Практическое занятие № 1. Морфология - 2




Морфология - 2

3 курс, стационар

Н.А. Красовская

Практическое занятие № 1

 

глагол как часть речи. противопоставление глаголов и имен. Семантика глаголов.

формы глагола. Инфинитив

I. Теоретическая часть:

1. Охарактеризуйте глагол как часть речи (семантика, морфологические признаки, синтаксическая функция).

2. Противопоставление глаголов и имен в грамматической системе языка.

3. Основные формы глагола. Связь грамматических категорий глагола и глагольных форм.

4. Понятие глагольных классов. Основы глагола. Продуктивные и непродуктивные классы.

 

II. Практическая часть:

задание 1: Объедините данные глаголы в группы, учитывая общность их семантики: 1) физическое действие; 2) отвлеченное действие; 3) состояние – физическое и психическое; 4) положение в пространстве; 5) отношение к кому-либо, к чему-либо; 6) движение; 7) бытие; 8) проявление признака; 9) модальность и т.д. Найдите три многозначных глагола, варианты значений которых относятся к разным семантическим группам.

Петь, ненавидеть, рассуждать, глохнуть, доказывать, колоть, пить, обидеть, мчаться, сердиться, лежать, волноваться, болеть, дымиться, плыть, обожать, лепить, слушать, сидеть, находиться, белеть, стремиться, решить, дремать, кашлять, гнуть, лететь, лечить, спать, нюхать, полнеть, существовать, слышать, воспитывать, морозить, радоваться, жить, иметь, кусать, шептать, нервничать, нравиться, думать, ценить, очнуться, велеть, мочь, шить, идти, хвалить, говорить, бить, владеть, учить(ся).

ЗАДАНИЕ 2: Выпишите из приведённого текста глагольные формы, образуйте инфинитив.

Есть на нашей реке такие глухие и укромные места, что, когда продерёшься через спутанные лесные заросли, заполненные к тому же крапивой, и присядешь около самой воды, почувствуешь себя как бы в обособленном, отгороженном от остального земного пространства мире … Выставилась из дерева и висит над водой старая, чёрная, как уголь, коряга. Отзвенела, отшумела своё. Отражала дождевыми каплями на весенних листьях, отсорила на воду ярко-жёлтыми глянцевыми листочками. Угольное отражение её чётко лежит на воде, прерываясь лишь в тех местах, где попадает на округлые листья кувшинок…

У кромки воды растут, наклоняясь в сторону, травы. Кажется даже, что задние травы привстают на цыпочки, тянутся изо всех сил, чтобы обязательно, хотя бы из-за плеч, поглядеть в воду. Тут и крапива, тут и высоченные зонтичные, названия которым здесь у нас никто не знает (В. Солоухин).

Распределите выписанные глаголы по семантическим группам:

Глаголы движения

Глаголы размещения в пространстве

Глаголы бытия

Глаголы конкретного физического действия

Глаголы созидания

Глаголы разрушения

Глаголы восприятия

Глаголы физического состояния

Глаголы психического состояния

Глаголы проявления и становления признака

Глаголы обладания и принадлежности

Глаголы отношения между людьми

Глаголы звучания

Глаголы речи

Глаголы мысли

Глаголы волеизъявления

Глаголы желания

Глаголы поведения

задание 3: Определите инфинитив к указанным формам глагола.

Сделаю, обедаю, болею, сею, клею, пашу, бреюсь, занимаюсь, займусь, ложусь, лягу, войду, вхожу, запасаюсь, пишут, отвезу, запасусь, переписывается, перепишется, запрягу, выпеку, зажгу, зажигаю, запечется, зажжется, зажигается, прыгнул, пишу, снял бы, читай, взял бы, таял, пышет, не плачь, засмеялись, засмейтесь, не смейте.

задание 4: Найдите инфинитив. Определите, каким членом предложения он является? Какими грамматическими признаками он обладает?

1. Написать записку по-французски казалось ей неуместным, а в русской орфографии сама матушка не была сильна (Т.)

2. И царица хохотать, и плечами пожимать. (П.)

3. Он хотел посоветоваться с Игорем. (Тендр.)

4. Стул под ним тяжело заскрипел, грозя развалиться (Ив.)

5. В комнату вошла Марина с приказом спать (В.С.)

6. Думаю, гражданин, вы войдете в такое положение и наймете его стеречь табун (Шол.)

7. Как сходилися, собиралися

Удалые бойцы московские

На Москву-реку, на кулачный бой,

Разгуляться для праздника, потешиться. (Лерм.)

8. Цель его – присниться себе самому. (Г. Марговский)

9. Помедлить просил, но этого не случилось. (М.Луконин)

10. Жить в старинных особняках с прабабушкиной мебелью мило, но неуютно. (А. Толстой)

11. Сосед один иногда наезжает в карты играть. (П.)

12. Подойти к брату было страшно. (М. Горький)

Задание 5. Выделите глаголы неопределенной формы в предложениях, определите их синтаксическую функцию. В таежных глухих лесах каждую осень вылетают глухари по утрам на берега рек и озер клевать береговую чистую гальку (Соколов-Микитов). 2. Всю долгую зиму будут питаться глухари колючей и жесткой сосновой хвоей (Соколов-Микитов). 3. В ясные дни по утрам уже можно услышать первое весеннее бормотание токующих косачей (Соколов-Микитов). 4. Я любил взбираться на эту старую липу, сидеть в тени зеленого шатра, читать книжки и мечтать о далеких путешествиях (Соколов-Микитов). 5. Выгонять перед вечером и пригонять на утренней заре табун – большой праздник для крестьянских ребятишек (Тургенев). 6. К Овсяникову часто прибегали соседи с просьбой рассудить, помирить их, и почти всегда покорялись его приговору, слушались его совета (Тургенев). 7. А тебя кто спрашивает, а? Тебя не спрашивают, так ты молчи… Это что такое? Молчать, говорят тебе! (Тургенев). 8. Кое-как я ее успокоил, дал ей напиться, разбудил горничную и вышел (Тургенев). 9. Но вот передовые облака уже начинают закрывать солнце; вот оно выглянуло в последний раз, осветило страшно-мрачную сторону горизонта и скрылось. (Л.Толстой). 10. Наконец в стороне что-то стало чернеть (Пушкин). 11. Чичиков ушел в комнату одеться и умыться (Гоголь). 12. Чтобы сократить путь, мы повернули от озера в длинный и широкий коридор вековых сосен (Бунин). 13. Через час явилась возможность ехать; метель утихла, небо прояснилось, и мы отправились (Лермонтов).

Литература

1. Современный русский язык. Анализ языковых единиц. В 3-х частях. Ч.2. – Под ред. Е.И. Дибровой. – М.: Просвещение, 1995. С. 53-72.

2. Современный русский язык. Под ред. П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2000. С. 301-304.

Дополнительная литература

1. В.В. Виноградов. Русский язык. Грамматическое учение о слове. М.: Высшая школа, 1986.

2. Русская грамматика. – Т. 1. - М., 1980.

3. В.К. Радзиховская. Морфология современного русского языка. Вводный курс: учеб. пособие для вузов. – М: Флинта: Наука, 2001.

Морфология - 2

3 курс, стационар

Н.А. Красовская



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: