На сегодняшний день в МО «Город Великие Луки» организация пешеходных и общественных пространств остается на крайне низком уровне, в городе не созданы условия доля комфортного движения пешеходов. Для решения этих проблем существует комплекс мероприятий, отлично зарекомендовавшие себя в зарубежных странах.
1. Ограничение максимально разрешенной скорости в черте города до 50 км/ч и отмена «нештрафуемого» превышения в 20 км/ч. Если снизить максимально разрешенную скорость на 10 км/ч, шансы выжить у пешехода увеличатся многократно. Показатели смертности при разных скоростях автомобиля представлены на рисунке 31.
Рисунок 31 - Показатели смертности при разных скоростях автомобиля (1 mph = 1,6 км/ч)
На рисунке 32 также демонстрируется длина тормозного пути и угол обзора водителя. Эти показатели напрямую зависят от скорости движения автомобиля, а уже от этого зависит, сможет ли водитель быстро отреагировать на появившегося на дороге пешехода и вовремя остановиться.
Рисунок 32 - Длина тормозного пути и угол обзора водителя.
Снижать скорость автомобилей нужно, в первую очередь, в местах, где потенциально возможно сбить пешехода: внутридворовые проезды, районы плотной жилой застройки, улицы около школ, парков, места с интенсивным пешеходным движение и, безусловно, пешеходные переходы. Карта жилых зон представлена в приложении 10.
2. Каждый пешеходный переход необходимо обустроить островками безопасности. Они позволяют снижать скорость автомобилей до безопасной для пешеходов. Правильное обустройство пешеходного перехода представлено на рисунке 33.
Рисунок 33 - Правильное обустройство пешеходного перехода
К тому же, островки безопасности делают безопасными перекрёстки, уменьшая радиус поворота автомобилей (что также снижает их скорость). Изменение радиуса поворота без и с учетом островков безопасности представлено на рисунке 34.
Рисунок 34 - Изменение радиуса поворота без и с учетом островков безопасности.
Зарубежная практика (пешеходный переход в Праге) представлен на рисунке 35.
Рисунок 35 - Зарубежная практика (пешеходный переход в Праге).
3. Также для успокоения трафика используются практика повышения пешеходного перехода до уровня тротуара. Фактически это аналог искусственных дорожных неровностей, но ещё и с важной функциональной составляющей: пешеходам по такому переходу переходить дорогу гораздо удобнее, а водителям приходиться снижать скорость автомобиля. Такая мера может быть только на второстепенных улицах. Пример пешеходного перехода в Амстердаме представлен на рисунке 36.
Рисунок 36 - Зарубежная практика (пешеходный переход в Амстердаме).
4. Для безопасности дорожного движения следует сужать проезжую часть перед перекрестком или опасным местом. Широкие островки безопасности и дополнительные выступы перед перекрёстками делают короче пешеходные переходы и сужают улицы, заставляя автомобили двигаться медленнее за счёт эффекта бутылочного горлышка.
На рисунке 37 представлен пример реконструкции перекрестка.
Рисунок 37 - Зарубежная практика (Нью-Йорк, количество травм после реконструкции перекрестка уменьшилось на 24%)
В жилых или преимущественно пешеходных районах на опасных участках дороги ширину полосы надо максимально ограничить.
Перед правильным приподнятым переходом улицу сужается с помощью таких элементов. Это, не островки безопасности для пешеходов – эти элементы нужны именно для того, чтобы заставить водителей снижать скорость. Пример пешеходного перехода в городе Сидней представлен на рисунке 38.
Рисунок 38 - Зарубежная практика (Сидней)
5. Создание диагональных пешеходных переходов, которые стимулируют водителей быть внимательней, а пешеходам позволяют сэкономить время. Пример пешеходного перехода в Токио представлен на рисунке 39.
Рисунок 39 - Зарубежная практика (Токио)
Все представленные меры способствуют не только комфортному передвижению пешеходов, но и снижают общее количество ДТП на дорогах, снижают уровень шумового загрязнения и благоприятным образом влияют на экономическую привлекательность частного бизнеса для улиц города.
Мировая практика гласит, что качественные пешеходные зоны и общественные пространства благоприятно влияют на качество жизни населения и экономическую привлекательность улиц.
Общественные пространства — это часть городской среды, которая постоянно доступна для населения. Чаще всего под общественными понимаются места, где происходит городская общественная жизнь: площади, набережные, улицы, пешеходные зоны, парки. Можно сказать, что формируют единую городскую среду именно общественные пространства, реализуя возможность для совместного проведения досуга, общения, реализации творческих идей и т.д.
Успешные города мира имеют развитую систему общественных пространств.
На сегодняшний момент в Великих Луках не существует комфортных, удобных и современных общественных пространств, поэтому стоит обратить внимание на развитие парковых зон города.
![]() | ![]() | ![]() |
В рамках организации безопасного движения пешеходов по пешеходным переходам необходимо организовать приподнятые переходы. Перечень участков:
1-ый этап (0-5 лет)
Пересечение/Адрес | Кол-во пешеходных переходов (шт.) |
ул. Карла Либкнехта – ул. Некрасова | |
ул. Карла Либкнехта – ул. Пионерская | |
ул. Некрасов д. 8 | |
ул. Льва Толстого – ул. Некрасова | |
ул. Евгения Клевцова – Рыбацкая ул. | |
ул. Пушкина д. 12А | |
ул. Евгения Клевцова д. 2 |
2-ой этап (6-10 лет)
Пересечение/Адрес | Кол-во пешеходных переходов (шт.) |
ул. Пушкина – ул. Первомайская | |
ул. Пушкина – ул. Комсомольская | |
ул. Карла Либкнехта – ул. Пушкина |