Схема анализа слов категории состояния




1) Словоформа в тексте;

2) Часть речи; категориальное значение; вопрос к словоформе в тексте;

3) Начальная форма СКС;

4) Разряд по значению;

5) Наклонение СКС. Показатель. Значение;

6) Время СКС. Показатель. Значение;

7) Степень сравнения СКС. Показатель. Значение;

8) Форма субъективной оценки СКС (есть или нет). Показатель;

9) Соотносительность СКС со словами других частей речи;

10) Парадигма СКС (изменение по наклонениям, временам и степеням сравнения);

11) Функция в предложении.

 

Практическая часть:

 

ЗАДАНИЕ 1. Найдите в предложениях СКС и определите семантику:

1. Надо четко осознавать: многие беды в обращении с природой – следствие нашей неграмотности…

2. Душно, должно быть, ночью будет гроза (А. Чехов).

3. В доме, к немалому моему удивлению, было тихо (Ф. Абрамов).

4. Надо идти звать всех (А. Чехов).

5. И мне некогда, мне нужно завтра рано вставать… (А. Чехов).

6. …мне холодно, как в подземелье… (А. Чехов).

7. Она сразу увидела: пусто возле куста, нету Павла (Ф. Абрамов).

8. Теперь можно и в путь (А. Чехов).

9. В осеннем саду пусто.

10. Видно, на море не тихо (А. Пушкин).

 

ЗАДАНИЕ 2. В следующих примерах найдите слова категории состояния (безлично-предикативные) и определите характер обозначаемого состояния.

1. Солнце уже выглянуло сзади из-за города и тихо, без хлопот, принялось за работу (А.Чехов). 2. Море было гладко, и в него весело и спокойно гляделось бирюзовое небо (А.Чехов). 3. По лужам протянулись ледяные иглы, и стало в лесу неуютно, глухо и нелюдимо. Запахло зимой (А.Чехов). 4. Хорошо косою в утренний туман выводить по долам травяные строчки (С.Есенин). 5. Рано утром выйду из гостиницы. Будет прохладно и сыро (С.Довлатов). 6. Все будет замечательно. Если сами мы будем хорошими… (С.Довлатов). 7. Мне как-то неловко… рассказывать вам об этом совершенно невероятном происшествии (Е.Замятин).

 

ЗАДАНИЕ 3. В данных предложениях выделите наречия и слова категории состояния.

1. Катерина Ивановна трудно и хрипло дышала и была, казалось, в страшном изнеможении. (Дост.)

2. Расстаться казалось нам трудно,

Но встретиться было б трудней. (Л.)

3. За обедом было очень весело; лица всех смотрели как-то благоприятно и одобрительно. (С.-Щ.)

4. Мать говорила, сердясь, что я бестолков и упрям; это было горько слышать. (М.Г.)

5. Осенняя ночная степь горько пахнет полынью. (Сим.)

6. Морозило сильнее, чем с утра; но зато так было тихо, что скрип мороза под сапогом слышался за полверсты. (Г.)

7. Тихо и сонно всё в деревне; безмолвные избы были отворены настежь; не видно не души. (Гонч.)

8. Помню, как ярко и жарко пекло солнце сухую, рассыпчатую под ногами землю. (Л.Т.)

9. Утро такое милое, ясное, но мне немножко грустно. (М.Г.)

10. Босые ноги приятно холодила влажная земля. (Шол.)

11. И молча он коня седлает,

И скачет с беглым королём.

И страшно взор его сверкает,

С родным прощаясь рубежом. (П.)

12. Чу, за белой. Дымной тучей

Глухо прокатился гром. (Тютч.)

13. Мне мало надо! (В. Хлебников)

14. Как весело… измучась от борьбы,

По мелочам растратив жизнь и силы,

Просить, как милости, у ветреной судьбы

Себе безвременной могилы… (С. Дуров)

15. Нельзя ли у трамвала

Вокзай остановить. (С.Маршак)

 

ЗАДАНИЕ 4. В приведенных примерах укажите, где сравнительная степень является наречием, где – прилагательным и где категорией состояния. В чем особенности каждой категории?

1. На войне, вертясь постоянно около смерти, люди делаются лучше, всякая чепуха с них слезает, как нездоровая кожа после солнечного ожога, и остаётся в человеке – ядро. Разумеется, у одного оно покрепче, у другого послабже, но и те, у кого ядро с изъяном, тянутся, каждому хочется быть хорошим и верным товарищем. (А.Н.Т.)

2. Отец и мать оба меня любили; но от этого мне не было легче. (Т.)

3. Голоса разговаривавших казаков звучнее раздавались и стояли в воздухе. (Л.Т.)

4. Обломов вспыхивал, изнемогая, с трудом сдерживал слёзы, и ещё труднее было душить ему радостный, готовый вырваться из души крик. (Гонч.)

5. Егорушка послушал немного, и ему стало казаться, что от заунывной, тягучей песни воздух сделался душнее, жарче и неподвижнее. (Ч.)

6. Мне становится жутко, и я чувствую, как кровь быстрее обращается в моих жилах. (Л.Т.)

7. Гул усиливался, сырая трава становилась гуще и выше, кусты попадались чаще, и горизонт постепенно суживался. (Л.Т.)

8. Чем дальше уезжал Оленин от центра России, тем дальше казались от него все его воспоминания, и чем ближе подъезжал к Кавказу, тем отраднее становилось ему на душе. (Л.Т.)

9. Все ближе к воде забирались кудрявые темно-зелёные кусты. (Фед.)

10. После ухода Якова Лукича Давыдов уже спокойнее продумал случившееся. (Шол.)

11. Хмурое небо все ниже спускалось на город, на Настю, на Неву.(Пауст.)

12. Он стал ещё бледнее прежнего; глаза его блистали, и, что всего было удивительнее, тяжелая, одинокая слеза катилась по его щеке. (Т.)

13. Старики Базаровы тем больше обрадовались внезапному приезду сына, чем меньше они его ожидали. (Т.)

14. Небо всё ниже и ниже опускалось к земле, и вокруг становилось всё темнее, пока не пошёл снег. (Пауст.)

15. Маленькой, но сильной рукой Нестеренко ещё крепче сжал локоть Давыдова. (Шол.)

16. Чуть покруче разлился румянец на щеках делегата, да приметнее сделались оспины. (Фад.)

 

ЗАДАНИЕ 5. К каким частям речи относятся выделенные слова?

1. Дышалось легко, глубоко, я не слышал своего сердца. (В.Белов)

2. Его заявление вполне ответственно.

3. Это решение интересно и оригинально.

4. В вагоне электрички было тесно от рюкзаков и лыж и шумно. (Ю.Казаков)

5. Под его широко раскинутыми крыльями тихо копошилась дюжина гусят. (Е.Носов)

6. Хорошо видна накатанная зимняя дорога.

7. Пространство между домами и лесом было пусто.

8. Прикосновение ее рук было легко и не причиняло боли.

9. Лицо ее в этот момент было очень хорошо.

10. Он вдруг подумал, как она красива и как хорошо одета.

 

ЗАДАНИЕ 6: Выпишите слова категории состояния. Дайте их характеристику.

1. В горах этой ночью прохладно. (Сим.)

2. И так им ехать весело с подначками и шутками, - а много ль надо в юности, чтоб было нам смешно? (Твард.)

3. Сначала ему стало грустно, затем обидно, и, наконец, он рассердился. (Вс.Ив.)

4. Уже было поздно и темно. (П.)

5. Глухо, пустынно, безлюдно, степь полумёртвая сплошь. (Н.)

6. От этого Илье стало легко и радостно. (М.Г.)

7. Уже год живу и служу здесь, пора бы, кажется, быть знакомыми. (Ч.)

8. Но особенно любопытно было послушать спор Калиныча с Хорем. (Т.)

9. Но видно было, что ему вовсе не до радостей и семейного счастья. (Дост.)

10. Полезно спрашивать и про то, что знаешь. (Посл.)

11. Можно открывать наугад том за томом сочинения Куприна и в каждом рассказе находить россыпи глубоких и разносторонних знаний. (Пауст.)

12. «Мне нужно поговорить с тобой наедине», - сказал он таинственно брату. (Ч.)

13. И нельзя выразить словами, как радостно, тихо и сладко становится на сердце. (М.Г.)

14. Стыдно сказать, а грех утаить. (Посл.)

15. …И тень вот эта, а меня нет. (М.Цветаева)

16. Как весело, обув железом острым ноги,

Скользить по зеркалу стоячих, ровных рек! (А.Пушкин)

 

ЗАДАНИЕ 7: Укажите различия в значении однокоренных слов, определяемые их принадлежностью к разным частям речи.

1. Жалко старика. Жалею старика. Жалкий старик. Он жалко улыбался. Меня охватила жалость к старику.

2. Ему весело. Он веселится. Весёлый ребёнок. Он весело хохочет. Весёлость его заразительна.

3. Радостно смотрели глаза его. Радуюсь за него. Радостен вид его. Радости мало. Ему было так радостно!

4. Скупостью никогда не отличался. Скупиться тут нечего. Скупо и невесело было за столом. Говорил с трудом, скупо выражал эмоции.

5. Мысль была верна. Верность – замечательная черта. Ответ студента верен. Верно отметить. Ему было на это указано совершенно верно.

 

ЗАДАНИЕ 8: Определите, к какой части речи относится сравнительная степень (имя прилагательное, наречие, категория состояния). Ответ мотивируйте.

1. Чуть прижмёшь покрепче – скалят зубы по-волчьи. (А.Н.Т.)

2. Но когда ты моложе была, и шелка ты поярче брала, и ходила рука побыстрее… так возьми ж и теперь попестрее. (Бл.)

3. Смелый приступ не хуже победы. (Посл.)

4. Человек твёрже камня, нежнее цветка. (Посл.)

5. В споре не побеждает тот, кто громче кричит. (Посл.)

6. На душе становилось всё тяжелее и тяжелее. (Ч.)

7. Я не чувствую, что мне трудно, и не могу представить жизнь лучше, интересней этой. (М.Г.)

8. Хлопочут набирать учителей полки числом поболее, ценою подешевле. (Гр.)

9. Лучше всего было в лесах. (Пауст.)

10.Труднее всего вспомнить, когда это началось. (Пауст.)

 

ЗАДАНИЕ 9. Составьте предложения со следующими словами в значении прилагательных, наречий, категории состояния

Смелее, смешнее, жарче, просторнее, мягче, тяжелее, лучше, веселее, прохладнее, чище, твёрже, интереснее.

 

Литература:

1. Н.М.Шанский, А.Н.Тихонов. Современный русский язык в 3ч. Ч.2. – М.: Просвещение, 1987.

2. Современный русский язык. Анализ языковых единиц. В 3ч. Ч.2. Под ред. Е.И.Дибровой. – М.: Владос, 1995.

3. Современный русский язык. Под ред. П.А.Леканта. – М.: Дрофа, 2000.

 

Морфология – 2

3 курс, стационар

Н.А. Красовская



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: