Категория времени глагола




I. Теоретическая часть

1.Время как грамматическая категория. Система времен в современном русском языке. Абсолютное и относительное время.

2.Время в синхронии и диахронии.

3.Настоящее время. образование и употребление.

4.Прошедшее время. образование и употребление.

5.Будущее время. Образование и употребление.

II. Практическая часть:

Задание 1. Определите форму и оттенки значения категории времени у глагола.

1. У вас что ни слово, то Цицерон с языка слетел. (Т.)

2. «Ленинградские эти комсомолки, – сказала старуха. – Дочери капитанов. На лето всегда приезжают ». (Пауст.)

3. Картина для художника получалась самая интересная: в этом сочетании суровых тонов сказывалась могучая гармония разгулявшейся стихийной силы (М.-С.)

4. Посмотрел кругом, а по земле жуки бегают, в траве кузнечики прыгают, а по веткам гусеницы ползают, в воздухе бабочки летают. (В.Б.)

5. Но если после этого маленького рассказа вам приснится ночная веселая игра музыкального ящика, звон дождевых капель, падающий в медный таз … Я буду думать, что рассказал вам все это не напрасно. (Пауст.)

6. Вероятно и будет гроза. На западе синеет и хмурится какая-то полоска. (Ч.)

7. Сижу я однажды ночью, один опять, возле больной. (Тург.)

8. Калужский оброчный мужик обитает в просторных сосновых избах, высок ростом, глядит смело и весело … (Тург.)

9. Покойный граф … охотником отродясь… не бывал, а собак держал. Соберутся псари на дворе в красных кафтанах с галунами и в трубу протрубят … (Тург.)

10. Такие тропинки тянулись по полям, пропадали в лощинках, вились по пригоркам … (Тург.)

11. – Что происходит на свете? – А просто зима.

- Просто зима, полагаете вы? – Полагаю.

Я ведь и сам, как умею, следы пролагаю

В ваши уснувшие ранней порою дома. (Ю. Левитанский)

12. Под колёсами всех излишеств:

Стол уродов, калек, горбатых…

И засим, с колокольной крыши

Объявляю: люблю богатых! (М.Цветаева)

12. Брали сотнями царства, - столицы –

Мимоходом совали в карман.

Порешили судьбу Аустерлица

Двое: солнце и мой барабан. (М.Цветаева).

ЗАДАНИЕ 2. Определите время глаголов, употребленных в тексте. Отметьте грамматические свойства и способы образования форм настоящего, прошедшего и будущего времени.

…Лучше всего наблюдать скворца рано утром, до восхода солнца, а для этого надо и вставать пораньше. Впрочем, старинная умная поговорка гласит: «Кто рано встал, тот не потерял». Если вы по утрам, каждый день, будете сидеть тихо, без резких движений где-нибудь в саду или в огороде, то скворцы скоро привыкнут к вам и будут подходить совсем близко. Попробуйте бросать птице червяков или крошки хлеба сначала издалека, потом все уменьшая расстояние. Вы добьетесь того, что через некоторое время скворец будет брать у вас пищу из рук и садиться вам на плечо. А прилетев на будущий год, он очень скоро возобновит и заключит с вами прежнюю дружбу. Только не обманывайте его доверия (Куприн).

ЗАДАНИЕ 3. Отметьте, когда формы одного времени глагола употреблены в значении другого времени. 1. Живет Балда в поповом доме, Спит себе на соломе, Ест за четверых,Работает за семерых; До светла все у него пляшет, Лошадь запряжет, полосу вспашет, Печь затопит, все заготовит, закупит, Яичко испечет да сам и облупит (Пушкин). 2. Нет, нет – живи и царствуй долговечно: Народ и мы погибли без тебя (Пушкин). 3. – Так вы завтра едете? – прибавила она после небольшого молчанья (Тургенев). 4. Она посмотрела на меня – да как возьмет меня вдруг за руку (Тургенев). 5. До ближайшей деревни оставалось еще верст десять, а большая темно-лиловая туча, взявшаяся бог знает откуда, без малейшего ветра быстро подвигалась к нам. Солнце, еще не скрытое облаками, ярко освещает ее мрачную фигуру и серые полосы, которые идут от нее до самого горизонта (Л.Толстой).

ЗАДАНИЕ 4. Определите оттенки значения настоящего и будущего простого времени.

1. С давних пор было замечено, что пчелиный яд обладает целебной силой. (журн.) 2. Оливковые жуки-плавунцы ныряют в воде и нападают на стаи мальков. (Пауст.) 3. Создаёт человека природа, но развивает и образует его общество. (Бел.). 4. В письмах всё не скажется, и не всё услышится, в письмах всё нам кажется, что не так напишется. (Сим.) 5. Времени всегда остаётся в обрез именно тогда, когда мы встречаемся с интереснейшими местами, людьми или явлениями. (Пауст.) 6. Не вкусив горького, не узнаешь и сладкого. (Посл.) 7. Тихо дремлет река. Тёмный бор не шумит. Соловей не поёт. И дергач не кричит. (Ес.)

ЗАДАНИЕ 5. Какое действие означают формы выделенных глаголов будущего времени в том или ином контексте?

1. Он скорей царицу будит. Та как ахнет!.. (А.Пушкин)

2. – Когда же мы спать будем? – радостно и встревоженно спрашивали мы друг друга. (А.Яшин)

3. Поднимем занавес ровно в половине девятого, когда взойдет луна. (А.Чехов)

4. Дружба что стекло: сломаешь – не починишь. (Пословица)

5. Мы уже собирались выйти, а тут дождь как хлынет.

6. Бывало, возьмешь отпуск на двадцать восемь дней и приедешь сюда, чтобы отдохнуть… (А.Чехов)

7. Ничто душой не позабыто и не завянет на корню. (А. Твардовский)

8. В свете есть иное диво: море вздуется бурливо, закипит, подымет вой… (А.Пушкин)

9. Слово не воробей: вылетит – не поймаешь. (Пословица)

10. Ему ничем не угодишь.

11. Терпенье и труд все перетрут. (Пословица)

12. Как царица отпрыгнет, да как ручку замахнет… (А.Пушкин)

 

ЗАДАНИЕ 6. Образуйте формы прошедшего времени. При наличии вариантов форм укажите различия между ними.

Дрогнуть, гибнуть, погибнуть, слыхать, слышать, иссякнуть, умолкнуть, завязнуть, перечесть (в значениях пересчитать и перечитать), прочесть, предпочесть, оглохнуть, засохнуть, увянуть, заплести, забрести, исчезнуть, погаснуть.

 

ЗАДАНИЕ 7. От данных глаголов образуйте формы прошедшего времени, расставьте ударение.

Начать, понять, отдать, занять, положить, облегчить, поднять, приложить, запереть, задать, сложить, стереть, перенять, брать, прожить, взяться, начаться, приняться, собраться, отнять, подпереть, отлить, вить, подплыть.

 

ЗАДАНИЕ 8. Определите частные значения форм выделенных глаголов настоящего времени.

1. – Смеюсь? Нисколько. Я говорю серьезно. (А.Вампилов)

2. – Между прочим, уже половина десятого… Опаздываете, Анна Васильевна. Раньше вставать надо. (А.Вампилов)

3. Я помню нашей наковальни в лесной тиши сиротский звон.

4. Что такое?.. Ты что тут делаешь? (А. Вампилов)

5. Тихи и светлы зимние ночи. Обливая снега тонким светом, сияет луна. (И.Соколов-Микитов)

6. …И вот я гляжу в окно на оттаявшие в январе московские тополя… (Из газеты)

7. Дымятся вновь и вновь руины. (А.Твардовский)

8. Труд кормит, а безделье портит. (Пословица)

9. Когда нет настоящей жизни, то живут миражами. (А.Чехов)

10. Он умный… Он все умеет, все может… Он и лечит, и сажает лес. (А.Чехов)

 

ЗАДАНИЕ 9. От данных глаголов образуйте все возможные формы времени. Установите зависимость системы времен глагола от его вида.

1. Выздороветь – выздоравливать, настоять – настаивать, обессилить – обессилеть, озаботить – озабочивать, промокать – промокнуть, разыграть – разыгрывать, стихать – стихнуть. 2. Гибнуть, ездить, зажечь, идти, исколесить, крепнуть, мутить, предупредить, прилипнуть, пылесосить, рассохнуться, свыкнуться, стеречь, стареть, стынуть, цедить.

 

Литература:

3. Современный русский язык. Анализ языковых единиц. В 3 частях. Ч. 2. / Под ред. Е.И. Дибровой. М.: Просвещение, 1995

4. Современный русский язык под ред. П.А. Леканта. М.: Дрофа, 2000.

3. Бондарко А.В., Буланин Л.Л. Русский глагол. Л.: Просвещение, 1967. С. 120-134.

4. Буланин Л.Л. Трудные вопросы морфологии. М: Просвещение, 1976. С. 138-142.

5. Иванов В.В. Историческая грамматика русского языка. М.: Просвещение, 1983. С. 330-343; 349-355.

 

Морфология-2

3 курс, стационар

Н.А. Красовская

 

Практическое занятие № 10



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: