Основы глагола. Классы глагола. I. Теоретическая часть:




Основы глагола. Классы глагола

I. Теоретическая часть:

1. Основы глагола. Формообразующие возможности глагольных основ

2. Понятие глагольных классов.

3. Продуктивные классы и непродуктивные группы.

4. Глаголы вне классов.

II. Практическая часть:

ЗАДАНИЕ 1. Выделите у глаголов основу инфинитива и прошедшего времени, укажите основу настоящего (будущего) времени. От каждой основы образуйте все возможные глагольные формы. Отметьте случаи, где основа инфинитива не совпадает с основой прошедшего времени.

Беречь, беспокоиться, бледнеть, брести, везти, вести, влюбляться, грести, гулять, заняться, зимовать, кончить, лезть, написать, отвыкнуть, отпереть,охрипнуть, пасти, петь, погаснуть, подмигнуть, полоскать, прицелиться, прогреть, растереть, ржаветь, скрести, сохнуть, сплести, стричь, украсить, шить.

ЗАДАНИЕ 2. Укажите инфинитив данных глаголов. Установите различие между основами настоящего (будущего) времени и инфинитива.

Играю, болею, читаю, обедаю, засмеюсь; кую, организую, торжествую, бронирую, обосную, жую.; прибегну, поблекну, отвергну, воздвигну, повисну; машу, ищу, дремлю, бормочу, брызжу; берегусь, увлеку, стерегу, жгу, стригу, могу, волоку, сдаю, признаю, устаю; сожму, разомну, припомню, обниму, изыму; белю, бужу, хриплю, вожу, гублю, давлю, дарю.

Заостряю, баюкаю, выдумываю, запеваю, гуляю, знаю, теряю, грею; клюю; сую, командирую, иронизирую, путешествую, командую; прыгну, двину, утону, обману, воспряну, вытряхну, согну; дрогну, зябну, исчезну, кисну, окрепну, прилипну; погрохочу, стучу, жажду, колеблю, вяжу; лягу, облеку, пренебрегу, запрягу, зарекусь, толку; сочту, гребу, везу, ползу, скребу, трясу, бреду, обрету; встаю, достаю, подаю, узнаю, признаюсь, дознаюсь; начну, дойму, займу, отниму, жму, мну; серебрю, обижу, кричу, хлопочу, кормлю, закурю, пыхчу.

ЗАДАНИЕ 3. Укажите, от какой основы (основы инфинитива, основы настоящего или будущего) времени образованы следующие глагольные формы. Читаем, будем читать, читал, читай, читал бы, читающий, читаемый, читавший, читая; споете, спела, спой, спели бы, спевший, спетый, спев; учиться, учился, будет учиться, учись, учился бы, учащийся, учившийся; пробегу, пробежал, пробеги, пробежал бы, пробежавший, пробежав.

задание 4. Определите формообразующие основы данных глаголов. Сравните их.

Синеть, сорвать, брать, купать, сечь, колоть, плескать, спать, ненавидеть, опровергнуть, брести, везти, помнить, принять, постичь, брить, отнимать, выйти, идти, подпевать, печь, гнать, выползти, носить, жить, лениться, наказать, узнавать, зайти, указывать, понять, наслаждаться, удивляться.

задание 5. Сгруппируйте глаголы по продуктивным классам. Отдельно выпишите глаголы непродуктивных групп.

Шагнуть, цитировать, черстветь, хныкать, умничать, хлестать, увлекать, слабеть, сидеть, бормотать, вить, петь, возить, нести, наступать, действовать, заплесневеть, загорать, мудрствовать, молодеть, стареть, махать, махнуть, любить, работать, поколебать, писать, зависеть, обеспечивать, раздать, отвергнуть, отвергать, ускорить, властвовать, клеить, морозить, ржаветь, командовать, экранизировать, крикнуть, собирать, въехать, зажать, смахнуть, сидеть, веять, велеть.

задание 6. Укажите, по образцу каких классов глаголов возникли в русском языке сравнительно новые глаголы. Уточните значения этих глаголов в словаре-справочнике «Новые слова и значения» (М., 1984).

Активничать, бланшировать, взаимопроникать, галопировать, дестабилизировать, деполитизировать, задействовать, запарковать, зашкалить, инженерить, катализировать, осреднить, рассолить, феминизироваться.

задание 7. Объясните, по образцу каких классов глаголов образованы окказиональные слова: фокстротить, чемберлениться (Маяковский); камазоваться, каазировать, камазовничать (Злобин). Задание 8. Определите, к каким классам глаголов нужно отнести словообразования из детской речи (Чуковский К. Маленькие дети. – М., 1928) 1. Бумага откнопкалась. 2. Я намакаронился. 3. Отскорлупай мне яйцо. 4. Сейчас все вставают? 5. Ворона не каркает, а варкает. 6. Бык не мычит, а бычит. 7. На улице уже утреет? 8. Я, мамочка, красавлюсь.

Литература

3. Современный русский язык. Анализ языковых единиц. В 3-х частях. Ч.2. – Под ред. Е.И. Дибровой. – М.: Просвещение, 1995. С. 53-72.

4. Современный русский язык. Под ред. П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2000. С. 301-304.

Дополнительная литература

1. В.В. Виноградов. Русский язык. Грамматическое учение о слове. М.: Высшая школа, 1986.

2. Русская грамматика. – Т. 1. - М., 1980.

3. В.К. Радзиховская. Морфология современного русского языка. Вводный курс: учеб. пособие для вузов. – М: Флинта: Наука, 2001.

 

Морфология - 2

3 курс, стационар

Н.А. Красовская

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: