СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ И ПОНИМАНИЕ ЛЮДЬМИ ДРУГ ДРУГА 16 глава




7. На стадии полового созревания внимание подростка сосре­доточивается на своей особе и своих потребностях, он узнает себя как средоточение различных возможностей, утвержда­ет свою независимость и оригинальность. Личность пытает­ся найти свое значение и оправдание а различных обществен­ных отношениях, которые она должна принять и в которых она кажется незначительной, она сравнивает значимость этих отношений и измеряет себя ими. Таким образом, «заканчи­вается подготовка к жизни, которую составляет детство». В когнитивном плане развивается способность к рассуждени­ям и к связыванию абстрактных понятий. Умственные способности человека достигают расцвета к 18—

20 годам и до 60 лет существенно не снижаются. Различия между умственным потенциалом в старости и молодости выявляются, если учитывать скорость мыслительной реакции и уровень памя­ти. С возрастом снижается скорость мышления, ухудшается крат-

ковременная память, скорость заучивания и приема информации, затрудняется процесс организации материала во время запомина­ния. Резкое ослабление умственной деятельности наблюдается у людей незадолго перед смертью. Нарушения познавательных про­цессов могут происходить в результате соматических и пси­хических заболеваний (смотрите разделы «нарушения» в главе 4).

1.5. Нравственное развитие

Развитие нравственности (способности выносить моральные суждения) тесно связано с когнитивным развитием. Уровни нрав­ственности (по Кольбергу) имеют следующую градацию:

1. Преднравственный уровень (до 10 лет) включает две ста­дии. На первой стадии ребенок оценивает поступок как пло­хой или хороший в соответствии с правилами, усвоенными им от взрослых, склонен судить о поступках по важности их последствий, а не по намерениям человека («гетерономная мораль»), суждение выносится в зависимости от того воз­награждения или наказания, которое может повлечь за со­бой этот поступок.

На второй стадии суждение о поступке выносится в со­ответствии с той пользой, которую из него можно извлечь, и ребенок начинает судить о поступках по обусловившим их наме­рениям, понимая, что намерения важнее результатов совершен­ного поступка («автономная мораль»).

2. Конвенциональный уровень (с 10 до 13 лет) — ориентация на принципы других людей и на законы.

На третьей стадии суждение основывается на том, получит ли поступок одобрение других людей или нет.

На четвертой стадии суждение выносится в соответствии с установленным порядком и официальными законами общества.

3. Постконвенциональный уровень (с 13 лет) — человек судит о поведении исходя из собственных критериев.

На пятой стадии оправдание поступка основывается на ува­жении прав человека или признании демократически принятого решения.

На шестой стадии поступок квалифицируется как пра­вильный, если он продиктован совестью — независимо от его законности или мнения других людей.

Кольберг отмечает, что многие люди так никогда и не пере­ходят на четвертую стадию, а шестой стадии достигает меньше 10% людей в возрасте 16 лет и старше.

Согласно Гиллиган, нравственные принципы мужчин и жен­щин различаются и развитие женской нравственности происхо­дит иначе, проходя следующие три уровня, между которыми имеются переходные стадии:

Уровень 1. Самоозабоченность — или эгоизм; женщина со­средоточена на удовлетворении своих желаний, и ее интересуют

те, кто в состоянии удовлетворить ее собственные потребности и обеспечить ей существование.

На переходной стадии (обычно после замужества) женщина еще сосредоточена на своем благополучии. Но в случае приня­тия решения начинает учитывать интересы других людей и объе­диняющие ее с ними связи.

Уровень 2. Самопожертвование (обычно после рождения ребенка) — женщина стремится вначале удовлетворить по­требности других людей (ребенка, мужа), а затем свои по­требности, либо отказывается от своих желаний, ведет себя со­образно ожиданиям других людей, ориентируясь на заботу о другом человеке и самоотречении.

На переходном этапе женщина пытается совместить удов­летворение потребностей других людей, ответственность за ко­торых она продолжает испытывать, и учет своих собственных потребностей.

Уровень 3. Самоуважение — на этом уровне женщина пони­мает, что только она сама способна сделать выбор, касающийся ее собственной жизни, если он не причинит вреда людям, свя­занным с ней семейными или социальными узами, начинает все больше принимать в расчет собственные потребности, но не в ущерб другим.

Теория

иптепциопальности

(намерений)

Ш. Бюллер установила, что че­ловек в течение жизни делает выбор для достижения некоторых целей, которые может сам и не осознавать.

И зачастую лишь в самом конце жизни человек может осознать глубинную суть своих ожиданий и целей и оценить, насколько они исполнились. Бюллер рассматривает в связи с формирова­нием и достижением целей 5 фаз жизненного цикла.

Фаза 1 продолжается до 15-летнего возраста, характеризуется отсутствием четких целей, т. е. ребенок живет настоящим и имеет о будущем смутное представление.

Фаза 2 (длится с 15 до 20 лет) — человек осознает свои по­требности, способности, интересы, осуществляет выбор профес­сии, партнера, смысла своей жизни (выбор целей происходит на осознанном и неосознанном уровне).

Фаза 3 (длится с 20 до 40—45 лет) характерна постановкой четких и точных целей, позволяющих добиться стабильности на профессиональном поприще и в личной жизни; принимаются решения по созданию и укреплению своей семьи, рождению детей.

Фаза 4 (длится с 45 до 65 лет) — человек подводит итоги своей прошлой деятельности и своим свершениям, вынужден пересмотреть свои цели с учетом своего профессионального ста­туса, физического состояния и положения дел в семье.

Фаза 5 (65—70 лет) — многие люди перестают преследовать цели, которые они ставили перед собой в юности. Оставшиеся силы тратят на семью или различные формы досуга. Осознают свою жизнь как целое, пытаются придать смысл своему суще­ствованию: одни чувствуют, что поставленные перед собой за­дачи они выполнили и жизнь прожита не зря, другие чувствуют разочарование, так как поставленные цели достигнуты не были либо цели оказались пустыми.

2. Формирование и развитие личности

2.1. Социализация личности

Социализация личности представляет собой процесс фор­мирования личности в определенных социальных условиях, про­цесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценнос­ти и ориентации, избирательно вводит в свою систему пове­дения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе. Нормы поведения, нормы морали, убеж­дения человека определяются теми нормами, которые приняты в данном обществе. Например, в нашем обществе плюнуть на кого-то — это символ презрения, а у представителей племени масаи — это выражение любви и благословения. Или в странах Азии принято ждать от гостя отрыжки после еды в знак того, что он вполне удовлетворен, а в нашем обществе — это некуль­турно, т. е. правила поведения, приличия, нормы морали нео­динаковы в разных обществах и, соответственно, поведение людей, воспитанных под влиянием различных обществ, будет различаться. Выделяют следующие стадии социализации:

1. Первичная социализация, или стадия адаптации (от рож­дения до подросткового периода ребенок усваивает со­циальный опыт некритически, адаптируется, приспосаб­ливается, подражает).

2. Стадия индивидуализации (появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения). В подростковом возрасте стадия инди­видуализации, самоопределения «Мир и Я» характеризуется как промежуточная социализация, так как все еще неустойчи­во в мировоззрении и характере подростка. Юношеский возраст (18—25 лет) характеризуется как устой­чиво-концептуальная социализация, когда вырабатываются ус­тойчивые свойства личности.

3. Стадия интеграции (появляется желание найти свое место в обществе, «вписаться» в общество). Интеграция проходит благо-

получно, если свойства человека принимаются группой, ооще-ством. Если не принимаются, возможны следующие исходы:

• сохранение своей непохожести и появление агрессивных вза­имодействий (взаимоотношений) с людьми и обществом;

• изменение себя, стремление «стать как see* — конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.

4. Трудовая стадия социализации охватывает весь период зре­лости человека, весь период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспро­изводит его путем активного воздействия на среду через свою деятельность.

5. Послетрудовая стадия социализации рассматривает пожи­лой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.

Социальная роль

Каждый человек, живущий в об­ществе, включен во множество раз­личных социальных групп (семья, учебная группа, дружеская компания и т. д.).

В каждой из этих групп он занимает определенное полож­ение, обладает неким статусом, к нему предъявляются опреде­ленные ожидания. Таким образом, один и тот же человек дол­жен вести себя в одной ситуации как отец, в другой — как друг, в третьей — как начальник, т. е. выступать в разных ролях.

Социальная роль — соответствующий принятым нормам спо­соб поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений.

Освоение социальных ролей — часть процесса социализации личности, непременное условие «врастания» человека в обще­ство себе подобных. Социализацией называется процесс и ре­зультат усвоения и активного воспроизведения индивидом со­циального опыта, осуществляемый в общении и деятельности.

Примерами социальных ролей являются также половые роли (мужское или женское поведение), профессиональные роли. Усваивая социальные роли, человек усваивает социальные стан­дарты поведения, учится оценивать себя со стороны и осуществ­лять самоконтроль. Однако поскольку в реальной жизни чело­век включен во многие виды деятельности и отношения, вы­нужден исполнять разные роли, требования к которым могут быть противоречивыми, возникает необходимость в некотором механизме, который позволил бы человеку сохранить целост­ность своего «Я» в условиях множественных связей с миром (т. е. оставаться самим собой, исполняя различные роли). Личность (а точнее сформированная подструктура направленности) как раз и является тем механизмом, функциональным органом, кото-

рый позволяет интегрировать свое «Я» и собственную жизнедея­тельность, осуществлять нравственную оценку своих поступков, находить свое место не только в отдельной социальной группе, но и в жизни в целом, вырабатывать смысл своего существова­ния, отказываться от одного в пользу другого.

Таким образом, развитая личность может использовать ро­левое поведение как инструмент адаптации к определенным со­циальным ситуациям, в то же время не сливаясь, не идентифи­цируя себя с ролью.

Основные компоненты социальной роли составляют иерар­хическую систему, в которой можно выделить три уровня. Первый — это периферийные атрибуты, т. е. такие, наличие или отсутствие которых не влияет ни на восприятие роли окружением, ни на ее эффективность (например, гражданское состояние поэта или врача). Второй уровень предполагает такие атрибуты роли, которые влияют как на восприятие, так и на ее эффективность (например, длинные волосы у хиппи или слабое здоровье у спортсмена). На вершине трехуровневой градации — атрибуты роли, которые являются реша­ющими для формирования идентичности личности.

Ролевая концепция личности возникла в американской со­циальной психологии в 30-х гг. XX в. (Ч. Кули, Дж. Мид) и получила распространение в различных социологических тече­ниях, прежде всего в структурно-функциональном анализе. Т. Парсонс и его последователи рассматривают личность как фун­кцию от того множества социальных ролей, которые присущи любому индивиду в том или ином обществе.

Чарлз Кули считал, что личность формируется на основе множества взаимодействий людей с окружающим миром. В про­цессе этих интеракций люди создают свое «зеркальное Я». «Зер­кальное Я» состоит из трех элементов:

1) того, как. по нашему мнению, нас воспринимают другие (Я уверена, чр люди обращают внимание на мою новую при-ческу);

2) того, как, по нашему мнению, они реагируют на то, что ви­дят (Я уверена, что им нравится моя новая прическа);

3) того, как мы отвечаем на воспринятую нами реакцию дру­гих (Видимо, я буду всегда так причесываться).

Эта теория придает важное значение нашей интерпретации мыслей и чувств других людей. Американский психолог Джордж Герберт Мид пошел дальше в своем анализе процесса развития нашего «Я». Как и Кули, он считал, что «Я» — продукт соци­альный, формирующийся на основе взаимоотношений с други­ми людьми. Вначале, будучи маленькими детьми, мы не спо­собны объяснять себе мотивы поведения других. Научившись осмысливать свое поведение, дети делают тем самым первый шаг в жизнь. Научившись думать о себе, они могут думать и о других; ребенок начинает приобретать чувство своего «Я».

По мнению Мида, процесс формирования личности вклю­чает различные стадии. Первая — имитация. На этой стадии дети копируют поведение взрослых, не понимая его. Затем следует игровая стадия, когда дети понимают поведение как исполне­ние определенных ролей: врача, пожарного, автогонщика и т. д.; в процессе игры они воспроизводят эти роли.

Социальный статус. Систематизация социальных ролей

Каждый человек в социальной

системе занимает несколько позиции. Каждая т этих П03ИЦИЙ1 предг1Ола.

тающая определенные права и обязан­ности, называется статусом. Человек может иметь несколько ста­тусов, но чаще всего только один определяет его положение в обществе. Этот статус называется главным, или интегральным. Часто бывает так, что главный, или интегральный, статус обус­ловлен его должностью (например, директор, профессор). Соци­альный статус отражается как во внешнем поведении и облике (одежде, жаргоне и иных знаках социальной и профессиональной принадлежности), так и во внутренней позиции (в установках, ценностных ориентациях, мотивациях и т. д.).

Отличают предписанные и приобретенные статусы. Пред­писанный — это значит навязанный обществом вне зависимости от усилий и заслуг личности. Он обусловливается этническим происхождением, местом рождения, семьей й т. д. Приобретен­ный (достигнутый) статус определяется усилиями самого чело­века (например, писатель, ученый, директор ил\ д.). Выделяют­ся также естественный и профессионально-должностной стату­сы. Естественный статус личности предполагает существенные и относительно устойчивые характеристики человека (мужчины и женщины, детство, юность, зрелость, старость и т. д.). Профессионально-должностной — это базисный статус личнос­ти, для взрослого человека чаще всего являющийся основой ин­тегрального статуса. В нем фиксируется социальное, эко­номическое и производственно-техническое положение (банкир, инженер, адвокат и т. д.).

Социальный статус обозначает конкретное место, которое занимает индивид в данной социальной системе. Совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом, образует со­держание социальной роли. Социальная роль — это совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. Каждый статус обычно включает ряд ролей. Совокупность ролей, вытекающих из дан­ного статуса, называется ролевым набором.

Социальная роль распадается на ролевые ожидания — то, чего согласно «правилам игры» ждут от той или иной роли, и на ролевое поведение — то, что человек реально выполняет в рам­ках своей роли. Всякий раз, беря на себя ту или иную роль, че-

20. Основы психологии

ловек более или менее четко представляет связанные с ней пра­ва и обязанности, приблизительно знает схему и последователь­ность действий и строит свое поведение в соответствии с ожида­ниями окружающих. Общество при этом следит, чтобы все де­лалось «как надо». Для этого существует целая система соци­ального контроля: от общественного мнения до правоохранитель­ных органов — и соответствующая ей система социальных санк­ций: от порицания, осуждения до насильственного пресечения. Социальные роли попытался систематизировать Толкотт Парсонс. Он считал, что любая роль может быть описана с по­мощью пяти основных характеристик:

1. Эмоциональность. Некоторые роли (например, медицинской сестры, врача или полицейского) требуют эмоциональной сдержанности в ситуациях, обычно сопровождающихся бур­ным проявлением чувств (речь идет о болезни, страдании, смерти). От членов семьи и друзей ожидается менее сдер­жанное выражение чувств.

2. Способ получения. Некоторые роли обусловлены предпи­санными статусами — например, ребенка, юноши или взрос­лого гражданина; они определяются возрастом человека, ис­полняющего роль. Другие роли завоевываются; когда мы говорим о профессоре, мы имеем в виду такую роль, кото­рая достигается не автоматически, а в результате усилий личности.

3. Масштаб. Некоторые роли ограничены строго опреде­ленными аспектами взаимодействия людей. Например, роли врача и пациента ограничены вопросами, которые непосред­ственно относятся к здоровью пациента. Между маленьким ребенком и его матерью или отцом устанавливаются отно­шения более широкого плана; каждого из родителей волну­ют многие стороны жизни малыша.

4. Формализация. Некоторые роли предусматривают взаи­модействие с людьми в соответствии с установленными пра­вилами. Например, библиотекарь обязан выдать книги на определенный срок и потребовать штраф за каждый просро­ченный день с тех, кто задерживает книги. При исполнении других ролей допускается особое обращение с теми, с кем у вас сложились личные отношения. Например, мы не ожи­даем, что брат или сестра заплатят нам за оказанную им услугу, хотя мы могли бы взять плату у незнакомого чело­века.

5. Мотивация. Разные роли обусловлены различными мотивами. Ожидается, скажем, что предприимчивый человек поглощен собственными интересами — его поступки определяются стрем­лением получить максимальную прибыль. Но предполагает­ся, что священник трудится главным образом ради обществен-

ного блага, а не личной выгоды. Как считает Парсонс, любая роль включает некоторое сочетание этих характеристик.

Ролевые и внутриличностные

конфликты

Человек выполняет много раз­ных ролей, и каждый раз ему требу­ется быть каким-то иным, чтобы по­лучить одобрение и признание. Од­нако роли эти не должны быть противоречивыми, несов­местимыми. Если одному и тому же человеку предъявляют про­тивоположные социальные требования, может возникнуть кон­фликт ролей. В этом случае формируется противоречивая лич­ность — либо человек выбирает лишь одни какие-то требова­ния, игнорируя все другие требования и роли," другие группы людей; при этом человек отходит от лиц, которые его недооце­нивают, и стремится сблизиться с теми, кто его ценит.

В разных ситуациях человек исполняет разные роли, однако в чем-то постоянно остается самим собой, т. е. ролевое поведе­ние (П) — своеобразное сочетание ролей (Р) и индивидуальнос­ти (Я) личности исполнителя.

Каждая роль накладывает известный отпечаток на личность, на самосознание человека, так как человек мобилизует ресурсы своего организма и психики дня исполнения той или иной роли. Иногда возникает внутри личностный конфликт, когда человек вынужден исполнять роль, представления о которой не соответ­ствуют его представлению о себе, его индивидуальному «Я».

Возможны следующие виды внутриличностных конфликтов:

1) если «роль» выше возможностей «Я», то человеку грозит пе­реутомление, появление неуверенности в себе;

2) если «роль» ниже возможностей «Я», является недостойной, унизительной для человека, то разрешение этого конфликта может принять разные формы: а) объективное изменение ситуации (например, человек неудовлетворен своей профес­сией, начинает учиться и своими практическими делами до­казывает то, что ему по плечу более трудные и интересные дела); б) не имея возможности изменить ситуацию, человек изменяет ее «только для себя», отказываясь от исполнения противоречащей его «Я» роли; в) конфликт между ролью и «Я» не разрешается, а устраняется из сферы сознания, по­давляется, в результате в поступках, чувствах, сознании че-

ювека явно не проявляется существование конфликта меж­ду «Я» и ролью, но внутреннее напряжение нарастает и ^прорывается» на «козлах отпущения» (человек «срывает зло» на своих подчиненных и близких); г) «рационализацией» называется случай, когда человек, вынужденный выполнять не соответствующую его «Я» роль, уверяет себя и других, что он это делает исключительно по собственному желанию;

д^ «неадекватное поведение» проявляется в замене влечения к недоступной человеку роли стремлением исполнить роль противоположную: так, ребенок, нуждающийся в нежности и ласке, но не надеющийся получить роль любимого, начи­нает вести себя подчеркнуто грубо и нахально; е) человек, оказавшийся в несоответствующей для его «Я» роли, обра­щает свой гнев против себя, обвиняет себя или считает себя неудачником.

Что побуждает человека освоить ту или иную социальную роль? Во-первых, внешние требования, своеобразное психоло­гическое давление значимых для человека людей, но все-таки более существенно влияют внутренние мотивы:

1) если выполнение каких-либо желаний человека возможно через овладение им определенной ролью и для него заман­чивы те права, те льготы, которые доступны исполнению определенной роли;

2) если овладение ролью позволяет человеку приобрести соци­ально-психологическую защищенность, дает возможность иметь более приятные социальные отношения с другими людьми, получить их признание, любовь, одобрение, ува­жение, то человек способен приложить максимум усилий для овладения этой социальной ролью. Таким образом, дей­ствия человека, его активность обусловлены, прежде всего, внутренними побудительными силами, его мотивами, по­требностями, желаниями.

Различия между Процесс социализации никогда не

социализацией детей и кается. Наиболее интенсивно со-

„„„„„„„„ циализация осуществляется в детстве

взрослых.

п и юности, но развитие личности

Ресоциализация г

продолжается и в среднем и пожилом

возрасте. Д-р Орвиль Г. Брим (1966) утверждал, что существуют следующие различия между социализацией детей и взрослых:

1. Социализация взрослых выражается главным образом в из­менении их внешнего поведения, в то время как детская со­циализация корректирует базовые ценностные ориентации.

2. Взрослые могут оценивать нормы; дети способны только усваивать их.

3. Социализация взрослых часто предполагает понимание того, что между черным и белым существует множество «от щенков серого цвета». Социализация в детстве строится на полном повиновении взрослым и выполнении определен­ных правил. А взрослые вынуждены приспосабливаться к требованиям различных ролей на работе, дома, на обществен­ных мероприятиях и т. д. Они вынуждены устанавливать приоритеты в сложных условиях, требующих использова-

ния таких категорий, как «более хорошо» или «менее плохо». Взрослые не всегда соглашаются с родителями; детям же не дано обсуждать действия отца и матери.

4. Социализация взрослых направлена на то, чтобы помочь че­ловеку овладеть определенными навыками; социализация де­тей формирует главным образом мотивацию их поведения. Психолог Р. Гоулд (1978) предложил теорию, которая значи­тельно отличается от рассмотренной нами. Он считает, что со­циализация взрослых не является продолжением социализации детей, она представляет собой процесс преодоления психологи­ческих тенденций, сложившихся в детстве. Хотя Гоулд разделя­ет точку зрения Фрейда о том, что травмы, перенесенные в дет­стве, оказывают решающее влияние на формирование личнос­ти, он считает, что возможно их частичное преодоление. Гоулд утверждает, что успешная социализация взрослых связана с по­степенным преодолением детской уверенности во всемогуще­стве авторитетных лиц и в том, что другие обязаны заботиться о твоих нуждах. В результате формируются более реалистические убеждения с разумной мерой недоверия к авторитетам и пони­манием, что люди сочетают в себе как достоинства, так и недо­статки. Избавившись от детских мифов, люди становятся тер­пимее, щедрее и добрее. В конечном итоге личность обретает значительно большую свободу.

Ресоциализация. Принцип, согласно которому развитие лич­ности в течение всей жизни идет по восходящей и строится на основе закрепления пройденного, не является непреложным. Но свойства личности, сформировавшиеся ранее, не являются не­зыблемыми. Ресоциализацией называется усвоение новых цен­ностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно усвоен­ных или устаревших. Ресоциализация охватывает многие виды деятельности — от занятий по исправлению навыков чтения до профессиональной переподготовки рабочих. Психотерапия так­же является одной из форм ресоциализации. Под ее воздействи­ем люди пытаются разобраться со своими конфликтами и изме­нить свое поведение на основе этого понимания.

2.2. Эпигенетическая теория развития личности Эриксона

Жизненные кризисы

Опираясь на представления Фрейда о психосексуальном развитии человека, Эриксон (Erikson, 1950) разработал теорию, в которой акцентируются социальные аспекты этого развития. Оно рассмат­ривается как процесс интеграции индивидуальных биологичес­ких факторов с факторами воспитания и социокультурного окру­жения.

По мнению Эриксона, человек на протяжении жизни пере­живает восемь психосоциальных кризисов, специфических для каждого возраста, благоприятный или неблагоприятный исход которых определяет возможность последующего расцвета лич­ности.

Первый кризис человек переживает на первом году жизни. Он связан с тем, удовлетворяются или нет основные физиоло­гические потребности ребенка ухаживающим за ним человеком. В первом случае у ребенка развивается чувство глубокого дове­рия к окружающему его миру, а во втором, наоборот, — недове­рие к нему.

Второй кризис связан с первым опытом обучения, особенно с приучением ребенка к чистоплотности. Если родители пони­мают ребенка и помогают ему контролировать естественные от­правления, ребенок получает опыт автономии. Напротив, слиш­ком строгий или слишком непоследовательный внешний конт­роль приводит к развитию у ребенка стыда или сомнений, свя­занных главным образом со страхом потерять контроль над соб­ственным организмом.

Третий кризис соответствует второму детству. В этом возра­сте происходит самоутверждение ребенка. Планы, которые он постоянно строит и которые ему позволяют осуществить, спо­собствуют развитию у него чувства инициативы. Наоборот, пе­реживание повторных неудач и безответственности могут при­вести его к покорности и чувству вины.

Четвертый кризис происходит в школьном возрасте. В школе ребенок учится работать, готовясь к выполнению будущих за­дач. В зависимости от царящей в школе атмосферы и принятых методов воспитания у ребенка развивается вкус к работе или же, напротив, чувство неполноценности как в плане использова­ния средств и возможностей, так и в плане собственного статуса среди товарищей.

Пятый кризис переживают подростки обоего пола в поисках идентификаций (усвоения образцов поведения значимых для подростка других людей). Этот процесс предполагает объедине­ние прошлого опыта подростка, его потенциальных возможнос­тей и выбора, который он должен сделать. Неспособность под­ростка к идентификации или связанные с ней трудности могут привести к ее «распылению» или же к путанице ролей, которые подросток играет или будет играть в аффективной, социальной и профессиональной сферах.

Шестой кризис свойствен молодым взрослым людям. Он связан с поиском близости с любимым человеком, вместе с ко­торым ему предстоит совершать цикл «работа — рождение де-те^ - отдых», чтобы обеспечить своим детям надлежащее раз-

витие. Отсутствие подобного опыта приводит к изоляции чело­века и его замыканию на самом себе.

Седьмой кризис переживается человеком в сорокалетнем возрасте. Он характеризуется развитием чувства сохранения рода (генеративности), выражающегося главным образом в «интере­се к следующему поколению и его воспитанию». Этот период жизни отличается высокой продуктивностью и созидательнос-тью в самых разных областях. Если, напротив, эволюция супру­жеской жизни идет иным путем, она может застыть в состоя­нии псевдоблизости (стагнация), что обрекает супругов на суще­ствование лишь для самих себя с риском оскудения межличнос­тных отношений.

Восьмой кризис переживается во время старения. Он знаме­нует собой завершение предшествующего жизненного пути, а разрешение зависит от того, как этот путь был пройден. Дости-

 

 

 

 

 

 

 

+ окончательная форма эгоидентичности, «принятие себя, жизни», мудрость Стадия 8 старость после 50 лет
- разочарование в жизни
+ творчество, любимая работа, воспитание детей, забота о детях, удовлетворенность жизнью Стадия 7 зрелость до 50 лет
- опустошенность, застой, регрессия
+ чувство близости, интимности, единство с людьми, любовь Стадия 6 молодость от 20 до 25 лет
- изоляция, одиночество
+ цельная форма эгаидентичности, находит свое «Я», верность себе, признание людьми Стадия 5 юношеский от 11 до 20 пет
-диффузия идентичности, тревога, одиночество, инфантилизм, не нашел свое «Я», непризнание людьми, «путаница ролей», враждебность
+ уверенность в себе, компетентность Стадия 4 школьный от 6 до 11 лет
- неполноценность, неверие в свои силы
+ инициативность, целеустремленность, активность, предприимчивость, са мсстоятельность Стадия 3 дошкольный возраст игры jT 3 до 6 лет
- пассивность, подражание образцам, вина
+ автономия, самостоятельность, опрятность, воля Стадия 2 ранний возраст от 1 до 3 лет
- сомнение, стыд, зависимость от других
+ базальное доверие к миру, оптимизм, стремление к жизни Стадия 1
- базальное недоверие к миру, пессимизм, стремление к смерти младенчество

Психосоциальная концепция развития личности Эриксона



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: