Теория депрессии А. Бека охватывает множество ее аспектов, при этом в качестве основных элементов, связанных с манифе-
i.11 шей и рекуррентностью депрессии, она рассматривает когни-шиные структуры.
Для оценки системы воззрений у депрессивных больных была ри фаботана Шкала дисфункциональных установок (DAS) (Weissman A., Beck A. — 1978). Основные темы дисфункциональных установок: зависимость от любви, зависимость самооценки От достижений, автономность, требовательность к другим, поиск Одобрения и перфекционизм. Результаты исследований, относящихся к этому этапу, отличались противоречивостью.
Э.Гамильтон и Л.Абрамсон при исследовании депрессивных И здоровых испытуемых обнаружили, что показатели DAS существенно снижаются у больных по мере выздоровления (Hamilton E., Abramson L. — 1983). Более того, выздоровевшие больные не отличались от здоровых испытуемых, т.е. депрессогенные установки не являются устойчивой чертой людей, склонных к депрессии.
Исследователи 1990-х гг. подвергли критике данные, основанные на использовании DAS. По мнению Дж. Бек и Э.Батлера, методология этих работ не совпадала с теорией А. Бека, согласно которой депрессивные убеждения до заболевания находятся в латентном состоянии и активируются (становясь таким образом доступными для измерения с помощью основанных на самоотчете шкалах) только после действия стрессоров, предшествующих депрессивному эпизоду. Был сделан важный в методическом отношении вывод: для выявления латентных депрессивных убеждений в экспериментальных условиях необходима особая процедура — воздействие стимулов, провоцирующих состояние стресса (Beck J., Butler A. — 1997).
Концепция когнитивной уязвимости нашла полноценное подтверждение в лабораторных исследованиях, включающих экспериментальное манипулирование настроением, и работах, оценивающих естественные перепады настроения в ответ на жизненные события. В условиях лаборатории Дж. Миранда и Дж. Персон индуцировали печальное настроение у лиц, ранее перенесших депрессию и никогда ее не переносивших, вслед за этим вмешательством испытуемые заполняли DAS. Испытуемые, ранее переносившие депрессию, продемонстрировали повышение показателей DAS. У тех, кто никогда не был в депрессии, этого не отмечалось. Сходные данные были получены при изучении связи между депрессивными убеждениями и естественно возникающими перепадами настроения (Miranda J., Person J. — 1988).
|
Дополнительные данные, доказывающие активацию латентных негативных схем в условиях стресса, получены в лонгитюдном исследовании реактивности самооценки. Переносивших депрессию испытуемых и никогда ее не переносивших просили ежедневно в течение месяца заполнять тест самооценки и регистри-
ровать малейшие негативные и позитивные события, влияющие на самооценку (Butler A., Hokanson J., Flynn H. — 1994). Для каждого испытуемого подсчитывался показатель реактивности самооценки — степень изменений в уровне самооценки в ответ на повседневные события. Ожидалось, что у людей с депрессо* генными убеждениями («Если я не добился максимального yenet ха (любви, восхищения), значит, я никчемный») будет отмечать^ ся большая реактивность самооценки. Результаты подтвердили теорию А. Бека: у ранее переносивших депрессию людей отмечав лась более выраженная реактивность самооценки, чем у никогда не болевших депрессией. При повторном обследовании несколько месяцев спустя те из испытуемых, кто отличался высокой ре* активностью самооценки и перенес значительный жизненный стресс, продемонстрировали существенное усиление депрессивных симптомов. Испытуемые же с низкой реактивностью самооценки не отреагировали на негативные события депрессивными симптомами. Этот эффект подтверждает наличие когнитивной уязвимости в виде негативных схем.
|
Важное доказательство теории А. Бека было получено в лон-гитюдном исследовании студентов. В начале учебного года были выделены две группы первокурсников колледжа — с высокими показателями дисфункциональных установок и умеренными. В ходе последующего годичного наблюдения сопоставлялись показатели депрессии студентов выделенных групп. Студенты, изначально имевшие высокие показатели когнитивной уязвимости, с большей частотой демонстрировали симптомы депрессии к концу первого года обучения (Alloy L., Abramson L. — 1999).
Наконец, еще одно косвенное доказательство концепции когнитивной уязвимости содержится в эпидемиологии рецидивов: повторные приступы депрессии отмечаются у проходивших когнитивную психотерапию пациентов в два раза реже, чем у пациентов, находившихся на изолированном медикаментозном лечении (Evans M., Hollon S., DeRubies R. — 1992).