Наиболее исчерпывающий исторический анализ психодинамических концепций тревоги содержится в работе А. Комптона «Исследование психоаналитической теории тревоги» (Compton A. — 1972, а, в). Он выделил два этапа в развитии взглядов 3. Фрейда на патологическую тревогу.
1. Первый — относится к уже упомянутой работе «Тревожный невроз» (1895), в которой постулировалось, что тревога возникает в случае неспособности нервной системы справиться с возбуждением сексуального происхождения.
2. На втором — в работе «Подавление, вытеснение, симптомы и тревога» (1926) подвергается ревизии первичная гипотеза о том, что тревога представляет собой непосредственную трансформацию либидонозной энергии на основе механизма вытеснения. Поводом для этого послужили клинические наблюдения, открывавшие более сложные взаимосвязи между тревогой и защитными Механизмами: тревога могла быть как следствием вытеснения, так И сама приводить к нему.
Анализ второго этапа фрейдовского учения провел Дж. Боулби (Bowlby J. — 1973) и выделил два основных источника тревоги, связанные: 1) с бессознательными импульсами, возникающими в ответ на травматическую для «Оно» ситуацию (подобную ситуации рождения) и грозящими прорвать психологические защиты; 2) с предвосхищением опасной ситуации, такой, как утрата объекта.
Таким образом, З.Фрейд постулировал наличие внутреннего источника тревоги в виде собственных неосознаваемых инстинктов и аффектов и внешнего — в виде опасностей, исходящих из внешнего мира. Центральная роль в формировании симптомов тревожных расстройств отводится защите от этих опасностей, прежде всего механизмам вытеснения и смещения.
Как уже упоминалось, фрейдовское разделение тревожного невроза со свободно плавающей тревогой и фобинеского невроза, имеющего конкретный объект, стало классическим. В своей ранней работе, посвященной описанию случая тревожного невроза у деревенской девушки («Девушка, которая не могла дышать»), З.Фрейд руководствуется в качестве общей модели патологии концепцией психотравмы (см. т. 1, гл. 3).
|
Девушка становится невольной свидетельницей сексуальной сцены между своим дядей и молодой служанкой. Хотя в тот момент она, как ей кажется, не догадывается о том, что именно происходит между ними и не видит никаких подробностей, у нее развиваются приступы паники с сильнейшими вегетативными проявлениями. В результате блиц-интервенции 3. Фрейд устанавливает, что в детстве девушка подвергалась сексуальным домогательствам со стороны своего дяди, и вышеупомянутая сцена со служанкой актуализировала обрывки старых травматических переживаний без осознания самой этой связи, восстановленной в результате мастерской аналитической работы. Восстановление связи сопровождается катарсическим состоянием девушки, что приводит к освобождению блокированной энергии в виде общего оживления и душевного подъема, а также к исчезновению симптомов. Все это описание случая вполне укладывается в концепцию ранней психотравмы, соответствует энергетическому принципу организации психики и методам осознания и отреагирования, как основным при лечении неврозов на ранних стадиях развития психоанализа (см. т. 1, подразд. 3.4 и 3.5).
Напомним, что впоследствии теория психотравмы сменилась
теорией конфликта (см. т. 1, подразд. 3.4). Механизм возникно
вения фобического невроза, в основе которого лежат конфликт
ные тенденции «Оно», подробно описан З.Фрейдом в знаменитом
случае маленького Ганса («Анализ фобии пятилетнего мальчика»),*.
Фобия при этом трактовалась как результат действия защитных j
механизмов, ограждающих от прорыва конфликтных тенденций, J
а в качестве основного защитного механизма постулировался*]
механизм смещения. Предложенный им механизм смещения до ]
сих пор остается основным в аналитических моделях фобических I
реакций. 1
|
Напомним, что маленький Ганс, находясь на улице, стал свидетелем падения лошади, что сильно его напугало и привело к устойчивому страху перед лошадьми с отчетливым избеганием предмета фобии, который впоследствии распространился и на пребывание на улице. В своем анализе З.Фрейд указывал, что маленький Ганс в тот момент находился в эдиповой фазе развития, которой соответствует ведущий кон- 9 фликт между влечением к матери и кастрационным страхом перед отцом, последний при этом на бессознательном уровне воспринимается как более сильный соперник, способный наказать за инцестуозные желания. Поскольку игра в лошадки была одной из игр, в которой участвовал отец, происходит смещение страха с фигуры отца на лошадь, которая таким образом и становится объектом фобии.
В 1920 г. провел свои знаменитые эксперименты по формированию фобических реакций основатель бихевиоризма Дж. Уотсон. Сформировав реакцию страха на белую крысу у маленького Альберта, он доказал, что фобии у детей могут возникать на основе механизма классического обусловливания (см. т. 1, подразд. 4.4). В этом эксперименте речь шла о сочетании предъявления ребенку белой крысы с громким неприятным звуком. Позднее у него произошла генерализация реакции страха на другие пушистые предметы. В своем описании этих экспериментов Дж. Уотсон дал полную сарказма критику фрейдовской модели фобических реакций.
|
«Когда фрейдисты лет через двадцать, если их гипотезы не изменятся, станут анализировать, почему Альберт боится пальто из меха морского котика, они, вероятно, будут домогаться от него пересказа сновидений, анализ которых покажет, что, когда Альберту было три года, он пытался играть с волосяным покровом на лобке собственной матери и был за это жестоко наказан... Если аналитику удастся уговорить Альберта принять подобный сон как объяснение его склонности избегать определенных объектов и если этот аналитик обладает авторитетом и силой убеждения, то Альберт может полностью увериться, что его сон и есть истинная картина обстоятельств, которые привели к образованию страхов» (Watson J. В., Rayner R. — 1920. — P. 14).
В классификации Э. Крепелина фобический и тревожный не-ироз не разводятся, а различные виды страхов рассматриваются и рамках невроза навязчивых состояний (Каннабих Ю. В. — 2002). Отмечалось также, что тревога как эмоциональное состояние часто встречается при различных психических расстройствах, в том числе в депрессивной фазе циркулярного психоза (Крепе-лин Э. - 1910).
В отечественной психиатрии, близкой крепелиновской традиции, тревожные расстройства традиционно рассматривались в рамках невроза навязчивых состояний в виде различных фобий. «Навязчивые явления весьма многочисленны и многообразны, наиболее типичны фобии, а также навязчивые мысли, воспоминания, сомнения, действия, влечения. Чаще встречаются кардиофобия, канцерофобия, лиссофобия (навязчивая боязнь сумасшествия), оксифобия (навязчивый страх острых предметов), клаустрофобия (боязнь закрытых помещений), агорафобия (боязнь открытых пространств), навязчивые страхи высоты, загрязнения, боязнь покраснеть и др.» (Шмаонова Л.М. — 1985. — С. 232). Другой подход к тревожным расстройствам в отечественной психиатрии — это рассмотрение их как части депрессивного синдрома (Вертоградова О. П. — 1998; Краснов В.Н. — 2010).
Вместе с тем в свете детального анализа 3. Фрейдом тревожных расстройств неудивительно, что самые различные классификации во многом основываются именно на его описаниях. В особенности это касается первых американских классификаций психических расстройств DSM-I и DSM-II, где наряду с тревожным неврозом, включающим тревогу, панику и соматические симптомы, был выделен фобический невроз, который, в отличие от тревожного, связывался с вполне определенными ситуациями и объектами. Аналогично в МКБ-9 была выделена группа тревожных состояний, включающая панические атаки, панические расстройства и панические состояния, и группа фобических состояний, включающая агорафобию, фобию животных, истерическую тревогу, клаустрофобию.