Контрольные полосы ставятся:
в месте соединения ступицы с подступичной частью оси у прицепных вагонов мотор-вагонного подвижного состава поперек окрашенного эмалью места — эмалью красного цвета;
на бандажах в местах постановки контрольных отметок на всю толщину бандажа; с левой стороны от красной полосы (при расположении контрольных полос в зоне контакта бандажа с рельсом) на бандажах с наплавленными гребнями дополнительно нанесением желтой полосы шириной 10 мм и зеленой полосой с упрочненными гребнями с правой стороны
—на ободьях центров продолжение полосы на бандаже на всю толщину обода — эмалью белого цвета.
Ширина контрольной полосы должна быть 25 мм.
Для колесных пар ТПС устанавливаются следующие виды ремонта:
без смены элементов - обточка ободьев цельнокатаных колес и бандажей, обточка, накатка и шлифовка шеек осей, замена заклепок и пластинчатых пакетов зубчатых колес колесных пар, опробование на прессе колесных нар с признаками ослабления, крепление зубчатого венца, замена призонных болтов, а также ремонт упругих зубчатых колес, не требующий распрессовки центров, наплавка гребней и плазменное упрочнение гребней бандажей;
со сменой элементов — замена осей, колесных центров, цельнокатаных колес, бандажей, зубчатых колес или их венцов и других деталей, требующих для их замены спрессовки колеса (центра). К ремонту колесных нар со сменой элементов также относится перепрессовка ослабших колесных центров, зубчатых колес.
Одиночные колесные пары ТИС, направляемые для смены или ремонта отдельных элементов на завод или в депо, имеющие право на производство полного освидетельствования, должны подвергаться полному освидетельствованию с постановкой установленных клейм. Замененные элементы таких колесных пар должны удовлетворять требованиям настоящей Инструкции по допускам полного освидетельствования.
|
Перед обработкой новых цельнокатаных колее, бандажей, колесных центров, зубчатых колес, венцов и центров зубчатых колес, поковок осей они должны быть проверены контрольным мастером ОТК, а в депо — приемщиком локомотивов и мастером, которые устанавливают соответствие их действующим стандартам и техническим условиям, а также наличие на них установленной маркировки и актов технической приемки завода-изготовителя (сертификатов).
Схемы измерения проката бандажей (а), толщины гребня (6 и подреза гребня бандажа
Универсальный шаблон УТ1
ШАБЛОНЫДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ
ПАРАМЕТРОВ КОЛЕС
В абсолютном шаблоне традиционно применяемом на железных дорогах для измерения параметров гребней колес вагонных колесных пар, не учитывается размер скоса в 1 мм на тыльной части гребня колеса. Измерения толщины гребня абсолютным шаблоном при этом выполняют в сечении гребня на расстоянии 18 мм от вершины гребня. Для локомотивного же профиля колеса толщина гребня контролируется на расстоянии 20 мм от вершины гребня.
За последние годы существенно изменился характер износа колес тягового подвижного состава и вагонов. Если 10—15 лет назад изнашивалась, главным образом, поверхность (или круг) катания, то сейчас больше изнашивается гребень.
При измерении проката и толщины гребня абсолютным шаблоном имеют место значительные погрешности, которые не дают возможности судить о достоверности результатов измерений.
|
В основу нового, более прогрессивного, метода измерений для оценки геометрических параметров гребней колес, разработанного ВНИИЖТом, заложен принцип измерения толщины гребня в сечении на заданном расстоянии от поверхности катания колеса (точки контакта колеса и рельса) а также оценки крутизны наклона гребня — параметра - q r, определяющего безопасное прохождение колесом стрелочных переводов в противошерстном движении.
При использовании универсальных шаблонов У1 и УТ1 рис.54 г уровень измерения толщины гребня удаляется от вершины гребня по мере увеличения проката, тогда как при использовании абсолютного шаблона уровень остается один и тот же (18 мм для вагонных и 20 мм для локомотивных колес). При определенном значении проката, которое составляет 3 мм, уровень или линии измерения толщины гребня абсолютным и универсальным шаблонами совпадают.
Смещение уровня измерений на новом колесе с вагонным гребнем при угле образующей 60° дает изменение результата измерения толщины гребня на 1,73 мм. Следовательно, с учетом смещения шкалы универсального шаблона У1 относительно шкалы абсолютного шаблона на 1 мм при нулевом прокате наблюдается разница их показаний, равная 0,73 мм, или округленно — 0,7 мм.
Шаблон унифицированный УТ1, представляет собой сборный металлический каркас с системой рамок, с зажимными устройствами и измерительных линеек Количество линеек определено числом контролируемых параметров и равно трем П-образный жестко склепанный остов каркаса имеет две вертикальные опоры. Одна 1 жестко закреплена на расстоянии 70 мм от внутренней грани бандажа на круге катания. Другая опора с постоянным магнитом 3 и пластмассовой ручкой 4 предназначена для контактирования с внутренней гранью бандажа колеса. Обе вертикальные опоры соединены между собой горизонтальной штангой-линейкой 5. На штанге 5 размещена вертикальная линейка 6, перемещающаяся в рамке 7 и фиксируется винтом 8 и рамка 9 зажимным винтом 10, снабженная измерительной ножкой 11, которая на 13 мм короче опоры 1. Рамка 7 совместно закрепленная на ней горизонтальной линейкой 12 имеет возможность горизонтального перемещения по штанге 5 и фиксацией на ней с помощью зажимного винта 13, расположенного с тыльной стороны шаблона.