Категория наклонения глагола




I. Теоретическая часть

1. Категория наклонения. Модальность и наклонение. Реальное и ирреальное наклонение.

2. Изъявительное наклонение.

3. Сослагательное наклонение.

4. Повелительное наклонение.

5. Связь категории наклонения с другими глагольными категориями.

II. Практическая часть:

Задание 1. Определите наклонение выделенных глаголов.

1. Я крикнул солнцу: «Погоди! Послушай, златолобо, чем так, без дела заходить, ко мне на чай зашло бы

2. «Поставьте этот градусник под мышку, детишки!» – и ставят дети радостно градусник под мышки.

3. Волны, как теперь ни ухайте, все, кто плавал, в тихой бухте.

4. Болты, лезьте в дыры ровные, части вместе сбей огромные.

5. Светить всегда, светить везде, до дней последних донца, светить – и никаких гвоздей! Вот лозунг мой – и солнца!

6. Кличет книжечка моя: «Дети, будьте как маяк! Всем, кто ночью плыть не могут, освещай огнем дорогу».

7. Вставай! Иди! Гудок зовет, и мы приходим на завод.

8. Докторам хорошо, а рабочим – лучше, я б в рабочие пошел, пусть меня научат.

9. Вам в постельку лечь поспать бы

10. Инженеру хорошо, а доктору – лучше, я б детей лечить пошел, пусть меня научат.

ЗАДАНИЕ 2. Определите наклонение всех глаголов, которые употреблены в приведенных русских народных пословицах. Укажите значение, грамматические особенности данных форм глагола, как они образованы. 1. Береги платье снову, а честь смолоду. 2. Одно дело делаешь, другого не порть. 3. Слово не воробей, вылетит – не поймаешь. 4. Чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало. 5 Не было бы счастья, да несчастье помогло. 6. Не давши слова – крепись, а давши – держись. 7. Любишь кататься, люби и саночки возить. 8. Сказал бы словечко, да волк недалечко. 9. Не сули журавля в небе,дай синицу в руки. ЗАДАНИЕ 3. Охарактеризуйте значение и способы образования наклонения всех глаголов, употребленных А.С. Пушкиным в тексте «Вакхической песни». Что смолкнул веселия глас? Раздайтесь, вакхальны припевы! Да здравствуют нежные девы И юные жены, любившие нас! Полнее стакан наливайте! На звонкое дно В густое вино Заветные кольца бросайте! Подымем стаканы, содвинем их разом! Да здравствуют музы, да здравствует разум! ЗАДАНИЕ 4. От неопределенных форм глаголов разных видов образуйте все формы изъявительного, повелительного и сослагательного наклонений. Сравните систему форм глаголов совершенного и несовершенного видов. Выдвинуть – выдвигать, высунуться – высовываться, выспаться – высыпаться, вытереть – вытирать, выщипать – выщипывать, подъехать – подъезжать, почистить – прочищать, уведомить - уведомлять; бояться, быть, глядеть, ехать, лазить, лакомиться, мерить, морщить, мочь, стонать; взглянуть, выкрасить, закупорить, лечь, напоить, положить. ЗАДАНИЕ 5. Найдите глаголы, которые не имеют форм повелительного наклонения, объясните это грамматическое явление. От остальных глаголов образуйте форму 2-го лица единственного числа повелительного наклонения. При выполнении задания опирайтесь на нормативные словари и справочники Быть, везти, взглянуть, видеть, возить, выгладить, выкрасить, вымазать, глядеть, гнить, ехать, закупорить, лазить, лакомиться, лечь, мерить, морщить, мочь, напасть, напоить, ползать, ползти, положить, рассказать, рассказывать, ржаветь, слышать. ЗАДАНИЕ 6. В приведенных предложениях из пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад» найдите формы повелительного наклонения глагола. Проследите, как лексическое значение глагола, его вид, а также контекстуальные показатели (частицы, обращение и др.) влияют на проявление различных оттенков повелительного наклонения (смягченное, категоричное, нейтральное побуждение). 1. Взгляните, мамочка: какие чудесные деревья! 2. Возьмите меня с собой, будьте так добры. 3. Что на торгах? Рассказывай же! 4. Вы, Петя, расскажите лучше о планетах. 5. Знаете, друзья, пойдемте, уже вечереет. 6. Родные мои… Если бы вы знали, как я вас люблю. Садитесь рядом. Вот так. 7. Верьте мне, Аня, верьте! 8. Нет, не уходите, останьтесь. Голубчик. Прошу вас. 9. Вперед! Не отставай, друзья! 10. Господа, идемте садиться в экипажи… Уже пора! 11. Да уходите же, наконец! 12. Пойдем со мной, пойдем, милая, отсюда пойдем! 13. Ты уходи, Фирс, я уж, так и быть, сам разденусь. 14. Нет, давайте продолжим вчерашний разговор. 15. Оставь, оставь… Дай мне хоть двести тысяч, не возьму. Я свободный человек.

Задание 7. Определите у форм сослагательного наклонения их модальные оттенки; охарактеризуйте форму данного наклонения в тексте.

1. Наташа высунулась из окна и долго смотрела на блеск воды среди листвы, на радугу, и у неё сжалось сердце: если бы можно было остаться здесь до самой осени?! (Пауст.)

2. Ты бы хоть старый плащик накинул. (Гайд.)

3. Но, глядя на этого худенького, невысокого офицера, никто бы не дал ему больше тридцати лет. (Пауст.)

4. Возможно, что он просто хотел, чтобы я не мешал ему, но я понял этот жест как разрешение. (Гайд.)

5. В избе сухо, светло от сада, сад даёт от себя желтое излучение. Села бы у окошка и никуда бы не уходила. Глядела бы на калину в саду, думала бы. (Пауст.)

 

ЗАДАНИЕ 8. В значении какого наклонения употреблены формы выделенных глаголов в данных предложениях?

1. …Казалось, удерживай ее сейчас кто угодно, всех бы обманула и убежала (В. Распутин).

2. …Хочешь – не хочешь, живи (А. Чехов).

3. Она скупа. А попроси у нее взаймы, она станет плакать (А. Чехов).

4. Яков сменил разговор: «Лег бы, поспал» (В. Крупин).

5. Ты бы ложилась, нянечка. Уже поздно (А. Чехов).

6. Взяла она в бакалее подсолнечного масла, да литровку-то о вертушку и разбей (М. Булгаков).

7. – А ты бы меня отпустил, игемон, – неожиданно попросил арестант (М. Булгаков).

8. Мне хочется играть… Я сыграла бы теперь что-нибудь (А. Чехов).

9. Знай он, что та фигура, которую он принял за Настену, действительно Настена и была, ему, пожалуй, стало бы легче (В. Распутин).

10. Конечно, будь она из местных, из атамановских, живи тут же ее родня,… то и отношение к ней было бы другое (В. Распутин).

ЗАДАНИЕ 9. В данных примерах отметьте случаи употребления одних наклонений в значении других. 1. «Эй, пошел, ямщик!..» – «Нет мочи: Коням, барин, тяжело; Вьюга мне слипает очи; Все дороги занесло; Хоть убей, следа не видно; Сбились мы…» (Пушкин). 2. А в те поры все важны, в сорок пуд…Раскланяйся – тупеем не кивнут (Грибоедов). 3. Вот то-то, все вы гордецы! Спросили бы, как делали отцы! Учились бы, на старших глядя (Грибоедов). 4. Щепотки волосков Лиса не пожалей, Остался б хвост у ней (Крылов). 5. – Вам тоже посоветовал бы, Аммос Федорович, обратить внимание на присутственные места (Гоголь). 6. – Если вы позволите, я бы присел? (Куприн). 7. Как волка ни корми, он все в лес смотрит (пословица). 7. Как теперь гляжу на эту лошадь: вороная, как смоль, ноги – струнки, и глаза не хуже, чем у Бэлы, а какая сила! Скачи хоть на 50 верст. А уж выезжена – как собака бегает за хозяином, голос его даже знала (Лермонтов).

Литература:

1. Современный русский язык. Анализ языковых единиц. В 3 частях. Ч. 2. / Под ред. Е.И. Дибровой. М.: Просвещение, 1995

2. Современный русский язык под ред. П.А. Леканта. М.: Дрофа, 2000.

3. Бондарко А.В., Буланин Л.Л. Русский глагол. Л.: Просвещение, 1967. С. 120-134.

4. Буланин Л.Л. Трудные вопросы морфологии. М: Просвещение, 1976. С. 138-142.

5. Иванов В.В. Историческая грамматика русского языка. М.: Просвещение, 1983. С. 330-343; 349-355.

Морфология-2

3 курс, стационар

Н.А. Красовская

 

Практическое занятие № 9



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: