Интерперсональный подход рассматривает этиологию и хро-пификацию депрессий в контексте межлщщстных отношений (юльного со значимыми фигурами прошлого и настоящего.
Главные источники современной интерперсональной модели депрессии: социальная психиатрия А. Мейера, социальный психоанализ (Г.Салливен, К.Хорни, Э.Фромм), теория привязанности Дж. Боулби, концепция социальной поддержки. Во всех лих подходах психическое благополучие человека тесно связы-иается с качеством интерперсональных отношений.
Современная интерперсональная модель депрессии Джеральда Клермана и Мирны Вейссман, активно развиваемая их последователями с начала 1980-х гг., в качестве основного фактора депрессивных расстройств рассматривает интерперсональные отношения'. «Клинический опыт и данные исследований убеждают нас в том, что депрессия развивается в интерперсональном контексте, и, соответственно, психотерапевтические интервенции, направленные на этот интерперсональный контекст, могут ускорить выздоровление пациента после острого эпизода и, возможно, будут предупреждать развитие рецидива» (Klerman G. et al. — 1984. — С. 6). Концепция Дж. Клермана и М. Вейссман связывает депрессию с рядом интерперсональных феноменов. Так, один из важнейших источников депрессии — это недостаточно переработанные потери близких людей. Депрессия может быть связана с аномальными реакциями горя, которые, в свою очередь, являются результатом неудачного прохождения через различные фазы горевания.
При депрессиях, связанных с утратой, отмечаются аномальные процессы горя двух видов: отсроченное горе и искаженное горе. При отсроченном варианте реакция горя возникает позже утраты и переживается очень долгое время. Этот тип горя не распознается как реакция на первичную утрату; при этом наблюдаются те же симптомы, что при нормальном горе. Отсроченная реакция горя может запускаться недавней, менее важной утратой. В некоторых случаях она может возникать, когда человек достигает возраста, в котором умер не оплаканный в свое время близкий. Искаженная реакция горя может возникать непосредственно после утраты или годы спустя. Для нее характерно отсутствие печали или дисфорического настроения при наличии других, не аффективных симптомов. Эти проявления в виде соматических симптомов могут привлекать внимание врачей-интернистов до тех пор, пока для решения задачи по определению их природы не будет призван психотерапевт.
|
По наблюдениям Дж. Клермана, реакции аномального горя возникают в силу нескольких причин:
1) отсутствия адекватной социальной поддержки после утраты;
2) дефицита межличностных контактов, затрудняющего процесс переключения на новые объекты привязанностей;
3) выраженной амбивалентности в отношениях с умершим при наличии установок, затрудняющих осознание и вербализацию негативных чувств;
4) наличия установок, блокирующих открытое выражение горя, слез и тоски по умершему;
5) поведения, при котором горюющий избегает всего, что напоминает о смерти близкого человека (посещения кладбища, разговоров о нем и т.д.).
Следующий важный источник депрессии — это межличностные конфликты с членами семьи, партнерами, друзьями, коллегами, связанные с несоответствием ролевых ожиданий. Имеются в виду ситуации, когда партнеры по общению имеют не совпадающие ожидания относительно собственного поведения и поведения партнера, что служит поводом для разногласий и конфликтов, подчас хронических. Например, мать подростка может ожидать, что, как и раньше, ребенок будет проводить с ней свободное время и делиться всеми событиями своей жизни. Подросток рассчитывает на большую свободу, автономность и самостоятельность. Дефицит навыков открытой и прямой коммуникации способствует хронификации конфликтов такого рода. Их последствиями могут стать сниженная самооценка, страх быть покинутым, хроническое недовольство, чувство безнадежности.
|
Депрессия может возникать при изменении жизненного цикла, требующего смены социальной роли. Необходимость осваивать ранее незнакомую роль подчас резко нарушает социальное функционирование, особенно в тех случаях, когда изменение жизненного уклада воспринимается как утрата. Люди, склонные к депрессии, нередко воспринимают изменение жизненных обстоятельств именно так. Утрата может быть очевидной (например, при разводе) и совсем неочевидной (например, при рождении ребенка).
Большинство ролевых переходов происходит со сменой стадий жизненного цикла. Например, подростковые и юношеские депрессии могут быть связаны с трудностями установления контактов со сверстниками и чрезмерной привязанностью к семье. Трудности овладения ролью профессионала-специалиста, супруга или родителя также типичны для переходных моментов жизни. Депрессии середины жизни могут быть связаны с неудачами в карьере, трудностями в браке, трудностями родительской роли. Депрессии пожилого возраста могут быть связаны с утратой социальной роли и статуса при выходе на пенсию, ухудшением здоровья, утратой социальной сети, смертью друзей и близких.
|
Наконец, развитию депрессии способствует дефицит социальных навыков. Недостаток определенных коммуникативных умений и стратегий может приводить к частым конфликтам, разрывам в отношениях с людьми, дефициту социальной поддержки и социальной изоляции. Эти явления, в свою очередь, непосредственно увеличивают риск заболевания.
Важная роль межличностных отношений зафиксирована в днух диатез-стрессовых моделях, рассматривающих ираждебность в качестве личностной черты, предрасполагающей к депрессии. В первой из них — «предиспозиционной психосоциальной модели враждебности и депрессии» — предполагается негативная роль конфликтов и дефицита поддержки у людей с нысоким уровнем враждебности, во второй — «предиспозиционной когнитивной модели враждебности и депрессии» — акцентируется роль наплывов негативных автоматических мыслей, связанных с межличностными конфликтами, и низкий уровень социальной поддержки (см. подробнее подразд. 3.3.1).
Современные интерперсональные модели интегрируют несколько факторов риска по депрессивным расстройствам: высокий уровень гнева и враждебности, негативные автоматические мысли, негативные социальные взаимодействия, стрессогенные жизненные события и непродуктивные способы совладания со стрессом.
Слабым местом данного исследовательского направления остается неясность в вопросе о том, является ли высокая враждебность устойчивой личностной характеристикой пациентов с депрессивными расстройствами. Многие авторы зафиксировали связь показателей враждебности и гнева с тяжестью депрессии. Однако возможно, враждебность является вторичной реакцией на тяжелое заболевание и не играет причинной роли в его возникновении.