I.Теоретическая часть:. II.Практическая часть:




Лексико-грамматические разряды глаголов (переходные/непереходные, возвратные/невозвратные)

I.Теоретическая часть:

1.Понятие переходности глаголов. Переходность как грамматическое явление, связанное с другими уровнями языка.

2.Переходные, непереходные, косвенно-переходные глаголы.

3.Возвратность в русском языке. Значение постфикса –ся. Возвратность и переходность.

4.Значения возвратных глаголов (+конспект Виноградова, § 78)

II.Практическая часть:

задание 1: Укажите, какие глаголы являются переходными, какие – непереходными?

Решать, писать, треснуть, сохнуть, цвести, беречь, побежать, перебежать, отдать, надеяться, мучиться, избираться, заботиться, грустить, радоваться, сердиться, страдать, спеть, принести, обидеть.

 

ЗАДАНИЕ 2: К какой группе относятся выделенные глаголы: переходные, непереходные, переходные в значении непереходных, непереходные в значении переходных?

1. Захар подскочил, притопнул искры на половике (А. Куприн).

2. Бригадир слушал почтительно и искренне-заинтересованно (В. Белов).

3. Посадит деревцо и уже загадывает… (А. Чехов)

4. Модернизируя экономику страны, мы должны внедрять новейшие природощадящие технологии (Из газеты).

5. Рассветные звёзды гаснут (Н. Матвеева).

6. Князь Гвидон тот город правит (А. Пушкин).

7. …ребятушки ели, пили и не спрашивали, кто им всё это даёт и за что (А. Яшин).

8. Всяк имеющий уши – слышит (Из газеты).

9. По весне снег лежит ещё сугробами, а она приносила из степи первые подснежники (Ч. Айтматов).

10. В толще океанской воды поют киты (Из газеты).

11. Осока струям подражает и тянется вниз по теченью (Н. Матвеева).

12. Несмотря на обилие комаров, мы решили искупаться (Из газеты).

13. Он сам ушел или его ушли?

14. В небе то и дело вспыхивали нити, небо лопалось (М. Булгаков).

15. Родной дом словно жалуется на старость (В. Белов).

ЗАДАНИЕ 3: Определите переходность-непереходность глаголов. Установите семантические, морфологические и синтаксические различия между переходными и непереходными глаголами. Определите показатели переходности.

1. Врага уничтожить – большая заслуга, но друга спасти – это высшая честь. (Твард.). 2. Мы дорожим всяким талантливым произведением именно потому, что на нём можно изучать факты нашей жизни. (Добр.).3. Писатели не могут ни на минуту сдаться перед невзгодами и отступить перед преградами. Что бы ни случилось, они должны непрерывно делать своё дело, завещанное им предшественниками и доверенное современниками. (Пауст.). 4. Он попросил у матери пирожка или булки. Но ни пирожка, ни булки мать ему, конечно, не дала. (Гайд.). 5. Он ласково поманил к себе шпица, когда тот подошёл, погрозил ему пальцем. (Ч.). 6. А кругом сады белеют, а в садах бушует май, и такой на небе месяц – хоть иголки собирай. (Исаак.). 7. Осенью они как-то ходили в лес: Соне захотелось наломать веток с золотыми листьями. (Эренб.). 7. Слабый ветерок катил под ноги жёлтые клубы пыли. (Сим.). 8. Пелагея Даниловна … благодарила всех за то, что так повеселили её. (Л.Т.). 9. Дениска ахнул на лошадей, бричка взвизгнула и покатила. (Ч.). 10. Потянул легонький ветерок и окутал людей густым облаком серого дыма. (М.Г.).

ЗАДАНИЕ 4: Найдите в примерах переходные, косвенно-переходные и непереходные глаголы.

1. Он положил на колени большие темные руки, сгорбился, я сбоку взглянул на него, и мне стало что-то не по себе (М. Шолохов).

2. Лемешенко не остановился, только нервно подернул губами и, переняв команду, закричал сквозь грохот боя (В. Белов).

3. Но шли дни, мы обвыклись, и постепенно вся эта лазаретная белизна и наша недвижность начали угнетать нас, а под конец сделались невыносимыми (Е. Н.).

4. Не заботиться о Леночке было нельзя (Леонов).

5. На фронте под Одессой работал отряд разведчиков-моряков (Соб.).

6. Среди этой безмолвной белой пустыни чернеет маленькая точка (Горб.).

7. Причина моей задержки выглядела никчемной (Кув.).

8. Шумят невдалеке сосны, шелестят березы (В. Белов).

9. Я сел возле ключика, который выклевал себе щелку в косогоре и кружился в маленькой луночке под мохом, а потом ящерицей убегал в густую траву (Астафьев)

 

ЗАДАНИЕ 5: Образуйте от глаголов возвратные формы. Определите функцию постфикса –ся.

Чистить, стричь, обнимать, учить, торопить, беспокоить, убирать, жечь, оглядеть, пугать, собирать, запасать, хотеть, мечтать, бить, работать, отвернуть, томить, толкать, темнеть, сдержать, унижать.

 

ЗАДАНИЕ 6: Определите значения выделенных возвратных глаголов (собственно-возвратные, безобъектно-возвратные, косвенно-возвратные, общевозвратные, взаимно-возвратные).

1. Скрылись подо льдом большие и малые реки (И. Соколов-Микитов).

2. Царь недолго собирался: в тот же вечер обвенчался (А. Пушкин).

3. А переодевшись, Настёна и ступала осторожно (В. Распутин).

4. Но слышу, как ходят полозья, как шепчутся люди (Н. Матвеева).

5. При нагревании на воздухе медь окисляется.

6. Я замучилась с ним. Едва на ногах стою (А. Чехов).

7. Раз пятнадцать, раз двадцать за сутки с ним встречались другие суда…(Н. Матвеева)

8. Новосёлы строились все лето.

9. Умывались мы в озере (А. Яшин).

10. …Холодный ветер пахнет травой, и веки смыкаются в полусне (Н. Матвеева).

11. …хорошо бы вам съездить в аул, повидаться с земляками (Ч. Айтматов).

12. И тут знойный воздух сгустился перед ним, и соткался из этого воздуха прозрачный гражданин престранного вида (М. Булгаков).

13. Это плохая краска, она легко осыпается.

14. Как-то вдруг, точно по сигналу, гости направились в тесную прихожую одеваться.

15. В кухне злится повариха (А. Пушкин).

 

ЗАДАНИЕ 7: Определите различие в значениях невозвратных и возвратных глаголов. Установите, в каких случаях возможна замена глагола с постфиксом –ся невозвратным глаголом и наоборот.

1. Я к вам по очень, очень важному делу. Я уже заходил, звонился три раза (А.Н.Толстой). На днях возвращаюсь ночью домой: двери заперты. Стучу, стучу; звоню, звоню. На силу добудился дворника (А.Пушкин). Злые языки начали звонить (А.Куприн).

2. Отсель грозить мы будем шведу. Здесь будет город заложен на зло надменному соседу (А.Пушкин). Как мне не задумываться? Сейчас отец грозился меня выгнать и лишить наследства (А.Пушкин). Я видела, что человек гибнет, что, если не помочь ему сейчас же, ему грозит позор (А.Островский). Описание ленинградской погоды грозит сюжетом, навязывает своей неизбежностью и постоянством события, намекает на дальнейшую толщину романа … (А.Битов).

ЛИТЕРАТУРА:

1. Н. М. Шанский, А. Н. Тихонов. Современный русский язык. В IIIч. Ч. II. – М.: Просвещение, 1987. С. 177-179.

2. Д. Э. Розенталь, И. Б. Голуб, М. А. Теленкова. Современный русский язык – М.: Международные отношения, 1995. С. 290-293.

3. Современный русский язык. Под ред. П.А.Леканта. – М.: Дрофа, 2000. С. 307-309.

 

Морфология - 2

3 курс, стационар

Н.А. Красовская

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: