Житие Иринарха Ростовского 15 глава




Нашел богоотступник и патриарха, подобного себе, в патриархи не поставленного, Игната именем, и посадил его на великом преосвященном престоле вместо настоящего патриарха Иова, истинно православного и первого в России, которого он сместил, осудил на изгнание в некий город. В скором времени и распутница, связанная обетом с этим распутником и нашим, за грехи наши, завоевателем, привозится в царствующий город посланным за ней одним из сановников, ставленником его, Власовым Афанасием, человекоугодливо, от души и сердца служившим ему ради чести гнилой. Против воли Бога, однако красуясь в царском убранстве, как царица, в колесницах по-фараонски, с отцом своим была привезена она в царствующий град; она дышала огнеподобной яростью ереси, идя на христиан не как царица, но как змея в образе человека, нечто подобное сказано о женах в Откровении Иоанна Богослова: «Одна другую, нечестивая благочестивую, хочет потопить из уст своих водою». Но эта ехидна не водой, как та, а кровью затопила всю Россию, мир наш, — кто не знает этого! Привезший же ее тайнослужитель его Афанасий не по заслугам получил от пославшего его некий сан, выше положения своего и имени: он поставил его властителем и хранителем всех драгоценных царских сокровищ, поручив ему все царские кладовые. Ему же, как видели некоторые, он дал впоследствии и чин второго боярина, предшествователя своего, идущего с прочими <в церемониях> впереди лжецаря; достойные высших званий тайно и злобно позавидовали даваемому ему постоянно сверх всякой меры.

Вскоре после прибытия в царствующий град нечестивой той супруги распутный муж ее порочный, созвав собор православных, прелыцает их лестью, делая вид, будто ищет справедливого совета, притворно совещается с ними о крещении своей подруги, спрашивая, следует ли ей креститься второй раз. Этим вопросом он, окаянный, уравнивает ее латинское богопротивное крещение с истинно святым христианским рождением в купели; говоря, следует ли ей второй раз креститься, ясно, что он не хочет привести ее к истинному святому крещению.

Когда, по соборным правилам, для обсуждения этого собрались священные судьи вместе с лжецарем в покоях его дома, то одни из отцов, немногие, не одобрили того, чтобы жена некрещенная вошла с ним в церковь; другие же, поддавшись по человеческой слабости страсти к земной славе, хромая от немощи на обе ноги, не как пастыри, а как наемники прельстились и, испугавшись, повиновались, допустив исполнение его воли. Видя такое, умолкли и первые, так что слова беззаконников пересилили и все перед ним отступили. Его же патриарх, не получивший посвящения, во всем угождал ему, как и другие соблазнившиеся. Он же, хищный волк, видя всеобщее отступление и нетвердый разум — они дали ему достичь желаемого, захватить царство и так же не возбранят ему войти в церковь вместе с другими нечестивыми, что и свершилось, — решает скорее исполнить замыслы свои. Он, преокаянный, не только человеческий стыд презрел, но и страха Божиего не ужаснулся, даже не вспомнил о Боге, думая, что его и не существует: «И сказал безумный в сердце своем: нет Бога».

Как в простой дом, в храм вседержавной нашей общехристианской надежды и всемирной Заступницы вскочил пес со всескверной сукой и множеством латынян и еретиков и нагло воссел на царском престоле! Весь храм видимо наполнился тогда еретиками, как волками; невидимо же, как мрачным облаком тьмы, переполнился бесами, радующимися и обнимающими их. Божия благодать, я думаю, отступила тогда, чтобы исполнилось сказанное: «Узрите мерзость запустения, стоящую на святом месте; читающий да разумеет». И видели его тогда никем иным, как антихристом, сидящим недостойно на престоле, но не царем! В день праздника перенесения честных мощей великого во святых архиерея Николая Мирликийского вершилась эта наглая дерзость законопреступления, и не праздновали его! И вдвое больше, чем на празднике Ирода, совершилось тогда беззакония: поднявшись против Бога, осквернил он святыню, еретическими ногами попрал царское помазание и брак, так как его невидимо помазывали и венчали по своей воле бесы, без благодати Божией.

О долготерпение твое, Владыко! Как не разверзла земля уст своих, как в древности при Дафане и Авироне! Куда тогда делось твое долготерпение, где водворилась безмерность беззлобия того, которого не может постичь и вся тварь, созданная тобой? Воистину, как учат богословы, предел и место сам себе — ты, пресвятый Господи! Знал я, что долготерпение твое предусматривало дать исполниться всей злобе его желаний, чтобы этим он сам себе подготовил лютейшую муку.

Он же, растленный, незавершенный и прерванный срок своей жизни весьма греховно прожил, и развратно, и во всем преступно, и по-рабски, и по-скотски. Кем был, тем и остался, заключенный в плоть, как в гроб, он не поддерживал даже видимости царского образа жизни справедливо царствовавших прежде его. Свою сущность он обнажил в делах своих вместе с подобными себе в нравах советниками: глупыми младенцами по делам, но не по годам. Некоторые из них по своей любви к временной славе в излишней роскоши и чрезмерных чинах забывали при нем свою глубокую старость среди всякого бесстыдства и игрищ с музыкой. С приспешниками своими, соучастниками всех дел его, он жил мертвой жизнью, как богатый в притче, каждый день веселясь радостно, думая, что жизнь его будет долгой. За бесстыдные дела раздавал этот недостойный недостойным недостойно царские чины не по происхождению и возрасту, не по родству и не за добрые заслуги по службе, но за весьма постыдные <услуги>. Это было подобно тому как пес, по случаю схватив где-нибудь неподходящую для него царскую пищу, бежит в укромное место, чтобы ее съесть; другие же псы, увидев похищенное, начинают отнимать у первого, и все вместе наслаждаются тем, что не положено им по природе и естеству; пожирают же, раздирая на куски и кое-как, и многое теряют, вырывая один у другого, один схватит много, а другой мало, ибо знают, что это все не им принадлежит; и бывает, что перегрызутся из-за этого с другими обиженными. Так сказанное можно пояснить словами Премудрого: «Как дорогие серьги у свиней в ноздрях, так и чины у недостойных». Каков дающий, таковы и принимающие, ни дающий не ведает, что дает, ни принимающий не знает, а если бы оба понимали ценность этого, то не присваивали бы не положенного им. И Борис немногим отличался от них в подобных делах. Но завершим рассказ о начатом.

Кладовые, хранящие сокровища бывших царей, вплоть до золотых и серебряных монет, он, увы, опустошил без смысла и разума, не в меру расточительно, думая, что это глиняные черепки, а не серебро. И по тому, как он раздавал драгоценности, ясно было, что он их не собирал; их великое множество и числом нельзя передать, — думаю, что их количество превысит множество песка. И землю богопротивных, латинствующую Литву, он обогатил ими, оставив в тайнохранилищах лишь малый остаток от всего; и остановила его в этом только смерть.

Но царствующий над всеми не допустил его целый год осквернять престол благочестивых, до вечного суда величие Божиего гнева не могло терпеть множества бесчинств его. И хотя он скрылся в царских покоях, но гнева беспристрастного суда Христова не избежал и вскоре неожиданно был уничтожен вместе с любимцами своими, но не со всеми. Когда весь народ, побуждаемый Богом, воспламенился, как огонь в Иакове, и подобно сильной буре двинулся на него, была взята из жизни неживая жизнь его и тех, кто были с ним, и, как сказано, «память о нем с шумом погибла». О чудо! Так как Бог сохранил в тайне заговор многих о смерти его, то не смог этот преокаянный узнать о замыслах против себя заговорщиков. А если бы даже малая часть их речей не утаилась, то был бы большой вред делу и возникли бы препятствия. Но человек не может препятствовать Божьему предначертанию, и никто не может ухитриться избежать того, что должно исполниться. От него и любимцев его был скрыт этот заговор, и стража его, ратники, учрежденные им и поставленные рядом со спальней с блистающим военным оружием, чтобы охранять его жизнь и оказывать ему помощь, не смогли пересилить христиан, и многие из них бросили свое бесполезное оружие к ногам православных, уразумев, что это изливается на него гнев Божий.

Вслед за ним погибли и войско, пришедшее с ним в царствующий наш град, и богоборная литва, посадившая его на превысокий престол, среди них было много благородных знатных людей. Как олово в воде, все они сразу потонули посреди царствующего города, и ни один из них не спасся; как в древности было с фараоном, так и теперь среди нас Бог чудодействовал. Таким бывает конец неправедно поднимающихся на православную землю, как сказал пророк: «Задумали планы, которые не смогли исполнить», и так далее. Так и сегодня будет с некими языческими тайноумышлениями против нас, если Всеведающий захочет, не замедлит разрушить замыслы их; ведь он все может, если смягчит ярость гнева своего на нас. Но закончим ранее сказанное.

Мы же тогда думали отомстить тем злочестивым за свою погибель, но за грехи наши Бог сохранил гнев свой на нас, еще более яростный, чем тех злочестивых, исправляя прегрешения наши; увы, еще больше вреда причинили мы Русской земле: всю их землю подняли против себя. И недолго радовались их падению — с того времени и доныне много и неутешно плачем. Яростный огонь разожгли мы и даже к тому побудили их, что они вскоре, придя с силой огромной, и уничтожив пограничные наши города, и дойдя до матери всех городов, устроив осаду, закрыли все входы и выходы и на длительное время так оставили. Никто не мог оказать им сопротивления, и они надолго устроили себе жилища около стен города. Самого же царя, который незадолго до этого из боярского рода самовольно, как хищник, бесстыдно вскочил на царство — думаю, что случилось это без Божиего благословения, что доказал и конец его, небесный суд над всеми его делами, так как царствовал он бесчестно и кратковременно — его, князя Василия Шуйского со всеми его воинами, как в худой клетке, безвыходно заключили в городе. Как звери разбежавшись, они потом не только города и села всей России мечом опустошили, но и весь народ до конца уничтожили, предав различным смертям. Вообще говоря, не было места, где бы горы и холмы не были политы кровью правоверных, а долины и чащобы не были бы ею наполнены, и воды природные, окровавленные, загустели, и звери земные и птицы парящие телами правоверных насытились; и множество ими было истреблено, оставшиеся же, с землею смешавшись, истлели до всеобщего воскрешения. Но меч гнева еще и доныне, переносясь с места на место, отыскивает останки земные, где что есть, и не переставая уничтожает. Соединившись с злочестивыми, часть правоверных вместе с вскочившим внезапно, по-разбойнически, на царство, были злыми советниками во всем этом зле, об этом речь пойдет впереди. «Поставили себе князя, меня не спросивши, — сказал Бог, — если согрешил ты, умолкни». <...>



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: