Практическое занятие № 17




МОДАЛЬНЫЕ СЛОВА. МЕЖДОМЕТИЯ. ЗВУКОПОДРАЖАНИЯ

I. Теоретическая часть:

1. Охарактеризуйте модальные слова как часть речи.

2. Междометия. Общая характеристика.

3. Звукоподражания. Общая характеристика.

МОДАЛЬНОЕ СЛОВО

1. Слово в тексте.

2. Часть речи; категориальное значение.

3. Разряд модальных слов по значению.

4. Морфологическое свойство модальных слов.

5. Соотносительность со знаменательными частями речи.

6. Функция в тексте.

МЕЖДОМЕТИЕ

1. Слово в тексте.

2. Часть речи; категориальное значение.

3. Разряд междометия по значению (эмоциональное / побудительное); подразряд по значению.

4. Структура междометия (простое / составное; непроизводное / производное).

5. Морфологическое свойство междометий.

6. Функция в тексте.

ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ

2. Слово в тексте.

3. Часть речи; категориальное значение.

4. Разряд по значению.

5. Структура звукоподражания.

6. Морфологическое свойство звукоподражания.

7. Функция в тексте.

II.Практическая часть:

ЗАДАНИЕ 1. Найдите в предложениях модальные слова и проанализируйте их.

1. Да попал, видно, под горячую руку (Шукш.)

2. Он, правда, в туз из пистолета в пяти саженях попадал (П.)

3. Конечно, все образованные, начитанные, остроумные (Шукш.)

4. Вы, очевидно, думали, что пожар? (Сол.)

5. Начнем, пожалуй.

6. К счастью, все пришли.

7. Наверное, сейчас они копытами бабахнут (Рожд.)

8. Любовь еще, быть может, в душе моей угасла не совсем… (П.)

ЗАДАНИЕ 2. Определите, чем являются выделенные слова в следующих предложениях. Докажите, какие из них являются знаменательными, а какие — модальными. Охарактеризуйте модальные слова.

I. 1. Вишневый сад уже продан, его уже нет, это правда, правда, но не плачь, мама, у тебя осталась жизнь впереди, осталась твоя хорошая, чистая душа... (Чехов). 2. Скажу вам только одно: нельзя сидеть сложа руки. Правда, мы не спасаем человечества и, быть может, во многом ошибаемся, но делаем то, что можем, и мы—правы (Чехов).

II. 1. Мими же в первое воскресенье вышла к обеду в таком пышном платье и с такими лентами на голове, что уже сейчас видно было, что мы не в деревне и теперь все пойдет иначе (Л. Толстой). 2. Глядит... идет... еще глядит. Вот место, где их дом стоит; Вот ива. Были здесь вороты — Снесло их, видно (Пушкин).

III. 1.—Лида может полюбить только земца, увлеченного так же, как она, больницами и школами,—сказал я (Чехов). 2. — Однако ж,— сказала она со вздохом,— хоть барышня, может, и смешна, все же я перед нею дура безграмотная (Пушкин).

IV. 1. Казбич остановился в самом деле и стал вслушиваться: верно, думал, что с ним заводят переговоры,— как не так!.. (Лермонтов). 2. Глупец я или злодей, не знаю: но то верно, что я также очень достоин сожаления, может быть, больше нежели она (Лермонтов).

V. 1.Даже дед был, видимо, доволен мною: все ухмылялся (Горький). 2. Тревожное волнение видимо распространялось по селу (Тургенев).

VI. 1. Гостиная Анны Павловны начала понемногу наполняться. Приехала высшая знать Петербурга, люди самые разнородные по возрастам и характерам... (Л. Толстой). 2. Что ты жадно глядишь на дорогу В стороне от веселых подруг? Знать, забило сердечко тревогу — Все лицо твое вспыхнуло вдруг (Некрасов).

 

ЗАДАНИЕ 3. В данном отрывке из романа Л Н Толстого «Война и мир» художественный эффект достигается в результате использования одних и тех же слов то как глаголов, то как модальных словосочетаний. Найдите омонимичные формы глаголов и модальных словосочетаний. Какое душевное состояние Пети передает автор?

Петя должен был бы знать, что он в лесу, в партии Денисова, в версте от дороги, что он сидит на фуре, отбитой у французов, около которой привязаны лошади, что под ним сидит казак Лихачев и натачивает ему саблю, что большое черное пятно направо — караулка, и красное яркое пятно внизу налево — догоравший костер, что человек, приходивший за чашкой,— гусар, который хотел пить; но он ничего не знал и не хотел знать этого. Он был в волшебном царстве, в котором ничего не было похожего на действительность. Большое черное пятно, может быть, точно была караулка, а может быть, была пещера, которая вела в самую глубь земли. Красное пятно, может быть, был огонь, а может быть — глаз огромного чудовища. Может быть, он точно сидит теперь на фуре, а очень может быть, что он сидит не на фуре, а на страшно высокой башне, с которой ежели упасть, то лететь бы до земли целый день, целый месяц — все лететь и никогда не долетишь. Может быть, что под фурой сидит просто казак Лихачев, а очень может быть, что это — самый добрый, храбрый, самый чудесный, самый превосходный человек на свете, которого никто не знает. Может быть, это точно приходил гусар за водой и пошел в лощину, а может быть, он только что исчез из виду и совсем исчез, и его не было.

ЗАДАНИЕ 4. Проанализируйте междометия.

1. «Браво!» - воскликнула Марья Дмитриевна (Т.)

2. Что проиграли, сдаетесь? Эх вы… (М.Г.)

3. «Ба!» – удивленно воскликнул он (А.Г.)

4. О, сжальтесь вы над стариком! (П.)

5. Ах, годы!… (А.Г.)

6…Вот тебе и раз! Дверь была заперта (А.Г.)

ЗАДАНИЕ 5. В примерах найдите все междометия и охарактеризуйте их с точки зрения значения и образования.

1. И глаза его невольно остановились на одной фамилии: это был известный Петр Савельев Неуважай-Корыто, принадлежавший когда-то помещице Коробочке. Он опять не утерпел, чтоб не сказать: «Эх, какой длинный, во всю строку разъехался!.. Пробка Степан, плотник, трезвости примерной. А! Вот он,Степан Пробка, вот тот богатырь, что в гвардию годился бы!.. Максим Телятников, сапожник! Хе, сапожник! «Пьян, как сапожник», говорит пословица... Это что за мужик: Елизавета Воробей. Фу ты пропасть: баба! она как сюда затесалась? Подлец Собакевич, и здесь надул!» 2.—Эй, человек: позови приказчика,он должен быть сегодня здесь. 3. — Что, батюшка, слепы-то, что ли? — спросил ключник.— Эхва! А вить хозяин-то я! 4.... Черт вас возьми, степи, как вы хороши! 5. — Ох, отец мой, и не говори об этом! — подхватила помещица.— Еще третью неделю взнесла больше полутораста. Да заседателя подмаслила. 6. — Чш! экие косолапые медведи — стучат сапогами! Так и валится, как будто сорок пуд сбрасывает кто-нибудь с телеги. Где вас черт таскает? 7. Славная бекеша у Ивана Ивановича! отличнейшая! А какие смушки! Фу ты, пропасть, какие смушки! сизые с морозом! 8. — О! Павел Иванович, позвольте мне быть откровенным: я бы с радостью отдал половину всего моего состояния, чтобы иметь часть тех достоинств, которые имеете вы!.. 9....Батюшки, сватушки! Вы - носите, святые угодники! В эти две недели высечена унтер-офицерская жена! Арестантам не выдавали провизии! На улицах кабак, нечистота! Позор! поношенье! 10. — здравствуйте, батюшка. Каково почивали? — сказала хозяйка, приподнимаясь с места. (Гоголь).

 

ЗАДАНИЕ 6. Проанализируйте звукоподражания.

1.Вот, слышите, как она их зовет? «Гули, гули!» (А.Г.)

2.Стою я на капитанском мостике. Дзинь, дзинь! Тихий ход вперед! (А.Г.)

3.«А на этой березе, - сказал ты, - сидела тогда птица ворон и каркала отрывисто: карр… карр!»

4.Вера Петровна, грозя ему пальцем, зашипела: «Шш…».

 

ЗАДАНИЕ 7. Определите, к какой части речи относятся выделенные слова.

А. 1.Но так и быть: простимся дружно, о юность легкая моя! (А.Пушкин) 2. Еще древа обнажены, но в роще ветхий лист, как прежде, под моей ногой и шумен, и душист. (Е.Баратынский) 3. Как ни слаб бывал он порой, ни малейшей поблажки не давал он себе в одежде. (И.Бунин) 4. Была ли в его жизни хоть одна большая любовь? Думаю, что нет. (И.Бунин) 5. Трудно было иногда понять, серьезно ли говорит он. (И.Бунин) 6. Как люблю, как любила глядеть я на закованные берега! (А.Ахматова)

Б. 1. Как безумные мельницы, машут войны крылами вокруг. Где ж ты, иволга, леса отшельница? Что ты смолкла, мой друг? (Н.Заболоцкий) 2. Да будут метели, снега, дожди да бешеный рев огня! Да будет удач у тебя впереди больше, чем у меня. (И.Бродский) 3. Был бы покос, да пришел мороз. Грех да беда с кем не была? Уж коли тебя из уездного суда за кляузы выгнали, значит, ты дока! (М.Салтыков-Щедрин) 4. Чтобы сократить путь к озеру, Сергей взял наперерез через тропку. (А.Гайдар) 5. Мчались всадники чуждого вида, с желтыми околышками фуражек; они мчались наперерез дороги. (В.Вересаев) 6. Ах, был бы я художник, вставал бы я чуть свет и рисовал бы только бумажки от конфет! (Ю.Мориц)

ЗАДАНИЕ 8. Определите грамматическое значение и часть речи выделенных слов в приведенных предложениях из произведений И.А. Бунина.

В открытом море – только небо, вода да ветер. Часы стучат, и старый дом беззвучно мне говорит: «Да, без хозяев скучно! ». Поутру вода тепла, холодна трава седая, вся медовая, густая, да идут на нас с дрекольем из села. Как лунный камень, холодно и бледно над садом небо. Лес расступился, и впереди опять открылись поля. Глушь стала ниже и светлее, в кустах свалялася трава, и, под дождем осенним тлея, чернеет темная листва. Как вышки, елочки темнеют, а между кленами синеют то там, то здесь в листве сквозной просветы солнца, что оконца. Лес, белым светом залитой, своей застывшей красотой как будто смерть себе пророчит; сова и та молчит: сидит да тупо из ветвей глядит. Пусть бор бушует под дождем, пусть мрачны и ненастны ночи, и на поляне волчьи очи зеленым светятся огнем! Как ты таинственна, гроза! Но если внезапно глянет солнце, что за радость овладевает сердцем!

Литература:

1. Н.М.Шанский, А.Н.Тихонов. Современный русский язык в 3ч. Ч.2. – М.: Просвещение, 1987.

2. Современный русский язык. Анализ языковых единиц. В 3ч. Ч.2. Под ред. Е.И.Дибровой. – М.: Владос, 1995.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: