Система убеждений и депрессия




Теория депрессии А. Бека охватывает множество ее аспектов, при этом в качестве основных элементов, связанных с манифе-


i.11 шей и рекуррентностью депрессии, она рассматривает когни-шиные структуры.

Для оценки системы воззрений у депрессивных больных была ри фаботана Шкала дисфункциональных установок (DAS) (Weissman A., Beck A. — 1978). Основные темы дисфункциональ­ных установок: зависимость от любви, зависимость самооценки От достижений, автономность, требовательность к другим, поиск Одобрения и перфекционизм. Результаты исследований, относя­щихся к этому этапу, отличались противоречивостью.

Э.Гамильтон и Л.Абрамсон при исследовании депрессивных И здоровых испытуемых обнаружили, что показатели DAS суще­ственно снижаются у больных по мере выздоровления (Hamilton E., Abramson L. — 1983). Более того, выздоровевшие больные не от­личались от здоровых испытуемых, т.е. депрессогенные установ­ки не являются устойчивой чертой людей, склонных к депрес­сии.

Исследователи 1990-х гг. подвергли критике данные, основан­ные на использовании DAS. По мнению Дж. Бек и Э.Батлера, методология этих работ не совпадала с теорией А. Бека, согласно которой депрессивные убеждения до заболевания находятся в латентном состоянии и активируются (становясь таким образом доступными для измерения с помощью основанных на самоот­чете шкалах) только после действия стрессоров, предшествующих депрессивному эпизоду. Был сделан важный в методическом от­ношении вывод: для выявления латентных депрессивных убеж­дений в экспериментальных условиях необходима особая про­цедура — воздействие стимулов, провоцирующих состояние стресса (Beck J., Butler A. — 1997).

Концепция когнитивной уязвимости нашла полноценное под­тверждение в лабораторных исследованиях, включающих экспе­риментальное манипулирование настроением, и работах, оцени­вающих естественные перепады настроения в ответ на жизненные события. В условиях лаборатории Дж. Миранда и Дж. Персон индуцировали печальное настроение у лиц, ранее перенесших депрессию и никогда ее не переносивших, вслед за этим вмеша­тельством испытуемые заполняли DAS. Испытуемые, ранее пере­носившие депрессию, продемонстрировали повышение показа­телей DAS. У тех, кто никогда не был в депрессии, этого не от­мечалось. Сходные данные были получены при изучении связи между депрессивными убеждениями и естественно возникающи­ми перепадами настроения (Miranda J., Person J. — 1988).

Дополнительные данные, доказывающие активацию латентных негативных схем в условиях стресса, получены в лонгитюдном исследовании реактивности самооценки. Переносивших депрес­сию испытуемых и никогда ее не переносивших просили еже­дневно в течение месяца заполнять тест самооценки и регистри-


ровать малейшие негативные и позитивные события, влияющие на самооценку (Butler A., Hokanson J., Flynn H. — 1994). Для каждого испытуемого подсчитывался показатель реактивности самооценки — степень изменений в уровне самооценки в ответ на повседневные события. Ожидалось, что у людей с депрессо* генными убеждениями («Если я не добился максимального yenet ха (любви, восхищения), значит, я никчемный») будет отмечать^ ся большая реактивность самооценки. Результаты подтвердили теорию А. Бека: у ранее переносивших депрессию людей отмечав лась более выраженная реактивность самооценки, чем у никогда не болевших депрессией. При повторном обследовании несколь­ко месяцев спустя те из испытуемых, кто отличался высокой ре* активностью самооценки и перенес значительный жизненный стресс, продемонстрировали существенное усиление депрессив­ных симптомов. Испытуемые же с низкой реактивностью само­оценки не отреагировали на негативные события депрессивными симптомами. Этот эффект подтверждает наличие когнитивной уязвимости в виде негативных схем.

Важное доказательство теории А. Бека было получено в лон-гитюдном исследовании студентов. В начале учебного года были выделены две группы первокурсников колледжа — с высокими показателями дисфункциональных установок и умеренными. В ходе последующего годичного наблюдения сопоставлялись по­казатели депрессии студентов выделенных групп. Студенты, из­начально имевшие высокие показатели когнитивной уязвимости, с большей частотой демонстрировали симптомы депрессии к концу первого года обучения (Alloy L., Abramson L. — 1999).

Наконец, еще одно косвенное доказательство концепции ког­нитивной уязвимости содержится в эпидемиологии рецидивов: повторные приступы депрессии отмечаются у проходивших ког­нитивную психотерапию пациентов в два раза реже, чем у паци­ентов, находившихся на изолированном медикаментозном лече­нии (Evans M., Hollon S., DeRubies R. — 1992).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: