межгосударственная унификация правового регулирования ж/д перевозок началась в конце 19века. В 1890г была принята бернская конвенция о м/ун жд перевозках груза. Россия участвовала в этой конвенции. В 1923г бернская конвенция о м/ун жд перевозках пассажиров и багажа.
Обе конвенции действовали продолжительное, время неоднократно пересматривались и дополнялись. Последняя редакция принята в 1970г. Затем в целях улучшения содержания конвенции центральное бюро м/ун жд сообщений подготовило проект единого соглашения о м/ун перевозках. Соглашение принято в 1980г под названием бернская конвенция о м/ун жд перевозках (котиф) вступила в силу 1мая 85года в ней участвуют все гос-ва Европы, а также большинство стран Азии и северной Африки. Котиф устанавливает правила заключения договора и положения об ответственности перевозчика. Советский союз в котиф не участвовал, Россия тоже не участвует. Вместе с тем положения этого документа применяются при осуществлении перевозок со странами участницами.
Для России действует: в 1950г в рамках системы социалистических гос-в было заключено 2 соглашения: согл о м/ун грузовых сообщениях(СМГС) и соглашение м/ун пассажирских сообщениях (СМПС). В наст время правила обеих конвенций сохраняют свою юр силу одновременно в рамках СНГ образован совет по жд транспорту для координации работы жд и выработки принципов их функционирования. В рамках совета заключено соглашение между странами снг и прибалтийскими гос-ми 97г. В соотв с соглашением перевозки грузов должны осуществляться на основании правил СМГС. Также на территории республик бывшего союза разработаны и приняты соглашения по др вопросам в области жд перевозок. Соглашение о разделении инвентарных парков грузовых вагонов и контейнеров 93г, соглашение о сотрудничестве в области технического переоснащения и обновления жд подвижного состава 94г и др.
|
В соответствии с соглашением котиф договор перевозки грузов оформляется жд накладной первый экземпляр которой является товарораспорядительным документом, 2ой экземпляр накладной остается у грузоотправителя. Основная обязанность перевозчика это осуществление безопасной перевозки груза в срок и без потерь. В случае причинения ущерба или утраты груза а также при просрочке в доставке перевозчик обязан составить акт при его отсутствии грузополучатель теряет все права требования к перевозчику. Ответственность перевозчика за несоблюдение условий перевозки возникает на началах презюмируемой вины. Перевозчик может отклонить презумпцию если предоставит док-ва о том что убытки возникли в рез-те обстоят-в за которые жел дорога не отвечает: собственная вина лица имеющего право на груз, негативные последствия вызванные свойствами товаров, неизбежные обстоятельства например ядерный взрыв, специальные риски, например ненадлежащая упаковка, перевозка животных и тд. Отсутствие вины доказывает перевозчик. Пределы ответственности перевозчика установлены в размере 51 франк за 1кг груза, если ценность не объявлялась. За просрочку в доставке 3-хкратный размер провозной платы. Пределы ответственности не применяются если был установлен умысел перевозчика или его грубая неосторожность. Срок исковой давности – 1год. В случае неправомерных действий перевозчика 2 года.
|
СМГС специально подчеркивает, что на условиях данного соглашения производится перевозка грузов в прямом м/ун ж/д грузовом сообщении между станциями открытых для грузовых операций стран участвующих в соглашении в том числе соглашение регулирует перевозки грузов в том случае если станция отправления назначения находится в одном государстве но перевозка производится транзитом по территории др страны. В соотв с соглашением осн транспортным документом явл ж/д накладная. Она д/б заполнена в строгом соответствии с пояснениями по заполнению накладной- приложение к СМГС. Накладная состоит из5 листов 1-оригинал накладной 2 – дорожная ведомость 3-дублтикат накладной 4-лист выдачи груза 5-лист уведомление о прибытии груза. Накладная д/б подписана грузоотправителем. Все листы дубликата сопровождают груз до станции назначения, дубликат у грузоотправителя. В накладной д/б указаны обязательно выходные пограничные станции страны отправления и транзитных стран через которые следует груз если сущ-ет возможность перевозки ч/з несколько выходных пограничных станции то в накладной указываются и входные станции. Груз м перевозиться как с объявлением ценности, так и без нее, вместе с тем объявлять ценность необходимо для следующих видов груза: золото серебро платина и изделия из них, драгоценные камни, ценные меха и изделия из мехов, заснятые фильмы картины статуи худ изделия антикварные вещи и домашние вещи. При реализации СМГС большое значение имеют правила перевозок отдельных видов грузов. Такие правила д/б разработаны в во всех гос-ах участников соглашения. Все эти правила дополняют СМГС и конкретизируют отдельные положения. При перевозке применяется служебная инструкция к СМГС. Ее особенность в том, что она не регулирует отношения между грузоотправителем и жел дорогами. СМГС четко определяет какие предметы не м/б допущены к перевозке, в связи с этим до приема груза к перевозке станция отправления должна проверить возможность допуска. Нельзя перевозить: предметы перевозка которых запрещена хотя бы в одной из стран жел дороги которых должны участвовать в перевозке; предметы составляющие монополию почтового ведомства хотя бы одной из стран, также не допускаются к перевозкам разрывные снаряды огнестрельные боевые припасы охотничьих и спортивных; взрывчатые и радиоактивные вещества; мелкие отправки массой менее 10кг на 1 место; грузы массой более 1.5 тонн в крытых вагонах с не открывающейся крышей.
|
Договор перевозки грузов считается заключенным с момента приема груза к перевозке. По накладной прием к перевозке удостоверяется наложением на наклад календарного штемпеля станции отправления. Он должен быть наложен немедленно после оплаты провозных платежей со стороны грузоотправителя. Течение срока доставки начинается с ноля часов дня следующего за днем принятие груза к перевозке. Срок доставки увеличивается на 1 сутки, если необходима перегрузка грузов. В соотв. со ст. 13 СМГС провозные платежи должны исчисляться по известным заранее тарифам. Ответственность перевозчика строится на принципе презюмируемой вины, он не несет ответственности только в том случае, если вред причинен в результате форс-мажора. В отличие от котиф ответственность перевозчика наступает в пределах действительной стоимости груза. Но при этом жел дорога не должна возмещать убытки в сумме превышающей полную стоимость груза. СМГС оговаривает обстоятельства при которых жел дорога освобождается от ответственности за просрочку доставки: стихийные бедствия на срок более 15 дней и обстоятельства вызвавшие ограничение движения по распоряжению правительства соответствующей страны. СМГС предусматривает обязательный претензионный порядок претензии в письменной форме с обоснованием при этом на каждую отправку д/б подана отдельная претензия. Она рассматривается в течении 180 дней.