение подъя, и до толика безславия жизнь ея протяжеся, яко и до еже, егда всему царску граду объяту от противных и во облежании бывшу, в нем той с прочими затворене, всякого безчестия, скудость и нужду претерпѣти, даже и до сего, яко и иноплеменных языкъ, самых враговъ отца ея, ту уничижене руки осязаша. Прочее же помолчю. Елико в царствиях превзятыя высоты достиже, множае в нижайшихъ бесчестия всякаго! Яве, яко за грехи родивших ю и сродных всѣхъ едина та за всѣх всяко безчестие подъя. И да никтоже иже от здѣ глаголъ сопротивно нѣкое тоя чистотѣ вознепщует; еже бы по изволению, ея, не буди то, разве насилия многа от попущения предисогрѣшшимъ ея родителем, той и неповинне сущи. Не знааше бо, ниже свѣдуще преже, что есть плоти грѣхъ, в преимущихъ бо, неже в плѣжущихъ, от еже родися и воздоися и воспитася, идѣже всяко ни слово гнило не происходит никогдаже, разве вся изрядная и честнѣйшая в дѣлехъ и словесѣх преимѣтельства. Откуду же и мощи сопротивному той навыкнути не токмо же, но и тоя служительницам, сущимъ в чинохъ и до послѣдних, навыкшим лучшему, неже дщери царя? Се вси свѣдят. Юже вѣчно сподоби, Господи, сихъ бесчестиемъ будущую честь купити, имже образом вѣчный животъ купуют праведнии! И паки прежереченных имемся.

Подобна же себѣ богоотступный и фатриарха несвящена, Игната имянемъ, изообрѣтъ,[34] на преосвященемъ велицемъ престоле сего постави вмѣсто сущаго патриарха Иова,[35] православнаго и в Росии перваго, измѣн, оземствомъ во град нѣкий осуди. Вскоре обещанная оного сквернителя сквернавица и за грехи наша обладателя пославшимся по ню в царский град приводится нѣкоимъ от синклит стаинником его Власовым Офонасомъ, всяко человекоугодне ему от серца и душа послужившу чести ради гнилыя. Богопротивно, обаче всеукрашене бо та в царских лѣпотах, яко царица, колеснично фараоницки с отцемъ си в царский град приведеся; огнеподобно же ереси яростию, не яко царица, но человекообразная аспида, на християнство грядущи, дыша, подобне, якоже иже о женах во Откровении Богослова[36] лежит: «Едина едину, нечестива благочестиву хотя потопити изо устъ водою». Но убо ехидна сия аще и не водою, якоже та, но Росия вся, мир нашъ кровию от нея потоплен бысть, кто не вѣсть! Приведый же сию тайноглагольникъ его Афонас от пославшего его сан нѣкий паче достояния своего и имени сугубыя чести преложение не в лѣпоту приятъ: всѣх сокровищныхъ царскихъ доброт властохранителя надо всѣми того постави, вся царская ему вручи хранилища. Ему же, зряще нѣцыи же и то, еще и предходатая его сотвори себѣ напослѣдокъ, иже втораго чина болярска, ступающа с прочими пред лицомъ лжецаря; преизящества достойнии тайно враждебне взавидеша чрезмѣрие того, присно убо дающемся.

Повнегда же нечестивней оного супрузе царскаго града дощедши, вскоре скверносверстникъ тоя презлый, православныхъ собор призвав, лстивъне прельщаетъ ихъ, извѣтъ творя яко праваго совѣта, соопрошается неправе с ними своея подруги о крещении, аще достоит ей, рече, второе креститися. Вменяетъ ей преокаянный латынское богопротивное крещение во истинное святое християнское купѣлное порождение извѣтомъ симъ; что ей, глаголя, второе креститися, яве есть, яко не хотя ко истинному просвещению тоя привести.

Таже соборным же правилом взысканий ради о сихъ, на среду священносудящихъ и лжецаря пред лице всѣ в храмины крова его совнесшимся, и овы убо ото отецъ немноги же поистине непросвещене во церковь совнити ей с нимъ не соблаговолиша; прочии же страстне человекоугодия слабостию за славу мирскую подавишася, на обою ногу болѣниемъ храмлюще, прельстишася купно же не пастырски, но наемнически, и ужаснушася, воли его быти повинувшеся попустиша. Зрящще то, и первии умолкоша, яко словеса беззаконникъ премогоша, и вси даша ему плещи. Несвященный его фатриархъ егов весь готовъ бысть, яко и прочимъ онемъ соблазнившимся. Видя же сей волкохищный обще всѣх бѣгство и разума нестоятелное, — даша ему свою волю улучити, на царствие наступление, тако и в церковь ему внития с прочими нечестивыми не возбранят, еже и бысть, — приемлетъ сложение помысла своего исполнити вскоре. Не токмо бо человеческий срамъ презре, но и Божия страха преокаянный не ужасеся, ниже во умѣ того приемляше, мняше Бога яко не суща: «Рече бо безуменъ в сердцы своемъ: нѣсть Бога».[37]

Яко в просту храмину вседержавныя нашия общехристиянския надежи и Заступницы всемирныя песъ со всесквернавою сукою и латынь и еретикъ со множествы вскочи[38]и на версѣ царска престола дерзостно предсѣд! Видимо весь храмъ наполнися тогда еретикъ, яко волков; невидимо же мраченъ облакъ тмы исполнися бесов, радующемся, объемлющим их. Божия благодати, мню, отступльши, яко да исполнится реченное: «Узрите мерзость запустѣния, стоящу на мѣсте святе; чтый да разумѣетъ».[39] И ничимъ же тогда мнѣе самого антихриста его зрящимъ, недостойна на престоле суща, неже царя! Дню же праздника бывшу великаго архиерея во святых, иже Мирликийскихъ Николы честных мощей принесения,[40] егда же та скверна дерзости законопреступления, — и не празнованого его! Паче Иродова празника сотворяшеся сугубо тогда беззакония:[41] осквернивъ святая богоборне, еретическими наступивъ ногами царьствопомазание и женитву, невидимо мажущимъ и венчающимъ его к своей воле бесомъ, благодати не сущи.

О, долготерпѣния твоего, Владыко! Како не разверзе земля устъ своихъ, якоже о Дафане и Авироне древле![42] Гдѣ тогда уступило твое многотерпѣливое, кое водворение безгнѣвия его безчислие, его же тя вся тварь бывшая тобою вместити не может? Вправду предѣл и мѣсто себѣ самъ еси, по богословцехъ, пресвятый Господи! Вѣде, яко долготерпѣние твое усмотри дати ему всю злобу хотѣния его исполнити, яко да тѣм он лютѣйшу себѣ муку устроитъ.

Он же, растлитый, несвершеный урокъ жития своего и прекрашеный грехолюбно поживе, всеблудно же, и беззаконно по всему, и рабско, и скотолѣпно всяко. Яко вѣж бѣ, тако бѣ, во плоти бо, яко в гробищи, пребывая, питаяся отнюдь иже вправду прежде царствующих его ни стѣни жительства царствия их показавшу. Свое существо дѣлы си обнажи с точными совѣтники себѣ во нравехъ и младоумными дѣлы, неже лѣты. Нѣцыи обновляюще о нем любовременною славою в преизлишных богатствах и в чрезъестественных чинов свою многолѣтную старость в скаредах всяцех и в мусикѣйских гласехъ. С присными си, причастными всѣх дѣл его, поживе мертвою жизнию, по богатаго притчи,[43] на всякъ день веселяшеся красно, непщуя животъ си продолжитися. Царски чины ради студных дѣлъ недостойный недостойным недостойне раздая чрез естество и возрастъ, паче отечества же и благихъ винъ послужения, срамных же вельма. Подобне, егда по случаю нѣкако пес восхитит нѣгде не по естеству, но снѣдь царску, бежит в мѣсто тайно тоя снѣсти; прочии же пси, таковое узрѣвше восхищеное, у единого отъемлют и наслажаются вси купно чрезъестественаго, несвойственого; пожирают же растерзательно и небрежно, обаче и растрашают многа, прерывающе, у другаго ов отъемъ, ов много и ин же мало, яко ведяще бяше не свое всѣм; бывает бо имъ за се, имъже от прочих в тѣх обиденым, изгрызатися. Сицев разумъ и о глаголемых такоже, по Премудромъ,[44] «якоже многоцѣнныя усерязи у свиний в ноздрех». Тако в недостойнех чины.[45] Яков дающий, тацы же и приемлющии: ни даяи вѣсть, что дает, ни приемляи знаемъ, и аще бы виновное вѣдели обои, не бы несвойственное усвояли. И Борис сего в сихъ немноземъ отличенъ бѣ. Но паки о первемъ скончаемъ слово.

Сокровичная же хранилища прежде всѣх бывших царских доброт, даже и до златицъ и сребреницъ самѣхъ, увы, вся истощи без чина и разсмотрения, не в лѣпоту разсточительне, яко скудель мня всѣ, неже сребро. И дражайшая раздаяя, яве бѣ, о них же не трудися; их же многихъ тем невозможно числомъ объяти, — мню, яко и песочное множество сихъ мѣре превзыти. И богопротивных землю, вкуполатынную Литву, сими обогати, мал сихъ останокъ в тайнохранилницахъ оставль; и сему точию смерти его удержавшу.

Но убо царствуяи всѣми не попусти ему благочестивых престола лѣто цѣло оскверневати, величество Божия ярости и прежде вѣчнаго суда множества нечестия ему не стерпѣ. Аще и отшед тогда в царьская, всяко гнѣва не убежа от неумытнаго суда Христова, внезапно вмале сотренъ бысть с возлюблыцимися с ним, не со всѣми же. Богодвижно народу всему, яко огнь возгорѣся во Иякове,[46] и бури зело силне на нь подвигшися, взятся от жизни нежизненый живот его и «память его с шумомъ погибе», по реченному, и со иже с нимъ. И чюдо! Богу крѣпце ниже произносно совѣт во мнозех еже поучение о смерти его удержавшу, не возможе той преокаянный мыслимоя о себѣ в согласующих увѣдети. И аще бы поне мало нѣкоего о семъ часть не утаилася слова, велие бы было повреждение дѣлу и сотворилася вспона. Но Божию совѣту человекъ возбранити не может, никто бо может умудрити, егда реченное хощетъ исполнитися. От него и от любитель его таковый совѣтъ сокровенъ бысть, ему же и хранители его ратоборцы, учиненыя имъ, близ ложница его поставльшияся в блежчащихъся бранных оружиях животъ его облюдовати, еже помощи ему, християном не соодолѣша; и мнози от нихъ оружия своя праздна при ногах православныхъ повергоша, Божия гнѣва пролитие на нь уразумѣша.

Над сими же в царский нашъ град и совшедшая с нимъ рать и на превысокий престол посадившая его богоборная литва купно погибоша, в них же множество избранных благородных бѣ. Яко олово в водѣ, зелне посредѣ царствия вси погрязоша, и не избысть от них ни един; якоже древле о фараоне бысть,[47] сице и в нас днесь тожде Бог чюдодѣйствова. Таковъ убо бывает конецъ востающихъ неправедно на православных землю, якоже пророкъ рече: «Помыслиша совѣты, ихже не возмогоша составити»,[48] и прочее. Сице и днесь тайноумышления нѣкая на ны языческая,[49] егда Свѣдый время восхощет, не укоснит раздрати совѣт ихъ; может бо, аще утолитъ на ны ярость гнѣва своего. Таже прежереченная накончаем.

Мы же тогда тѣм злочестивымъ мня свою погибель отмстити, но Богу за грехи наша гнѣва своего, лютѣйша сих, на ны сохраншу, прегрѣшное наше очищая; увы, множайши тѣмъ земли Рустей вред сотворихомъ: всю землю их сами на ся сим восколебахомъ. И по мал час тогда онех падением порадовахомся, много же оттуду и доныне неутѣшно плачем. Яростный огнь возжгохом, даже и до сего сихъ подвигохомъ, еже помале пришедшимъ убо в силах тяжцех имъ, и предняя наша грады стершим, и дошедшимъ самыя матере градовом, вся тоя входы же и исходы, облежениемъ обсѣдше, затвориша и на много оставиша. Никому же сопротивъ могущи стремление ихъ возбранити, и жилища си близ забрал града на лѣта утвердиша. Самого же царя, иже внове пред малемъ самохотно восхищениемъ наскочивше безстудне от болярска чина на царство, — мню, яве, яко без Божия промысла, его же и конецъ, небесный суд всѣмъ делъ его показа, безчестно бо и малолѣтно пребысть, — сего, яко в худе клѣтце, со всѣми вои его неисходна во граде затвориша, князя Василия Шуйского. Всеа же Росия грады и веси по нем, яко звѣрие растекошася, не точию пусты под мечь подложиша, но в различья смертей до основания низложивъ, всеродно испровергоша. Купно рещи, не бѣ мѣста, идѣже правовѣрных кровми горы и холми не полияшася, и удолия, и дебри вся наполнишася, и водамъ естество, ими очервивъ, згустися, и звѣря селныя и парящая плотми вѣрных удовлишася; и множество им преизбысть, оставльшая же вся, со землею смесивъшеся, истлѣша даже до общаго всѣхъ воскресения. Но и еще мечь гнѣва всего доныне на мѣста прескача, останцы земныя, идѣже бѣ что, изыскуя, поядает не престая. Со злочестивыми вкупно сложивъшимся, вѣрных часть всѣм зло симъ быша злосовѣтникъ с наскочившимъ без смотрения разбойнически на царство, якоже преди слово скажетъ. «Поставиша си князя, мене не вопросиша, — рече Богъ, — согрешил еси, умолкни».[50] <...>


[1] ...в Новомдевиче монастырѣ... — Новодевичий монастырь, место пострижения и погребения московских цариц, находился недалеко от Москвы, основан в 1533 г. в память взятия Смоленска и перенесения в Москву иконы Смоленской Богоматери.

[2] ...Феодора Ивановича... прежде времени почившаго. — Иван Тимофеев повторяет распространенное среди его современников мнение о том, что в смерти Федора Ивановича был повинен Борис Годунов. Оно отражено и в других письменных источниках (Псковская I летопись, Морозовский летописец, Сказание о царстве царя Федора Иоанновича). Федор Иванович сравнивается с библейским царем Давидом, жизнь которого христианскими авторами истолковывается как образец кротости.

[3] ...брату сего... — Имеется в виду царевич Дмитрий.

[4] ...в пострижение сестры своея лавру — Через несколько дней после смерти Федора Ивановича его жена, царица Ирина, сестра Бориса, удалилась в Новодевичий монастырь и постриглась в монахини.

[5] Денъ же того прошения тогда в Сырней седмицы вторникъ бѣ. — Крестный ход в Новодевичий монастырь начался на рассвете 21 февраля, это был вторник Сырной недели, т. е. Масленицы.

[6] «Горе, егда... лстят вы»... — Ср.: Лк. 6, 26.

[7] ...яко первый таков царъ не книгочий нам бысть. — Царь Борис, которого современники упрекали в незнании Священного Писания и даже безграмотности, многое сделал для развития просвещения в России, первым послал нескольких дворянских детей на учебу за границу, открывал типографии, намеревался учредить в России школы и даже университет, дал прекрасное образование своим детям; многие отмечали его ум и восхищались его даром красноречия. Упреки в безграмотности Бориса несправедливы, сохранились грамоты, подписанные его рукой.

[8] ...на востокъ ко агарянску царю... — Агарянами назывались мусульманские народы Востока; согласно библейской легенде они были потомками Агари, рабыни Авраама. Далее Иван Тимофеев рассказывает о дипломатических отношениях Бориса с крымским ханом Казы-Гиреем, послов которого тот принимал под Серпуховом.

[9] ...премедли два обращения лунѣ... себтябрия 3-х каландъ... — Борис венчался на царство 1 сентября 1598 г. Автор передает эту дату, пользуясь единицами летоисчисления, принятыми в Древней Руси.

[10] ...от матере церквамъ и царствия всего... — Успенский собор в Кремле, главный храм Русской православной церкви.

[11] Аггела бо имя воцареному бѣ... Бориса иГлѣба...— Братья Борис и Глеб, сыновья князя Владимира, были убиты в 1015 г. братом Святополком, почитались как русские святые, покровители Русской земли и князей (см. ПЛДР, 1, с. 278—303).

[12] ...и дщери его нѣ от коего тожде бысть невольное пременение риз... — Имеется в виду насильственное пострижение в монахини Ксении Годуновой. Приказав удушить вдову и сына Годунова, Самозванец сохранил жизнь его дочери Ксении, известной своей красотой и образованностью. Он сделал ее своей наложницей, а потом выслал в Белозерские пределы, где она постриглась с именем Ольги в пустыни близ Кириллова монастыря.

[13] ...может Богъ... якоже пишет. — Ср.: Иер. 17, 10; Мф. 16, 27.

[14] ...якоже нѣкогда Новходоносору царю о Вавилоне дѣлъ ради здания. — Деятельность Бориса Годунова по благоустройству и укреплению Москвы Иван Тимофеев сравнивает с тем, что сделал для украшения своей столицы вавилонский царь Навуходоносор (604-562 гг. дон. э.).

[15] ...о здании Святая святых храма... — Храм Святая святых в Иерусалиме был построен, по преданию, царем Соломоном. Борис действительно намеревался построить на центральной площади Кремля грандиозный собор Святая святых, проект собора был готов и строительные материалы свезены на площадь.

[16] ...толикъ древняго здания святителя Петра храмъ Успения Божия Матере. — Первая каменная церковь Успения Богородицы была заложена в 1326 г. митрополитом Петром (1305—1326), признанным Русской церковью святым.

[17] ...пророкъ святый царь Давидъ... таковое здание рачаще и не получи... — Строительство Иерусалимского храма начал еще царь Давид, но завершить его смог только сын Давида Соломон.

[18] ...«помыслиша совѣты... составити». — Пс. 20, 12.

[19] ...якоже овча порочно... еда приимет. — Ср.: Мал. 1, 8.

[20] ...и зело плашайша племене породему бѣ, Галич бо град того изблева. — Предки Отрепьева приехали на Русь из Литвы и осели в Галиче (костромском) и Угличе, источники упоминают о них с начала XVI в. Отец Григория, мелкий галичский дворянин Богдан Отрепьев, имел поместье в Коломне, дослужился до чина стрелецкого сотника и погиб во время пьяной драки в Немецкой слободе в Москве.

[21] Ульяна по всему законопреступнаго исчадие... — Юлиан (Флавий Клавдий Юлиан) — римский император (361—363), сначала покровительствовал христианам, а затем выступил с гонениями против них, за что прозван Отступником.

[22] ...пршлечеся от Сѣвера... — Земли Северской Украины с городами Новгород Северский, Путивль, Стародуб, Чернигов и др.

[23] ...с приразившимися к нему имѣншими всѣми вои... в защищение против оного на краяхъ всего Сѣвера поставлъшимся. — В 1604—1605 гг. в поход против Самозванца Борисом были отправлены войска во главе с Мстиславским и Шуйским. Незадолго до кончины Борис, недовольный их действиями, послал им на смену М. Катырева-Ростовского и П. Басманова. В это время в армии Бориса уже многие перешли на сторону Самозванца. Среди воевод и князей на сторону Лжедмитрия стали Б. Лыков, И. Татев, И. и В. Голицыны, изменил Годуновым и П. Басманов.

[24] ...Христову вѣру, православиемъ вѣчно цветущую, в конецъ хотя окаянный от памяти испроврещи... — Сохранились послания папы римского к Лжедмитрию I, в которых папа напоминал, что тот уже принял римско-католическую веру и обещал ввести ее в Московском государстве. В ответных посланиях Лжедмитрий I уклонялся от определенных обещаний и высказываний на эту тему.

[25] ...яко Июда, иже на Тайней вечери дерзну. — Иуда накануне предательства присутствовал на прощальном ужине Христа с учениками — Тайной вечере.

[26] ...у великаго... — Имеется в виду патриарх Иов; заметив способности молодого монаха, он приглашает Григория Отрепьева на патриарший двор, где тот занимается перепиской книг и сочинением канонов святым, сопровождает патриарха на Собор и в Думу.

[27] ...к сквернобрачия совокуплению за дщеръ у нѣкоего инославна духоборныя ереси призятъствовася... — Речь идет о сандомирском воеводе Юрии Мнишеке, дочь которого Марина была обручена с Лжедмитрием I, когда он был в Польше.

[28]. ..сына убо, дара Божия имянуема... — Федор в переводе с греческого означает «Божий дар».

[29] Дщерь жедѣву имущи... «странна» имянем по толку. — Имя Ксении Годуновой в переводе означает «странница».

[30] Ей же и обручникъ волею отчею приведенъ быстъ отвнѣ земля... плотскихъ совѣту. — Заботясь о судьбе любимой дочери, Борис искал ей достойного жениха. Вначале в Москву был приглашен шведский принц Густав, но брак расстроился, затем женихом Ксении был объявлен датский герцог Иоганн, он прибыл в Москву в 1602 г., сразу же тяжело заболел, врачи Бориса не могли спасти ему жизнь.

[31] Матерь же ону... с сыномъ ея... обоихъ убиством осуди... — Лжедмитрий I отказался вступить в Москву, пока будет жив царь Федор. 10 июня 1605 В. Голицын с несколькими стрельцами явился на подворье Годуновых, где содержались под стражей царь Федор и его мать Мария, и приступил к осуществлению приказа Самозванца. Вдова Бориса безропотно отдалась в руки убийцам, Федор мужественно сопротивлялся, с трудом они набросили петлю на его шею.

[32] Твердозаклепанную же юницу... во мнишеская облекъ. — Несчастная судьба Ксении Годуновой почти у всех современников вызывала сочувствие. Она была красива, статна, Борис дал дочери хорошее воспитание и образование. Она покоряла всех своей обходительностью, разумностью речей. После смерти матери и брата Ксения оказалась на девичьей половине дома князя Мосальского, которому Самозванец поручил управление Москвой до своего вступления. После воцарения Лжедмитрия I Ксения становится его наложницей. Когда отец Марины, Юрий Мнишек, потребовал, чтобы Лжедмитрий I порвал связь с Ксенией, ее постригли в монахини и поместили в монастырь на Белом озере. Ксения вернулась из изгнания в правление Василия Шуйского для участия в торжественном перенесении останков Годуновых из Варсонофьевского монастыря в Троице-Сергиеву лавру. В Троице-Сергиевом монастыре Ксения находилась и во время его осады войсками Лжедмитрия II, сохранились ее письма из монастыря, в которых она рассказывает о трудностях осадной жизни — голоде, болезнях, изменах. Ксения была в Москве и в то время, когда бояре, присягнув Владиславу, сыну польского короля Сигизмунда III, сдали столицу полякам; затем она оказалась в руках казаков И. Заруцкого, осадивших Новодевичий монастырь, они не пощадили ее, обобрали и вместе с другими черницами отправили во Владимир. Умерла Ксения в 1622 г.

[33] ...«слава тщери царевы внутръ»... — Пс. 44, 14.

[34] ...и фатриарха несвящена, Игната имянемъ, изообрѣтъ... — Игнатий, прибывший с Кипра еще при Борисе Годунове, был поставлен главой рязанской епархии и прославился как «муж грубый, пьяница и пакостник». После перехода рязанских дворян на сторону Самозванца Игнатий первым прибыл в его лагерь и стал служить ему ревностно и верно. Занимал патриарший престол 11 месяцев в 1605—1606 гг. и 5 месяцев в 1611 г. С приходом к власти Василия Шуйского в мае 1606 г. был заточен в Чудовом монастыре. В 1611 г., когда патриарх Гермоген был захвачен в плен поляками, Игнатий вновь был возведен на патриарший престол, но в том же году бежал в Польшу. Умер в 1640 г.

[35] ...постави вмѣсто сущаго патриарха Иова... — Еще до своего вступления в Москву Лжедмитрий повелел расправиться с патриархом Иовом, которому Григорий Отрепьев был хорошо известен. Патриарху велели явиться в Успенский собор в полном парадном облачении, там содрали с него патриаршие одежды, отняли посох и увезли в заточение в Старицкий Богородицкий монастырь.

[36] ...во Откровении Богослова... — Откровение (Апокалипсис) — одна из книг Нового Завета, автором которой считается ученик Христа Иоанн Богослов. Иван Тимофеев, характеризуя М. Мнишек, вызывает у читателей ассоциации с образом блудницы из Откровения (Апок. 17, 1-18).

[37] «Рече бо безуменъ... нѣстъ Бога». — Пс. 13, 1; 52, 2.

[38] Яко в просту храмину вседержавныя нашия общехристиянския надежи и Заступницы всемирныя песъ... вскочи... — Венчание Лжедмитрия I и Марины Мнишек происходило в кремлевском соборе Успения Богоматери.

[39] «Узрите мерзость... да разумѣетъ». — Мф. 24, 15.

[40] Дню же праздника... иже Мирликийскихъ Николы честных мощей принесения... — 9 мая.

[41] Паче Иродова празника сотворяшеся сугубо тогда беззакония... — По евангельской легенде, на пиру у иудейского царя Ирода красавица Саломея попросила в награду за свой танец голову Иоанна Крестителя; по приказу Ирода Иоанн был обезглавлен, его голову на блюде принесли Саломее (Мф. 14, 3-11).

[42] ...якоже о Дафане и Авироне древле. — Согласно библейской легенде, Бог покарал Дафана и Авирона, не захотевших подчиниться власти Моисея; их живыми поглотила земля (Чис. 16, 12-33).

[43] ...по богатаго притчи... — Евангельская притча о богатом: богатый, собрав много добра, надеялся жить долго, есть, пить и веселиться, но Бог сказал ему: «Безумный, в сию ночь душу твою возьмут у тебя, кому же достанется то, что ты заготовил?» (Лк. 12, 16—21).

[44] ...по Премудромъ... — Имеется в виду царь Соломон.

[45] «Якоже многоцѣнныя усерязи... чины». — Ср.: Притч. 11, 22.

[46] ...яко огнь возгорѣся во Иякове... — Перефразируется и переосмысляется строка из псалма Давида: «Господь услышал и воспламенился гневом, и огонь возгорелся на Иакова, и гнев подвигнулся на Израиля» (Пс. 77, 21). Иаков — третий библейский патриарх, его считает своим родоначальником еврейский народ. Имя Иаков — Израиль (имя Израиль — Богоборец — дано Иакову после его борьбы с Богом), употребляется и более широко, для обозначения всего еврейского народа, а также христианской церкви и христианских народов. В данном контексте «во Иакове» — «в христианах», «в русском народе».

[47] ...якоже древле о фараоне бысть... — Имеется в виду библейская легенда о гибели египетского фараона (Исх. 14, 5—23).

[48] «Помыслиша совѣты... составити»... — Пс. 20, 12.

[49] Сице и днесь тайноумышления нѣкая на ны языческая... — Большая часть «Временника» была написана Иваном Тимофеевым в 1611—1617 гг., во время польско-шведской оккупации. Говоря о «тайноумышлениях языческих», Иван Тимофеев это и имеет в виду. Далее он рассказывает об осаде Москвы войсками Лжедмитрия II.

[50] «Поставиша си князи... умолкни». — Ср.: Ос. 8, 4.

ПЕРЕВОД

ОБ ИЗБРАНИИ БОРИСА НА ЦАРСТВО В НОВОДЕВИЧЬЕМ МОНАСТЫРЕ И О ВОЦАРЕНИИ ЕГО; И КАК ЕГО РАДИ ХОДИЛИ В ТОТ МОНАСТЫРЬ С КРЕСТНЫМ ХОДОМ, А ПОСЛЕ СМЕРТИ БОРИСА ПЕРЕСТАЛИ ХОДИТЬ; И О СЕРПУХОВСКОМ ПОХОДЕ БОРИСА 106 (1598) ГОДА, КАК ХОДИЛ ПРОТИВ ХАНА; И О ТОМ, КАК ПРИ ЦАРЕ ФЕДОРЕ ИВАНОВИЧЕ И БОРИСЕ ЛЬСТЕЦЫСТАВИЛИ ЦЕРКВИ И ПИСАЛИ ИКОНЫВО ИМЯ АНГЕЛА ИХ

И по прошествии тех времен, в наступившем седьмой тысячи 106 (1598)-ом году от сотворения мира до нашей жизни преставился истинно самодержавный государь царь и великий князь всея Руси Федор Иванович, кротко, подобно Давиду, скончавшийся, не завершив своих добрых дел, почивший от руки раба своего насильственно и преждевременно. И многие думают, что преступивший крестную клятву раб раньше положенного Богом срока уготовил ему вечным сном почить, ибо возложил свою оскверненную убийством руку раба на царскую главу, смертельным ядом отравил жизнь господина своего и убил его, хотя и не проливая крови, но смертельно, как раньше дитя, брата его. Смерти самого царя он радовался, тайно ликуя, видя, что все люди умалчивают о том из трусости; и, безжалостно палимый своей совестью, он убежал из царствующего града в лавру, <место> пострижения своей сестры, бывшей супруги упомянутого прежде царя. По трем причинам было предпринято его бегство, с большой хитростью задуманное. Во-первых, страх был в сердце его и хотел он доподлинно узнать, не восстанет ли внезапно против него народ, огорчившийся и вкусивший горечь плача о смерти царя, и не поспешит ли из мести убить и его. Во-вторых, если же это пламя ненависти не вспыхнет в народе, он будет действовать уверенно и без стыда. В-третьих же, сможет увидеть желаемое: с каким усердием весь народ будет просить его себе в правители, и с какой искренностью вслед за ним будет идти, и кто кому о его избрании будет говорить заранее или кто оставит его без внимания, чтобы в будущем, царствуя, разделить всех — одних за преданность любить и поощрять, других ненавидеть и муками томить. Все это он хотел узнать хитростью, чтобы потом, получив великое <царство>, потрудившихся для него возлюбить, а нерадивых — замучить гневом. В городе же он оставил для этого вместе с вельможами своих избранных родственников и многих других своих помощников, так чтобы везде среди людей были его слух и око.

После его притворного ухода из города в лавру, утром, когда день еще только начинался, а солнце едва простерло свои лучи над вселенной, все его красноречивые почитатели не поленились собраться вместе и, усердно составив подобострастное письменное прошение, по времени удобное для подачи ему, но в будущем губительное для душ, желающих всего суетного, поспешили на двор самого архиерея и подняли его со всей крестопоклоняемой святынею православной церкви и всех епископов и священников в белоснежном облачении на святое молебное шествие. С ними подняли и всех людей, от старцев до юношей, на шествие со святынями из города к месту обители, где притворно скрывался, словно дикий зверь в берлоге, превознесшийся в славе, изображая нежелание, сам же желая получить власть и быть нам господином; что и свершилось, умоляли его недолго: где большое хотение, там к месту бывает прошение. День же этого прошения приходился тогда на вторник Сырной недели.

И когда все пришли со святынями в лавру, то виновник этого вышел навстречу святому шествию с находящимися там священниками и простыми людьми навстречу городской святыне. И когда вошли они в церковь и совершили обычный молебен, то по окончании его все люди духовного чина и великие мирские сановники вместе с архиереем, а за ними и все чины царского всего управления и во множестве стекшийся сюда народ, малые вместе с великими, начали жалостно с плачем молить, и упрашивать всяко, и убеждать долго и много: пусть склонится он к их мольбе и не оставит их сиротами и пусть будет царем всему Российскому государству. К этому каждый присоединил свои слова увещевания, соответствующие того желанию, способные склонить умоляемого согласиться на просимое, надеясь расположить его к себе этими словами и стремясь превзойти друг друга в словесном рвении. Люди от средних и до меньших непристойно с воплями кричали без порядку, так что от вопля надрывалась утроба их и лица багровели от усилий, и слышащим этот шум нужно было затыкать свои уши. Столько человекоугоднической лести было в них!



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: