1 — роликовая букса; 2 — колесная пара; 3 — ведущая шестерня; 4 — кожух тягового редуктора; 5 — тяговый электродвигатель; 6—приливы (носики) электродвигателя; 7 — корпус моторно-осевого подшипника; 8, 15 — уплотнения; 9 — крышка подшипника тягового электродвигателя; 10 — отбойник; 11 — желоб; 12 — зубчатое колесо; 13 — кольцо;
14, 18 — вкладыши моторно-осевого подшипника; 16 — полукольцо кожуха тягового редуктора; 17 — зацеп; 19 — штифт; 20 — хомут; 21 — колесный центр
Колесно-моторный блок состоит из колесной пары 2, тягового электродвигателя 5, с тяговым редуктором и двух букс 1.
Колесно-моторный блок тепловоза 2ТЭ116
1— тяговый электродвигатель; 3 - кожух тягового редуктора;
2 - ведущая шестерня тягового редуктора; 4 — колесная пара;.5 — поводковая букса;
6 — моторно-осевой подшипник; 7 — пружинная подвеска
Колесно-моторный блок тепловоза ТЭМ7
1—электродвигатель; 2—тяговый редуктор; 3—колесная пара; 4— букса;
5—хомут уплотнения
Колесная пара тепловозов 2М62 и ТЭМ2
1— левый колесный центр; 2 — бандаж; 3 — зубчатое колесо; 4 — ось;
5 — разъемное кольцо; 6 —.бандажное кольцо; 7 — правый колесный центр; 8 — пробка; 9 — втулка; 10 — отбойник; 11 — желоб; 12 — кольцо
Колесные пары тепловозов ТЭМ7 и 2ТЭ116
1 — бандаж; 2 — колесный центр; 3 — ось; 4 — укрепляющее кольцо;
5 - ведомое зубчатое колесо; 6 — отбойное кольцо
Все колесные пары тепловозов являются ведущими, т. е. каждая из них принимает участие в создании силы тяги. Сила тяги, развиваемая тяговым электродвигателем, через тяговый редуктор передается на ось колесной пары.
Колесная пара сборного типа. Основными частями колесной пары тепловоза является ось, колесные центры и бандажи. Оси изготавливаются из специальной осевой стали. На оси имеются шейки для установки букс, предподступичные части и подступичные части, на
|
которые напрессовываются колесные центры. Колесные центры состоят из ступицы, обода и диска. Они напрессовываются на ось с натягом. Бандажи являются сменным элементом колесной пары. Иx напрессовывают на колесные центры с натягом тепловым способом, нагревая до температуры 250... 320 0С, и закрепляют бандажными кольцами. Особенности конструкции колесных пар определяются типом тягового привода. Колесная пара при опорно-осевом подвешивании ТЭД имеет на оси подступичную часть, на которую напрессовывается зубчатое колесо, а шейки служат опорами моторно-осевых подшипников.
Для увеличения износоустойчивости ось упрочняют накаткой роликами. После накатки шейки оси шлифуют. В отверстие торца оси первой колесной пары запрессовывают втулку 9 с квадратным отверстием под привод скоростемера. Во избежание быстрой разработки квадратного отверстия втулку подвергают термообработке.
Бандажи укреплены на колесных центрах при помощи бандажных колец.
Зубчатое колесо насажено на ось с натягом 0,12—0,16 мм. Перед насадкой колесо нагревают до температуры не более 200 °С.
Выписка из «Инструкции по формированию,
И ремонту, и содержанию колесных пар тягового подвижного состава
Железных дорог колеи 1520мм». (ЦТ-329- 2000)
ВВЕДЕНИЕ
1.1. Настоящая Инструкция распространяется на колесные пары всех типов локомотивов и мотор-вагонного подвижного состав; (МВПС) колеи 1520 мм. Локомотивы и МВПС далее именуются тяговый подвижной состав (ТПС).
|
(В редакции указания МПС России от 23.08.2000 № К-2273у)
1.2. Инструкцией устанавливаются порядок, сроки, нормы и требования, которым должны удовлетворять колесные пары при их формировании, ремонте (освидетельствовании) и техническом содержании.
1.4.Требования настоящей Инструкции обязательны при изготовлении, ремонте, техническом обслуживании и эксплуатации колесных пар.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
2.1. В соответствии с Правилами технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации (далее ПТЭ) каждая колесная пара должна удовлетворять требованиям настоящей Инструкции. Колесные пары ТПС с подшипниками качения должны также удовлетворять требованиям действующей Инструкции по содержанию и ремонту узлов с подшипниками качения локомотивов и мотор-вагонного подвижного состава.
Колесные пары ТПС, эксплуатирующегося со скоростями свыше 140 км/ч должны, кроме того, удовлетворять требованиям действующей Инструкции по техническому обслуживанию и эксплуатации сооружений, устройств подвижного состава и организации движения на участках обращения скоростных пассажирских поездов.
2.2. Каждая колесная пара должна иметь на оси четко поставленные знаки о времени и месте формирования, полного освидетельствования и клейма о приемке ее при формировании и полном освидетельствовании. Элементы колесной пары должны иметь знаки и клейма,
установленные соответствующими стандартами, техническими условиями и настоящей Инструкцией. После ремонта в странах СНГ и Латвии - допускается эксплуатация колесных пар и их отдельных элементов без клейма «Серп и молот» при наличии остальных предусмотренных клейм.