Словоизменительные категории глагола: лицо, число, род




I. Теоретическая часть:

1. Категория лица русского глагола.

2. Личные формы: их образование и употребление.

3. Связь категории лица с другими грамматическими категориями глагола.

4. Безличные глаголы (лексико-семантические группы; особенности образования и употребления).

5. Категория числа русского глагола. Формы выражения и значения.

6. Связь с другими категориями глагола.

7. Категория рода русского глагола. Формы выражения и значение.

II. Практическая часть:

 

Задание 1. Определите основу настоящего (будущего) времени и образуйте все личные формы данных глаголов.

Сознавать, работать, таскать, взять, жать, бороться, чтить, нести, советовать, колыхаться, носить, откладывать, ткать, вязать, гнать, ехать, звенеть, бросить, понять, воевать, воровать, жить, сеять, писать, трусить, ломать, жечь, стлать, стонать, крикнуть.

Задание2. Образуйте от следующих глаголов формы 1-го и 2-го лица настоящего или будущего простого времени. Выделите глаголы, не имеющие этих форм, объясните причину их отсутствия.

Мутить, обессмертить, дудеть, чудить, шелестеть, сбежаться, блестеть, устремить, затмить, возбудить, предупредить, перепадать, убедить, полоскать, очутиться, кипеть, победить, защитить, просить, стричь, жечь, рубить, ощутить, умилосердить, голосить, дерзить, скопиться, галдеть, дремать.

Задание 3. Дайте грамматическую и лексическую характеристику безличных глаголов. Определите, когда личная форма глагола имеет безличное значение.

1. Давно уже смерклось. (П.)

2. Вот не спится человеку. (Твард.)

3. Нам чертовски везёт. Что стоило грозе разразиться здесь не сегодня, а завтра? (Пауст.).

4. Вот уже на середине их относит и кружит. (Твард.)

5. Из зарослей тянуло холодным запахом листьев. (Пауст.)

6. Моста не было. Его смыло, или затопило, и вода, и вода уже шла над ним толщей в полтора-два метра. (Пауст.)

7. Ранило Тихона под Петергофом. (Пауст.)

8. На бедного везде каплет. (Посл.)

9. Весь день мне пришлось идти по заросшим луговым дорогам. (Пауст.)

10. Как всегда в сентябре, в дверь дуло горьким холодком – запахом речной воды и мокрых листьев. (Пауст.)

11. За всю зиму ни разу не потеплело и не закапала с тесовых крыш суетливая талая вода. (Пауст.)

ЗАДАНИЕ 4. Укажите значение безличных глаголов в приведенных ниже примерах. Охарактеризуйте их грамматические особенности. Отметьте случаи употребления личных глаголов в значении безличных. 1. С вечера все спится, На дворе темно (Фет). 2. Грибы сошли, но крепко пахнет В оврагах сыростью грибной (Бунин). 3. В мягких муравах у нас Песни, резвость всякий час, Так, что голову вскружило (Крылов). 4. Грязи нет, весь двор одело, Посветлело, побелело. Видно, есть мороз (Фет). 5.Вьюга мне слипает очи. Все дороги занесло (Пушкин). 6. Только мне не плачется. На душе светло (Есенин). 7. На миг на меня повеяло очарованием чего-то родного, очень знакомого, будто я уже видел эту самую панораму когда-то в детстве (Чехов). 8. Между тем начало смеркаться (Пушкин). 9. Еще нигде не румянилась заря, но уже забелелось на востоке (Тургенев). 10. Лошади были давно готовы, а мне все не хотелось расставаться с смотрителем и его дочкой (Пушкин). 11. Кстати заговорил я о весне: весной легко расставаться, весной и счастливых тянет вдаль... (Тургенев).

Задание 5. Какое значение имеют формы лица выделенных глаголов в следующих предложениях (определенно-личн., обобщенно-личн., неопределенно-личн., безличн.)

1. Костя, закрой окно, а то дует.

2. Вот подают лошадей. Остается, стало быть, проститься с вами, друзья мои… (А. Чехов).

3. Пишу непрерывно, как на перекладных, и иначе не могу (А. Чехов).

4. Знала Настена: стареют с годами, а душой можно остыть и раньше (В. Распутин)

5. Торопимся. Время за полдень, а путь неближний (П. Проскурин).

6. Правды не перехитришь (Пословица).

7. Ему не везет. Все никак не может попасть в свой настоящий тон (А. Чехов).

8. Я в скуку дальних мест не верю (А. Твардовский).

9. По-моему, нас тут в чем-то подозревают (А. Вампилов).

10. Опять! Вы слышите?.. Поют … (А. Вампилов)

 

ЗАДАНИЕ 6. Определите форму и значение категории лица глагола.

1. Ты теперь не так уж будешь биться, сердце, тронутое холодком, и страна березового ситца не заманит шляться босиком.

2. Дремлет взрытая дорога.

3. Все же песню отмщенья за гибель пропоют мне на том берегу.

4. Отговорила роща золотая березовым, веселым языком, и журавли, печально пролетая, уж не жалеют больше ни о ком.

5. Не жалею, не зову, не плачу, все пройдет, как с белых яблонь дым.

6. Ты такая простая, как все, как сто тысяч других в России. Знаешь ты одинокий рассвет, знаешь холод осени синий.

7. Вот так же отцветем и мы и отшумим, как гости сада.

8. Пишут мне, что ты, тая тревогу, загрустила шибко обо мне, что ты часто ходишь на дорогу в старомодном ветхом шушуне.

9. Стою один среди равнины голой, а журавлей относит ветер в даль, я полон дум о юности веселой, но ничего в прошедшем мне не жаль.

10. Я вернусь, когда раскинет ветви по-осеннему наш белый сад. (С.Есенин)

 

ЗАДАНИЕ 7. Определите, к какому лексико-семантическому типу относятся глаголы в безличной форме:

1. Море же стало стихать; в воздухе повеяло дыханием зимнего мороза (И.Бунин). 2. Сонечка попыталась приохотить Таню к книгам, но Таня, слушая мастерское Сонино чтение, стекленела глазами и уплывала, куда Соне и не снилось (Л.Улицкая). 3. И снилось мне: заря туманная, в полях густеющая мгла, и сосен кровь благоуханная – светлотекущая смола (Д.Мережковский). 4. Ужель прошло – и нет возврата? (З.Гиппиус). 5. То солнцем дерево печет, то градом, то дождем сечет, и ветром, наконец, то дерево свалило (И.Крылов). 6. Черемухою пышет в открытое окно (А.К.Толстой). 7. Только пуще все неможется, год прошел, а Влас лежит (Н.Некрасов). 8. К ночи похолодело (А.Чехов).

 

ЗАДАНИЕ 8. Найдите случаи, когда формы одного лица глагола употреблены в значении другого лица. 1. Люблю дорожкою лесною, Не зная сам куда, брести; Двойной глубокой колеею Идешь—и нет конца пути (Майков). 2....Мы ведаем, что ныне казаки Неправедно притеснены, гонимы; Но если бог поможет нам вступить На трон отцов, то мы по старине Пожалуем наш верный вольный Дон (Пушкин). 3. Ее сестра звалась Татьяна... Впервые именем таким Страницы нежные романа Мы своевольно освятим (Пушкин). 4. — «Как же вы поживаете?» — спросила Екатерина Ивановна.— «Ничего, живем понемножку»,—ответил Старцев (Чехов). 5.—»Как вы себя чувствуете?» — спросил Королев.— «Благодарю вас». Он потрогал пульс, потом поправил ей волосы, упавшие на лоб.— «Вы не спите,— сказал он.— На дворе прекрасная погода, весна, поют соловьи, а вы сидите в потемках и о чем-то думаете» (Чехов). 6. И в нем тотчас же, точно в мальчике— в нем и в самом деле осталось еще много ребяческого,— закипели мстительные, фантастические, опьяняющие мечты. «Глупости! Вся жизнь передо мной!»—думал Ромашов. <...> А там война... Нет, до войны лучше Ромашов поедет военным шпионом в Германию. Изучит немецкий язык до полного совершенства и поедет. Какая упоительная отвага! (Куприн). ЗАДАНИЕ 9. Образуйте все личные формы от перечисленных ниже глаголов. При наличии параллельных форм укажите причину их возникновения и установите семантическое и стилистическое различие между вариантами. При выполнении задания используйте словари-справочники. 1. Бередить, бесить, блюсти, волочить, гудеть, запрячь, испечь, капать, клепать, лечь, минуть, мостить, опереться, оплатить, осветить, остричь, ощутить, протереть, разжечь, рыскать, хлестать, ютиться. 2. Брызгать, внимать, выполоскать, двигать, капать, кликать, метать, мяукать, полоскать, полыхать, хныкать, щепать.

 

Литература:

1. Современный русский язык. Анализ языковых единиц. В 3 частях. Ч. 2. / Под ред. Е.И. Дибровой. М.: Просвещение, 1995

2. Современный русский язык под ред. П.А. Леканта. М.: Дрофа, 2000

 

Морфология-2

3 курс, стационар

Н.А. Красовская

 

Практическое занятие № 11

Спряжение глагола

I. Теоретическая часть:

1.Понятие спряжения глагола.

2.Спрягаемые и неспрягаемые формы глагола.

3.Типы спряжения.

4.Разноспрягаемые глаголы.

5.Глаголы с «избыточной» и «недостаточной» парадигмой.

II. Практическая часть:

 

ЗАДАНИЕ 1. Определите спряжение глаголов. Назовите признаки, по которым вы относите глагол к тому или иному спряжению.

Молчать, читать, писать, думать, улыбаться, ругаться, смеяться, сидеть, переодеть, восторгаться, гнать, белить, белеть, бежать, чернеться, краснеть, дать, водить, выздороветь, таять, обессилеть, обессилить.

 

ЗАДАНИЕ 2. Установите тип спряжения данных глаголов. Объясните, как определяется тип спряжения применительно к каждому глаголу.

Брызгать, выдержать, заботиться, замкнуться, зиждиться, копать, надеяться, остолбенеть, отбежать, отдать, ощипать, погнаться, проглотить, развеять, рассмотреть, ссыпать, стелить, строить, съесть, услышать, хотеть, чаять.

 

ЗАДАНИЕ 3. Познакомьтесь с порядком морфологического разбора глагола.

ДЛЯ СПРЯГАЕМЫХ ФОРМ

1. Словоформа в тексте.

2. Грамматическое значение.

3. Начальная форма.

4. Основы глагола. От каждой основы образовать по одной форме времени, сослагательного наклонения, все формы повелительного наклонения, формы м.р. им.п. полных действительных и страдательных причастий, деепричастие. Сделать морфемный анализ полученных словоформ.

5. Вид глагола. Видовая пара, способ образования видовой пары. Сделать анализ видовой корреляции по всем значениям глагола.

6. Переходность. Показатели переходности. Проанализировать все значения глагольной лексемы с точки зрения переходности.

7. Возвратность. Показатель возвратности. Значение постфикса –ся.

8. Залог по двум залоговым системам. Показатели залогов.

9. Класс (продуктивный/непродуктивный). Для продуктивного – номер класса, соотношение основ.

10. Спряжение. Показатель спряжения.

11. Наклонение. Показатель наклонения.

12. Время. Показатель времени. Значение времени.

13. Лицо. Показатель лица. Значение лица.

14. Число. Показатель числа. Значение числа.

15. Род. показатель рода. Значение рода.

16. Парадигма. Указать причины неполной парадигмы.

17. Функция в предложении.

 

ЗАДАНИЕ 4. Сделайте морфологический разбор всех глагольных форм из данного отрывка.

1. Нельзя сказать, чтобы ее приглашение отзывалось особенной настойчивостью, и я уже было хотел отказаться от него, но Олеся в свою очередь попросила меня с такой милой простотой и с такой ласковой улыбкой, что я поневоле согласился. Она сама налила мне полную тарелку крупника – похлебки из гречневой крупы с салом, луком, картофелем и курицей – чрезвычайно вкусного и питательного кушанья. Садясь за стол, ни бабушка, ни внучка не перекрестились. За ужином я не переставал наблюдать за обеими женщинами, потому что, по моему глубокому убеждению, которое я и до сих пор сохраняю, нигде человек не высказывается так ясно, как во время еды. Старуха глотала крупник с торопливой жадностью, громко чавкая и запихивая в рот огромные куски хлеба, так что под ее дряблыми щеками вздувались и двигались большие гули. У Олеси даже в манере была какая-то врожденная порядочность.

Спустя час после ужина я простился с хозяйками избушки на курьих ножках. (А.И.Куприн).

2. Однако – торопись не торопись – загадка маленькой кривизны в бумагах никак не открывалась. Конечно, можно подать отчет и в таком виде. Всё равно никто, кроме неё, и не заметит, да самой было интересно. Галина Андреевна посмотрела на компьютер – половина седьмого. Сняла очки. Закрыла глаза. Прижала слегка пальцами веки и так подержала. А когда открыла глаза – сплошная тьма. Погас экран – батарейка ещё вчера в самолёте разрядилась. Настала тишина, отличная от обычной, насыщенной маленькими звуками электроприборов. Глухая тишина. Вырубили электричество. Вот тебе на… (Л. Улицкая).

 

Литература:

2. Современный русский язык. Анализ языковых единиц. В 3 частях. Ч. 2. / Под ред. Е.И. Дибровой. М.: Просвещение, 1995

2. Современный русский язык под ред. П.А. Леканта. М.: Дрофа, 2000

Морфология - 2

3 курс, стационар

Н.А. Красовская

 

Практическое занятие № 12-13

(4 часа)

ГИБРИДНЫЕ ФОРМЫГЛАГОЛА.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: