ПРИЧАСТИЕ, ДЕЕПРИЧАСТИЕ.




I. Теоретическая часть:

1.Охарактеризуйте причастие как форму глагола (значение, морфологические и синтаксические признаки).

2.Образование причастий.

3.Общая характеристика деепричастия.

4.Особенности образования деепричастий.

5.Переход причастий и деепричастий в слова других частей речи.

II. Практическая часть:

 

ЗАДАНИЕ 1. Определите залог и время причастий. От каких основ и с помощью каких суффиксов они образованы?

Слушающий, блестящий, любимый, вылетевший, срезанный, пристроенный, кричащий, просивший, ведомый, закрытый, вызревший, вернувшийся, открытый, отданный, щадящий, стоптанный, колотый, умытый, высаженный, приходящий, крашеный, заброшенный, обвешенный, выкачанный, навешенный.

 

ЗАДАНИЕ 2. Определите вид, спряжение, класс и переходность приведённых ниже глаголов; образуйте от них формы причастий.

Видеть, терпеть, ненавидеть, гнать, держать, слышать, обидеть, жать, мять, тереть, колоть, молоть, стлать, волноваться, тренироваться, забавляться, бороться, вдумываться, зеленеть, желтеть, рисовать, излагать, наблюдать, вить, виться, пропалывать, проверять, отпускать, мерить, носить, возить, отражаться, купаться, двигаться, мыть, рыть, пить, вязать, ранить, атаковать, телеграфировать, отправлять, прикрепить, прикреплять, жечь, сжечь, толочь, истолочь, забыть, забывать, вспомнить, вспоминать, страдать, двигать, влиять, узнать, умничать, перепрыгнуть, спугнуть, ковать, лакировать, обогатить, пробудить, удвоить, полоскать, колебать, скорбеть.

Задание 3. Определите, какой частью речи являются выделенные слова; укажите их грамматические признаки.

1. У него странное лицо, очень напоминающее старый, изношенный, слежавшийся башмак. (Макар.)

2. Блестящая сытой шерстью Мэри была запряжена в легковые сани. (Макар.)

3. Кобылка действительно была холеная: блестящая, чистая шерсть, расчесанная грива, во всех отношениях она была чистоплотнее своего воспитателя и хозяина. (Макар.).

4. Славное место эта долина! Со всех сторон горы неприступные, красноватые скалы, обвешанные зелёным плющом и увенчанные купами чинар, жёлтые обрывы, исчерченные промоинами, а там высоко-высоко золотая бахрома снегов, а внизу Арагва, обнявшись с другой безыменной речкой, шумно вырывающейся из черного, полного мглою ущелья, тянется серебряной нитью и сверкает, как змея, своей чешуею. (Л,)

5. Выражение его лица было сосредоточенно и угрюмо. (Т.)

6. Вслед за тяжелоранеными с баржи сошло десятка полтора тех, кто мог ещё ходить. (Сим.)

7. На темно-сером небе кое-где мигают звёзды; влажный ветерок изредка набегает лёгкой волной; слышится сдержанный, неясный шепот ночи; деревья слабо шумят, облитые тенью. (Т.)

8. Николай Андреевич Стахов, сын отставного капитана, раненного в 12-м году и получившего доходное место в Петербурге, шестнадцати лет поступил в юнкерскую школу и вышел в гвардию. (Т.)

9. Вы делите пьесы на играемые и читаемые. (Ч.)

10. Но не только холодный, злой взгляд человека преследуемого и ожесточенного блеснул в его глазах, когда он говорил эти нежные слова. (Л.Т.)

11. Анечка жива, растет, на ноги не становится, ручки как закованные. (Л. Улицкая)

12. Издаёт скрежещущие звуки. (Л. Улицкая)

13. И небо спеклось, упав на кусок

Кровоостанавливающей арники. (Б.Пастернак).

ЗАДАНИЕ 4. Какие причастия прошедшего времени из перечисленных ниже являются более употребительными в современном русском литературном языке? Наблюдается ли какая-нибудь закономерность в образовании и употреблении причастий прошедшего времени, образованных от бесприставочных и приставочных глаголов на –нуть? 1. Вянувший—вядший, гаснувший—гасший, дрогнувший — дрогший, зябнувший — зябший, киснувший — кисший, мерзнувший — мерзший, сохнувший — сохший, хрипнувший — хрипший. 2. Увянувший — увядший, погаснувший — погасший, продрогнувший — продрогший, озябнувший — озябший, скиснувший — скисший, промерзнувший — промерзший, просохнувший — просохший, усохнувший — усохший, охрипнувший — охрипший. ЗАДАНИЕ 5. Сопоставьте лексические и грамматические особенности причастий и имен прилагательных. 1. Блестящее выступление, выдающийся педагог, говорящая кукла, зеленеющий сад, отталкивающая внешность, пишущая машинка, редеющий лес, танцующий мальчик, тающий снег, текущий счет 2. Бывший директор, выздоровевший ребенок, замерзший пруд, засохший пирожок, осунувшееся лицо, отцветший сад, отяжелевшая голова, побелевшие волосы, распустившиеся почки. 3. Взволнованный артист, врожденный порок сердца, засеянное поле, ограниченный человек, озабоченный вид, открытый слог, поношенный костюм, просмотренный фильм, усиленное питание. 4. Незабываемая встреча, необитаемые острова, непромокаемый плащ, несгораемый шкаф, решаемая задача, склоняемые существительные.

Задание 6. Образуйте от глаголов деепричастия.

Встать, подарить, дарить, прислать, крутить, обедать, пообедать, вести, привести, нести, иметь, синеть, увидеть, сложить, победить, побежать, надеть, надевать, молчать, замолчать, ошибиться, ошибаться, нахмуриться, хмуриться, обижаться, обидеться, прислониться, прислоняться, махать, махнуть, мурлыкать, брызгать, достать, доставать, запереть, запирать, зачахнуть, хныкать, захныкать, играть, поиграть, знать, познать.

Задание 7. Укажите, от какого глагола и от какой основы этого глагола образовано данное деепричастие.

Беседуя, умываясь, оглядываясь, испекши, отдохнув, услышав, теряясь, плача, прочтя, работая, выросши, принесши, встретив, заболев, пересекая, встретясь, пройдя, купаясь, поворачивая, завидевши, истребя, рассмеявшись, будучи, говоря, заметив, плача, крича, отказав, расспросив.

ЗАДАНИЕ 8. Найдите в тексте деепричастия и определите соотнесенность во времени добавочного действия, которое они обозначают, с основным действием, выраженным глаголом в спрягаемой форме. 1. Помолчав еще немного и не отрывая глаз от Егорушки, таинственный Тит задрал вверх одну ногу, нащупал пяткой точку опоры и взобрался на камень; отсюда он, пятясь назад и глядя в упор на Егорушку, точно боясь, чтобы тот не ударил его сзади, поднялся на следующий камень и так поднимался до тех пор, пока совсем не исчез за верхушкой бугра (Чехов). 2. Но вот наконец, когда солнце стало спускаться к западу, степь, холмы и воздух не выдержали гнета и, истощивши терпение, измучившись, попытались сбросить с себя его. Из-за холмов неожиданно показалось пепельно-седое кудрявое облако. Оно переглянулось со степью — я, мол, готово — и нахмурилось. Вдруг в стоячем воздухе что-то порвалось, сильно рванул ветер и с шумом, со свистом закружился по степи. Тотчас же трава и прошлогодний бурьян подняли ропот, на дороге спирально закружилась пыль, побежала по степи и, увлекая за собой солому, стрекоз и перья, черным вертящимся столбом поднялась к небу и затуманила солнце. По степи вдоль и поперек, спотыкаясь и прыгая, побежали перекати-поле, а одно из них попало в вихрь, завертелось, как птица, полетело к небу и, обратившись там в черную точку, исчезло из виду (Чехов). ЗАДАНИЕ 9. В чем заключается своеобразие деепричастий, выделенных в предложениях из произведений А. С. Пушкина? 1. Вошед в комнату, я тотчас узнал картинки, изображающие историю блудного сына; стол и кровать стояли на прежних местах; но на окнах уже не было цветов, и все кругом показывало ветхость и небрежение. 2. Дошедши до двух сосен, стоящих передовыми стражами рощи, он остановился, оглянулся во все стороны, свистнул свистом пронзительным и отрывистым и стал слушать. 3. Отошед несколько шагов, он остановился... и воротился... но ассигнаций уже не было. 4. Рукопашный бой завязался, солдаты уже были на валу, разбойники начали уступать, но Дубровский, подошед к офицеру, приставил ему пистолет ко груди и выстрелил... 5. Однажды, пришед в залу, где ожидал ее учитель, Марья Кирилловна с изумлением заметила смущение на бледном его лице. 6. Пришед в себя, увидел я Швабрина, сидевшего на окровавленной траве, и перед ним все наше семейство. 7. «Что же?—спросил Пугачев.—Страшно тебе?» Я отвечал, что, быв однажды уже им помилован, я надеялся не только на его пощаду, но даже и на помощь.

 

для причастия

1. Словоформа в тексте.

2. Грамматическое значение.

3. Начальная форма.

4. От какой глагольной основы образовано и при помощи какого суффикса.

5. Вид.

6. Возвратность.

7. Переходность.

8. Залог (по двухзалоговой системе).

9. Время.

10. Полная или краткая форма (для страдательных причастий).

11. Число.

12. Род.

13. Падеж.

14. Функция в предложении.

 

для деепричастия

1. Словоформа в тексте.

2. Грамматическое значение.

3. от какой глагольной основы образовано и при помощи какого суффикса.

4. Вид.

5. Возвратность.

6. Переходность.

7. Залог (по двум залоговым системам).

8. Время.

9. Неизменяемость.

10. Функция в предложении.

 

ЗАДАНИЕ 10. Произведите морфологический разбор причастий и деепричастий из следующих текстов и предложений:

Налетавший ветер дует порывами, крепчая и постоянно меняя свое направление; вздрагивает судно, качаясь на волнах; с гулом и ревом приближается, кружась, пламенно-бурая мгла… Кругом настоящее светопреставление. Примчавшись с угрюмого севера из холодной ночи, в бешенстве мечутся вихри. Ревет, шипя и ухая, возмущенное море… С темного неба, из лохматых туч, в смятении давящих друг друга, не переставая, гневно падают раскаты грома… (по А.С. Новикову-Прибою).

1. Раскрыт балкон, сожжен цветник морозом. Опустошен поблекший сад дождями (Бунин). 2. Как увядающее мило! (Тютчев). 3. И падают светлые мысли, Сожженные темным огнем (Блок). 4. Прямо к станции летит Тройка удалая, Проезжающий сидит, Головой мотая: Ладит вывернуть кольцо (Некрасов). 5. Над головой — яркое горячее небо, кругом — бледно-зеленая колючая зелень кустов малины, перемешанных с сорной заростью (Л. Толстой). 6. Не успел я отойти двух верст, как уже полились кругом меня по широкому мокрому лугу, и спереди по зазеленевшим холмам, от лесу до лесу, и сзади по длинной пыльной дороге, по сверкающим, обагренным кустам, и по реке, стыдливо синевшей из-под редеющего тумана, полились сперва алые, потом красные, золотые потоки молодого, горячего света... (Тургенев). 7. Алексей не мог узнать свою Акулину в этой смешной и блестящей барышне (Пушкин). 8. А зимних праздников блестящие тревоги?.. (Пушкин). 9. Между тем перед глазами ехавших расстилалась уже широкая, бесконечная равнина, перехваченная цепью холмов (Чехов). 10. Набухли, надулись на деревьях пахучие смолистые почки (Соколов-Микитов).

1. Вот, море кругом обежавши.. Высунув язык, мордку поднявши, Прибежал бесенок, задыхаясь, Весь мокрешенек, лапкой утираясь, Мысля: дело с Балдою сладит (Пушкин). 2. Тут соседи беспокоить Стали старого царя, Страшный вред ему творя (Пушкин). 3. Ребенком будучи, когда высоко Звучал орган в старинной церкви нашей, Я слушал и заслушивался — слезы Невольные и сладкие текли (Пушкин). 4. Я молча дал знак матушке и Марье Ивановне удалиться в угол (Пушкин). 5. Направо и налево чернели мрачные таинственные пропасти и туманы, клубясь и извиваясь, как змеи, сползали туда по морщинам соседних скал, будто чувствуя и пугаясь приближения дня... (Лермонтов). 6. Во все это время Дубровский не отлучался от Покровского, но слух о разбоях его не утихал благодаря изобретательному воображению сельских жителей (Пушкин). 7. Мы ехали рядом, молча, распустив поводья, и были уж почти у самой крепости: только кустарник закрывал ее от нас (Лермонтов). 8. Ямщик, который вез его, сказывал, что во всю дорогу Дуня плакала, хотя, казалось, ехала по своей охоте (Пушкин). 9. Она спешила отослать заспанную девку, нехотя предлагавшую ей свою услугу (Пушкин). 10. Я глядел на него жадно, стараясь уловить хотя одну тень беспокойства (Пушкин).

 

Литература:

1. Н.М.Шанский, А.Н. Тихонов. Современный русский язык. В трех ч. Ч.II. – М.: Просвещение, 1987. – С.204-218.

2. Современный русский язык. Анализ языковых единиц. В трех ч. Ч.II. Под ред. Е.И.Дибровой. – М.: Просвещение – Владос, 1995. – С.108-120.

 

Морфология – 2

3 курс, стационар

Н.А. Красовская

Практическое занятие № 14

 

Наречие как часть речи

I. Теоретическая часть:

1. Наречие как часть речи. общая характеристика. Соотносительность с другими частями речи. адвербиализация.

2. Разряды наречий по значению.

3. Словообразовательные особенности наречий.

План анализа наречия:

1) Словоформа в тексте;

2) Часть речи; категориальное значение; вопрос к словоформе;

3) Начальная форма наречия;

4) Разряд по значению (определительное / обстоятельственное); подразряд по значению;

5) Морфологические признаки;

6) Степень сравнения (если есть). Показатель; значение;

7) Форма субъективной оценки (если есть). Показатель;

8) Парадигма степеней сравнения (если есть);

9) Функция в предложении.

II. Практическая часть:

Задание 1: Найдите степени сравнения прилагательных и наречий, установите, чем они различаются.

1.В этот вечер Казбич был угрюмее, чем когда-либо. (Л.) 2. Стал ненастней и темней низкий горизонт. Лес теперь до вешних дней заперт на ремонт. (Матус.). 3. С каждым годом эту грусть чувствуя сильней, я спокойствию учусь у осенних дней. (Матус.). 4. Ярче всех подруг небесных луна в воздушной синеве. (П.) 5. Сильнее всех изменилась большая Зоя. (Ч.) 6. Мороз сильней, пустынней путь, чем дале на восток. (Н.) 7. Всё чаще я по городу брожу, всё чаще вижу смерть. (Бл.) 8. Исход боя решает не тот, кто сильнее, а тот, кто хитрее. (Посл.) 9. Он стал смелее обращаться с красками. (Пауст.) 10. Небосвод сильней навис. Льёт как из ведра. (Матус.).

Задание 2: Определите, от каких частей речи и каким способом образованы следующие наречия.

Несказанно, актуально, задолго, добела, изредка, певуче, излишне, раздражающе, зачастую, по-межвежьи, затемно, втихомолку, шагом, наедине, трижды, вдребезги, вплотную, дружески, молодецки, неспроста, отечески, сухо-насухо, настрого, наотмашь, наперевес, подряд, посредине, сегодня, где-то, всюду, тотчас, утром.

ЗАДАНИЕ 3: Определите разряд по значению имеющихся в тексте наречий.

1. Погода стояла прекрасная: белые круговые облака высоко и тихо неслись над ними, ясно отражаясь в воде; тростник шушукал кругом; пруд местами, как сталь, сверкал на солнце. (Т.)

2. Из Наркомата шли втроём по уже начинавшему чуть зеленеть Гоголевскому бульвару. (Сим.)

3. То, что он увидел, было так неожиданно, что он немножко испугался. (Ч.)

4. Взволнованная желтыми сопками степь здесь иногда переходит в довольно высокие горы из сильно разветренного гранита. (Пришв.)

5. Кирила Петрович ходил взад и вперед по зале, грозно насвистывая «Гром победы раздавайся». (П.)

6. Когда первый страх прошёл, я оглянулся: кругом, в десяти шагах от нас, росли тростники; вдали над их верхушками виднелся берег. (Т.)

7. На станции он думал взять подводу, но пришлось идти пешком восемнадцать вёрст. (А.Н.Т.)

8. Мимоходом только глянула в окно,

И я понял, что люблю её давно. (И.Анненский).

9. Не пойми меня дурно. С твоим голосом, телом, именем

Ничего уже больше не связано… (И.Бродский)

9. Накатывается издалека.

Сначала громом конского обоза

По мостовой. (Д.Самойлов).

 

Задание 4: Определите, какими частями речи являются выделенные слова.

1) Целый день они бродили по городу.

2) Они молча глядели на нас.

3) Это было невероятно.

4) Не отвечает, не подумав.

5) Осторожно, замедленно шагом продвигались мы к указанному месту.

6) В его расчетах все правильно.

7) Тяжко бухают сползающие с крыши снежные глыбы. (В. Белов)

8) Утро и тихо, и морозно.

9) Глухим темным вечером в дом кто-то постучал.

10) Раз собрались ребята в лес посмотреть, не поспела ли малина.

Задание 5: Назовите разряды выделенных обстоятельственных наречий.

1) Солнца наверху не было, оно, как назло, село в облака. (Ф. Абрамов).

2) Сгоряча он наговорил нам много несправедливого.

3) Он ежеминутно ожидал, что его вызовут в поездку. (А. Платонов).

4) … Настена долго лежала в темноте с открытыми глазами. (В. Распутин).

5) И желанная страна вот уж издали видна. (А. Пушкин).

6) Зачем он так говорит? (А. Чехов).

7) И поневоле тут поразмыслишь да пораскинешь умом. (Ф. Абрамов0.

8) Старик часто сослепу не замечал знакомых.

9) Так увидимся мы вскоре. (А. Пушкин)

10) Мы купались ежедневно. (А. Яшин)

ЗАДАНИЕ 6: От каких частей речи образованы выделенные наречия?

1. Внове для меня была красота точеного дерева и бересты. (Ф.Абрамов)

2. Она молча дождалась чаю, налила себе кружку. (Ю.Казаков)

3. За тридцать четыре прожитых года я писал свою биографию раз тридцать и оттого знал ее назубок. (В.Белов)

4. Но я еще с Москвою вместе, еще во времени одном. (А.Твардовский)

5. Он дважды знал лесные шелесты. (Н.Матвеева)

6. Но, люди, счастье наше в том, что счастья мы хотим упорно. (А.Твардовский)

7. Говорили, что журавли прилетали на гороховое поле – совсем близко. (Е.Носов)

8. Две женщины бегом добежали до клуба. (А.Платонов)

9. С этой машиной нам, конечно, повезло неслыханн о. (Ф.Абрамов)

10. Каждый человек видит мир по-своему.

11. Меня неудержимо тянуло в большой и шумный мир, мне захотелось работать, делать людям добро. (Ф.Абрамов)

12. Утром было пасмурно… (А.Чехов)

 

ЗАДАНИЕ 7: Назовите разряды выделенных определительных наречий.

1. Ветер весело шумит, судно весело бежит. (А.Пушкин)

2. Желтое небо искоса подогрето еще не взошедшей луной. (Н.Матвеева)

3. Я довольно легко, не блуждая в тумане, переехал за реку. (Ф.Абрамов)

4. Жила я радостно, по-детски – проснешься утром и запоешь. (А.Чехов)

5. Устала я страшно сегодня. (Ю.Казаков)

6. Мы ехали молча. (Ф.Абрамов)

7. Радостно кукуют кукушки, свистят дрозды. (И.Соколов-Микитов)

8. Глядят исподлобья кусты в недоверье зловредном. (Н. Матвеева)

9. Дышит осень незаметно на деревья и кусты. (Н.Матвеева)

10. … по-сердечному тикают ходики. (В.Белов)

11. С обязанностями своими Володька справлялся походя. (Ф.Абрамов)

12. Второпях народ бежит. (А.Пушкин)

13. Он думал, как странно устроен человек. (Ю.Казаков)

14. Голос его звучал сыто и мощно. (А.Платонов)

15. Распалясь, подожгли заодно и кузницу. (Е.Носов)

ЗАДАНИЕ 8: Образуйте наречия от слов знаменательных частей речи, используя наиболее продуктивные виды морфологического способа образования.

Хозяйский, чарующий, даль, трусливый, семеро, наш, век, ныне, угнетающий, талантливый, плотный, птичий, мой, свойский, людской, темный, чистый, лисий, двое, вчера, стоять, бег, дерзкий, вопиющий, заносчивый.

 

ЗАДАНИЕ 9: Подберите предложения, в которых данные слова в форме сравнительной или превосходной степени выступают в значении наречий и в значении прилагательных.

Красиво, тихо, громко, ловко, быстро, гулко, тонко, пестро, сладко, много, слабо, четко, смело, густо, чутко, резко.

 

ЗАДАНИЕ 10: К данным словам подберите наречия разных семантических разрядов (определительные и разные разряды обстоятельственных).

Делать, отвечать, сидеть, смелый, ловко, осмысленно, идти, искать, читать, мудрый, красиво, далеко.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Современный русский язык. Анализ языковых единиц. в 3 ч. Ч. 2. под ред. Е.И. Дибровой. – М.: Просвещение – Владос, 1995. с. 72-76

2. Современный русский язык. Под ред. П.А. Леканта. М.: Дрофа, 2000. с. 342 – 246.

 

Морфология – 2

3 курс, стационар

Н.А. Красовская



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: