СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ И ПОНИМАНИЕ ЛЮДЬМИ ДРУГ ДРУГА 15 глава




24. Зимняя И. А. Педагогическая психология. Ростов н/Д, 1997.

25. Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. М., 1996.

26. Смирнов. Психология и педагогика высшего образования М. 1995.

27. Практическая психология образования / Под ред. И. В. Дуброви­ной. М., 1997.

28. Маркова А. К. Психология труда учителя. М., 1993.

29. Митина Л. М. Учитель как личность и профессионал. М., 1994.

30. Якунин В. А. Психология учебной деятельности студентов М., 1994.

31. Ильясов И. И. Структура процесса учения. М., 1986.

32. Талызина Н.Ф. Теоретические проблемы программированного обучения. М., 1969.

33. Симонов В. П. Диагностика личности и профессионального мас­терства преподавателя. М., 1995.

34. Белухин Д. А. Основы личностно-ориентированной педагогики. М., 1997.

35. Берне Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание. М., 1986.

36. Психологическая коррекция умственного развития учащихся М., 1990.

37. Спиваковская А. С. Как быть родителями. М., 1986.

38. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. В. Семейная психотерапия. Л., 1990.

 


ГЛАВА 8 БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗБИТИЯ И ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

1. Жизненный цикл развития человека

Возрастная психология изучает факты и закономерности пси­хического развития здорового человека.

Традиционно принято разделять жизненный цикл на следу­ющие периоды: 1) пренатальный (внутриутробный); 2) детство; 3) отрочество; 4) зрелость (взрослое состояние); 5) преклонный возраст, старость. В свою очередь каждый из периодов состоит из нескольких стадий, имеющих ряд характерных особенностей. I. Пренатальный период включает три стадии: 1) предзаро-дышевая стадия длится две недели, соответствует разви­тию оплодотворенной яйцеклетки до внедрения ее в стенку матки и образования пупочного канатика; 2) зародышевая (эмбриональная) стадия длится с начала третьей недели после оплодотворения до конца второго месяца развития. На этой стадии происходит анатомическая и физиологическая диф­ференциация различных органов; 3) стадия плода начина­ется с третьего месяца развития и завершается к моменту родов. В это время происходит развитие систем организма, которые позволяют ему выжить после рождения. Способ­ность к выживанию в воздушной среде плод приобретает в начале седьмого месяца, поэтому, начиная с этого времени, плод уже называется ребенком.

II. Период детства включает стадии: 1) стадия новорожден-иости и младенчество (от рождения до 1 года); 2) стадия раннего детства (или «первое детство» с 1 года до 3 лет) —

период развития функциональной независимости и речи; 3) стадия дошкольного детства (или «второе детство», от 3 до 6 лет) характеризуется развитием личности ребенка и когнитивных процессов; 4) стадия младшего школьного дет­ства (или «третье детство», с 6 до 11—12 лет) соответствует включению ребенка в социальную группу и развитию интел­лектуальных умений и знаний.

III. Отрочество подразделяется на два периода: 1) под­ростковый (или пубертатный) период соответствует по­ловому созреванию и продолжается с 11—12 лет до 14—15 лет. В это время под влиянием конституционных сдвигов у подростка формируется новое представление о себе; 2) юно­шеский (ювенилъный) период с 16 до 20—23 лет представ­ляет переход к зрелости, с биологической точки зрения уже взрослый, но социальной зрелости еще не достиг: юности свойственно чувство психологической независимости, хотя человек еще не взял на себя никаких социальных обяза­тельств. Юность выступает как период принятия ответствен­ных решений, определяющих всю дальнейшую жизнь че­ловека- выбор профессии и своего места в жизни, выбор смысла жизни, формирование своего мировоззрения и са­мосознания, выбор спутника жизни.

При переходе от одной возрастной стадии развития к другой выделяют критические периоды, или кризисы, когда происхо­дит разрушение прежней формы отношении человека с окружа­ющим миром и формирование новой системы взаимоотноше­ний с миром и людьми, что сопровождается значительными психологическими трудностями для самого человека и его соци­ального окружения. Выделяют малые кризисы (кризис 1 года, кризис 7 лет, кризис 17—18 лет) и большие кризисы (кризис новорожденности, кризис 3-х лет, подростковый кризис 1314 лет). При больших кризисах перестраиваются отношения ребенка и общества. А малые кризисы проходят внешне спокой­нее, связаны с нарастанием умений и самостоятельности чело­века. В период критической фазы дети трудновоспитуемы, про­являют упрямство, негативизм, строптивость, непослушание. IV. Зрелость разделяют на ряд стадий и кризисов. Стадия ран­ней зрелости, или молодость (с 20—23 лет до 30— 33 лет), соответствует вступлению человека в интенсивную личную жизнь и профессиональную деятельность, периоду «станов­ления», самоутверждения себя в любви, сексе, карьере, се­мье, обществе.

В зрелые годы выделяются свои кризисные периоды: кри­зис 33—35 лет — когда, достигнув определенного социального и семейного положения, человек с тревогой начинает думать: «Неужели это все, что может дать мне жизнь? Неужели нет ни-

чего лучшего?» И некоторые начинают лихорадочно менять что-то в своей жизни: работу, супруга, место жительства, хобби и пр. Затем наступает недолги» период стабилизации от 35 до 40— 43 лет, когда человек закрепляет все то, чего он достиг, уверен в своем профессиональном мастерстве, в своем авторитете, имеет приемлемый уровень успеха в карьере и материального достат­ка, нормализуется здоровье, положение в семье, сексе.

Вслед за периодом стабильности наступает критическое де­сятилетие 45—55 лет, когда человек начинает чувствовать при­ближение среднего возраста, когда появляются первые призна­ки ухудшения здоровья, потери красоты и физической формы, отчуждения в семье и в отношениях с повзрослевшими детьми, приходит опасение, что уже ничего лучшего не получишь в жиз­ни, в карьере, в любви; в результате возникает чувство усталос­ти от надоевшей действительности, депрессивные настроения, от которых человек прячется либо в мечтах о новых любовных победах, либо в реальных попытках «доказать свою молодость» через любовные интриги или взлет карьеры. Завершающий пе­риод длится с 55 до 65 лет — период физиологического и психо­логического равновесия, снижения сексуального напряжения, постепенного отхода человека от активной трудовой и социаль­ной жизни. О возрасте с 65 до 75 лет говорят как о первой старо­сти. После 75 лет возраст считается преклонным — человек пе­реосмысливает всю свою жизнь, осознает свое «Я» в духовных раздумьях о прожитых годах, и либо принимает свою жизнь как неповторимую судьбу, которую не надо переделывать, либо осоз­нает, что жизнь прошла неверно, зря.

В преклонном возрасте (старости) человеку предстоит преодолеть три подкризиса: первый из них заключается в пе­реоценке собственного «Я» помимо его профессиональной роли, которая у многих людей вплоть до ухода на пенсию остается главной. Второй подкризис связан с осознанием ухудшения здо­ровья и старения тела, что дает зозможность человеку вырабо­тать у себя в этом плане необходимое равнодушие.

В результате третьего подкризиса у человека исчезает само­озабоченность, и теперь он без ужаса может принять мысль о смерти.

Оказавшись перед лицом смерти, человек переживает, ряд стадий.

Первая из них — стадия отрицания. Мысль: «Нет, не я!» — самая обычная и нормальная реакция человека на объявление ему смертельного диагноза. Затем стадия гнева — гнев, охва­тывающий больного при вопросе: «Почему именно я?», — изли­вается на заботящихся о нем людей и вообще на всякого здоро­вого человека. Для завершения этой стадии важно, чтобы уми­рающий получил возможность излить свои чувства вовне.

Следующая стадия «торга»: больной пытается продлить свою жизнь, обещая быть послушным пациентом или примерным ве­рующим, выторговывает себе жизнь с помощью достижений ме­дицины и покаяния перед Богом за свои грехи и ошибки. Пере­численные три фазы составляют период кризиса и развиваются в описанном порядке или с частыми возвращениями назад.

После разрешения этого кризиса умирающий вступает в стадию депрессии, он осознает: «Да, на этот раз умереть пред­стоит именно мне», замыкается в себе и часто испытывает по­требность плакать от мысли о тех, кого он вынужден оставить. Это стадия подготовительной печали, на которой умирающий отрекается от жизни и готовится встретить смерть, принимая ее как свой последний жизненный этап, и все дальше отделяется от живых людей, замыкаясь в себе, — наступае* остояние «асо­циальной смерти» (от общества, от людей человек уже отдалил­ся, как бы умер в социальном смысле).

Пятая стадия — это «принятие смерти»: человек осознает и соглашается, смиряется с неизбежностью близкой смерти и сми­ренно ждет своего конца — это состояние «психической смерти» (психологически человек уже как бы отказался от жизни). Кли­ническая смерть наступает с момента прекращения работы сер­дца и дыхания, но в течение 10—20 минут медицинскими уси­лиями еще возможно вернуть человека к жизни.

Мозговая смерть означает полное прекращение деятельности головного мозга и его контроля над различными функциями организма, в результате происходит гибель клеток мозга. Физи­ологическая смерть соответствует угасанию последних функций организма и гибели всех клеток организма.

Некоторые ученые утверждают, что с гибелью тела не про­исходит полная гибель души, психики человека, существует ги­потеза, что душа человека в виде информационного сгустка пос­ле смерти человека продолжает существовать и соединяется с общемировым информационным полем. Традиционно материа­листическое понимание отрицает возможность сохранения души, психики человека после его смерти, хотя последние исследова­ния физиков, медиков, психологов уже не так категоричны.

1.1. Развитие нервной системы

Формирование нервной системы, спинного и головного мозга начинается с 3-й недели после оплодотворения яйцеклетки, пос­ле 8-й недели нервная система начинает функционировать, в результате появляются первые движения эмбриона. В дальней­шем движения плода будут усиливаться, и в начале 4-го месяца беременности их начинает чувствовать и будущая мать. К мо­менту рождения все нервные клетки сформированы и больше в течение жизни не обновляются и не формируются. Мозг ново-

рожденного ребенка весит в 5 раз меньше, чем мозг взрослого человека. Индивидуальные различия веса мозга взрослого чело­века варьируют от 900 до 2000 граммов, причем больший вес мозга не гарантирует более высокого уровня интеллектуальных возможностей. При рождении ребенок обладает врожденными рефлексами сосания, мигания, реагирования на свет и звук; впро чем, эти рефлексы уже функционируют с 7 месяцев внутриут робного развития, т. е. плод сосет свой большой палец, реагиру ет на громкие звуки, способен слышать голос своей матери и разговаривающих с ней людей. Дальнейшее развитие мозга, реф­лексов и психики происходит в течение жизни и зависит от ус­ловий существования. Развитие мозга ребенка завершается к 6 годам, однако функциональной зрелости мозг достигает к 18 годам. Так как популяция нейронов уже полностью сформиро­вана до рождения, то дальнейшее созревание нервной системы связано только с ветвлением отростков у каждого нейрона, мие-линизацией нервных волокон и развитием глиальных клеток, ответственных за питание нейронов.

Начиная с 25-летнего возраста и особенно после 45 лет еже­дневно отмирают десятки тысяч нервных клеток, однако внача­ле этот процесс не влечет серьезных последствий, поскольку в коре головного мозга насчитывается около 40 миллиардов не­рвных клеток.

1.2. Физическое развитие

На протяжении всей внутриутробной жизни и периода дет ства развитие организма идет в цефалокаудальном направлении, т. е. верхняя часть тела {голова и туловище) опережает в своем росте нижнюю часть тела и конечности. В период полового со­зревания соотношение меняется: конечности начинают расти быстрее головы и туловища.

В детстве моторное развитие тоже происходит в цефало­каудальном направлении: вначале устанавливается контроль над движениями головы, затем — распрямление туловища (4-Й ме­сяц жизни), поддержание сидячей позы (7-й месяц), хватание предметов (5-й месяц), передвижение ползком (9-й месяц), вста­вание на ноги и затем ходьба (в 12— 14 месяцев), заметное улуч­шение тонкой моторики движения пальцев рук происходит в 3— 5 лет. Сила ребенка удваивается за период с 3 до 11 лет. Физи­ческие достижения мальчиков растут с 5 до 18 лет. У девочек физическая сила стабилизируется в 13 лет. Максимального рос­та девушки достигают в 17 лет, а юноши — к 21 году. Мышеч­ная сила, быстрота реакции, ловкость, выносливость наиболее развиты в период между 20 и 30 годами жизни, затем постепен но снижаются, но существенное снижение происходит после в 60 лет. Большинство сенсорных функций достигает своего пол-

ного развития к 20 годам и до 40 лет ослабевает очень медленно (нормально снижение слуха, зрения на 10%).

1.3. Половое развитие

Пол зародыша определяется структурой 23-й пары хромосом. У девочек она образована двумя большими Х-образными хромосо­мами. У мальчиков — состоит из большой Х-образной хромосомы и более мелкой Y-образной. Яйцеклетка матери всегда содержит Х-хромосому, а сперматозоид отца может нести Х-хромосому либо У- хромосому. Для зачатия мужского эмбриона необходимы Х- и Y-хромосомы плюс микроскопический кусочек материи Н-У анти­ген, который находится снаружи половых мужских клеток и по­буждает Y-хромосому направить развитие зародыша по мужскому пути. Однако половая дифференциация зародыша начинается лишь через 5 недель внутриутробного развития, и к концу 3-го месяца беременности завершается определение пола ребенка. Более слож­но происходит дифференциация мужского пола: через 6 недель после оплодотворения начинают развиваться яички, однако это еще не гарантирует, что ребенок будет мальчиком. Надо, чтобы гипота­ламус — часть мозга — выделил вещество, благодаря которому яичкам передается сигнал о том, что пора вырабатывать мужской гормон — тестостерон в большом колич'хтве. Если механизм вы­работки и усвоения мужского гормона нарушен, то н<* происходит дальнейшего развития мужских половых органов и рождается ребе­нок, внешне напоминающий девочку, хотя генетически каждая клетка его организма имеет мужскую пару X-Y хромосом. Мужс­кой зародыш не только с трудом сохраняет свой пол в период поло вой дифференциации, но и более уязвим: большинство выкиды­шей — мужские зародыши.

Первые 5—6 лет жизни ребенка — решающие для фор­мирования половой идентификации, для осознания себя маль­чиком или девочкой, для впитывания образцов мужского или женского поведения. А. О. Бухановский считает, что следует выделить три составляющих, при взаимодействии которых фор­мируется мужчина или женщина в человеческом понимании: эти три составляющих — биологический пол, или морфофунк-циональный половой диморфизм, социальный пол, или социо­культурный половой диморфизм, и психический пол, или поло­вой диморфизм личности, половое самоосознание (возможны нарушения половой идентификации личности, когда человек вопреки своему биологическому полу осознает, психологически воспринимает себя представителем другого пола).

Половое возбуждение, половое поведение и репродуктивная функция (способность к размножению) имеют свое спе­цифическое развитие и не тождественны друг другу. Половое возбуждение, проявляющееся как эрекция пениса и увлажнение

влагалища, могут наблюдаться еще в пренатальном, внутриут­робном периоде, сразу после рождения в младенчестве и в тече­ние всей жизни до смерти.

Репродуктивная функция (способность к оплодотворению и размножению) появляется у девочек и мальчиков с 14—15 лет, за­вершается у женщин в 45—49 лет, у мужчин сохраняется до 70 лет.

Половое поведение проявляется с детства: в возрасте 3—8 лет у одной трети детей отмечаются мастурбации; с 6 до 12 лет гомосексуальные игры замечаются у половины мальчиков и трети девочек; в подростковом возрасте мастурбация отмечается у 90% мальчиков и половины девочек. В гетеросексуальные добрач­ные связи до 17—18 лет вступают более половины юношей и одна треть девушек. Пик половых желаний у юношей наступает в возрасте 17—20 лет (период гиперсексуальности), затем не­сколько снижается и стабилизируется на высоком уровне до 33-35 лет. После 40 лет уровень половой активности снижается су­щественно, а в старости падает резко; прекращение половой ак­тивности происходит к 70 годам. У женщин динамика половой активности иная: в период 17—25 лет уровень половых желаний и активности значительно ниже мужского уровня, постепенно нарастая к 30—35 годам, а в 40—45 лет превосходит мужской уровень; снижение половой активности начинается после 50 лет, а прекращение происходит к 60—65 годам. Физиологических причин для полного прекращения половой активности нет, по­скольку эрекция и эякуляция возможна у мужчин и в преклон­ном возрасте, хотя происходят медленнее, а у женщин, хотя с возрастом выделение влагалищной смазки уменьшается, одна­ко чувствительность клитора сохраняется. Прекращение поло­вой активности, по-видимому, более обусловлено психоло­гическими причинами.

1.4. Когнитивное развитие

Как происходит развитие мыслительных процессов от дет­ства до зрелого возраста? Согласно концепции Брунера (1966 г.), наше познание мира носит, прежде всего, чувственный и двига­тельный характер: ничто не может быть включено в мысль, не пройдя сначала через наши чувства и, особенно, через двига­тельную активность. Поэтому сенсомоторное отображение дей­ствительности — решающее в детские годы жизни. К этому пер­вому способу отображения мира очень быстро добавляется сле­дующий способ — так называемое икопическое отображение, когда ребенок интериоризует и откладывает в памяти образы вос­принятых им реальных объектов. Такое представление мира с помощью мысленных образов служит первым шагом к симво­лическому представлению и характерно для школьного возрас­та. В течение подросткового и юношеского периодов этот мир

образов постепенно уступает место понятиям — символическим отображениям предметов. Стимулом для такого перехода к сим­волическому представлению служит в основном речь. Брунер подчеркивает, что язык представляет собой важнейшее орудие развития когнитивных процессов. Такая же точка зрения, соглас­но которой развитие познавательных процессов неотделимо от развития речи, была высказана еще в 1934 г. советским психо­логом Выготским. Язык — не только средство передачи куль­турного наследия, но и регулятор поведения (поскольку слово может вызывать или подавлять то или иное действие).

Согласно концепции Пнаже(1966 г.), развитие когнитивных процессов представляет собой результат постоянных попыток человека адаптироваться к изменениям окружающей среды. Внешние воздействия заставляют организм либо видоизменять существующие структуры активности, если они уже не удовлет­воряют требованиям адаптации, либо, если это понадобится, вырабатывать новые структуры, т. е. приспособление осуществ­ляется с помощью двух механизмов: 1) ассимиляции, при кото­рой человек пытается приспособить новую ситуацию к существу­ющим структурам и умениям; 2) аккомодации, при которой ста­рые схемы, приемы реагирования модифицируются с целью их приспособления к новой ситуации.

Пиаже выделяет три главные стадии развития позна­вательных процессов: 1) сенсомоторная стадия — становление и развитие чувствительных и двигательных структур (первые два года жизни ребенка); 2) стадия конкретных действий (от 2 до 11 лет) — слова все больше начинают означать конкретные предметы, а действия постепенно интериоризуются. Так разви­вается мышление. Вначале это мышление носит лишь субъек­тивный характер: оно сосредоточено на том, что ребенок видит или знает, а не на действительности самой по себе. Таким обра­зом, мышление ребенка на этой стадии эгоцентрично, однако оно позволяет ему манипулировать предметами, сравнивать их, классифицировать, осуществлять над ними конкретные опера­ции. И лишь к 10 годам ребенок приобретает способность объек­тивно истолковывать конкретную действительность. Эта способ­ность еще больше повышается на 3-й стадии формальных опе­раций, когда развивается абстрактное мышление и все возраста­ющую роль начинают играть гипотезы и дедуктивные заключе­ния, развивается понятийное мышление, позволяющее подрос­тку представлять себе настолько далекие от конкретного опыта числа, как миллиард, факты из далекого прошлого, усваивать сложные классификации по биологии и т.п. Согласно Пиаже, эта стадия достигает полного развития к 14—16 годам. Однако во многих исследованиях было показано, что только часть лю­дей (25— 50%) действительно может мыслить абстрактно.

Исследования Пиаже позволили выделить в каждой стадии свои подстадии, или фазы.

Сенсомоторная стадия включает 6 подстадий:

1) врожденные рефлексы (1-й месяц жизни) — рефлексы соса­ния, мигания, хватания вызываются внешними стимулами;

2) моторные навыки (с 1 до 4 месяцев) — формируются ус­ловные рефлексы в результате взаимодействия ребенка с ок­ружающей средой (схватывание бутылочки с соской и т. п.);

3) циркулярные реакции (с 4 до 8 месяцев) — развитие ко­ординации между перцептивными системами и моторными движениями (хватание веревки, вызывающее сотрясение по­гремушки, с целью заставить ее греметь);

4) координация средств и цели (с 8 до 12 месяцев) — действия ребенка все более преднамеренны, направлены на достиже­ние своей цели;

5) случайное открытие новых средств (с 12 до 18 месяцев) — потянув скатерть, можно достать лежащие на столе пред­меты, и т. п.);

6) изобретение новых средств (с 18 до 24 месяцев) — поиск но­вых решений для достижения целей, доставание желаемых предметов, решение 2—3-фазных задач. Сенсомоторная стадия характеризуется функционированием

наглядно-действенного мышления и становлением наглядно-образного мышления.

Стадия конкретных операций включает:

1. Предоперационный уровень (с 2 до 5 лет) — для него харак­терно развитие образного символического мышления, по­зволяющего ребенку представлять себе объекты с помощью мысленных образов и обозначать их названиями или симво­лами. Мышление ребенка существенно отличается от мыш­ления взрослого и по форме, и по содержанию. Для струк­туры мышления ребенка свойственны главные особеннос­ти: эгоцентризм и синкретичность. Эгоцентризм мышления проявляется в том, что ребенок воспринимает мир как свое продолжение, имеющее смысл только в плане удовлетворе­ния его потребностей, не способен взглянуть на мир с чужой точки зрения и уловить связь между предметами (напри­мер, ребенок звонит по телефону бабушке и говорит: «Ба­бушка, посмотри, какая у меня красивая кукла!»). Синтетич­ность мышления проявляется в том, что ребенок вычленяет из целого отдельные детали, но не может их связать между собой и с целым (все перепутано без разбору), не может ус­тановить связи между разными элементами ситуации, по­этому не может объяснить свои действия, привести доводы в пользу того, что утверждает, путает причины и следствия. Согласно Пиаже, склад мышления ребенка характеризуется

также «детским реализмом» (например, рисует не то, что видит, а то, что знает, отсюда «прозрачность» детских ри­сунков), анимизмом (проецирует свое «Я» на вещи, наделяя сознанием и жизнью движущиеся предметы: машины, сол­нце, облака, реки и т. п.), артифициализмом (ребенок убеж­ден, что все сущее создано по воле человека и предназначе­но для служения ему: например, на вопрос: «Что такое сол­нце?» отвечает: «Это чтобы нам светить», на вопрос: «Что такое мама?» — «Это кто готовит еду»).

2. Первый уровень конкретных операций (с 5—6 до 7—8 лет) — ребенок приобретает способность к расположению объектов по уменьшению размеров, к их классификации (например, картинки, изображающие птиц — к группе птиц, рыб — к рыбам), у него формируется представление о сохранении материала.

3. На втором уровне конкретных операций (с 8 до 11 лет) фор­мируются представления о сохранении массы и объема, пред­ставление о времени и скорости, а также об измерении с помощью эталона.

Стадия формальных операций (с 11—12 до 15 лет) — мыс­лительные операции могут осуществляться без какой-либо кон­кретной опоры, формируется понятийное и абстрактное мышле­ние, функционирующее с помощью понятий, гипотез и логичес­ких правил дедукции. Работы Пиаже показали, что развитие интеллекта состоит в переходе от эгоцентризма через децентра-цию к объективной позиции ребенка по отношению к внешнему миру и себе самому.

Таким образом, теория Пиаже рассматривает умственное развитие как непрерывную и неизменную последовательность стадий, каждая из которых подготовлена предыдущей и в свою очередь подготавливает последующую.

Другие авторы, например Валлон, рассматривают этапы пси­хической эволюции как прерывистую последовательность реор­ганизаций, включающих подавление или добавление каких-то функций в определенные моменты, и поэтому считают необхо­димым изучать конфликты, противоречия в ходе развития ре­бенка. Валлон отмечает, что развитие когнитивных процессов тесно переплетено с эмоциональным и личностным развитием, причем эмоции в генезисе психической жизни появляются рань­ше всего остального, и ребенок способен к психической жизни только благодаря эмоциям, так как именно эмоции объединяют ребенка с его социальным окружением. Хотя Валлон не при­знает единого ритма развития для всех детей, но все равно вы­деляет периоды, каждый из которых характеризуется своими признаками, особенностями взаимодействия ребенка с другими людьми.

Последовательные стадии детства (по Валлону):

1. Импульсивная стадия (до 6 месяцев) — стадия рефлексов, автоматически развивающихся в ответ на раздражения, а за­тем появление условных рефлексов.

2. Эмоциональная стадия (с 6 до 10 месяцев) характеризуется накоплением репертуара эмоций (страх, гнев, отвращение, радость и пр.), позволяющих ребенку устанавливать контак­ты с людьми, влиять на их поведение. Эмоции тесно связа­ны с движением, у маленького ребенка движения тела сви­детельствуют о психической жизни, являются внешним вы­ражением эмоций. Первые формы контакта ребенка со сре­дой носят эмоциональный аффективный характер, ребенок полностью погружен в свои эмоции, и поэтому он сливается с соответствующими ситуациями, которые вызывают эти реакции. Ребенок еще не способен воспринимать себя как существо, отличное от других людей.

3. Начало практического мышления (с 10 до 14 месяцев) — начинает узнавать звуки, слова, жесты, выражать свои же­лания жестами, словами.

4. Проективная стадия (с 14 месяцев до 3 лет) — развитие независимости ребенка благодаря овладению ходьбой, речью, ребенок способен исследовать и воздействовать на объекты, названия которых он узнает одновременно с их свойствами. Происходит переход от действия к мысли, и это становится возможным благодаря подражанию. Действия подражания, по образцу действий других людей, действия по социальной модели, которая усваивается, ассимилируется человеком, по­казывают связь социума н психики ребенка. Реакции ребен­ка постоянно должны быть дополнены, поняты, проинтерп­ретированы взрослым человеком. Человеческий ребенок есть существо социально-генетическое, социальная природа че­ловека не насаждается путем внешних влияний, социальное выступает как абсолютная необходимость. Такой подход от­личает концепцию Валлона от биологизаторской концепции 3. Фрейда (социального в природе человека нет) и от социо­логической концепции Э. Дюркгейма (все в человеке соци­ально, биология полностью отрицается). Для созревания нервной системы необходимо упражнение, а оно уже заклю­чено в природе эмоций, моторики, имитации.

5. Персоналистская стадия (с 3 до 6 лет) включает три периода:

• период противопоставления (в 3 года) — ребенок начи­нает испытывать потребность утверждать и завоевывать свою самостоятельность, что приводит его ко многим конфликтам: ребенок противопоставляет себя другим, само утверждает себя и при этом невольно оскорбляет окружающих людей, родителей, проявляет непослуша-

ние, негативизм. Этот кризис необходим в развитии ре­бенка. С этого момента, отмечает Валлон, ребенок начи­нает осознавать свою внутреннюю жизнь. Одновремен­но в когнитивном плане ребенок приобретает способность различать предметы по форме, цвету, размерам;

• период нарциссизма (в 4 года) — ребенок проявляет уси­ленный интерес к самому себе, стремится выставить себя в выгодном свете, верит в свои сверхспособности (на­пример, что он сильнее тока), упорствует в достижении своих желаний, целей. В когнитивном плане восприя­тие становится более абстрактным, способен различат! линии, графические обозначения;

• период подражания (в 5 лет) — ребенок проявляет вни­мание к людям, к миру, испытывает привязанность к людям, поэтому воспитание ребенка в этот период «дол­жно быть насыщено симпатией». Если в этом возрасте лишить ребенка привязанности к людям, то «он может стать жертвой страхов и тревожных переживаний или у него наступит психическая атрофия», след которой со­храняется в течение всей жизни. В этот период ребенок подражает и усваивает роли, придумывает себе героя. На протяжении всей персоналистской стадии мышление ребенка отмечено синкретизмом, он расшифровывает ситуации по какой-нибудь одной детали или по набору деталей, между которыми не способен установить при­чинно-следственные связи.

6. Учебная стадия (с 6 до 12 лет) — ребенок поворачивается к внешнему миру, осваивает знания о вещах, их свойствах, раз­личных формах активности. Мышление становится более объективным, формируются умственные умения и операции.





Читайте также:
Образцы сочинений-рассуждений по русскому языку: Я думаю, что счастье – это чувство и состояние полного...
Расчет длины развертки детали: Рассмотрим ситуацию, которая нередко возникает на...
Образование Киргизкой (Казахской) АССР: Предметом изучения Современной истории Казахстана являются ...
Обряды и обрядовый фольклор: составляли словесно-музыкальные, дра­матические, игровые, хореографические жанры, которые...


Вам нужно быстро и легко написать вашу работу? Тогда вам сюда...

Поиск по сайту

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.037 с.