Несколько центральных идей лежат в основе изложенного в этой книге материала. Одни идеи оказалось возможным подвергнуть более или менее детальной эмпирической проработке, другие – только теоретически намечены, в то же время какие-то важные аспекты проблемы самосознания вообще опущены.
Анализ феноменов самосознания, т.е. тех явлений, в которых раскрывается генезис самосознания, его строение и функции, показал,что как возникновение, так и развитие и функционирование самосознания не могут быть поняты как лежащие на одной прямой, связывающей телесное самовыделение и высшие нравственные проявления самосознания. Происхождение самосознания, как и его развитие, гетерогенно и полимодально, разные системы отношений, включающие человека как природное существо, как объект и субъект общественных отношений и человеческих деятельностей, порождают и разные аспекты его самосознания, выражающиеся в разнообразных и не сводимых друг к другу феноменах.
Различия в активности человека, включенного в эти разные системы отношений, как и различия в природе феноменов самосознания, потребовали введения представлений об уровневом строении самосознания. Идея о трех уровнях самосознания послужила методолого-теоретической основой исследования и в какой-то мере его предметом. На каждом из уровней самосознание выступало как механизм обратной связи, необходимый для интеграции активного субъекта и его деятельности. Однако системы, в которых заключена активность, как и сами свойства человека, включенные в эту систему, различны на трех уровнях. Соответственно и самосознание осуществляет обратную связь, отличающуюся по своему содержанию и функциям на этих трех уровнях: это отражение субъекта в системе его органической активности, в системе его коллективной предметной деятельности и детерминированных ею отношениях и в системе его личностного развития, связанного с множественностью его деятельностей. При ведущей роли личностного уровня возможны тем не менее сложные взаимоотношения между процессами и их результатами, относимыми к разным уровням.
|
Соответственно этим трем уровням можно различить и единицы самосознания. На уровне органического самосознания такая единица имеет сенсорно-перцептивную природу, на уровне индивидного самосознания – представляет собой воспринимаемую оценку себя другими людьми и соответствующую самооценку, свою возрастную, половую и социальную идентичность, на уровне личностного самосознания такой единицей является конфликтный смысл, путем столкновения в поступке одних личностных качеств с другими проясняющий для личности значение ее же собственных свойств и сигнализирующий, об этом в форме эмоционально-ценностного отношения к себе. Такие традиционные нравственные категории, как совесть, долг, и такие личностные качества, как сила воли, мужество, стремление к творчеству, обнаруживаются личностью в себе самой не просто путем оценки себя как объекта, но путем осмысления себя в ситуациях, когда эти качества или их отсутствие выступают как преграды на пути ее же собственной активности или, наоборот, как условия, облегчающие ее деятельную самореализацию.
Поступок, как уже в свершившейся форме, так и в форме предвидения его внешнесоциальных и интимно-личностных последствий, оказывается важнейшей категорией самосознания. Признание или не признание факта свершения поступка – важнейшая детерминанта, определяющая весь характер личностной работы по сознанию своих мотивов и их принятию или отвержению.
|
Конкретный эмпирический анализ показал, что поступок, как действие, предполагающее выбор чего-то и отказ от чего-то ценного и значимого, детерминирован не только объективно, ситуацией его свершения, но и субъективно, самим строением личности. Последнее может быть понято не только как иерархия мотивов, побуждающих к деятельностям, но и как иерархия преград, препятствующих тем или иным деятельностям, поведенческим актам и способам самореализации.
Эмоционально-ценностное отношение личности к себе, являющееся результатом и интегратором механизмов личностного самосознания, обладает сложной психологической структурой. Как чувство, оно обладает размерностью, включающей оси симпатии, уважения и близости. Феноменально отношение к себе проявляется в виде внутреннего диалога между "Я" и "не-Я", похожим и отличным от самого субъекта, и результирует в переживаемое (сознаваемое или неосознаваемое) эмоционально-ценностное отношение к себе.
Отношение к себе, к своему "Я" существует и в другой форме – в форме личностной психосемантики как в ее денотативном, предметном, так и в аффективном аспектах. В контексте психосемантической структуры сознание "Я" приобретает форму личностных конструктов, своего рода кирпичиков когнитивной системы, репрезентирующей субъекту самого себя.
|
Самосознание личности, будучи производным от совокупности ее деятельностей и межличностных общений, само, в свою очередь, становится фактором, определяющим общение и деятельность. В самом общении и лежащих за ним потребностях людей также можно выделить три уровня, соответствующих понятиям "организм", "индивид" и "личность". Это ставит ряд интересных вопросов о межуровневых влияниях, с одной стороны, и о межуровневом "неравноправии" в общении – с другой.
Анализ психологической литературы и собственные наблюдения, полученные в ходе консультативно-коррекционной работы, позволили прийти к выводу, что самосознание играет важнейшую и неоднозначную роль в контексте психологического консультирования и неврачебной психотерапии. С одной стороны, нарушения в структуре самосознания и его функционировании являются одной из причин психологических проблем и кризисов у людей, обращающихся за помощью к психологу, с другой стороны, самосознание является основным посредником и помощником как самой личности, так и психолога в решении этих проблем.
Хотя и эта проблема только намечена в монографии, она позволяет оценить всю важность для практической психологии, как и для других прикладных областей знания, комплексного научного изучения самосознания, включающего обще-, социально-, дифференциально-, генетикопсихологический анализ, равно как и привлекающего данные смежных областей: философии, педагогики, социологии, этнографии, биологии и медицины, а также богатейший материал художественной литературы.
Литература
- Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М., 1956.
- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 23.
- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 46, ч. I.
- Ананьев Б.Г. К постановке проблемы развития детского самосознания. – Изв. АПН РСФСР, вып. 18. М., 1948.
- Ананьев Б.Г. О проблемах современного человековедения. М., 1977.
- Андреева Г.М. Проблема каузальной атрибуции в межличностном восприятии. – Вопр. психологии, 1979, №6.
- Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1980.
- Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Современная социальная психология на Западе. М., 1978.
- Анкудинова Н.Е. Об особенностях оценки и самооценки учащихся I-IV классов учебной деятельности. – Вопр. психологии, 1968, №3.
- Антонян Ю.М. Социальная среда и формирование личности преступника. М., 1975.
- Антонян Ю.М., Самовичев Е.Г. Роль самоидентичности в генезисе некоторых форм девиантного поведения. – В кн.: Семья и личность. Тезисы докладов Всесоюзной конференции. М., 1981.
- Анцыферова Л.И. Эпигенетическая концепция личности Эрика Г. Эриксона. – В кн.: Принцип развития в психологии. М., 1978.
- Артемьева Е.Ю., Мартынов Е.М. Вероятностные методы в психологии. М., 1975.
- Асмолов А.Г. Деятельность и установка. М., 1980.
- Асмолов А.Г., Братусь Б.С., Зейгарник Б.В. и др. Некоторые перспективы исследования смысловых образований личности. – Вопр. психологии, 1979, №4.
- Басина Е.З., Насиновская Е.Е. Роль идентификации в формировании альтруистических установок личности. – Вестн. Моск. ун-та. Сер. XIV. Психология, 1977, №4.
- Бернштейн Н.А. О построении движений. М., 1947.
- Бернштейн Н.А. Очерки физиологии движении и физиологии активности. М., 1966.
- Бехтерев В.М. Сознание и его границы. 1888.
- Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
- Бочкарева Г.Г. Некоторые психологические механизмы преступного поведения подростков из "благополучных" семей. – В кн.: Семья и личность. Тезисы докладов Всесоюзной конференции. М., 1981.
- Бурлачук Л.Ф. Исследование личности в клинической психологии. Киев, 1979.
- Величковский Б.М. Функциональная структура перцептивных процессов. – В кн.: Познавательные процессы. Ощущения, восприятие. М., 1982.
- Величковский Б.М., Зинченко В.П., Лурия А.Р. Психология восприятия. М., 1978.
- Воловик В.М. Семейные исследования в психиатрии и их значение для реабилитации больных. – В кн.: Клинические и организационные основы реабилитации психических больных. Под ред. М.М.Кабанова, К.Вайзе. М., 1980.
- Вольперт И.Е. Психотерапия. Л., 1972.
- Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М., 1956.
- Выготский Л.С. Развитие личности и мировоззрение ребенка. – В кн.: Психология личности. Тексты. Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, А.А.Пузырея. М., 1982.
- Гарбузов В.И., 3ахаров А.И., Исаев Д.Н. Неврозы у детей и их лечение. Л., 1977.
- Герасимова И.А. Структура семьи. М., 1976.
- Герцен А.И. Былое и думы. Л., 1978.
- Гиппенреитер Ю.Б., Пузырей А.А. Предисловие к фрагменту "Личность" из книги У.Джемса. – В кн.: Психология личности. Тексты. М., 1982.
- Джемс У. Психология. СПб., 1905.
- Джонс У. Терапия неврозов. М., 1924.
- Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности. М., 1977.
- Егидес А.П. Опыт организации службы брачных знакомств. – В кн.: Семья и личность. Тезисы Всесоюзной конференции. М., 1981.
- Жуковская В.И. Родители и жизненные планы детей. – В кн.: Семья и личность. Тезисы докладов Всесоюзной конференции. М., 1981.
- Зачепицкий Р.А., Яковлева Е.К. Роль неправильного воспитания в происхождении неврозов. М., 1960.
- Запорожец А.В. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности. – В кн.: Принцип развития в психологии. М., 1978.
- Запорожец А.В., Зинченко В.П. Восприятие, движение, действие. – В кн.: Познавательные процессы. Ощущения, восприятие. М., 1982.
- Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. Л., 1982.
- Захаров А.И. Психологические особенности восприятия детьми роли родителей. – Вопр. психологии, 1982, №1.
- Иванов Н.В. О структуре личного сознания при психогенной деперсонализации. – В кн.: Проблемы сознания. М., 1968.
- Иващенко В.И., Нехрюк А.Н. Внутрисемейные установки по трудовому воспитанию детей. – В кн.: Семья и личность. Тезисы докладов Всесоюзной конференции. М., 1981.
- Изард К. Эмоции человека. М., 1980.
- Ильенков Э.В. Что же такое личность? – В кн.: С чего начинается личность. М., 1979.
- Кальвиньо М., Столин В.В. Психосемантические различия личностных смыслов. – Вестн. Моск. ун-та. Сер. XIV. Психология, 1983, №3.
- Карвасарский Б.Д. Неврозы. М., 1980.
- Карвацкая Г.Ф. Моральная мотивация сознания и поведения. – Вопр. философии, 1982, №5.
- Кемпински А. Психопатология неврозов. Варшава, 1975.
- Козлов В.П. Симбиотические взаимоотношения между детьми и родителями и их влияние на дальнейшее формирование личности ребенка и подростка. – В кн.: Семья и личность. Тезисы докладов Всесоюзной конференции. М., 1981.
- Козлова И.Н. Личность как система конструктов. Некоторые вопросы психологической теории Дж.Келли. – В кн.: Системные исследования. М., 1976.
- Клеман К., Брюно П., Сэв Л. Марксистская критика психоанализа. М., 1976.
- Кок Е.П. Зрительные агнозии. Л., 1967.
- Кон И.С. Категория "Я" в психологии. – Психол. журн., 1981, т. 2, №3.
- Кон И.С. Открытие "Я". М., 1978.
- Кон И.С. Социология личности. М., 1967.
- Кон И.С. Психология юношеского возраста. М., 1979.
- Кошелева А.Д. Значение семьи в эмоционально-нравственном развитии ребенка. – В кн.: Семья и личность. Тезисы докладов Всесоюзной конференции. М., 1981.
- Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. О функции и механизме идентификации во внутригрупповом межличностном общении. – В кн.: Психология межличностного познания. Под ред. А.А.Бодалева. М., 1981.
- Крогиус Н.В. Вазимообусловленность познания людьми друг друга и самопознание в конфликтной деятельности. – В кн.: Психология межличностного познания. Под ред. А.А.Бодалева. М., 1981.
- Кропоткин П.А., Этика т. 1. Пг.-М., 1922.
- Кудрявцев В.Н. Причинность в криминологии. М., 1968.
- Кузнецов О.Н., Лебедев В.И. Психология и психопатология одиночества. М., 1972.
- Кун Т. Структура научных революций. М., 1977.
- Кухарчук А.М., Широкова А.Б. Влияние семьи на профессиональное самоопределение учащихся. – В кн.: Семья и личность. Тезисы докладов Всесоюзной конференции. М., 1981.
- Левин К., Дембо Т., Фестингер Л., Сирс П. Уровень притязаний. – В кн.: Психология личности. Тексты. Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, А.А.Пузырея, М., 1982.
- Лейбин В.М. Психоаналитическая трактовка личности и неофрейдистская концепция самости. – Вопр. философии, 1977, №6.
- Лейбин В.М. Психоанализ и философия неофрейдизма. М., 1977.
- Лейтос Н.С. К проблеме сензитивных периодов психического развития человека. – В кн.: Принцип развития в психологии. М., 1978.
- Леонтьев А.А. Психологическая структура значения. – В кн.: Семантическая структура слова. М., 1971.
- Леонтьев А.Н. Эмоции. БСЭ.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1964.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
- Липкий А.И. Самооценка школьника. М., 1976.
- Логвиненко А.Д. Перцептивная деятельность при инверсии сетчаточных изображений. – В кн.: Восприятие и деятельность. М., 1976.
- Логвиненко А.Д. Зрительный образ и инвертированное зрение. Вопр. психологии, 1974, №5.
- Логвиненко А.Д., Столин В.В. Восприятие пространственных свойств предметов. – В кн.: Познавательные процессы. Ощущения, восприятие. М., 1982.
- Логвиненко А.Д., Столин В.В. Исследование восприятия в условиях инверсии поля зрения. – Эргономика. Труды ВНИИТЭ, вып. 6. М., 1973.
- Личность преступника. М., 1975.
- Магун В.С. Оценки и самооценки в структуре индивидуальности. – В кн.: Психодиагностические методы (в комплексном лонгитюдном исследовании студентов). Л., 1976.
- Макаренко А.С. О воспитании в семье. М., 1975.
- Максимова Р.А. О познании школьниками самих себя и своих сверстников. – Учен. зап. Ленингр. ун-та, 1970, №352. Сер. психол. наук, вып. 2.
- Маслоу А. Самоактуализация. – В кн.: Психология личности. Тексты. М., 1982.
- Мерлин В.С. Проблемы экспериментальной психологии личности. – Учен. зап. Пермск. пед. ин-та, 1970, т. 77.
- Мишина Т.М. Психологические исследования супружеских отношений при неврозах. – В кн.: Семейная психотерапия при нервных и психических заболеваниях. Л., 1978.
- Meили Р. Структура личности. – В кн.: Экспериментальная психология. Под ред. П.Фресса, Ж.Пиаже. М., 1975, вып. V.
- Мясищев В.Н. Сознание как единство отражения действительности и отношения к ней человека. – В кн.: Проблема сознания. М., 1966.
- Мясищев В.Н. Личность и неврозы. Л., 1959.
- Мясищев В.Н. Проблема отношений человека и ее место в психологии. – Вопр. психологии, 1957, №5.
- Незвал В. Избранное. М., 1960.
- О надзирателях при воспитании. СПб., 1770.
- Петренко В.Ф. Экспериментальная психосемантика: исследования индивидуального сознания. – Вопр. психологии, 1982, №5.
- Петренко В.Ф., Нистратов А.А. Построение вербального семантического дифференциала на базе русской лексики. – В кн.: Восприятие языкового значения. Калининград, 1980.
- Петренко В.Ф., Нистратов А.А., Хайрулаева Л.Н. Исследование семантической структуры образной репрезентации методом невербального семантического дифференциала. – Вестн. Моск. ун-та. Сер. XIV. Психология, 1980, №2.
- Петренко В.Ф., Шмелев А.Г. Построение методики "личностного семантического дифференциала". – В кн.: Речь и познавательные процессы. Алма-Ата, 1982.
- Петров Н.Н. Аутогенная тренировка как метод коррекции нарушений внутрисемейных отношений. – В кн.: Семья и формирование личности. М., 1981.
- Петровская Л.А. Теоретические и методологические проблемы социально-психологического тренинга. М., 1982.
- Психологическая теория коллектива. Под ред. А.В.Петровского. М., 1979.
- Пикельникова М.П. Понимание учащимися 12-17 лет своей личности и понимание их другими людьми. – Учен. зап. Ленингр. ун-та, 1970, №352. Сер. психол. наук, вып. 2.
- Психологическое изучение трудновоспитуемых школьников и несовершеннолетних правонарушителей. – Тезисы докладов II Всесоюзной конференции. М., 1973.
- Розен Г.Я. Психология познания как самостоятельное направление исследований. – В кн.: Зарубежные исследования по психологии познания. М., 1977.
- Розен Г.Я. Самосознание как проблема социальной перцепции. – В кн.: Вопросы психологии познания людьми друг друга и самосознания. Краснодар, 1977.
- Руководство по психотерапии. Под ред. В.П.Рожнова. Ташкент, 1979.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1946.
- Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1973.
- Савонько Е.И. Оценка и самооценка как мотивы поведения школьников разного возраста. – Вопр. психологии, 1969, №4.
- Сафин В.Ф. Устойчивость самооценки н механизм ее сохранения. – Вопр. психологии, 1975, №3.
- Сафонов Т.Е. Число детей в семье и репродуктивные ориентации. – В кн.: Семья и личность. Тезисы докладов Всесоюзной конференции. М., 1981.
- Седракян С.А. Роль семьи в формировании профессии среди рабочих династий. – В кн.: Семья и личность. Тезисы докладов Всесоюзной конференции. М., 1981.
- Сеченов И.М. Избранные философские и психологические произведения. М., 1947.
- Спиваковская А.С. Обоснование психологической коррекции неадекватных родительских позиций. – В кн.: Семья и формирование личности. М., 1981.
- Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М., 1972.
- Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. М., 1980.
- Столин В.В. Внутренние преграды и конфликтные личностные смыслы. – В кн.: Тезисы VIII Закавказской конференции психологов. Ереван, 1980.
- Столин В.В. Исследование эмоционально-ценностного отношения к себе с помощью методики управляемой проекции. – Психол. журн., 1981, №3.
- Столин В.В. Исследование порождения зрительного пространственного образа. – В кн.: Восприятие и деятельность. М., 1976.
- Столин В.В. Когнитивно-мотивационная структура личности и отношение к другим людям. – В кн.: Взаимодействие коллектива и личности в коммунистическим воспитании. Таллин, 1979.
- Столин В.В. Новый метод диагностики внутриличностных мотивационных противоречий. – В кн.: Тезисы научных сообщений советских психологов к XXII Международному конгрессу психологов. М., 1980.
- Столин В.В. Проблемы значения в акте восприятия и единицы чувственного образа. – Эргономика. Труды ВНИИТЭ, 1973, вып. 6.
- Столин В.В. Проблема самосознания личности с позиции теории деятельности А.Н.Леонтьева. – В кн.: А.Н.Леонтьев и современная психология. М., 1983.
- Столин В.В. Психологические основы семейной терапии. – Вопр. психологии, 1982, №4.
- Столин В.В. Семья как объект психологической диагностики и неврачебной психотерапии. – В кн.: Семья и формирование личности. М., 1981.
- Столин В.В., Друцкая Л. Н. Инвариантность восприятия размера и расстояния. – Вестн. Моск. ун-та. Сер. XIV. Психология, 1977, №1.
- Столин В.В., Кальвиньо М. Личностный смысл: строение и форма существования в сознании. – Вестн. Моск. ун-та. Сер. XIV. Психология, 1982, №3.
- Столин В.В., Кальвиньо М. Метод анализа личностных смыслов как теоретическая проблема. – В кн.: Развитие эргономики в системе дизайна. Тезисы Всесоюзной конференции. Боржоми, 1979.
- Столин В.В., Пузова С.В. Эмоционально-ценностное отношение к себе и другому у члена Клуба знакомств. – Учен. зап. Курск. пед. ин-та, 1982.
- Субботский Е.В. Генезис личностного поведения у дошкольников и стиль общения. – Вопр. психологии, 1981, №2.
- Тарлев В.Г. Роль семьи в воспитании и перевоспитании несовершеннолетних правонарушителей. – В кн.: Психологическое изучение трудновоспитуемых школьников и несовершеннолетних правонарушителей. Тезисы докладов II Всесоюзной конференции. М., 1973.
- Титаренко А.И. Структура нравственного сознания. М., 1974.
- Трусов В.П. Социально-психологические исследования когнитивных процессов. Л., 1980.
- Франкл В. Поиск смысла жизни и логотерапия. – В кн.: Психология личности. Тексты. М., 1982.
- Фрейд З. Я и Оно. Л., 1924.
- Фрейд 3. Лекции по введению в психоанализ. М., 1923.
- Харман Г. Современный факторный анализ. М., 1972.
- Чамата П.Р. К вопросу о генезисе самосознания личности. – В кн.: Проблемы сознания. М., 1968.
- Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М., 1977.
- Шерток Л. Непознанное в психике человека. М., 1982.
- Шибутани Т. Социальная психология. М., 1969.
- Шмелев А.Г. Традиционная психометрика и экспериментальная психосемантика: объектная и субъектная парадигмы анализа данных. – Вопр. психологии, 1982, №5.
- Шорохова Е.В. Проблема "Я" и самосознание. – В кн.: Проблемы сознания. М., 1966.
- Эйдельман Н. Большой Жанно. М., 1982.
- Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития советского. школьника. – Вопр. психологии, 1971, №4.
- Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1973..
- Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности. – В кн.: Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975.
- Ackerman N. Family Therapy in Transaction. Boston, 1970.
- Adier A. The neurotic constitution. N.Y., 1926.
- Bandura A. Social learning through imitation. – In: M.R.Jones (ed.). Nebraska symposium on motivation, vol. 10. Lincoln, 1962.
- Bandura A. Self-efficacy: Toward a unifying theory of behavioral change. – Adv. Behav. Ther., 1978, vol. 1.
- Bateson G., et. al. Toward a theory of schizophrenia. – Behav. Sci., 1956, vol. 1.
- Bern D.I. Self-perception theory. – Advances in Experimental Social Psychology, 1972, vol. 6.
- Benjamin L.S. Structural analysis of social behavior. – Psychol. Rev., 1974, vol. 81.
- Berne E., Games people play, N.Y., 1964.
- Воszormenyi-Nagy J. A theory of relationships: Experience and transaction. – In: J.Boszormenyi-Nagy, J.L.Framo (eds.). Intensive family therapy. N.Y., 1965.
- Воwen М. Family psychotherapy with schizophrenia in the hospital and in private practice. – In: J.Boszormenyi-Nagy, J.L.Framo (eds.). Intensive Family therapy. N.Y., 1965.
- Bramel D. A dissonance theory approach to defensive protection. – Journal of Abnormal and Social Psychology, 1962, vol. 64.
- Вrammer L.H., Shostrom E.L. Therapeutic psychology. Englewood Cliffs, 1960.
- Cattell R.B. Principles of design in "projective" or misperception tests of personality. – In: H.H.Anderson & G.L.Anderson (eds.). A introduction to projective techniques. Englewood Cliffs, 1951.
- Cattell R.В., Eber H.W., Tatsuoka M.M. Handbook for sixteen personality factors questionnaires. Illinois, 1970.
- Chalus G.A. The mechanisms underlying attributive projection. – J. of Personality, 1978.
- Coopersmith S. Stadies in self-esteem. – Scientific American, 1968, #218.
- Diener E., Dineen J., Westford K., Beaman A.L., Fraser S.C. Effect of altered responsibility, cognitive set, and modeling of physical aggression and deindividuation. – J. of Personality and social psychology, 1975, vol. 31.
- Dipboye R.L. Alternative approaches to deindividuation. – Psychological bulletin, 1977, vol. 84, #6,
- Epstein W. The process of taking-into-account in visual perception. – Perception, 1973, vol. 2.
- Erikson E.H. Childhood and Society. N.Y., 1963.
- Festinger L. A theory of cognitive dissonance. Evancton, 1957.
- Foley J.P. An experimental investigation of the effect of prolonged inversion of the visual field in the rhesus, monkey (macaca mulatta). – J. Genetic Psychol., 1940, vol. 56.
- Freud A. The ego and the mechanisms of defense. N.Y., 1946.
- Frоmm E. The Art of loving. N.Y., 1956.
- Galiup G.G. Self-recognition in primates: a comparative approach to the bidirectional properties of consciousness. – Amer. psychologist, 1977, vol. 32.
- Gazxaniga M.S. The bisected brain. N. Y" 1970.
- Goodenough F.W. Parental identification in young children. – Genetic Psychol. Monograph., 1957, N 55,
- Graciano M. The consequences of Positive and negative perceptual identification. – Journal of Psychol., 1976, vol. 93
- Haider F. The psychology of interpersonal relations. N.Y. 1958.
- Hampsоn J.D. Determinants of Psychosexual orientation. – In: Beach F. (ed.). Sex and behavior. N.Y., 196?.
- Harris A; I'm OK – you're OK. L., 1974.
- Holmes D. Dimension of projection. – Psychol. Bull., 1961, vol. 69.
- Hoover С.F., Franz Y.D. Siblings in the families of schizophrenics. Arch. of General Psychiatry, 1972, vol. 26.
- Horney К. Neurosis and human growth. N.Y., 1950.
- Horney К. Self-analysis. N.Y., 1942.
- Huston Т., Levinger G. Interpersonal attraction and relationships. – Ann. Rev. Psychology, 1978, vol. 29.
- Jacobson E. The self and the object world. N.Y., 1964.
- Janis I.L., Mahl C.F, Kagan J., Holt R.R. Personality. N.Y., 1969.
- Jones E.E., Davis R.E. From acts to dispositions. – Advances in Experimental social psychology, 1965, vol. 2.
- Kagan J., Pearson L., Welch L. The modifiability of an impulsive tempo. – J. of Educ. psychol., 1966, vol. 57.
- Кanier F.H., Goldstein A.P. (eds.). Helping people change. N.Y., 1975.
- Kellу G.A. The psychology of personal constructs. N.Y., 1955, vol. 1.
- Kelly H.H. Attributional theory in social psychology, – In: Nebraska symposium on motivation. Lincoln, 1967.
- Kleince С.L. Self-perception. San Francisco, 1978.
- Kolb L.C. Disturbances of the body-image. – In: S. Arieti (ed.). American handbook of Psychiatry. N.Y., 1959.
- Kratochvil S. Psychoterapie. Praha, 1976.
- Laing R.D. Mistifications, confusion and conflict. – In: J.Boszormeny-Nagy, J.L.Framo (eds.). Intensive Family Therapy. N.Y., 1965,
- Lang P.J. Self-efficacy theory: thoughts on cognition and unification. – Adv. Behav. Res. Ther., vol. 1.
- Langs R. Technique in transition. N.Y., 1977.
- Learу Т.F. Interpersonal diagnosis of Personality. N.Y., 1957.
- Lester D. Multiple personality: a review. – Psychology, 1977, vol. 14, #1.
- Levy D. Maternal overprotection. N.Y., 1943.
- Lewin К. A dynamic Theory of Personality. N.Y., 1935.
- Lewis M., Brooks-Gunn J. Self, other and fear: the reaction on infants to people. Princeton, 1972.
- Lidz Т., Fleck S., Cornelison A.R. Schizophrenia and the family. N.Y., 1965.
- Lоwen A. The body in personality theory: Wilhelm Reich and Alexander Lowen. – In: A.Burton (ed.). Operational Theories of Personality. N.Y., 1974.
- Mассоbу E.E. Role taking in childhood and its consequences for social learning. – Child develop., 1959, vol. 30.
- Malmquist C.P. Handbook of adolescence. N.Y., 1978.
- Martin D. Personality: Effective and Ineffective. Monterey, 1976.
- Mead G. Mind, Self & Society. N.Y., 1934.
- Minuchin S. Families and family therapy, b., 1965.
- Mourer О.Н. Identification: a link between learning theory and psychotherapy. – In: O.H.Mourer Learning theory and personality dynamics. N.Y., 1950.
- Murray H. Explorations in personality. N.Y., 1938.
- Murrey H. Thematic apperception test. Manual, Cambridge, 1943.
- Osgood Ch., Suci S., Tannenbaum P. The Measurement of meaning. Urbana, 1957.
- Osgood Ch. Studies on generality of affective meaning systems. – Amer. Psychologist, 1962, vol. 17.
- Payne D.E., Mussen P.H. Parent-child relations and father identification among adolescent boys. – J. of abn. and soc. psychol., 1956, vol. 52.
- Phares E.Y. Perceptual threshold decrements as a function of skill and changes expectancies. – J. of Psychol., 1962, vol. 53.
- Phares E.Y. Locus of control in Personality. Marrinston, 1976.
- Rembowski J. Wiezi uczuciowe w rodzinie. W-wa, 1972.
- Roe A., Siegelman M. A Parent-Child Relations questionnaires. – Child Develop., 1963, vol. 34.
- Rogers C.R. Client-centered therapy. Boston, 1951.
- Rogers C.R. & Dymond R.E. Psychotherapy and personality change. Chicago, 1954.
- Rоgers С.R. A theory of therapy, personality and interpersonal relationships, as developed in the client-centered framework. – In: S.Koch (ed.). Psychology: A study of a science, 1959, vol. 3, #4.
- Rogers C. Carl Rogers on encounter groups. N.Y., 1967.
- Rotter I.B. Generalized expectances for internal versus external control of reinforcement. – Psychol. Monogr., 1966, vol. 80, #1.
- Samuel S.C. Enhancing self-concept in early childhood. N.Y., 1977.
- Schaefer E.S. Circumplex model of maternal behavior. – J. of abn. and soc. psychol., 1959, vol. 59.
- Schaefer E.S. Converging conceptual models for maternal behavior and for child behavior. – In: Glidewell J.C. (ed.). Parental attitudes and child behavior. Springfield, 1960.
- Schaefer E.S. Childrens report of parental behavior: an inventory. – Child devel., 1965, vol. 36.
- Schaefer E.S. A configurational analysis of children's reports of parent behavior. – J. Consult Psychol., 1965, vol. 28.
- Schaefer E.S., Rensom J., Levy B. Crossnational validity of spherical conceptual model for parent behavior. – Child Develop,, 1968, vol. 39, N 4.
- Schonfeld W.A. Body image in adolescents: a psychiatric concept for the pediatrician. – Pediatrics, 1963, vol. 31.
- Sjбbасk H. The Psychoanalitic theory of defensive processes. N.Y., 1973.
- Sterlin H. Family theories: An introduction. – In: A.Burton (ed.). Operational theories of personality. N.Y., 1974.
- Stratton G. Vision without inversion of retinal image. – Psychol. Rev., 1897, vol. 4,
- Tzeng О.С. Individual differences in self-conception: a multivariated approach. – Perceptual and motor skills, 1977, vol. 45.
- Vallасher R.R. An Introduction to Self Theory. – In: Wegber D.M. & Vallacher R.L. (eds.). The Self in Social Psychology. N.Y., 1980.
- Wegner D.M., Vallacher R.R. (eds.). The Self in Social Psychology. N.Y., Oxford, 1980.
- Wiсklund R.A., Duval S. Opinion change and performance facilitation as a result of objective self-awareness. – J. of experimental Social psychology, 1971, vol. 7.
- Wicklund R.A., Prey D. Self-awareness theory: when the self makes a difference. – In: The Self in Social psychology. Ed. by D.M.Wegner, R.R.Vallacher. N.Y., 1980.
- Wylie R. The self-concept. Revised edition., vol. 1-2. Lincoln, 1974-1979.
- Wynne L.С., Rусkоff J.M., Day J., Hirsсh S.J. Pseudomutuality in the family relations of schizophrenics. Psychiatry, 1958, vol. 21.
- Zimbardo P. The human choice: individuation, reason and order deindividuation, impuls and chaos. – In: W.J.Arnold, D.Levine (eds.). Nebraska symposium on motivation. Lincoln, 1969, vol. 17