I. Теоретическая часть:. II. Практическая часть:




 

грамматическая категория вида. ВидовАЯ парА

I. Теоретическая часть:

1. Понятие категории вида. Разные подходы в лингвистике к пониманию категории вида.

2. Значение совершенного и несовершенного вида. Понятие аспектуальной ситуации. Частные видовые значения.

3. Парные по виду глаголы. Принципы выделения видовых пар. Способы образования видовых пар.

II. Практическая часть:

ЗАДАНИЕ 1. Определите вид выделенных глаголов. Охарактеризуйте семантические и грамматические отличия глаголов несовершенного вида от совершенного. I. 1. Еще природа не проснулась. Но сквозь редеющего сна Весну прослышала она И ей невольно улыбнулась (Тютчев). 2. Как красавица, глядя в зеркальце, В небо чистое смотрит, улыбается. Уж зачем ты, алая заря, просыпалася? На какой ты радости разыгралася? (Лермонтов). II. 1. Встает заря во мгле холодной; На нивах шум работ умолк (Пушкин). 2. Солнце только что встало; на небе не было ни одного облачка (Тургенев). III 1. Вот уж снег последний в поле тает, Теплый пар восходит от земли, И кувшинчик синий расцветает, И зовут друг друга журавли (А.К. Толстой). 2. Черемуха душистая С весною расцвела И ветки золотистые, Что кудри, завила (Есенин). IV. 1. Еще раз прозвенел над вами звонкий голос пеночки; где-то печально прокричала иволга, соловей щелкнул в первый раз (Тургенев). 2. Уже совсем стемнело и начинало холодать; в роще звучно щелкал соловей (Тургенев). V. 1. Как незаметно потухают Лучи и гаснут под конец (Фет). 2. На краю далеком неба Зорька заалела; но и та потухла (Суриков). VI. 1. Но вот наступает вечер. Заря запылала пожаром и обхватила полнеба. Солнце садится. 2. Солнце село; звезда зажглась и дрожит в огнистом море заката (Тургенев). VII. Спутанная трава в саду полегла, и все доцветал и никак не мог доцвесть и осыпаться один только маленький подсолнечник у забора (Паустовский). ЗАДАНИЕ 2. Назовите оттенки видовых значений выделенных глаголов несовершенного вида. 1. Луны не было на небе: она в ту пору поздно всходила. 2. Все кругом быстро чернело и утихало - одни перепела изредка кричали. 3. Я все шел и уже собирался было прилечь где-нибудь до утра, как вдруг очутился над страшной бездной. 4. Мы долго бродили с Касьяном по ссечкам. 5. Темное чистое небо стояло над нами со всем своим таинственным великолепием. 6.Одни огоньки тихонько потрескивали. 7. Быстро сохнет трава. 8. Все птицы спят. Горихвостки, маленькие дятлы одни еще сонливо посвистывают. 9.Солнце жгло из-за тонкой завесы сплошных беловатых облаков. Все молчало, одни петухи задорно перекликались на деревне, возбуждая в каждом, кто их слышал, странное ощущение дремоты и скуки; да где-то высоко в верхушке деревьев звенел плаксивым призывом немолчный писк молодого ястребка (Тургенев). ЗАДАНИЕ 3. Назовите оттенки видовых значений выделенных глаголов совершенного вида. 1. Сильный ветер внезапно загудел в вышине, деревья забушевали, крупные капли дождя дерзко застучали, зашлепали по листьям, сверкнула молния – и гроза разразилась. 2. Вот и самые верхушки потускнели; румяное небо синеет. 3. Какой-то зверек слабо и жалобно пискнул между камней. 4. Мы немного поговорили. 5. Просители постояли еще немного на месте, посмотрели друг на друга и поплелись, не оглядываясь, восвояси. 6. Ветер внезапно налетел и помчался; воздух дрогнул кругом: уж не гром ли? 7. Снова что-то зашумело по лесу, она встрепенулась. Шум не переставал, становился явственней, приближался, послышались, наконец, решительные, проворные шаги. Она выпрямилась и как будто оробела; ее внимательный взор задрожал, зажегся ожиданьем. Сквозь чащу быстро замелькала фигура мужчины. Она вгляделась, вспыхнула вдруг, радостно и счастливо улыбнулась, хотела было встать и тотчас опять поникла вся, побледнела, смутилась – и только тогда подняла трепещущий, почти молящий взгляд на пришедшего человека, когда тот остановился рядом с ней (Тургенев).

задание 4. Приведите видовую пару к данным глаголам (если это возможно). Распределите их по типам: 1) отражающие процесс имперфективации; 2) перфективации.

Переписывать, сделать, послать, ссыпать, брать, проглотить, поймать, бросить, вместить, вернуть, возвратиться, волноваться, выпустить, вышить, говорить, готовить, доделать, добежать, заземлить, закипеть, запереть, застлать, класть, кричать, мигать, налить, обедать, обучить, оспорить, оттаять, петь, погрузиться, поздравить, покрыть, портить, прибыть, приказать, пропечь.

ЗАДАНИЕ 5. На примере приведенных глаголов охарактеризуйте глагольное видообразование (префиксация, суффиксация, чередование гласных и согласных в корне слова, изменение места ударения, супплетивизм). Раскройте сущность перфективации и имперфективации.

Решить, сдать, писать, открыть, сжимать, собрать, запирать, обрезать, говорить, лишать, ловить, засыпать, раскрасить, искать, сиротеть, явиться, переписать, метнуться, овдоветь, кидаться, привыкнуть, заасфальтировать, покаяться, вносить, облизывать.

ЗАДАНИЕ 6. Назовите способы образования видовых пар от следующих глаголов.

Брать, пересыпать, наклеить, предупредить, грузить, садиться, оградить, нарезать, проделать, спросить, вместить, ловить, просить, добиться, ложиться, допустить, становиться, пробовать, говорить, доделать, обратиться, искать, сократить, класть, варить.

ЗАДАНИЕ 7: Замените глаголы в данных предложениях, не изменяя смысла, глаголами другого вида. Определите грамматические различия между ними.

1.Я ударил веслом по воде. Рыба в ответ со страшной силой хлестнула хвостом и снова прошла под самой лодкой. (Пауст.)

2.Иногда он прерывал работу… и мы долго смотрели в окно, как сеет дождь по крыше, на двор, заросший травою, как белеют яблони, теряя лист. (М.Г.)

3.Сказки она сказывает тихо, таинственно, наклоняясь к моему лицу. Говорит, точно поёт, и чем дальше, тем складней звучат слова. (М.Г.)

4.Гайдар закричал издали, засвистел. Мы нехотя встали, пошли к нему. (Пауст.)

5.Через день-два солнце взойдёт в багровой зловещей мгле, а к полудню черные облака почти коснутся земли, задует сырой ветер и польются томительные, нагоняющие сон обложные дожди. (Пауст.)

6.Санин ничего не отвечал и подумал, что ему поневоле придётся остаться во Франкфурте, пока не придёт ответ от одного берлинского приятеля. (Т.)

7.Я знаю, старые кавказцы любят поговорить, порассказать; им редко это удаётся: другой лет пять стоит где-нибудь в захолустье с ротой, и целые пять лет ему никто не скажет «Здравствуйте» (потому что фельдфебель говорит «Здравия желаю»). (Л.)

 

Литература

1. Н.М. Шанский, А.Н. Тихонов. Современный русский язык. В 3-х частях. Ч. 2. – М.: Просвещение, 1987. С. 162 – 177.

2. А.В. Бондарко, Л.Л. Буланин. Русский глагол. – Ленинград: Просвещение, 1967. С. 11-75.

3. Бондарко А.В. Вид и время русского глагола. М.: Просвещение, 1971. С. 21-42.

4. И.П. Мучник. Грамматические категории глагола и имени в современном русском литературном языке. – М.: Наука, 1971. С. 96-156.

5. Гловинская М.Я. Семантические типы видовых противопоставлений русского глагола. – М.: Наука, 1982. – 156 с.

6. Рассудова О.П. Употребление видов глагола в современном русском языке. Изд.2, испр. и доп. – М.: Русский язык, 1982. – 149 с.

5. Современный русский язык. Под ред. П.А.Леканта. – М.: Дрофа, 2000. С. 304-307, С. 311- 319.

Морфология - 2

3 курс, стационар

Н.А. Красовская

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: