СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ И ПОНИМАНИЕ ЛЮДЬМИ ДРУГ ДРУГА 19 глава




студента, его возрастные и личностные особенности. Так, если подойти к студенту как к человеку определенного возраста, то для него будут характерны наименьшие величины латентного периода реакций на простые, комбинированные и словесные сиг­налы, оптимум абсолютной и разностной чувствительности ана­лизаторов, наибольшая пластичность в образовании сложных психомоторных и других навыков. Сравнительно с другими пе­риодами жизни, в юношеском возрасте отмечается наивысшая скорость оперативной памяти и переключения внимания, реше­ния вербально-логических задач и так далее. Таким образом, сту­денческий возраст характеризуется достижением наивысших, «пиковых» результатов, базирующихся на всех предшествующих процессах биологического, психологического, социального раз­вития.

Если же изучить студента как личность, то возраст 18—20 лет — это период наиболее активного развития нравственных и эстетических чувств, становления и стабилизации характера и, что особенно важно, овладения полным комплексом социальных ролей взрослого человека: гражданских, профессионально-тру­довых и др. С этим периодом связано начало «экономической активности», под которой демографы понимают включение че­ловека в самостоятельную производственную деятельность, на­чало трудовой биографии и создание собственной семьи. Преоб­разование мотивации, всей системы ценностных ориентации, с одной стороны, интенсивное формирование специальных спо­собностей в связи с профессионализацией — с другой, выделяют этот возраст в качестве центрального периода становления ха­рактера и интеллекта. Это время спортивных рекордов, начало художественных, технических и научных достижений.

В исследованиях, посвященных личности студента, по­казывается противоречивость внутреннего мира, сложность на­хождения своей самобытности и формирования яркой, высоко­культурной индивидуальности.

Студенческий возраст характерен и тем, что в этот период достигаются многие оптимумы развития интеллектуальных и физических сил. Но нередко одновременно проявляются «нож­ницы» между этими возможностями и их действительной реа­лизацией. Непрерывно возрастающие творческие возможности, развитие интеллектуальных и физических сил, которые сопро­вождаются и расцветом внешней привлекательности, скрывают в себе и иллюзии, что это возрастание сил будет продолжаться «вечно», что вся лучшая жизнь еше впереди, что всего задуман­ного можно легко достичь.

Время учебы в вузе совпадает со вторым периодом юности, или первым периодом зрелости, который отличается сложнос­тью становления личностных черт — процесс, проанализирован­ный в работах таких ученых, как Б. Г. Ананьев, А. В. Дмитриев, И. С. Кон, В. Т. Лисовский, 3. Ф. Есарева и др. Характерной чертой нравственного развития в этом возрасте является усиле­ние сознательных мотивов поведения. Заметно укрепляются те качества, которых не хватало в полной мере в старших клас­сах — целеустремленность, решительность, настойчивость, са­мостоятельность, инициатива, умение владеть собой. Повыша­ется интерес к моральным проблемам (цели, образу жизни, дол- ч гу, любви, верности и др.).

Вместе с тем специалисты в области возрастной психологии и физиологии отмечают, что способность человека к сознатель­ной регуляции своего поведения в 17—19 лет развита не в пол­ной мере. Нередки немотивированный риск, неумение предви­деть последствия своих поступков, в основе которых могут быть

не всегда достойные мотивы. Так, В. Т. Лисовский отмечает, что 19—20 лет — это возраст бескорыстных жертв и полной са­моотдачи, но и нередких отрицательных проявлений.

Юность — пора самоанализа и самооценок. Самооценка осу­ществляется путем сравнения идеального «Я» с реальным. Но идеальное «Я» еще не выверено и может быть случайным, а ре­альное «Я» еще всесторонне не оценено самой личностью. Это объективное противоречие в развитии личности молодого чело­века может вызвать у него внутреннюю неуверенность в себе и сопровождается иногда внешней агрессивностью, развязностью или чувством непонятости.

Юношеский возраст, по Эриксону, строится вокруг кризиса идентичности, состоящего из серии социальных и индивидуально-личностных выборов, идентификаиий и самоопределений. Если юноше не удается разрешить эти задачи, у него формируется неадекватная идентичность, развитие которой может идти по четырем основным линиям: 1) уход от психологической интим­ности, избегание тесных межличностных отношений; 2) размы­вание чувства времени, неспособность строить жизненные пла­ны, страх взросления и перемен; 3) размывание продуктивных, творческих способностей, неумение мобилизовать свои внутрен­ние ресурсы и сосредоточиться на какой-то главной деятельнос­ти; 4) формирование «негативной идентичности», отказ от само­определения и выбор отрицательных образов для подражания.

Факт поступления в вуз укрепляет веру молодого человека в собственные силы и способности, порождает надежду на пол­нокровную и интересную жизнь. Вместе с тем на II и III курсах нередко возникает вопрос о правильности выбора вуза, специ­альности, профессии. К концу III курса окончательно решается вопрос о профессиональном самоопределении. Однако случает­ся, что в это время принимаются решения в будущем избежать работы по специальности. По данным, приводимым В. Т. Ли­совским, лишь 64% старшекурсников четырех крупнейших ву­зов Ленинграда однозначно решили для себя, что их будущая профессия полностью соответствует их основным склонностям и интересам. Зачастую наблюдаются сдвиги в настроении студен­тов — от восторженного в первые месяцы учебы в вузе до скеп­тического при оценке вузовского режима, системы преподавания, отдельных преподавателей и т. п.

Довольно часто профессиональный выбор человека оп­ределяют случайные факторы. Это явление особенно неже­лательно при выборе вуза, так как такие ошибки дорого обхо­дятся и обществу, и личности. Поэтому профориентационная работа с молодыми людьми, поступающими в высшую школу, чрезвычайно важна.

Для определения способностей, необходимых для овладения

той или иной профессией, которой обучают в вузе, требуется предварительное описание профессиограмм. В соответствии с требованиями, предъявляемыми профессиограммой к психике человека, выделяются три уровня: 1) абсолютно необходимые; 2) относительно необходимые; 3) желательные. Использование этих профессиограмм дает положительные результаты.

Студенческий возраст, по утверждению Б. Г. Ананьева, яв­ляется сенситивным периодом для развития основных социо­генных потенций человека. Высшее образование оказывает ог­ромное влияние на психику человека, развитие его личности. За время обучения в вузе при наличии благоприятных условий у студентов происходит развитие всех уровней психики. Они оп­ределяют направленность ума человека, т. е. формируют склад мышления, который характеризует профессиональную направ­ленность личности. Для успешного обучения в вузе необходим довольно высокий уровень общего интеллектуального развития, в частности восприятия, представлений, памяти, мышления, внимания, эрудированности, широты познавательных интере­сов, уровня владения определенным кругом логических опера­ций и т. д. При некотором снижении этого уровня возможна компенсация за счет повышенной мотивации или работоспо­собности, усидчивости, тщательности и аккуратности в учебной деятельности. Но есть и предел такого снижения, при котором компенсаторные механизмы не помогают, и студент может быть отчислен. В разных вузах эти уровни слегка различаются, но, в общем, они близки между собой, даже если сравнивать столич­ные и периферийные вузы, так называемые престижные и не престижные профессии. Для успешного овладения гуманитар­ными профессиями в вузе человек должен обладать ярко выра­женным вербальным типом интеллекта, превышающим невер­бальный в среднем на 16 условных единиц интеллекта. Гумани­тарии должны характеризоваться широтой познавательных ин тересов, эрудированностью, хорошо владеть языком, иметь бо гатый словарный запас, уметь правильно его использовать, точ но соотносить конкретные и абстрактные понятия и иметь в це­лом высокоразвитое абстрактное мышление.

Молодые люди, претендующие на поступление на есте­ственные факультеты, должны обладать в первую очередь вы­сокоразвитым логическим и абстрактным мышлением, способ­ностью произвольно управлять собственными мыслительными процессами, т. е. быстро и активно сосредоточиваться на инте­ресующем объекте, полностью отвлекаясь от всего остального. Последнее возможно лишь при наличии высокой степени кон­центрации внимания. Строгость и логичность суждений у них должна быть безупречной.

Обнаружена характерная черта личности студентов этих спе-



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: