За последние два десятилетия появились концепции, пытающиеся выяснить роль различных факторов. В их основу положена гипотеза о взаимодействии стрессогенных факторов среды и индивидуальных черт биологической и психологической уязвимости (диатез-стрессовые модели).
Х.Акискал и У. Мак-Кинни выдвинули идею о том, что депрессия является результатом «психобиологического развития, в котором взаимодействуют многие факторы — когнитивные, поведенческие, социальные, биомедицинские, генетические и психодинамические» (Akiskal H., Mc Kinney W. — 1975). По
мысли этих авторов, конкурирующие теории просто «открывают разные окна», из которых можно наблюдать болезненный процесс. Практическое применение их идеи означает, что эффективное лечение требует интеграции разнообразных знаний о депрессии.
Примером современного многофакторного подхода к исследованию депрессий может служить модель развития депрессии у женщин С.Кендлера, К.Гарднера и К.Прескотта (Kendler S., Gardner С, Prescott С. — 2002). Эти авторы провели десятилетнее лонгитюдное исследование 1940 пар близнецов, выясняющее вклад 18 факторов в возникновении депрессии в виде следующих характеристик:!) детства (включая генетический риск, дисфункциональное семейное окружение, опыт сексуального насилия в детстве, утрату родителя в детстве); 2) раннего подросткового периода (нейротизм, низкая самооценка, раннее начало тревожных и поведенческих расстройств); 3) позднего подросткового периода (трудности профессионального самоопределения, психические травмы, социальная поддержка, употребление алкоголя/наркотиков); 4) зрелого периода жизни (разводы, депрессивные эпизоды); 5) последних лет жизни (супружеские проблемы и затруднения, стрессогенные жизненные события, зависящие и не зависящие от поведения человека).
|
С помощью современных математических процедур авторам удалось проследить три основные линии, которые ведут к развитию меланхолического типа депрессий у женщин. Первая — определена взаимодействием генетического риска и высокого нейротизма при начале тревожного расстройства в детском возрасте. Вторая — связана с такими факторами, как нарушения поведения и употребление химических веществ. Наконец, третья — связана с действием целого комплекса интерперсональных факторов: дисфункциональной семейной средой в детстве, опытом сексуального насилия, утратой родителя. Существенно, что установлена тесная связь между опытом жизни в дисфункциональной родительской семье в детстве, низким уровнем социальной поддержки в подростковом возрасте и сложностями супружества (с высокой вероятностью разводов) в зрелом периоде жизни. Следует обратить внимание на то, что исследование убедительно подтвердило весомый вклад факторов психологической природы в возникновении депрессии у женщин.
В отечественной клинической психологии А. Б.Холмогорова и Н.Г. Гаранян предложили гипотетическую многофакторную модель депрессивных расстройств (Холмогорова А. Б., Гаранян Н.Г. — 1998; Холмогорова А.Б. — 2006, 2011). Модель рассматривает психологические факторы разного уровня — макросоциалъного (культурального), семейного, личностного и интерперсонального. Авторы модели полагают, что ряд ценностей
современной культуры — культ успеха и благополучия, культ /кщио- и сдержанности — являются важными факторами эмоционального неблагополучия. При трансляции этих социокуль-i уральных установок в семейную среду возникает особый стиль ишимодействия с крайне высоким уровнем требований к детям и настой критикой в их адрес, что зачастую совмещается с запретом на проявление негативных чувств со стороны детей. На уровне индивидуального сознания культуральные стереотипы и семейная идеология трансформируются в такие личностные черты, как перфекционизм и враждебность. Они, в свою очередь, приводят к снижению уровня социальной поддержки, сужению социальной сети, одиночеству. Важная роль в модели отводится с грессогенным событиям семейной и индивидуальной жизненной истории.
|
Тесная связь выделенных факторов с симптомами депрессии, л также взаимовлияние переменных семейного, личностного и интерперсонального уровней были продемонстрированы в серии исследований, проведенных в клинических и популяционных группах испытуемых (Холмогорова А. Б. — 2006, 2011; Холмогорова А. Б. и соавт. — 2009).
* * *
Итак, к наиболее разработанным психологическим моделям депрессий следует отнести психоаналитическую, интерперсональную и когнитивную. Психоаналитическая модель депрессий, развиваемая на основе идей классиков психоанализа З.Фрейда и К.Абрахама, в качестве основных механизмов расстройства рассматривает переживания беспомощности Эго, зависимость самооценки от ее внешних детерминант, деструктивные интерперсональные процессы. Интерперсональная модель акцентирует важность аномальных процессов горя, ролевых дисфункций, дефицита социальных навыков в происхождении и течении депрессивных расстройств. Когнитивная модель связывает эти расстройства с нарушениями в процессах переработки текущей информации в форме «негативного отклонения» и дисфункциональными когнитивными схемами. Более полно современный уровень знаний о депрессии отражают многофакторные модели.