Ожидание негативных семейных санкций




В первой выборке этот фактор оказался девятым (IX в порядке убывания исчерпанной фактором общности – 6,3%) и содержал 4 вопроса со значимыми факторными нагрузками: "... сделать что-то, за что Вас осудят близкие", "... сделать что-то, после чего Вас назовут неблагодарным сыном (дочерью)", "... принять решение, если оно не одобряется родителями", "... сделать что-то, что потребует разлуки с родными". Специфика этого фактора по сравнению с первым лежит в предполагаемом источнике осуждения – это родители, родные, близкие. Соответствующая внутриличностная преграда – ожидание осуждения со стороны семьи, мотив поддержания согласия с ними, зависимость от поддержки семьи.

Во второй выборке (134 человека) выделились три фактора, отражающих три вида ожиданий негативных санкций. Один из них (IV фактор, 10,3%) – это ожидание негативных семейных санкций.

Другой фактор (VI фактор, 8,67%) – предполагает ситуации, в которых человек поступает в ущерб своему здоровью и материальному благополучию и одновременно подвергается общественному осуждению как неумный, недальновидный. В фактор вошли семь вопросов (со значимыми нагрузками): "... делать что-то, что угрожало бы Вашему здоровью", "... переехать в более неудобную квартиру", "... сделать что-то, что выставит Вас недальновидным в глазах других", "... совершить что-то, что нс принесло бы Вам успеха в глазах других людей", "... пойти на ухудшение питания", "... делать что-то, что отразилось бы на Вашей внешности в худшую сторону", "... совершить что-то, за что Вам будут мстить". Таким образом, в качестве внутренней преграды выступает потребность в материальном и физическом благополучии (здоровье, квартира, питание, внешность) вместе с ожиданием неодобрения поступков, идущих во вред этой потребности. Речь идет, по-видимому, о том, что можно было бы назвать потребностью в сохранении престижа и избегании урона престижу как в глазах окружающих, так и в собственных глазах.

Третий фактор (VII фактор, 8,22%) – это санкции, сопровождающиеся чувством стыда. Он объединил вопросы: "... оказаться в ситуации, вынуждающей Вас говорить неприличные вещи", "... сделать что-то, что выставит Вас жестоким", "... сделать что-то, на основании чего люди подумают, что Вы неверный муж (жена)", "... совершить действие, в результате которого Вы окажетесь в одиночестве", "... расстаться с близкими друзьями". Внутренняя преграда-ожидание такого мнения о себе, в результате которого возникает стыд за свой поступок.

В третьей выборке (девушки-студентки) также выделились три фактора, относящихся к ожиданию негативных санкций (негативного мнения). Состав вошедших в них вопросов, однако, отражает специфику контингента испытуемых-женщин. Так, один из факторов (III фактор, 9,23%) касается ожидания осуждения тех поступков, в результате которых испытуемые "подурнеют" как в смысле их физической привлекательности, так и в смысле "симпатичности" вообще. Фактор объединил вопросы: "... делать что-то, что отразилось бы на Вашей внешности в худшую сторону", "... сделать что-то, что выставит Вас недальновидным в глазах других", "... сделать что-то, что выставит Вас смешным в глазах других", "... сделать что-то, что не одобряется большинством людей", "нарушить установленный порядок так, что другие сочтут "Вас выскочкой и хамом". В данном случае внутренняя преграда – это потребность в поддержании своей привлекательности вместе с опасением понижения оценки этой привлекательности в глазах окружающих. Этот фактор сходен с VI фактором второй выборки, который обсуждался выше. Однако для смешанной выборки, благодаря "вкладу" мужчин, представления о престиже и характере ущерба себе, за который возможно осуждение, шире – это и здоровье, и квартира, и питание. У женщин факторные нагрузки соответствующих вопросов не достигают значимого уровня и недопустимым ущербом оказывается только тот, который касается их воспринимаемого образа.

Другой фактор (V фактор, 8,22%), полученный на женской выборке, относится к ожиданию негативных санкций со стороны семьи и близких и совпадает по составу вопросов и соответственно по интерпретации с IV фактором второй (смешанной) выборки.

Наконец, третий фактор, имеющий отношение к ожиданию негативных санкций у женщин, также связан с чувством стыда (VIII фактор, 6,84%). Однако если в смешанной выборке момент ожидания внешнего осуждения за "постыдные" (позорные) поступки был явно выражен, то у женщин стыд выступает как внутренняя санкция и характер вопросов, объединенных в фактор, не содержит ожиданий негативного мнения. Со значимой нагрузкой в фактор вошли три вопроса: "... остаться ночью в комнате наедине с незнакомым человеком", "... оказаться в ситуации, вынуждающей Вас говорить неприличные вещи", "... беседовать с лицами противоположного пола на "щекотливые" темы".

Анализ вопросов, также получивших высокие, хотя и не достигшие значимого уровня, нагрузки по данному фактору, показывает, что стыд в данном случае связан с робостью, застенчивостью. Вот некоторые из этих вопросов: "... начать разговор с незнакомым человеком", "... познакомиться с новыми людьми и понравиться им", "... произвести благоприятное впечатление на незнакомых людей". Таким образом, внутренняя преграда в данном случае – стыдливость, застенчивость.

Гордость, самолюбие

Факторизация результатов второй общей выборки позволила выделить фактор, в котором речь идет о самолюбии и гордости как внутренней преграде, препятствующей совершению ряда действий (I фактор, 14,0%). В фактор вошли вопросы: "... оказаться в зависимости от тех, кого Вы презираете", "... подавить незаслуженную обиду", "... смириться с отказом в просьбе, которая могла бы быть удовлетворена", "... смириться с высокомерием и грубостью", "... общаться с людьми, которые за Вашей спиной посмеиваются над Вами", "... просить о чем-то людей, от которых Вы зависите", "... общаться с людьми, которые относятся к другим с чувством морального превосходства", "... встретиться с человеком, которого Вы не хотели бы видеть", "... прибегнуть к помощи людей, которые нуждаются в Вас меньше, чем Вы в них", "... оказаться в ситуации, когда часто приходится преодолевать раздражение", "... долгое время подчиняться приказам других". В первой выборке фактор "гордость, самолюбие" оказался расщепленным на два. В одном из них (II фактор, 12,6%) речь идет скорее о самолюбии (пойти в компанию, в которой Вы неприятны, публично отказаться от своих взглядов и т.д.), в другом (VIII фактор, 16,6%) – скорее о самолюбии-обидчивости (подавить незаслуженную обиду, смириться с отказом в просьбе, которая могла бы быть удовлетворена).

У женщин выделился фактор, близкий по содержанию самолюбию-обидчивости первой выборки. (VI фактор, 8,7%). В него вошли со значимой нагрузкой три вопроса: "... подавить незаслуженную обиду", "... смолчать, когда с Вами поступают несправедливо", "... быть вежливым с неразумными, ограниченными людьми". Выделился также фактор (IX фактор, 6,63%), близкий по содержанию "гордости, самолюбию", представленный двумя вопросами со значимой нагрузкой: "прибегнуть к помощи людей, которые нуждаются в Вас меньше, чем Вы в них", "делать что-то в условиях, когда нет достаточного времени на обдумывание".

Совесть

Третий фактор в обеих смешанных выборках (10,8 и 11,48%) оказался в целом одинаковым по составу вопросов. В этих вопросах речь идет о поступках, противоречащих совести и нравственным идеалам человека. При этом в первой выборке объединенные в фактор вопросы больше акцентируют роль конкретных поступков, а во второй – противоречие абстрактному идеалу. Так, в первой выборке этот фактор объединил 11 вопросов: "... отказать в помощи другому", "... нарушить данное другому обещание", "... совершить поступок, противоречащий Вашему идеалу человека", "... совершить поступок, который ставит под удар благосостояние других людей", "... солгать", "... оказаться тем, кому прислуживают", "... заставить людей делать то, чего они не хотят", "... сделать что-то, что противоречит тем качествам, которые Вы хотели бы у себя видеть", "... уделять гораздо меньше внимания детям", "... воспользоваться "запрещенными приемами" воздействия на своих знакомых", "... сделать что-то, противоречащее Вашим представлениям о смысле жизни". В результате факторизации второй выборки в этом факторе оказались 8 из 11 указанных вопросов, и кроме того: "... отказывать неприятному Вам человеку в помощи, в трудный для него момент", "... разглашать чужой секрет", "... сделать что-то, что не вяжется с Вашим мировоззрением". При этом во второй выборке максимальные факторные нагрузки получили вопросы, в которых речь шла о противоречии поступка "идеалу человека", "представлениям о смысле жизни", "мировоззрению". Таким образом, в сознании испытуемых бессовестный поступок-это поступок антисоциальный и одновременно противоречащий идеалу "Я". Знаменательно, что факторный анализ абсолютно однозначно различил ожидание негативных мнений как внешнюю социальную санкцию и совесть как личностную структуру, грозящую внутренними санкциями за безнравственный поступок (ср. вопросы, объединенные первым и третьим факторами).

У женщин также выделился фактор, отражающий роль совести как внутренней преграды (I фактор, 10,9%). В него вошли семь вопросов; при этом с наибольшими факторными нагрузками вошли вопросы, в которых в качестве преграды выступают высокие (и абстрактно сформулированные) идеалы (мировоззрение, представление о смысле жизни, идеал человека). Отметим, что в этот фактор вошел также вопрос "уделять гораздо меньше внимания детям". Последнее свидетельствует, что материнская забота входит в сферу идеальных представлений наших испытуемых. Остальные вопросы этого фактора определяли конкретные ситуации, в которых совесть может оказаться преградой действию (солгать, поставить под удар благосостояние других людей, заставить других делать то, что они не хотят).

Робость

IV фактор (10,4%) первой выборки и II фактор (11,49%) второй выборки оказались практически идентичными по составу и последовательности вошедших в них вопросов и соответственно по интерпретации. В фактор объединились ситуации, требующие от человека активности в общении, а в качестве внутренней преграды выступала робость, застенчивость. Приведем эти вопросы по результатам второй факторизации: "... познакомиться с новыми людьми и понравиться им", "... произвести благоприятное впечатление на незнакомых людей", "... установить дружеские отношения со многими людьми", "развеселить людей", "начать разговор с незнакомым человеком", "совершить что-то, в результате чего Вы оказались в центре внимания", "... приспосабливаться к новым людям и новым условиям", "... оказаться в ситуации, требующей постоянно придумывать новые способы действия", "... повлиять на других так, чтобы они изменили о Вас свое мнение".

У женщин, взятых отдельно от мужчин, фактор "робость" не выделился, а соответствующие вопросы получили максимальные (но не достигающие значимого уровня) нагрузки по фактору VIII – "стыд". Таким образом, "робость" – это мужской фактор, а соответствующий женский – "стыдливость". Близкие по своим функциональным последствиям эти факторы, если они опираются на содержание объединенных ими вопросов, по-видимому, несколько различны по природе. У мужчин, по-видимому, большое значение играет неуверенность в своих силах, в своей способности к социально смелому общению, у женщин – внутренние санкции (стыд) за "непристойное", т.е. излишне смелое поведение.

Слабоволие

В результате факторизации данных первой общей выборки выделился фактор (V фактор, 10,2%), предполагающий в качестве внутренней преграды слабость воли и способности к регуляции эмоциональных состояний. Вот эти вопросы: "... делать что-то, что потребует от Вас собранности и деловитости", "... придерживаться во всем безукоризненного порядка", "... делать что-то, что потребует сохранить ясность мысли в трудных ситуациях", "... сделать что-то, что потребует от Вас повышенной настойчивости и принципиальности", "... рассчитать Ваши действия на много шагов вперед", "... преодолеть грустное и мечтательное настроение", "... преодолеть плохое настроение и апатию", "... терпеть беспорядок", "... оказаться в ситуации, требующей постоянно придумывать новые способы действия", "... заниматься чем-то, что потребует безошибочности решения".

Факторизация данных второй выборки показала распадение этого фактора на два. Один из них (V фактор, 8,82%) объединил вопросы, которые содержали требование к организованности в деятельности (придерживаться во всем безукоризненного порядка, быть собранным и деловитым, сохранять ясность мысли в трудных ситуациях, проявлять повышенную настойчивость и принципиальность). Другой фактор (VIII фактор, 7,98%) охватил вопросы, подразумевающие наличие воли как условия преодоления сопротивления обстоятельств (в том числе и субъективных) действию: "... оказаться в ситуации, в которой постоянно не хватает времени на обдумывание", "... жить в месте, где тебя постоянно беспокоят", "... преодолеть плохое настроение и апатию", "... публично отстаивать свои взгляды", "... заниматься чем-то, что требует безошибочного решения", "... оказаться в ситуации, требующей вежливости с неразумными и ограниченными людьми".

У женщин фактор "слабоволие" оказался вторым по величине исчерпанной им общности (II фактор, 10,42%), включая одновременно и вопросы, касающиеся организованности, и вопросы, касающиеся преодоления внутреннего сопротивления.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-05-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: