Практическое занятие № 16




СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ

I. Теоретическая часть:

1. Отличие слов служебных частей речи от самостоятельных.

2. Предлоги: общее категориальное значение, разряды по значению.

3. Разряды предлогов по структуре.

4. Союзы: общее категориальное значение; типы синтаксических отношений, которые выражают союзы; значения союзов.

ПРЕДЛОГ

1. Слово в тексте и в словосочетании.

2. Часть речи; категориальное значение.

3. Разряд предлога по значению.

4. Морфологическое свойство предлога.

5. Употребление с падежом.

6. Структура предлога (прост.-составн.; непроизв.-произв.)

7. Функция в тексте.

СОЮЗ

1. Слово в тексте.

2. Часть речи; категориальное значение.

3. Разряд по синтаксической функции (сочинит.-подчинит.).

4. Разряд по значению.

5. Морфологическое свойство союза.

6. Структура союза.

7. Функция союза в тексте

ЧАСТИЦА

1. Слово в тексте и в словосочетании.

2. Часть речи; категориальное значение.

3. Разряд частицы по функции (смысловая, эмоционально-экспрессивная, словообразующая, формообразующая).

4. Подразряд частицы по значению (отриц., вопросит. и т.д.).

5. Морфологическое свойство частицы.

6. Структура частицы (прост.-составн.; производ.-непроизвод.).

7. Функция частицы в тексте.

II. Практическая часть:

ЗАДАНИЕ 1: В приведённом отрывке из романа Л.Н.Толстого «Война и мир» найдите предлоги и определите их значение.

Пьер, по приказанию жены отпустивший волоса, снявший очки и одетый по-модному, но с грустным и унылым видом, ходил по залам. Его, как и везде, окружала атмосфера людей, преклонявшихся перед его богатством, и он с привычкой царствования и рассеянною презрительностью обращался с ними.

По годам он бы должен был быть с молодыми, по богатству и связям он был членом кружков старых почтенных гостей, и потому он переходил от одного кружка к другому. Старики из самых значительных составляли центр кружков, к которым почтительно приближались даже незнакомые, чтобы послушать известных людей. Большие кружки составлялись около графа Растопчина. Валуева и Нарышкина. Растопчин рассказывал про то, как русские были смяты бежавшими австрийцами и должны были штыком прокладывать себе дорогу сквозь беглецов.

Валуев конфиденциально рассказывал, что Уваров был прислан из Петербурга для того, чтобы узнать мнение москвичей об Аустерлице.

В третьем кружке Нарышкин говорил о заседании австрийского военного совета, в котором Суворов закричал петухом в ответ на глупость австрийских генералов.

ЗАДАНИЕ 2: Прочитайте предложения. Выделите и охарактеризуйте предлоги (употребл. с падежной. формой, структура, выражаемые отношения).

1. А горе ждет из-за угла. (Гр.)

2. Солнце закатилось и ночь последовала за днем без промежутка, как это обыкновенно бывает на юге; но благодаря отливу снегов мы легко бы могли различить дорогу, которая все еще шла в гору, хотя уже не так круто (Л.)

3. К счастию, в стороне блеснул тусклый свет и помог мне найти другое отверстие наподобие двери (Л.)

4. Бедный старичишка бренчит на трехструнной… забыл как по-ихнему… ну, да вроде нашей балалайки (Л.)

5. Ее никогда не увидишь за работой: нагибаться, шить, заниматься мелочью нейдет к ее лицу, важной фигуре (Гонч.)

ЗАДАНИЕ 3. Определите, какой частью речи являются выделенные слова. Отметьте случаи, где эти слова использованы в качестве предлогов. Охарактеризуйте эти предлоги. I. 1. Мальчик всматривался в знакомые места, а ненавистная бричка бежала мимо и оставляла все позади (Чехов). 2. А теперь нам вышел срок, Едем прямо на восток. Мимо острова Буяна, В царство славного Салтана (Пушкин). II. 1. Мох не приподнят, не взрыт Грудой кудрявых груздей; Около пня не висит Пурпур брусничных кистей (Майков). 2. Смотрит: коршун в море тонет И не птичьим криком стонет, Лебедь около плывет, Злого коршуна клюет (Пушкин). III. 1. Детские звонкие голоса раздавались вокруг огней (Тургенев). 2....Так бури осени холодной В болото обращают луг И обнажают все вокруг (Пушкин). IV. I. В течение всей дороги Касьян сохранял упорное молчание и на мои вопросы отвечал отрывисто и нехотя (Тургенев). 2. В теченье медленном река Вблизи плетень из тростника Волною сонной омывала И вкруг него едва журчала При легком шуме ветерка (Пушкин). V. I. У лукоморья дуб зеленый; Златая цепь на дубе том: И днем и ночью кот ученый Все ходит по цепи кругом... (Пушкин). 2. Пред ним открылася поляна; Он видит сумрачный курган; У ног Людмилы спит Руслан, И ходит конь кругом кургана (Пушкин). VI. 1. Мы ехали рядом, молча, распустив поводья, и были уж почти у самой крепости: только кустарник закрывал ее от нас (Лермонтов). 2. У меня небольшое именьишко, всего десятин тринадцать, но, если интересуетесь, образцовый сад и питомник, какого не найдете за тысячу верст кругом. Рядом со мною казенное лесничество (Чехов).

ЗАДАНИЕ 4. Прочитайте, выделите союзы и проанализируйте их, обращая внимание на синтаксическую функцию, морфологическую структуру, особенности употребления.

1. Никто не дерзал отказываться от его приглашения или в известные дни не являться с должным почтением в село Покровское (П.)

2. Едва я успел накинуть бурку, как повалил снег (Л.)

3. Цвет лица у Ильи Ильича не был ни румяный, ни смуглый, ни положительно бледный, а безразличный или казался таким, может быть, потому, что Обломов как-то обрюзг не по летам: от недостатка ли движения, или воздуха, а может быть, того или другого (Гонч.)

4. А Захар всегда заводил тяжбу, лишь только начинали требовать от него сметания пыли, мытья полов и т.п. (Гонч.)

5. На улице… непрерывно шли солдаты, так что Алпатыч не мог проехать и должен был дожидаться (Л.Т.)

ЗАДАНИЕ 5. Укажите, какие из выделенных омонимичных слов в данных предложениях являются союзами, а какие — знаменательными словами или другими служебными словами. I. Василий, в припадке излишнего усердия, беспрестанно вбегает в комнату, выносит то то, то другое, подмигивает нам и всячески упрашивает Марью Ивановну выезжать ранее (Л. Толстой).II. Хотя я нрава от природы тихого, но нетерпение вновь увидеть места, где провел я лучшие свои годы, так сильно овладело мной, что я поминутно погонял моего ямщика, то обещая ему на водку, то угрожая побоями, и как удобнее было мне толкать его в спину, ежели вынимать и развязывать кошелек, то, признаюсь, раза три и ударил его, что отроду со мною не случалось, ибо сословие ямщиков, сам не знаю почему, для меня в особенности любезно (Пушкин).III. 1. Как вольно дышит грудь, как бодро движутся члены, как крепнет весь человек, охваченный свежим дыханьем весны!.. (Тургенев). 2. Вся жизнь развертывается легко и быстро, как свиток; всем своим прошедшим, всеми чувствами, силами, всею своею душою владеет человек (Тургенев).IV. 1. Теплая небесная вода для растений то же самое, что для нас любовь (Пришвин). 2. Где-то на берегу молодой пастух учился играть на трубе, и эти звуки нам тоже были слышны, нарастая и ослабевая, тоже почти весь день (Пришвин).V. 1. Я уверял себя, что мне хочется повидаться с Гагиным, но втайне меня тянуло посмотреть, что станет делать Ася, так же ли она будет «чудить», как накануне (Тургенев). 2. Хороши также летние туманные дни, хотя охотники их и не любят (Тургенев).

ЗАДАНИЕ 6. Найдите частицы и определите их разряды (смысловые, модальные, эмоциональные и формообразовательные).

1. Не заставляй перо быть торопливым,

Пусть выдержкой прославится оно. (Гамз.)

2. Разве в сказке не может быть правды? (Бл.)

3. И именно это убеждение, что я заставил людей слушать не себя, а Минина, принесло первую в жизни большую и ни с чем не сравнимую актёрскую радость. (Борисов.)

4. Я не знаю другого минерального вида, который был бы более разнообразен по своей окраске, чем яшма: все тона, за исключением чисто-синего, нам известны в яшме, и переплетаются они иногда в сказочную картину. (Ферсман.)

5. Говоря мальчику обычные слова увещеваний, Пётр вспоминал время, когда он сам выслушивал эти же слова и они не доходили до сердца его, не оставались в памяти, вызывая только скуку и лишь ненадолго страх. (М.Г.)

6. Время как будто остановилось. (Сол.)

7. Нет, только посмотри, Валя, что это за чудо! Прелесть! Точно изваяние… (Фад.)

8. Уж не влюблён ли он? (Т.)

9. Даже хождение – для безногого нелёгкое дело. Мересьев же намеревался управлять самолётом, и именно истребителем. (Пол.)

10. Даже цветы на родине пахнут по-иному. (Купр.)

11. Но вот послышались шаги. (Ч.)

ЗАДАНИЕ 7. Найдите частицы в приведенных ниже предложениях и определите их разряды. Ни одной птицы не было слышно: все приютились и замолкли; лишь изредка звенел стальным колокольчиком насмешливый голосок синицы (Тургенев). 2. Да, вот именно такое утро сегодня, как будто каждое существо на земле нашло свое место; и никто никому не мешает: вот истинный образ мира во всем мире (Пришвин). 3. Не ищи от людей помощи в том, что сам себе можешь сделать, и не жалуйся на другого, если в себе самом сомневаешься: не сам ли я в том виноват, не я ли сам что-нибудь упустил (Пришвин). 4. Рябово всего в пяти верстах от моей Шипиловки, а я таки давно в Шипиловке не бывал: все времени улучить не мог (Тургенев). 5. — А вы, Максим Максимыч, разве не едете? — Нет-с (Лермонтов). 6. Едва ли мне поверят, какие были любимейшие и постояннейшие предметы моих размышлений во время моего отрочества,— так они были несообразны с моим возрастом и положением (Л. Толстой). 7 Настала ночь... О, если бы я был живописец, я бы чудно изобразил всю прелесть ночи! (Гоголь). 8. Петруша в Петербург не поедет. Чему научится он, служа в Петербурге? Мотать да повесничать? Нет, пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон (Пушкин). 9. Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу! (Гоголь). 10. Ведь так ясно, чтобы начать жить в настоящем, надо сначала искупить наше прошлое, покончить с ним, а искупить его можно только страданием, только необычайным, непрерывным трудом (Чехов). 11. Что за глаза! Они так и сверкали, будто два угля (Лермонтов). 12. Вряд ли в птичьем мире есть такое разнообразие видов и пород маленьких и больших птиц, как в обширном семействе куликов (Соколов-Микитов).

ЗАДАНИЕ 8. Определите, какие из выделенных слов являются частицами, а какие относятся к другим разрядам служебных или самостоятельных слов.

1. Все получали письма, а я не получал. Просто мне не от кого было их получать. (Пауст.)

2. Парусное судно было далеко от берега и шло ещё дальше… где море и небо сливались в синюю бесконечность. (М.Г.)

3. Я с Овсянниковым познакомился, как уже известно читателю, у Радилова и дня через два поехал к нему. (Т.)

4. Дни переходят в очень жаркие, но росы ещё сильные, прохладные. (Пришв.)

5. На самых молодых берёзках зеленеют и ярко сияют ароматной смолой почки, но лес ещё не одет. (Пришв.)

6. Мы с Хорем толковали о посеве, об урожае, о крестьянском быте. Хорь со мной всё как будто соглашался, только потом мне становилось совестно, и я чувствовал, что говорю не то… (Т.)

7. Литвинов принуждённо усмехнулся, а Ирина только плечами пожала. (Т.)

8. Светает всё более. (Кор.)

9. Уже начинало светать. (Л.Т.)

10. Неравно умрёт ещё со страху. (С.-Щ.)

11. Житьё куда завидное, не надо умирать. (Н.)

12. И что серчаешь, компанию расстраиваешь? (Л.Т.)

13. Старушка Анфиса Ивановна окончательно ничего не понимала. (М.-С.)

14. Ты нежная душа, размазня, где тебе ненавидеть! (Т.)

15. По синим волнам океана, лишь звёзды блеснут в небесах, корабль одинокий несётся, несётся на всех парусах. (Л.)

16. Как хороша молодая берёзовая рощица в начале весны! (Т.)

17. Как друга ропот заунывный, как зов его в прощальный час, твой грустный шум, твой шум призывный услышал я в последний раз. (П.)

18. Как долга эта зимняя ночь!(Сурк.)

19. Все мы стояли вместе, подняв глаза кверху, где всё ещё продолжалась молчаливая борьба света и тьмы. (Кор.)

20. Ася, точно нарочно, как только увидела меня, расхохоталась без всякого повода и, по своей привычке, тотчас убежала. (Т.)

 

Литература:

1. Н.М.Шанский, А.Н.Тихонов. Современный русский язык в 3ч. Ч.2. – М.: Просвещение, 1987.

2. Современный русский язык. Анализ языковых единиц. В 3ч. Ч.2. Под ред. Е.И.Дибровой. – М.: Владос, 1995.

3. Современный русский язык. Под ред. П.А.Леканта. – М.: Дрофа, 2000.

 

Морфология – 2

3 курс, стационар

Н.А. Красовская



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: