Авторы | Фокус интервенции | ||||
Только медикаменты | Тренинг социальных навыков + медикаменты | Работа с родственниками + медикаменты | Работа со всей семьей + медикаменты | Работа с семьей + тренинг социальных навыков + медикаменты | |
Fallon et al., 1982 | |||||
Hogarty et al., 1986 | |||||
Tarrieret al., 1988 | |||||
Leff et al., 1982, 1989 |
хотя бы частично связаны с поведением пациента, то мы имеем дело с «круговыми» интеракциями — порочным коммуниативым кругом, в котором пациент и родственники взаимно провоцируют друг друга.
В целом можно сделать заключение о значительном преимуществе комбинированного лечения, по сравнению с медикаментозным. Исследователи также пришли к выводу (Leff J. — 1989), что в семейных интервенциях важно не снижение уровня ЭЭ самого по себе, а изменение стоящих за ее деструктивными проявлениями дисфункциональных внутрисемейных отношений, что требует работы со всей семьей, включая больного. Важно, что родственники с низкой ЭЭ не просто нейтральны, но оказывают поддержку и помогают больным справляться с жизненными стрессами, в то время как родственники с высокой ЭЭ сами становятся источником постоянно действующего стресса. Так, в исследованиях уровня реактивности больных было показано, что в присутствии родственников с высоким индексом ЭЭ у больных на соответствующей аппаратуре регистрируются все физиологические корреляты психологического стресса (Tarrier N. et al. — 1979; Tarrier N. - 1989).
ПО
Коллективом исследователей из США было предпринято лон-i итюдное исследование, направленное на выявление факторов риска повторных приступов у пациентов, проходивших лечение и клинике по поводу шизофрении. Результаты регрессионного анализа различных факторов риска неблагоприятного течения выявили высокую значимость ЭЭ-индекса, как предиктора повторных приступов. Вместе с общим индексом тяжести психопатологической симптоматики и индексом стрессогенных жизненных событий ЭЭ-индекс составил окончательную модель регрессии. Генетическая отягощенность, уровень социальной адаптации до заболевания, когнитивные нарушения согласно данным исследования не оказывали существенного влияния на зависимую переменную «течение заболевания» (Neuchterlein К., Ventura J., Snyder К. et al. — 1999.)
|
В середине 1990-х гг. группа исследователей из США (Rosenfarb ct al. — 1995) внесла важное уточнение в цикл исследований ЭЭ. Эти авторы установили, что больные из семей с более высоким ЭЭ-индексом отличались более нелепым и дезинтегрированным поведением в прямом контакте с членами семьи по сравнению с теми больными, в семьях которых обнаруживался низкий уровень ЭЭ. Родственники с высокой ЭЭ реагировали критическими замечаниями на первые нелепые высказывания больных. Наблюдения показывают, что это провоцировало пациентов на дальнейшие нелепые высказывания. Это иллюстрирует циркулярный характер эмоций и роль поведения самого больного в провокации негативных высказываний.
Лиман Вин и Маргарет Зингер, работающие в США, известны как пионеры изучения коммуникативных дисфункций в семьях больных шизофренией с помощью психологических методик (1965). Сотрудниками Клинического центра по исследованию шизофрении университета UCLA в Сан-Диего (США) под руководством К. Нюхтерлайн и при консультативной поддержке Л. Вина было предпринято масштабное исследование связи уровня коммуникативных дисфункций у родителей и выраженности нарушений переработки информации у пациентов (Nuechterlein К. et al. — 1989). Проект был направлен на проверку результатов более раннего исследования в рамках программы Центра психического здоровья США (Singer M., Wynne L. — 1966), в котором с помощью проективных тестов оценивался уровень коммуникативных дисфункций или девиаций {Communication Deviance — CD) у родственников и его связь с глубиной нарушений переработки информации у пациентов. Авторами был сделан вывод, что коммуникативный стиль родителей тесно связан с нарушениями переработки информации у их больных потомков.
|
Приведенные выше исследования убедительно иллюстрировали роль семейных коммуникаций в процессе болезни и тесную
связь нарушений коммуникаций и выраженности центрального психологического дефицита, однако не позволяли сделать никаких выводов о роли семейных дисфункций в возникновении болезни. Наблюдения за дисжордантными по заболеванию монозиготными близнецами указывали на различия в личностном развитии и характере отношений больного и здорового члена близнецовой пары со значимыми другими (Tienari P. — 1963).
Еще одно исследование в проекте UCLA относилось к проспективным, в нем отслеживалась когорта подростков повышенного риска, но не больных шизофренией. Оценка эмоционального стиля общения у родителей проводилась на основе анализа коммуникации по следующим трем категориям: уровень критики (например: «Ты так ужасно и высокомерно относишься ко всему»), навязывание вины («Мы почти всегда ругаемся из-за тебя») и сверхвключенность («Я прекрасно знаю, что ты со мной согласен, хотя ты и не признаешь этого»). При отслеживании поведения подростков в семьях, где преобладали позитивные, доброжелательные отношения, расстройства шизофренического спектра возникли в 4 % случаев, в то время как в группе с негативным стилем общения — в 56 %. Точно установленный диагноз шизофрения имел место только в семьях с негативным стилем и встречался в 16 % случаев (Goldstein M. — 1987).
|
Однако наиболее надежным для оценки роли средовых и генетических факторов представлялось исследование заболеваемости детей от больных шизофренией матерей, воспитанных в приемных семьях. Широкую известность приобрело финское когортное исследование помещенных в приемные семьи 289 детей от 263 матерей, госпитализированных по поводу диагноза шизофрения. Исследование было выполнено при поддержке Института психического здоровья США со строгим соблюдением всех требований для получения надежных результатов факторов риска манифестации болезни (Tienari P., Lahti I., Sorri A. et al. — 1989).
Более половины детей были не старше 5 лет (196 человек), меньшая часть была в возрасте менее 2 лет (143 человека). Были соблюдены принципы так называемого двойного слепого исследования, которые позволяли устранить влияние других возможных факторов (разлука с матерью, заангажированность специалиста, который должен проводить диагностические процедуры оценки и т.п.). Для этого была набрана группа сравнения — дети с неотягощенной наследственностью, матери которых были госпитализированы, но не по поводу психоза. Кроме того, все семьи были в случайном порядке распределены для проведения с ними интервью и диагностических процедур четырьмя психиатрами, каждый из которых не знал, к какой группе относится семья, которую он интервьюирует для оценки психологического климата. Семьи обследовались дома, с помощью длительного интервью, которое запи-
с ы вал ось на магнитофон, а также ряда диагностических методик. Каждая семья на основе общей оценки результатов исследования с участием независимых экспертов была отнесена к одной из трех категорий: «здоровая», «средний уровень дисфункций», «высокий уровень дисфункций».
В июне 1987 г. семьи были обследованы повторно. Было выявлено 11 случаев заболевания психозом среди приемных детей, 10 из которых были рождены от больных шизофренией матерей. Однако при этом оказалось, что все они воспитывались в приемных семьях с высоким и средним уровнем семейных дисфункций и ни один — в здоровом семейном окружении. Те же самые тенденции распределения оказались характерными для других отклонений в развитии, выявленных среди приемных детей (невротические состояния, личностные расстройства чаще встречались в семьях с выраженными дисфункциями). Регрессионный анализ показал взаимосвязь генетических и средовых факторов риска заболевания шизофренией.
Убедительное обоснование важности влияния семьи на течение заболевания способствовало тому, что все большее распространение получают так называемые клиники первого эпизода болезни, где сразу начинается целенаправленная работа по снижению уровня семейных дисфункций и налаживанию конструктивных способов взаимодействия между членами семьи.
В отечественной клинической психологии и психиатрии исследования семейного контекста шизофрении связаны прежде всего с Ленинградской психологической школой (см. т. 1, подразд. 6.2). Они интенсивно проводились в 1970— 1980-х гг. на основе идей системного подхода, развиваемого американскими и английскими исследователями. Поскольку в то время в отечественной психиатрии в целом явно доминировали биологические концепции, эти исследования носили поистине революционный характер. Они были опубликованы в ряде сборников: «Семейная психотерапия при нервных и психических заболеваниях» (1978), «Социально-психологические исследования в психоневрологии» (1980). Среди ленинградских ученых, стимулировавших исследования семьи при психических расстройствах, следует назвать имена В.К.Мягер, Т. М. Мишиной, В. М. Воловика, Э. Г. Эйдемиллера.
В статье Г. В. Бурковского с соавторами (Бурковский Г. В. и соавт. — 1980) описана весьма интересная попытка ретроспективного исследования семейных факторов возникновения и течения шизофрении на основании подробно собранных историй болезни. Исследование проводилось на двух выборках — больные, проходившие лечение в НИИ психоневрологии им. В.М.Бехтерева, и больные, проходившие лечение в Психиатрической клинике ун-та им. К.Маркса в Лейпциге (бывшая
ИЗ
ГДР). С помощью факторного анализа было проанализировано 73 наиболее полные истории болезни. Факторный анализ признаков, описывающих условия и характер семейного воспитания больных шизофренией в возрасте до 14 лет, позволил реконструировать ряд семейных ситуаций, связанных с возрастом манифестации заболевания, а также с характером его течения и качеством ремиссии.
Одним из наиболее интересных результатов этого исследования явилось выявление более патогенной роли скрытых камуфлированных конфликтов в семьях, чем открытых. Этот вывод касался как отношений между родителями, когда скрытый конфликт между ними компенсируется большей близостью между матерью и ребенком, так и отношений между родителем и ребенком. В последнем случае неприятие ребенка, холодность в отношении к нему камуфлировались внешне заботливым отношением. В таком понимании семейной динамики при шизофрении прослеживается большое сходство с гипотезой двойной связи Г. Бейтсона, которая была описана выше.
Важным представляется также вывод о негативном вкладе в течение заболевания фактора отцовского подавления. Такой стиль воспитания оказался связанным с более плохими ремиссиями и более длительным пребыванием заболевшего ребенка в клинике. В качестве существенного механизма такого отношения авторы отмечают нежеланность ребенка, предпочтение ему других детей. Они также отмечают, что несмотря на это, ребенок не проявляет признаков протестного, негативного отношения к отцу. Авторы выдвигают гипотезу, что за этим стоит неспособность ребенка «по неизвестным причинам самостоятельно оценить негативный смысл отцовского подавления» (Бурковский Г. В. и соавт. — 1980. - С. 40).
Ленинградскими авторами были получены интересные данные о связи удовлетворенности отношениями с противоположным полом и удовлетворенностью отношениями в родительской семье. Авторы делают вывод, что «наличие половой неудовлетворенности связано с характером эмоциональных отношений в семье в период воспитания больного, в особенности с характером эмоционального контакта с матерью» (Алексеев Б.Е., Пинк Э. - 1980. — С. 47 — 52).