Житие Иринарха Ростовского 14 глава




А он, скрывая свое желание, отвечал всем вместе, что никак не дерзнет на такое, и говорил: «Не будет этого!» — клятвами подтверждая эти слова. Просящие вновь приступали к нему с речами, присоединяя к мольбам еще более усиленные мольбы, и сильнейший вопль пронесся по толпе, заглушая желание умоляемого. Но он опять не повиновался им, ибо хотел, чтобы его умоляли подольше, иначе в их поспешном прощении крови раскроется суть его желания и все почувствуют в его словах ложь; ведь и в малой откровенности явственно обнажаются сокрытые в сердце хитрые помыслы. Он же, видя такое усердие всех в упрашивании себя, вновь изобразил нежелание, и ввысь, как орел, вознесся безмерно, и хитро продуманными жестами вводил людей в заблуждение. Он держал в руках тканый платок, которым вытирал пот, в дополнение к своим клятвам для стоящего вдали народа, который не слышал его слов из-за вопля остальных людей, он, встав на церковном крыльце у входа в западные врата, на высоком месте, так что все могли его видеть, обернул этот платок вокруг своей шеи. Ближним, которые могли слышать голос человеческий, он говорил, дальним же давал понять этим жестом, что он готов удавиться, если умоляющие не перестанут его принуждать. Так притворно разыграв перед множеством народа свое нежелание, он заставил поверить себе менее сведущих, но не остальных, которые в понимании <происходящего> были выше и этих ловчих сетей его обмана. Но что принесло это понимание? Хотя и поняли, но не смогли предотвратить то, что хотел попустить Бог, ибо Бог позволил этому совершиться для предостережения в будущем тех, кто захочет действовать так же. И вновь от сказанного выше перейдем к тому, о ком говорилось.

Он же, изобразив платком свою готовность удавиться, поспешно ушел от церкви в темные жилые покои монахини-царицы, которая была ему сестрой, тем самым еще больше показывая свое нежелание, сам же воочию доподлинно и твердо убедившись, что умоляющие не уйдут из лавры, не получив от него согласия на просимое. Увидели умоляющие, что умоляемый ими к мольбам как будто и вправду непреклонен, устремились вслед за убегающим и спросили разрешения войти в покои пред лицо госпожи, чтобы там обратить к ней мольбу и чтобы она склонилась к их мольбам и повелела бы брату уступить просьбе умоляющих, а вернее, его собственному желанию. К тому же некий отрок был хитро подучен неизвестно кем — самим ли желающим <избрания> или угождающими ему; словно глашатая, посадили обманом его против келий царицы на крепостной стене, поставленной для защиты монастырских строений и для оной монахини смирения, и, подняв его высоко, до самых окон государыни, повелели тому отроку кричать, как будто бы по воле всего народа, почти в уши государыни. Этот крик отрока соответствовал мольбам просителей и покрывал собою все голоса из толпы; затворившейся в темных покоях он кричал по их воле одно и то же: чтобы повелела она брату своему быть царем, главою над всем народом; и все время кричал он одно и то же, не переставая. И чем дольше он кричал, тем больше разоблачал самого желающего, ибо многим уже было стыдно слушать такой нелепый и непрекращающийся вопль. И если столь непристойный вблизи неприступных келий неумолкаемый вопль не был бы приятен желающему и совершался не по его воле, то юноша не посмел бы и приблизиться к тому месту и видящие не терпели бы этого так долго, потому что и средние люди не терпят и не допускают такого, тем более когда видят, что совершается это без их повеления. Это еще одно среди многих прочих обвинение желающему.

Вскоре все просители в большой радости, как будто одаренные, вышли из покоев сестры виновника, получив от обоих, сестры и брата, обещание исполнить просимое. Восплескав радостно руками, они повелели ударить во все церковные колокола и звонкими голосами оповестили все множество людей, собравшихся для прошения, о согласии. И, совершив, как положено, молебен о умножении лет жизни желающему поставиться новому царю, всех людей обязали молиться повсюду о давшем обещание быть царем и то же, еще и дополняя, повелели спешно совершать по всему царству. И после этого обещавший, не откладывая надолго, вновь возвратился из лавры в город. А о тех, кто ради угождения возвышающемуся произносил в лавре свои льстивые речи, ни об одном из них невозможно рассказать не только потому, что их было множество, но и из-за стыда, — ибо усладился <Борис>, ублажаемый лживыми хвалами, и научился утверждаться, как на ветрах. О таких самой Истиной сказано: «Горе, когда люди превозносят вас и льстят вам ублажающие вас», и так далее.

А он пренебрег силой слов, сказанных Богом, или не знал их, ибо был совсем неискушен в этом, от рождения до смерти он не протаривал книжных путей учением. И удивительно, что впервые у нас был такой царь некнигочей. О других же злых делах, кроме прежних, которые опаснее морских бедствий, узнается из последующих его деяний, о которых и расскажем: как он, всех обольстив, поднялся на вершину всех земных почестей, все равно что на небо с земли, твердой поступью вступил на царский престол, благороднейших сделал своими рабами, прежде занимая среднее положение по роду и чину. И хотя он, будучи рабом, дерзко и преступно захватил высочайшую власть, но даже никто из его врагов не назвал бы его безумным, ибо таким образом, как он, подняться на такую высоту и там удержаться глупому невозможно, и едва ли кто другой такой найдется среди людей. Таков был этот «рабоцарь», что и прочие величайшие и прегордые во вселенной цари, властители нечестивых держав, не пренебрегали, не гнушались им из-за его низкого происхождения, ибо носил он равное им имя царя; и, слыша о его благоразумии в земных делах, не отвергали верного братства и содружества с ним, как ранее с благородными, бывшими прежде него, и даже больше тех. И что удивительно, хотя после него были у нас и иные умные цари, но их ум лишь тень его ума, как это очевидно из всего, ибо каждый будто через некую ограду перелез, найдя свой путь погибели. И пусть никто не пытается поймать меня на этих словах, будто я оправдываю славолюбца; в одних местах я его обличаю, в других как будто хвалю, но делаю это не везде, а лишь здесь, справедливо оценивая ум тех и других, невзирая на лица, но и там и здесь, осуждая, не терплю насильственного низложения им государей и завладения их престолом. Кроме того, не утаилось, стало явным и возможным для описания, доброе и злое во всех других его делах, не всех, конечно, за исключением самых сокровенных.

Его образ действий против врагов был таким: когда они не выходили на битву, тогда он устремлялся на них; когда же волки не вредили овцам, он вызывал их на себя, насмехаясь, изображая храбреца. Когда же свирепые враги бесстыдно начнут издеваться над смиренными, он не выходит из-за каменных твердынь, как это ясно из ранее сказанного и как это покажет последующий рассказ.

После избрания великого <государя> и изъявления его собственного желания быть царем, он не скоро еще садится <на престол>, но осмотревшись, промедлив почти целый год в ожидании возвращения посла, самодержавным царем, блаженным Федором отправленного на восток к агарянскому царю. Вернувшийся посол известил его, что хан не придет на Русь, и тогда, твердо убедившись, что хан не пойдет против него, вновь избранный наш, желающий быть у нас царем, собрав множество воинов, торжественно выступает <в поход>. Выступив в поход только против имени хана <он не угрожал нам войной>, царь наш, дойдя до города Серпухова, встал на берегу Оки и два месяца медлил там, стоя на одном месте со всеми силами, вперед не продвигаясь. Между тем и послы хана, не зная о его выступлении и пребывании тут, пришли по обыкновению вслед за русским послом, как когда-то заведено было между государями, — приходить послам с послами вместе или, наоборот, отдельно. Он же в блеске царского величия при многолюдном собрании показывал перед послами свое притворное рвение и как бы в доказательство своей храбрости говорил, что готов воевать против их хана, и показывал пришедшим агарянским послам на устрашение все снаряжение воинское и многие огнестрельные громоподобные орудия, приводя их тем самым в ужас. Тогда же он показал им на удивление и свой передвигающийся искусно придуманный град, кажущийся снежным из-за белых льняных тканей, простирающийся далеко и в ширину и в длину. Все это хитрое устройство по виду было похоже на город со многими воротами и башнями по стенам, вся же его площадь была окружена с четырех сторон стенами. Если смотреть издалека, то он походил на каменный город, внезапно возникший неким образом на пустом месте; некоторые говорили, что проходящие мимо по дороге люди могли и испугаться от неожиданности при беглом взгляде на него, а потом удивиться. В себе он заключал, красуясь, самого царя со всеми живущими при дворе вельможами и имел все необходимое для земных его потребностей и его служителей. Войско же все, стоящее вокруг города поблизости, украшали цветущие сочные растения, зеленеющие и цветущие разнообразно. С этого места властелин наш отпустил чужеземцев назад, чтобы они, вернувшись к себе, рассказали в своем царстве обо всем виденном. И так простояв тут два месяца, он возвратился на царство с мнимой победой, но в ослепительной славе, по-фараонски сопровождаемый множеством колесниц и всадников; это шествие должно было еще больше укрепить в любви к нему тех, кто не понимал его козней.

Возвратясь, он помедлил с исполнением своего желания еще два обращения луны, до начала нового ее круга, и когда начался седьмой индиктион, в сентябре третьих календ, он наконец помазался елеем из рога, среди живущих на земле увенчался величайшею славою и с того времени действительно получил имя государя, стал нарекаться царем и князем, по обычаю принимающих помазание на царство, возводимых в самый высший сан преславного возвышения. В то время сбылось, наконец, его тайное желание, всех царей честь собрав, к единому имени своему присоединить. Воцарившись, он так вознесся гордостью, что чуть не сравнялся с Богом, но, достигнув такой славы по своему собственному желанию, он сам поднес к своему сердцу как бы нож заостренный, которым и заколол себя, и рухнул, низверженный, о чем пространнее будет сказано в других местах.

В память о полученном в лавре согласии на их прошение церковные священнонаставники, угождая «великому», который ими же и повелевал, нечто непомерное установили: обязательно каждый год в третий день Сырной недели совершать святой крестный ход из главной церкви всего царства. Празднование установили как будто во имя Божьей Матери, на деле же ради тайного угождения царствующему, чтобы в тот день ни один человек, от мала и до велика, мужского пола и женского, не оставался в домах или гделибо, но следовал за ними. И это установление исполняли в указанный день и не нарушали его до тех пор, пока был жив первоповелевший и желавший этого. И если в природе по небесному устроению были тогда морозы, дожди, бури и нестерпимые ветра и подобное этому, так что невозможно было и из дома высунуться, все равно, несмотря на ненастье, не смели отложить повеленного, но старательно все исполняли в страхе. И удивительно, что во время этого шествия тот, ради кого совершали этот праздник, сам выходил и принимал в нем участие вместе с народом! Он совершал празднество в честь самого себя, по примеру тех, кто совершал празднества в честь Бога в тот день, когда Бог избавил его от какой-либо беды, чтобы не забылось дело рук его получившими милость, — и это долг их перед Богом, — он же радостно праздновал тот день, когда получил временную свою славу.

О омрачение, о безмерное славоослепление! Неужели и этими его преступными делами не обличается, не обнажается злоба его — убийство царей и жажда власти? <...>

Не хочу оставить неупомянутым и следующее. Воцарившийся носил имя в честь первого из двух ангелов, чей день празднуется 24 июля, это день пресветлой памяти добропобедных новоявленных святых мучеников всероссийских, князей, братьев по крови Бориса и Глеба, во святом крещении Романа и Давида, которые по доброй воле презрели земное царство и во имя веры ревностно пролили кровь свою за Христа, и он не разлучил их в земной жизни и после смерти на небесах. Ту святую двоицу, не разлучаемую Богом, человекоугодники отделяли одного от другого при написании икон. Изображая только старшего, думали, что чтят его, но этим только ожесточали его против себя; младшего же, не соединяя с братом как презираемого, разлучали в изображении с родным по плоти. И что особенно тяжко: изображать на иконах красками обоих братьев как святорожденную неразлучимую чету, я знаю, мешало не то, что на другого не хватило всего необходимого для написания образа, но умаление веры у тех, кто заказывал иконы.

Как учит притча о земных братьях. Если кто найдет двух друзей, братьев между собой, приближенных царя, воистину живущих во взаимной искренней любви и дружеском согласии, и вот один из двух, не разлучающихся никогда и нигде, будет позван кем-то третьим на пир. Не будет ли непозванный считать невнимание к себе за бесчестие от звавшего и не воспылает ли гневом на него? К тому же не захочет называться ему другом, а будет врагом и, найдя время, в жалобах на него царю расскажет о своем унижении. Вознегодует на звавшего из-за брата и позванный и нанесенное брату оскорбление воспримет как свое бесчестие. И как будто это уже не дружбы дело, но раздора и своевольной вражды; и не только братья столь ревностны в отмщении, но и просто друзья, не родственники. Что касается сказанного выше, то сдержанность в любви другого брата происходила не из-за недовольства трапезой, но из-за оскудения усердия в дружбе.

А что можно сказать о заказывающих иконы? Среди них есть разумные, но не способные рассуждать и безразличные к добру и злу из-за бесстыдства, другие — среднего ума, третьи и того не имеют, но, взирая на поведение первых, не внимая поучениям других, заносчивы и высокомерны. Но самое большое горе властителю, который всех превосходит умом; страшно, что ему, это видящему и понимающему, только одного лик был угоден на иконах. Сопричастен греху, о котором говорилось, и тот, кто имеет духовную власть, ибо слышал о таком, знал и видел, но умалчивал, а не поучал, не обличал. И рассудит их всевидящее око правды, когда придет день его пришествия.

Вновь поведем речь о том, с чего начали и где остановились, и опять опишем по порядку бывшее.

Чтобы удовлетворить славолюбие, он не пожалел родной своей сестры, госпожи всея России, не подумал, какой сильной печалью опечалит ее, разлучив с мужем, умершим неестественной смертью, и как ему смотреть на нее, ранее столь прославляемую, теперь одетую в черное; а некогда, благодаря ее супружеству с царем, он достиг для себя всех почестей, так что и сам был подобен царю. Многих знатных девиц, дочерей первых после царя бояр, своих государынь, он из зависти заставлял насильно постригать в монахини, как несозревшие колосья срезал, против их воли. И родителям их сколько скорби и страданий нескончаемых принес: беззащитные, они были пострижены, как кроткие овцы. И делал он это обманом, но поступки говорили сами за себя: он боялся, чтобы некоторые не уговорили царя вступить с одной из них во второй брак из-за бесплодия его сестры, и тогда он уже будет ничем. Так помышлял он в сердце своем, умножая беззакония. И как он поступил с сестрой своей, то же сделал и с детьми других — как он мог оказаться человеколюбивым к чужим! Через некоторое время и над его дочерью была совершена неким насильственно такая же смена одежд, да еще и позорно; если и не он, то мы это увидели. Что можно сказать о жене его и сыне? Насильно удавили их нежданные враги, об этом пространный рассказ будет впереди, в свой черед.

И если было рассказано о злобе Бориса, то не должно умалчивать и о его добрых делах для народа и ввести их в повествование, если даже они были и неискренними по отношению к людям. Поскольку мы постарались подробно описать все его злодеяния, то теперь не поленимся поведать и о его добродеяниях, пока они не покрылись забвением с течением времени. Что вспомнится мне, о том и напишу, чтобы написанное мною о нем не показалось недоброжелательным, а некоторым и враждебным. Если мною описаны будут только злодеяния, а о добродетелях расскажут другие, а я промолчу, то сразу же обнажится несправедливость писателя. А если о том и другом будет рассказано правдиво, без прибавлений, то все уста умолкнут.

В начале жизни своей он был во всем добродетелен. Во-первых, добро творил, и главным образом для Бога, а не для людей: усердный поборник всякого благочестия, неутомимый в заботах о древних церковных устоях вместе со служителями церкви; просителям щедрый даритель, кротко внимающий всем просьбам народа, всем приятный в ответах, скорый отмститель за беспомощных и вдов, жалующихся на обидчиков; безмерно усердный в делах управления страной; бескорыстно любящий правосудие, нелицемерный искоренитель всякой неправды; особенно заботящийся о строительстве в городах зданий, которые придавали бы царству подобающую ему красоту. И домашняя жизнь всех в дни его царствия протекала тихо, без вражды даже до самой поры безначалия на земле, начавшейся после него. Насилующим слабых твердая с гневом преграда он был надежным защитником тех, кто терпел обиды от руки сильных, разве только не доходил слух до него о какой-либо несправедливости; и об укреплении всей земли он заботился необыкновенно, покуда не был охвачен властолюбием; он пытался карами искоренить богомерзкую привычку к безмерному винопитию; мздоимство сильных он беспощадно уничтожал, ибо такие нравы были ему противны; всякого зла, всего враждебного добру он был властный, неумолимый искоренитель, как и за добро искренний воздаятель, но не всем однако. Всем этим он всю Россию обольстил, ибо до его уклонения на путь злодеяний и покушения на убийство царя он следовал благочестию первых самодержцев, а иных и превосходил.

И я знаю, что сказать о сущности этого явления, откуда в нем взялось все доброе — от природы ли, или по его доброй воле, или из-за мирской славы. Ясно, что все происходило от скрытого притворства, желания достичь самых высот, которое жгло его много лет и тайно лежало в глубине его сердца. Думаю, что многому добру он научился от истинно самодержавного Федора, ибо с малых лет часто следовал за ним по пятам. Понятно поэтому, что когда Бог ослабил узду его и не было никого, кто бы сдерживал его, то, как взыгравший жеребец отбивается от стада, так и он самовольно отошел от Бога и царя. Никто не знает, что возобладало в час его смерти и какая часть дел его — добрых или злых — перетянула на весах, ибо, как пишется, может Бог и в день смерти воздать человеку за образ жизни его. И, может быть, кто-то захочет восхититься его доброй заботой о земле, и это не удивительно, но что из всего существующего может сравниться с царской главой? Если бы он и всего себя отдал за жизнь царя, ничто, даже весь мир, не стоит одного волоса с царской головы, и ныне все видим, что это так.

Сердце его вознеслось от гордости за свои добрые дела, то есть мнимые заботы о благе земли, как некогда у Навуходоносора царя, гордящегося созданным им в Вавилоне. К этим он прибавляет еще два неких дела, которые не описывались здесь среди прочих его добрых дел, которые он начал совершать, объятый гордостью. Но Бог, предупредив его замыслы, не дал им осуществиться, расстроил их, провидя их высокомерную суть.

Первое и самое главное дело его: он принял в уме своем решение, и оно разнеслось повсюду, что весь труд его жизни будет в создании храма Святая святых; он хотел украсить царствующий город, подобно Иерусалиму, думая, что подражает самому Соломону, на самом же деле унизив этим храм Успения Божией Матери, древнее создание святителя Петра. И уже готовилось им все необходимое для постройки и возведения стен.

Подобно первому, величественным было и второе дело его, но и его, хотя и хотел, не мог завершить: из состава Святой Троицы, источника нашей вечно существующей жизни, одного видимого в земном образе Христа Бога гробницу, вместилище его божественной плоти, по величине и виду подобную находящейся в Иерусалиме, он задумал создать, всю ее отлив из золота и украсив драгоценными камнями и золотой вязью. И была она уже почти завершена, всяусыпана топазами и драгоценными камнями, какчечевицей, искусно отделана затейливыми украшениями, так что не только невежде, подобному мне, было это на диво, но и первые из благородных, и те, кто были воспитаны в царских домах при всем сиянии красоты, дивились ее богатому убранству и искусной работе, и даже ум помрачался, зрачки глаз не могли выдержать сверкания камней и сияния блещущих лучей. Невозможно было исчислить ее истинную ценность, потому что она превосходила все числа.

Все это я описываю здесь не ради удивления перед красивой вещью, но чтобы показать возвышение Бориса, его удвоенную гордость, потому что высокомерие одолело в нем веру, превозношение его превзошло и драгоценные камни с жемчугами, и силу самого золота.

Почувствовало Божье ухо возношение его сердца, что превозносится тот, часто осматривая эту вещь, унижая тем самым всероссийских правителей, бывших до него, словно думая, что превзошел их мудростью, и показывая, что не было в них столько ума, чтобы до этого додуматься. И без того постоянно преисполненный гордости, он разгорался, словно от лучины, и от льстивой хвалы своих заискивающих бояр; потворствуя ему своими многочисленными словами, они подкладывали в его сердце хвалу, как хворост в огонь, давая понять своими словами, что и в будущем будут разжигать его страсти такой же вкрадчивой лестью. Они и пробудили в нем стремление добиться царства, соединившись с его желанием вместе, как две скрученные вместе веревки: его желание и их лесть — одна сплетенная из грехов верига.

И как он мог без согласия и воли Бога подумать о создании столь великих сооружений, как воздвижение такого святого храма и гробницы для тела Господня, позабыв, что в древности и Богоотец, пророк святой, царь Давид, который был по сердцу Господу, намеревался соорудить подобное же здание и не получил <согласия>, но ему было сказано, что родившийся от него начнет такое же и совершит? О затевающих самовольно подобное хорошо сказано: «Задумали планы, которые не смогли исполнить». Созданная из золота гробница, умелое творение во всей его великой красоте, была бессмысленно уничтожена, разобрана лжецарем Расстригою для безобразных домашних потребностей, и не удержали его от разрушения ни искусная работа, ни сострадание к красоте. К обоим этим делам, совершаемым во славу имени своего, Бог не был благосклонен, показывая всем, что в них вера Бориса слилась с гордостью. Думаю, повлияло здесь и то, что собранное неправдою, слезами и кровью думал он утаить от Создавшего око и Устроившего ухо и поучающего народы, но не мог. Нельзя угодить Богу неправдой, как и прежде нельзя было приносить в жертву Богу овцу с изъяном, хромую или слепую: «Поднеси, — сказано, это князю вашему, разве он примет?» И чем он надеялся угодить Богу, тем именно его более гневил. То же было и с отлитыми тяжелыми колоколами, многошумными по звону и неблагозвучными. А все материалы, приготовленные для возведения великой церкви, не принятой Богом, царем Василием Шуйским как ненужные были распроданы на другие здания и даже на простые храмы. Хотя добрые дела по виду все хороши, но судит о них Бог по намерениям творящих их, — так и об этих. <...>

НИСПОСЛАННОЕ НА НАС БОГОМ БЕЗЗАКОННОЕ ЦАРСТВО РАССТРИГИ

После того восстал из своего логова молодой лютый лев, дьявол, а не человек, наделенное даром слова существо, воплотившийся антихрист; и как темное облако, поднявшееся из беспросветной тьмы, он неожиданно, почти внезапно, напал на нас. Испуганный слухами о нем, столь гордый с незнатными, царствующий над нами Борис, ужаснувшись его стремительности, с высоты престола царского низвергся. Это было подобно тому, как комар льва поразил, не коснувшись его, как пишется. Но не тот, а своя совесть его низложила, так как знал он о себе все, что некогда совершил.

И был он худородным, и происходил из самой последней по знатности рода семьи, город Галич изрыгнул его из себя. Во всем — детище законопреступного Юлиана и его нечестивый плод, Гришка, по прозванию Отрепьев, был послан не столько на нас, сколько для того, чтобы поразить страхом того властолюбца, пришел праведному суду предать неправедного: до того праведный гнев терпел Борисову дерзость. Выдавая себя за царского сына, присвоив славное имя Дмитрия Ивановича всея Руси, он назвался сыном прежде упомянутого великого между царями победителя, будучи совсем чужим ему, кроме разве того, что был он одним из многих, бесчисленных как песок, рабов его. Как море не знает каждого из мелких животных, живущих в его глубинах, так и во время царствования его не был известен ни род того, ни имя, а он дерзнул назваться сыном его, все равно что к Богу приблизиться! Пока Бог терпел это и допускал, он пришел из Северских земель в градМоскву, мать всех городов русских, объединив многие силы безбожных литовцев с перешедшими на его сторону простыми воинами Российской державы и благородными воеводами ратных сил, которые были ранее под властью русского царя и были поставлены для защиты против того самозванца на всех Северских границах скипетродержателем Борисом. Переметнувшись справа налево, преступив крестную клятву, они подчинились воле обманщика: одни соблазнились его лукавой лестью, другие же и вправду думали, что он царь, какимто образом восставший из того изгнания, куда был выслан Борисом истинный царевич Дмитрий Иванович. Еще когда он был вне пределов Русской земли, то все, прельстившись и поверив в его обман, добровольно подчинились и поклонились этому идолу, как царю. Всеми овладел страх ожидания смерти от острия меча его, к тому же всех тяготило и Борисово жестокое в льстивости, кровожадное царствование, не от ига податей, возложенных на них, но от пролития крови многих неповинных они, обманутые, надеялись при нем отдохнуть и хоть немного успокоиться. Но в надеждах и упованиях все обманулись. Хуже нечестивых, которые и раныпе никогда не называли себя православными, он хотел совершить самое страшное зло, всякого зла злее: после его смерти стало известно от его приближенных, что он, окаянный, по злому вражескому наущению хотел Христову веру, православием вечно цветущую, окончательно вырвать из памяти, если бы Господь не прекратил дней жизни его.

По началу был и конец его, потому что был он столь бесстыден и нагл, к тому же и дерзок, как Иуда, который осмелился быть на Тайной вечере. Так и этот в своем злом умысле, прежде чем получить ему царство, осмелился облечься в монашеские одежды и этим не удовольствовался, окаянный, но к этому и другое прибавил, не побоялся и в огонь вскочить — обманом принять на себя и священнодьяконство у великого, зная, что своим отречением от поставления он обесчестит священство и монашество, что и произошло, когда подошло время, отпущенное на это Богом. Самовольно отрекшись от того и другого чина, священства, говорю, и монашества, тем самым ведь и от обетов святого крещения отрекся, окаянный, что узнано было от достоверных свидетелей и еще больше из его дел. Во всем он был воплощением сатаны и антихриста, самого себя бесам в жертву принес! Еще будучи среди латынян, — ясно, что Богом он был изгнан туда из земли правоверных, — там он обещал соединиться скверным браком с дочерью некоего неправославного еретика духоборца и стать зятем того, кто мог исполнить весь злобный замысел его, целей его достичь и осуществить наконец-то его желания — коснуться некасаемого, то есть получить царство, что и свершилось. Тех, кто хотел обличить его, он убивал, кого открыто, кого тайно, одних отправлял в изгнание, других, которые осмелились бы делать то же, держал в страхе, ибо много имел вокруг себя льстецов, угодливых друзей, рьяно друг с другом соперничающих.

После смерти Бориса царя осталась его супруга вдовствующей, словно горлица, имея рядом с собой только два молодых побега: сына, именуемого «даром Божиим», обладающего правом держать скипетр правления и избранного уже на царство с клятвой на кресте и твердо принявшего в служение к себе всех людей отеческой державы; одного только недоставало — он не был помазан, отложено это было из-за подготовки войск к войне; и девицу дочь, невесту, уже вполне созревшую для брака, по значению имени «странницу». По воле отца, когда он еще был жив, ей привезен был из другой земли жених, сын некоего короля, любезного ему, но брак не состоялся, Бог не позволил осуществиться планам родственников. Вскоре же дал знать о приближении к городу и прежде упомянутый новый похититель царства. Еще до своего вступления в город насильник осудил на смерть вдову мать, родившую этих двух детей, и сына ее; послав приближенных своих, он в наследственном их доме без обвинений и жестоко умертвил обоих, увы! задушив. Думаю, что этот отрок чистым предстал перед Христом, ибо не был причастен к родительским грехам. А крепко охраняемую девицу он после своего вступления в город против ее воли вывел из царского дворца, словно рабу, без всяких царских почестей, и в доме некоего угождающего и приближенного к нему нового вельможи без ее согласия, как несозревший колос, срезал — заставил постричь ее в монахини. И удивительно, если отступник тайно не совершил над ней насилие!

Ту, которую прежде, в твердыне высоты царства, при родителях ее, и солнце видело в тереме лишь иногда в щель, ибо, согласно Писанию, «слава дщери царя внутри», а теперь ее, никем не оберегаемую, рассматривали глаза и самых низких людишек. И с того времени с большим бесчестием долгие годы жизнь ее текла, даже до четвертого после отца ее царствующего, так часто в государстве переменялись правители. И с места на место, из лавры в лавру переводили ее, и до такого позора жизнь ее дотянулась, что в то время, когда весь царствующий город был окружен противником и находился в осаде, она была вместе со всеми в осаде и терпела бесчестие, голод и нужду, и до того дожила, что руки иноплеменников, главных врагов отца ее, к ней пренебрежительно прикасались. О прочем промолчу. Кто гордой высоты достиг в царстве, тот много всякого бесчестия получит от нижайших! Явно, что за грехи родивших ее и всех родных ее она одна приняла бесчестие. И пусть никто, услышав все сказанное, не подумает ничего позорного о ее чистоте; будь ее воля, не случилось бы этого, если бы не насилия многие, совершенные ее грешным родителем, то она бы невинной осталась. Не знала и не ведала прежде, что такое плотский грех, ибо была рождена и выкормлена и воспитана в среде избранных, а не ничтожных, где никогда не произносится ни одного непристойного слова, но говорится только о благопристойном и заслуживающем чести в делах и словах. И откуда ей можно было научиться другому, если не только дочь царя, но и прислуживающие ей, от имеющих чины до низших, были научены только хорошему? Это все знают. Господи, удостой ее за это бесчестие будущей чести, как получают вечную жизнь праведники! И опять вернемся к ранее сказанному.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: