ОСНОВНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ




ПОЗДНЯЯ ЮНОСТЬ (18—25 лет) Студенческий возраст

— ЗРЕЛОСТЬ в умственном, нравственном отношении

— Убежденность, сложившееся мировоззрение —ЧУВСТВО НОВОГО —СМЕЛОСТЬ, РЕШИТЕЛЬНОСТЬ —СПОСОБНОСТЬ «УВЛЕЧЕНИЮ — ОПТИМИЗМ —САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ—ПРЯМОЛИНЕЙНОСТЬ

— КРИТИЧНОСТЬ и САМОКРИТИЧНОСТЬ. Самооценка противоречива, что вызывает внутреннюю неуверенность,сопровождающуюся резкос­тью и развязностью

— СКЕПТИЧЕСКОЕ, критическое,ироническое отношение к преподавате­лям и режиму учебного заведения

— Сохраняется МАКСИМАЛИЗМ и КРИТИЧНОСТЬ, отрицательное отношение к мнению старших

— Неприятие лицемерия, ханжества,грубости, стремления воздействовать окриком

— ПИК интеллектуальных и познавательных возможностей. Усиление сознательных мотивов поведения, но еще сознательная регуляция своего поведения развита не в полной мере: могут проявляться немотивированный риск, неумение предвидеть последствия своих поступков

—Усиление целеустремленности, решительности, настойчивости, самостоятельности, инициативы

— ПРИНЯТИЕ ОТВЕТСТВЕННЫХ РЕШЕНИЙ: выбор и овладение профес­сией, выбор стиля и своего места в жизни

— ВЫБОР СПУТНИКА ЖИЗНИ, создание своей семьи, активность в сексуальной сфере

— Кризис идентичности: осуществляется серия социальных и индивиду­ально-личностных выборов и самоопределений (возможны варианты: «неопределенная идентичность»человек не выработал своих убеждений, не выбрал профессию, не может построить жизненные планы, страх взросления и перемен, не может мобилизовать себя на какой-то главной деятельности)

«досрочная идентификация»жизненные выборы и решения сделаны не самостоятельно, а на основе чужих мнений, следуя чужому примеру или авторитету)

«этап моратория» — этап кризиса самоопределения, выбор из много­численных вариантов развития того единственного, который может считать своим)

— «достигнутая идентичность» (человек перешел от поиска себя к практической самореализации)

Самый благоприятный период для формирования профессионального

мышления и профессиональной компетентности Центральный период становления характера, интеллекта, ценностных

ориентации

циальностей — самооценочные суждения у них (особенно о сво­их социальных свойствах) в основном неадекватны. Себя они знают плохо и в этом плане нуждаются в помощи.

Ведущие компоненты в структуре умственных способностей будущих инженеров — вы сокий уровень развития пространствен­ных представлений и быстрота сообразительности. Кроме того, им необходимо иметь высокий уровень невербального, т.е. дей­ственно-практического интеллекта.

По экспериментальным данным оказалось, что простран­ственные представления достигают высокого уровня развития уже у первокурсников. Этот уровень является индивидуальным максимумом к моменту поступления во втуз и в процессе обуче­ния развивается очень незначительно. Значит, при поступлении во втуз абитуриент должен обладать высокоразвитой способнос­тью к пространственным представлениям. Очевидно, это каче­ство больше зависит от природных свойств индивида, в отличие от других умственных способностей, например, понятливости, сообразительности и т. п.

За время пребывания в вузе у будущих инженеров раз­виваются такие свойства личности, которые характеризуют по­ложительное отношение к социально принятым нормам, усили­вается интровертированность личности, что сопутствует, как правило, интенсификации умственной деятельности и повыше­нию ее эффективности. Однако будущим инженерам свойствен­на у»исть познавательных интересов. Так, у них снижено вни­мание к политической жизни страны, еще меньше их увлекают философские проблемы.

Необходимым условием успешной деятельности студента является освоение новых для него особенностей учебы в вузе, устраняющее ощущение внутреннего дискомфорта и блокирую­щее возможность конфликта со средой. На протяжении началь­ных курсов складывается студенческий коллектив, формируют­ся навыки и умения рациональной организации умственной де­ятельности, осознается призвание к избранной профессии, вы­рабатывается оптимальный режим труда, досуга и быта, уста­навливается система работы по самообразованию и самовоспи­танию профессионально значимых качеств личности.

Резкая ломка многолетнего привычного рабочего стереотипа, основу которого составляет открытое И. П. Павловым психофи­зиологическое явление — динамический стереотип, иногда при­водит к нервным срывам и стрессовым реакциям. По этой при­чине период адаптации, связанный с ломкой прежних стереоти­пов, может.на первых порах обусловить и сравнительно низкую успеваемость, и трудности в общении.

В проведенных исследованиях процесса адаптации пер­вокурсников к вузу обычно выделяются следующие главные

трудности: отрицательные переживания, связанные с уходом вче­рашних учеников из школьного коллектива с его взаимной по­мощью и моральной поддержкой; неопределенность мотивации выбора профессии, недостаточная психологическая подготовка к ней; неумение осуществлять психологическое саморегулиро­вание поведения и деятельности, усугубляемое отсутствием при­вычки повседневного контроля педагогов; поиск оптимального режима труда и отдыха в новых условиях; налаживание быта и самообслуживания, особенно при переходе из домашних усло­вий в общежитие; наконец, отсутствие навыков самостоятель­ной работы, неумение конспектировать, работать с перво­источниками, словарями, справочниками, указателями.

Все эти трудности различны по своему происхождению. Одни из них объективно неизбежны, другие носят субъективный ха­рактер и связаны со слабой подготовкой, дефектами воспитания в семье и школе.

Социальная адаптация студентов в вузе делится на: а) про­фессиональную адаптацию, под которой понимается приспособ­ление к характеру, содержанию, условиям и организации учеб­ного процесса, выработка навыков самостоятельности в учебной и научной работе; б) социально-психологическую адаптацию — приспособление индивида к группе, взаимоотношениям с ней, выработка собственного стиля поведения.

Иначе говоря, «под адаптационной способностью понимается способность человека приспосабливаться к различным требова­ниям среды (как социальным, так и физическим) без ощущения внутреннего дискомфорта и без конфликта со средой». Адапта­ция — это предпосылка активной деятельности и необходимое условие ее эффективности. В этом положительное значение адап­тации для успешного функционирования индивида в той или иной социальной роли. Исследователи различают три формы адаптации студентов-первокурсников к условиям вуза:

1) адаптация формальная, касающаясапознавательно-информа-ционного приспособления студентов к новому окружению, к структуре высшей школы, к содержанию обучения в ней и к ее требованиям;

2) общественная адаптация, т.е. процесс внутренней инте­грации (объединения) групп студентов-первокурсников и ин­теграция этих же групп со студенческим окружением в це­лом;

3) дидактическая адаптация, касающаяся подготовки студентов к новым формам и методам учебной работы в высшей школе. Повторяем, что успешность обучения студентов зависит от

многих факторов, среди которых одним из важнейших является его интеллектуальное развитие как показатель умственной дея-

 

гельности и внимание — функция регуляции познавательной деятельности.

Спрашивая первокурсников технического вуза: *С чем не­привычным, новым встретились вы на первом курсе?» — мы получили следующие ответы: «С иной, в отличие от школьной, организацией обучения» — 49,3%, «С большим объемом само­стоятельной работы» — 39,0%, «С особенностями самостоятель­ной жизни в отрыве от семьи» — 20,2%, «С новыми для меня нормами студенческого коллектива» — 12,4%. Все эти факторы очень сильно влияют на процесс адаптации студента к новым для него условиям вузовской жизни.

Исследования показывают, что первокурсники не всегда ус­пешно овладевают знаниями отнюдь не потому, что получили слабую подготовку в средней школе, а потому, что у них не сфор­мированы такие черты личности, как: готовность к учению; спо­собность учиться самостоятельно, контролировать и оценивать себя, владеть своими индивидуальными особенностями позна­вательной деятельности; умение правильно распределять свое рабочее время для самостоятельной подготовки. Приученные к ежедневной опеке и контролю в школе, некоторые первокурсни­ки не умеют принимать элементарные решения. У них недоста­точно развито стремление к самообразованию и самовоспитанию.

Многие первокурсники на первых порах обучения ис­пытывают большие трудности, связанные с отсутствием навы­ков самостоятельной учебной работы, они не умеют конспекти­ровать лекции, работать с учебниками, находить и добывать зна­ния из первоисточников, анализировать информацию большого объема, четко и ясно излагать свои мысли.

Адаптация студентов к учебному процессу (по данным изу­чения регуляторной функции психики) заканчивается в конце 2-го — начале 3-го учебного семестра.

Одной из главных причин, затрудняющих адаптацию к ус­ловиям обучения в институте, свыше 50% опрошенных назвали недостаток времени для самостоятельной работы при подготов­ке домашних занятий. В связи с этим почти 25% студентов при­ходят на занятия неподготовленными.

Одной из основных задач работы с первокурсниками являет­ся ознакомление их с методами рационализации и оптимизации самостоятельной работы.

Существующая система контроля за самостоятельной рабо­той студентов через семинарские, практические и лабораторные занятия отнюдь не исключает пассивности и уклонения от вы­полнения соответствующих требований со стороны некоторой части студентов.

Большие резервы для повышения качества подготовки спе­циалистов открывает совершенствование контроля за знаниями

студентов. Система контроля успеваемости на экзаменационных сессиях порождает нередко лишь штурмовщину, когда студент в течение нескольких дней зазубривает записанные в конспекте основные положения данного учебного курса, а после экзамена забывает их. Не случайно часть студентов не умеет работать с книгой, систематически заниматься в течение всего семестра. Для усиления контроля за учебой студентов в течение семестра устанавливаются три срока, к каждому из которых преподава­тель обязан лично сообщить в деканат о текущей успеваемости своих питомцев.

Социологическое исследование бюджета времени показывает, что рабочий день студента достаточно уплотнен и в соединении с аудиторными занятиями превышает 8—9 часов. Однако при этом обнаруживается очень большой «разброс» и разнобой в ра­бочем времени, определяемый различным отношением к учебе. В основном студенты ежедневно тратят от 2 и свыше 3 часов на подготовку по профилирующим предметам, и только 22,8% рас­ходуют на это меньше 1 часа. По непрофилирующим предметам картина несколько иная. До 1 часа тратят 50,1%, До 2 часов — 22,5%. Система обучения в вузе ь значительной степени рас­считана на высокий уровень сознательности, построена на инте­ресе студентов, ибо формально в ней отсутствует жесткая систе­ма ежедневной школьной проверки, «страх» перед учителем, необходимость ежедневно готовить «уроки». Некоторые студен­ты, выдержав сложный и трудный вступительный конкурс, по­том оказываются неподготовленными к ответственному отно­шению к учебе. «Берут в руки гитару» и забывают о занятиях. Система вузовского контроля допускает возможную неритмич­ность в работе, нередко ориентируя на штурм во время экзаме­национной сессии.

На вопрос: «Как Вы предпочитаете готовиться к экзаме­нам?» — только 9,6% ответили, что они обычно готовятся в те­чение семестра и во время сессии только просматривают мате­риал, 47,6% — как правило, заново изучают материал всего кур­са по учебнику и конспектам и 42,8% — только по конспектам.

Для выработки тактики и стратегии, обеспечивающих опти­мальную адаптацию студента к вузу, важно знать жизненные планы и интересы первокурсника, систему доминирующих мо­тивов, уровень притязаний, самооценку, способность к созна­тельной регуляции поведения и т. д. Успешное решение этой проблемы связано с развитием психологической службы вуза.

Многие студенты-первокурсники, чувствовавшие еще вчера внимание и опеку школьных учителей, в условиях вуза чувству­ют себя на первых порах дискомфортно. Новые условия их дея­тельности в вузе — это качественно иная система отношений ответственной зависимости, где на первый план выступает не-

ооходимость самостоятельной регуляции своего поведения, на­личие тех степеней свободы в организации своих занятий и быта, которые еще недавно были им недоступны.

Процесс адаптации каждого студента идет по-разному. Юно­ши и девушки, имеющие трудовой стаж, легче и быстрее адап­тируются к условиям студенческой жизни и быта, вчерашние школьники — к академической работе. Задача студенческой груп­пы — не поиск усредненного варианта включения учащихся в новые виды деятельности, а создание условий для общей опти­мальной деятельности.

Во всех вузах обычно специально планируется система ме­роприятий, способствующая адаптации первокурсников к усло­виям вуза. К числу наиболее важных мероприятий относятся: работа по формированию и комплектованию академических групп; ритуал «Посвящение в студенты» и чтение курса «Введе­ние в специальность»; выступления ведущих преподавателей и студентов-первокурсников; введение ежемесячной аттестации, что позволяет контролировать самостоятельную работу студен­тов, вовремя оказывать им необходимую помощь.

Развитие студента на различных курсах имеет некоторые особые черты.

Первый курс решает задачи приобщения недавнего аби­туриента к студенческим формам коллективной жизни. Поведе­ние студентов отличается высокой степенью конформизма; у первокурсников отсутствует дифференцированный подход к сво­им ролям.

Второй курс — период самой напряженной учебной дея­тельности студентов. В жизни второкурсников интенсивно вклю­чены все формы обучения и воспитания. Студенты получают общую подготовку, формируются их широкие культурные зап­росы и потребности. Процесс адаптации к данной среде в основ­ном завершен.

Третий курс — начало специализации, укрепление интереса к научной работе как отражение дальнейшего развития и углуб­ления профессиональных интересов студентов. Настоятельная необходимость в специализации зачастую приводит к сужению сферы разносторонних интересов личности.

Отныне формы становления личности в вузе в основных чертах определяются фактором специализации.

Четвертый курс — первое реальное знакомство со спе­циальностью в период прохождения учебной практики. Для по­ведения студентов характерен интенсивный поиск более рацио­нальных путей и форм специальной подготовки, происходит переоценка студентами многих ценностей жизни и культуры.

Пятый курс — перспектива скорого окончания вуза — фор­мирует четкие практические установки на будущий род деятель-

ности. Проявляются новые, становящиеся все более актуальны­ми ценности, связанные с материальным и семейным положе­нием, местом работы и т. п. Студенты постепенно отходят от коллективных форм жизни вуза.

Поиски друга жизни играют на III — IV курсах большую роль, оказывая влияние и на успеваемость, и общественную деятель­ность студентов. Интерес к противоположному полу занимает значительное место в мыслях и поведении студентов. Но было бы ошибкой видеть в этом негативное явление. Интимные отно­шения нередко способствуют повышению желания лучше, учить­ся, рабочему настроению, творческой активности. Данные соци­ологов говорят, что, как правило, после некоторого «затишья» семейные пары не остаются в стороне от общественной работы и не выпадают из коллектива. Вступление в брак большинства студентов к концу учебы не ведет к распаду студенческих кол­лективов, хотя число непосредственных межличностных и меж­групповых контактов среди его членов несколько уменьшается.

Психологическое развитие личности студента — диалек­тический процесс возникновения и разрешения противоречий, перехода внешнего во внутреннее, самодвижения, активной ра­боты над собой.

Б. Г. Ананьев представлял развитие личности как воз­растающую по масштабам и уровню интеграцию — образование подструктур и их усложняющийся синтез. С другой стороны, происходит параллельный процесс возрастающей дифференци­ации психических функций (развитие, усложнение, «разветвле­ние» психических процессов, состояний, свойств).

Разработанная Лисовским типология студентов выглядит следующим образом:

1. «Гармоничный». Выбрал свою специальность осознанно. Учится очень хорошо, активно участвует в научной и обще­ственной работе. Развит, культурен, общителен, глубоко и серьезно интересуется литературой и искусством, события­ми общественной жизни, занимается спортом. Непримирим к недостаткам, честен и порядочен. Пользуется авторитетом в коллективе как хороший и надежный товарищ.

2. «Профессионал». Выбрал свою специальность осознанно. Учится, как правило, хорошо. В научно-исследовательской работе участвует редко, так как ориентирован на послевузов­скую практическую деятельность. Принимает участие в об­щественной работе, добросовестно выполняя поручения. По мере возможности занимается спортом, интересуется лите­ратурой и искусством, главное для него — хорошая учеба. Непримирим к недостаткам, честен и порядочен. Пользует­ся уважением в коллективе.

3. «Академик». Выбрал свою специальность осознанно. Учит-

ся только на «отлично». Ориентирован на учебу в аспиранту­ре. Поэтому много времени отдает научно-исследовательской работе, порой в ущерб другим занятиям.

4. «Общественник». Ему свойственна ярко выраженная склон­ность к общественной деятельности, которая зачастую пре­обладает над другими интересами и порой отрицательно ска­зывается на учебной и научной активности. Однако уверен, что профессию выбрал верно. Интересуется литературой и искусством, заводила в сфере досуга.

5. «Любитель искусств». Учится, как правило, хорошо, однако в научной работе участвует редко, так как его интересы на­правлены в основном в сферу литературы и искусства. Ему свойствен развитый эстетический вкус, широкий кругозор, глубоко художественная эрудиция.

6. ^Старательный». Выбрал специальность не совсем осоз­нанно, но учится добросовестно, прилагая максимум уси­лий. И хотя не обладает развитыми способностями, но за­долженностей, как правило, не имеет. Малообщителен в коллективе. Литературой и искусством интересуется слабо, так как много времени занимает ~учеба, но любит бывать в кино, на эстрадных концертах и дискотеках. Физкультурой занимается в рамках вузовской программы.

7. «Середняк». Учится «как получится», не прилагая особых, уси­лий. И даже гордится этим. Его принцип: «Получу диплом и буду работать не хуже других». Выбирая профессию, осо­бенно не задумывался. Однако убежден, что раз поступил, то вуз нужно кончить. Старается учиться хорошо, хотя от учебы не испытывает удовлетворения.

8. «Разочарованный». Человек, как правило, способный, но из­бранная специальность оказалась для него малопривлекатель­ной. Однако убежден,, что раз поступил, то вуз нужно кон­чить. Старается учиться хорошо, хотя от учебы не испыты­вает удовлетворения. Стремится утвердить себя в различно­го рода хобби, искусстве, спорте.

9. «Лентяй*. Учится, как правило, слабо, по принципу «наи­меньшей затраты сил». Но вполне доволен собой. О своем профессиональном призвании не задумывается всерьез. В научно-исследовательской и общественной работе участия не принимает. В коллективе студенческой группы к нему отно­сятся как к «балласту». Иногда норовит словчить, восполь­зоваться шпаргалкой, приспособиться. Круг интересов в ос­новном в сфере досуга.

10. «Творческий». Ему свойствен творческий подход к любому делу — будь то учеба, или общественная работа, или сфера досуга. Зато те занятия, где необходимы усидчивость, акку­ратность, исполнительская дисциплина, его не увлекают.

Поэтому, как правило, учится неровно, по принципу «мне это интересно» или «мне это не интересно». Занимаясь науч­но-исследовательской работой, ищет оригинальное самосто­ятельное решение проблем, не считаясь с мнением признан­ных авторитетов.

11. «Богемный». Как правило, успешно учится на так называе­мых «престижных» факультетах, свысока относится к сту­дентам, обучающимся массовым профессиям. Стремится к лидерству в компании себе подобных, к остальным ><е сту­дентам относится пренебрежительно. «Обо всем» наслышан, хотя знания его избирательны. В сфере искусства интересу­ется, главным образом, «модными» течениями. Всегда име­ет «свое мнение», отличное от мнения «массы». Завсегдатай кафе, модных дискоклубов.

Успешность обучения определяется таким психическим свой­ством человека, как обучаемость. Под этим понятием подразу­меваются личные особенности (адаптивность, пластичность лич­ности, напряженность мотивации и т. п.) и весь интеллектуаль­ный потенциал человека.

Непосредственная зависимость успешности любой дея­тельности, в том числе и учебной, в первую очередь от уровня интеллектуального развития. Взаимосвязь между интел­лектуальными способностями и деятельностью диалектична: эффективное включение в любую деятельность требует опре­деленного уровня способностей к этой деятельности, которая, в свою очередь, определяющим образом влияет на процесс разви­тия и формирование способностей.

Успеваемость студентов зависит не только от общего ин­теллектуального развития и специальных способностей, что вполне понятно даже с точки зрения здравого смысла, но также от интересов и мотивов, черт характера, темперамента, на­правленности личности, ее самосознания и т. п.

В основе направленности личности лежат ее потребности, которые могут быть материальными (потребность в пище, одеж­де, жилище и т. д.) и духовными (потребность в познании, му­зыке, книге, труде и т.д.). Потребности предполагают свое даль­нейшее удовлетворение и поэтому порождают влечения, жела­ния, стремления, эмоциональные состояния, которые заставля­ют студента проявлять активность. Потребности могут быть ясно осознанными и неосознанными или осознанными лишь частич­но. Стремление стать хорошим специалистом, освоить препода­ваемые дисциплины, стать эрудированным и культурным чело­веком — это выражение четко осознанных духовных и матери­альных потребностей студента.

Важным условием оптимизации потенциальных возмож­ностей личности является ее активность, направленность на оп-

ределенный вид деятельности. «Именно то, что особенно значи­мо для человека, выступает, в конечном счете, в качестве моти­вов и целей его деятельности».

Можно выявить мотивы (М) учебной деятельности: М(— направленность на приобретение знаний; М, — направленность на получение профессии; М3— направленность на получение диплома. Среди мужчин преобладает направленность на полу­чение профессии, в среде женщин — на получение диплома.

Обнаружена прямая корреляционная связь между на­правленностью на получение знаний и уровнем академической успешности. Направленность на получение профессии и направ­ленность на получение диплома не отражаются непосредствен­но на результатах академической успешности. Отсутствие взаи­мосвязи между направленностью на получение диплома и ака­демической успеваемостью мы объясняем тем, что, как показы­вает ряд данных, зачастую студенты при подготовке к экзаме­нам применяют «штурм», который далеко не всегда приводит к положительным результатам. Отсутствие взаимосвязи между направленностью на получение профессии (М,) и успешностью обучения объясняется, по-видимому, тем, что при выраженной избирательности интересов студенты делят изучаемые дисцип­лины на «нужные» и «ненужные» для их профессионального ро­ста. Студенты, нацеленные на получение знаний, характеризу­ются чувством долга,- целеустремленностью, сильной волей, умением мобилизовать свои физические и поихические силы на учебу, высокой регулярностью учебной деятельности. Комплекс всех этих черт в совокупности с направленностью на получение знаний и обеспечивает высокую учебную успешность.

В процессе работы со студентами педагог должен учитывать не только уровень и структуру мотивации, но также энергети­ческий, умственный потенциал и целый ряд жизненных обстоя­тельств. Так, если у студента большой перерыв в учебе или он с трудом адаптируется к новой форме обучения, задача педагога будет состоять в том, чтобы научить студента оптимальной орга­низации труда. При хороших же потенциальных возможностях, высокой интеллектуальной лабильности студента, которая слу­жит критерием хорошей обучаемости, педагог имеет основания предъявить к нему более высокие требования, апеллировать к его волевым качествам. Одной из важных потребностей являет­ся потребность в общении. В общении студенты познают не толь­ко других, но и себя, овладевают опытом социальной жизни. Потребность в общении способствует установлению многообраз­ных связей, развитию товарищества, дружбы, стимулирует об­мен знаниями и опытом, мнениями, настроениями и пережива­ниями. Также одной из важнейших потребностей личности яв­ляется потребность в достижениях.

Наряду с ситуативными мотивами, непосредственно по­буждающими к деятельности, важную роль играют мотивы, воплощающие в себе устремления направленности студента в будущее. Важным элементом направленности личности явля­ются разнообразные по содержанию интересы к преподаваемым предметам, спорту, музыке, технике и т. д. Они различаются также по устойчивости, широте влияния на деятельность. Ус­тойчивый интерес студента к своей будущей профессии вызыва­ет у него активность, творчество, стремление быстрее и лучше овладеть специальностью. Возникновение глубокого и устойчи­вого интереса студентов к учению, различным предметам явля­ется важным условием успешного формирования их личности. Познавательные интересы могут развиваться, но могут и зату­хать. Причиной затухания интереса к учению может быть появ­ление больших трудностей, недостатки в методике обучения, организации учебных занятий.

В деятельности и развитии студентов большую роль играет мировоззрение — система представлений, убеждений, взглядов на окружающую действительность. Оно проявляется в понима­нии и оценке действительности, различных событий и фактов, в социальном поведении человека, его поступках, деятельности, накладывает отпечаток на чувства, волю, мотивы. Существен­ные особенности в поведении и деятельности студентов вызы­ваются различиями в темпераментах. Темперамент влияет не только на проявление чувств или скорость переключения вни­мания, но и на другие психические процессы, а также на прояв­ление черт характера, на поведение студентов на занятиях, на их реакции в сложных ситуациях, на вопросы, задания, оценки. Темперамент влияет на ход и результаты различных видов дея­тельности.

Также в деятельности студентов проявляется и их характер — относительно устойчивый психический склад человека, совокуп­ность черт, влияющих на все его поведение.

В деятельности студентов ярко проявляются способности, т. е. такие их психологические особенности, которые позволяют успешно овладеть программой вуза, эффективно совершенство­ваться как будущим специалистам. В структуру способностей входят внимательность, наблюдательность, определенные каче­ства мышления, памяти и т. д. Способности студентов развива­ются вместе с совершенствованием их внимания, памяти, твор­ческого воображения, мышления и других психических процес­сов и свойств личности, а также путем компенсации недостаю­щих качеств. Способности складываются на основе закрепления и проявления свойств человека в связи с особенностями его дея­тельности.

Опосредствованно на успеваемость оказывает влияние и тип

конституции (телосложения) студента, которому соответствует определенный тип реактивности организма, тип нервной систе­мы. Пикники более реактивные, быстро расходуют силы, и по­этому им лучше давать вначале более трудные задачи, посте­пенно упрощая их к концу занятий. Они чаще требуют повторе­ния пройденного материала, так как у них хуже долговременная память. Их лучше опрашивать в числе первых, так как благода­ря значительной реактивности они быстрее теряют рабочий то­нус. При обучении пикников хорошо практиковать краткие, но частые паузы в учебной работе. Другое дело астеники. Их реак­тивность позволяет давать им задачи с возрастающей сложно­стью, им реже необходимо повторение пройденного материала. На экзаменах их можно опрашивать в числе последних, так как они лучше сохраняют рабочий тонус; их организм, нервная сис­тема более выносливы. При их обучении паузы могут быть зна­чительно реже, и это не снижает их работоспособности.

Влияют на успеваемость и особенности самосознания и са­мопонимания. В исследованиях установлена достаточно устой­чивая и подтверждающаяся на разных выборках зависимость успешности обучения от таких особенностей самосознания, как степень адекватности самооценки. В отсев попадают студенты при излишней самоуспокоенности, беззаботности и неадекват­ности самооценки.

Экспериментально установлена взаимосвязь интеллекту­ального развития и успеваемости студентов разных вузов, спе­циальностей и курсов. Плохую успеваемость нередко имеют молодые люди, обнаружившие низкую продуктивность по дан­ным интеллектуальных тестов; более того, значительная часть этих студентов отчисляется уже с первых курсов.

Сила нервной системы обеспечивает работоспособность, воз­можность длительное время быть сосредоточенным на изучае­мом материале. Не влияя непосредственно на уровень учебной успешности, она сказывается на приемах работы, способах под­готовки учебных заданий. Лабильность нервной системы, обес­печивающая скорость мыслительных реакций, связана высокой корреляционной зависимостью с интеллектуальными свойства­ми и таким образом непосредственно воздействует на продук­тивность учебной деятельности.

Лабильность и сила нервной системы влияют на отбор при­емов деятельности, в частности учебной. Стилем учебной дея­тельности называется предпочтительно используемая индиви­дом совокупность приемов самоподготовки, учебной работы.

Студенты с сильной нервной системой компенсируют нере­гулярность учебной деятельности «авралом», занятиями по но­чам; будучи малотревожными, они легко используют при отве­тах на экзамене шпаргалки и т. п. Студенты со слабой нервной

системой, накопив в результате несистематической работы боль­шое количество неизученного материала, не могут работать ■}_ счет сна. Их тревожность на экзамене, куда они приходят плохо подготовленными, мешает им выявить даже имеющиеся зна­ния. Так нерегулярность работы в сочетании со слабой нервной системой становится причиной неуспеваемости студентов, а за­частую — и отчисления их из вуза. Только 37,3% исследован­ных студентов считают необходимым заниматься регулярно, остальные предпочитают «штурмовать» материал в экзаменаци­онную сессию.

Значительная часть студентов даже в период экзамена­ционной сессии не считает необходимым работать напряженно, занимается лишь часть дней, отведенных на подготовку к экза­менам (многие используют 1—2 дня «для чтения лекций»). Это 66,7% первокурсников, 92,3% пятикурсников. Многие идут на экзамен, по собственному признанию, подготовившись не по всем выделенным преподавателям вопросам (58,3% первокурс­ников, 77% пятикурсников).

Из приемов учебной деятельности значительно повышает эффективность учебного труда прием предварительной подго­товки к предстоящей лекции, актуализация необходимых для ее восприятия знаний. Особенно он ценен в математике и других точных науках. К сожалению, к этому приему прибегает столь малое количество студентов (15% пятикурсников, 16,7% вечер­ников, 14% первокурсников), что практически приходится кон­статировать отсутствие его в арсенале наших студентов.

К приемам учебной деятельности относятся также уг­лубленное изучение студентами наиболее важных, профес­сионально значимых учебных дисциплин. Среди первокурсников этим приемом пользуются 75%, среди пятикурсников — 84,6%.

В арсенале студентов имеется также прием предпочтитель­ного начала самостоятельных занятий с трудных (легких) пред­метов. Очень часто в рекомендациях по научной организации умственного труда даются жесткие установки на начало занятий с трудных предметов. Между тем типологические исследования показывают, что здесь не может быть универсального рацио нального приема. Малоподвижные флегматики медленно втя-гиЕаются в работу, поэтому им лучше начинать занятия с лег­ких предметов. Быстро утомляющиеся меланхолики со слабой нервной системой вряд ли могут оставлять сложные предметы на конец. Им следует за трудный материал приниматься со све­жими силами. Своеобразно отношение студентов к экзаменам. Многие из них, даже указывая на большие нервные затраты (37,5% первокурсников, 54,6% пятикурсников и 67% вечерников) тем не менее выступают против отмены экзаменов, так как под­готовка к ним помогает систематизировать знания, углубить по-



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: