Согласно современным психоаналитическим представлениям, каждый человек должен трансформировать первичный диффузный страх в целенаправленный и конкретный. Это удается по мере развития и становления структуры «Я» с ее способностью отличать внутренние импульсы от внешней реальности. Примером социализации первичного диффузного страха путем его конкретизации является известная тяга детей к различным страшным сказкам. Сказки дают возможность опредметить и переработать диффузный страх в конкретных фантазиях. В психоанализе существуют различные классификации тревоги. В современных обобщающих руководствах выделяется три основных типа страха (Fehm L., Margraf J., Senf W. - 2000):
1) уничтожения и утраты объекта (генетически первичный, диффузный, самый элементарный, именно с ним связывается в психоанализе тревожный невроз);
2) утраты любви и одобрения (появление его возможно только ни определенной стадии развития «Я», когда произошло разделение себя и объекта и имеют место определенные объектные отношения, типичен для депрессивных расстройств);
3) обусловленные инстанцией «Сверх-Я» — наиболее зрелый Страх, связанный с уже оформившейся структурой «Я» и интервал изацией родительских запретов и моральных принципов (характерен для обсессивно-компульсивных расстройств).
Психодинамическая гипотеза относительно иррациональных Страхов — различных фобий — состоит в том, что внешне безобидный стимул ассоциируется с другим, — пугающим, Который, будучи вытесненным в бессознательное, остается Неопознанным, но усиливает реакцию на внешне нейтральный стимул. Психоаналитические наблюдения показывают, что у Многих пациентов с выраженными тревожными симптомами Часто обнаруживается в анамнезе сексуальное насилие или другие психотравмы, о которых пациенты вспоминают и решаются рассказать только в результате терапии. Так, авторами главы о тревожных неврозах в одном из руководств по психотерапии приводится пример женщины с выраженной фобией птиц, отец которой любил канареек и отличался инцестуозным поведением1 по отношению к ней в ее детстве (Fehm L., Margraf J., Senf W. — 2000). v
|
Пусковая ситуация может актуализировать существующий внутренний конфликт (в вышецитированном случае такой пусковой ситуацией стали отношения с женатым мужчиной). В результате актуализации конфликта возникает страх. Возможны два сценария его переработки: первый ведет к тревожному неврозу, второй — к фобическому. Если зрелые механизмы защиты (такие как вытеснение и сублимация) не срабатывают, то может возникнуть приступ паники, а затем развиться тревожный невроз. Кроме того, в случае отказа зрелых защит может наблюдаться смещение страха на нейтральный объект и это, согласно психоаналитической концепции тревожных расстройств, ведет к избеганию прежде нейтрального объекта и формированию фобии (в случае описанной выше пациентки состояние паники при виде птицы). Наконец, ипохондрические страхи в психоанализе объясняются смещением страха на внутренние объекты (органы) (см. рис. 4).
В современном психоанализе проводится следующее различение между фобией и тревожным неврозом: в случае фобии речь идет о парциальном дефиците «Я-структуры», так как срабатывает защита смещением — внутренний пугающий объект смеща-
|
1 Понятие инцестуозного поведения в семье трактуется в современных исследованиях достаточно широко — как соблазняющее, имеющее сексуальный оттенок, при этом инцеста в виде полового акта могло вообще не быть.
Актуальный конфликт | |||||||
' | ' | ||||||
Регрессия | |||||||
1 | ' | ||||||
Внутренняя опасность | |||||||
\ | |||||||
Страх | |||||||
' | ' | ||||||
Сублимация | -^— | Защита | Вытеснение Ч | ||||
Регрессия | ^ | ^ | |||||
Смещение страха i | |||||||
1 | ' | ' | ' | * | |||
Поломка защиты | Внешний объект | - - ■ ------------------------------------- ш Внутренний объект (орган) j | |||||
Приступ страха | Избегание | ||||||
' | г | ' | f | ||||
Тревожный невроз | Фобия | Ипохондрия | |||||
Рис. 4. Психодинамическая модель тревожных расстройств (по Fehm L, Margraf J., Senf W. - 2000)
ется вовне и его избегание приносит освобождение от страха. В случае тревожного невроза речь идет о регрессии на основе дефицитарной структуры «Я»: вследствие его слабости не срабатывает защита от страха и он становится основным симптомом, при этом могут возникнуть его массированные атаки — паника.
Если классический психоанализ связывал тревожные расстройства преимущественно с конфликтами и травмами на ранних стадиях развития, то социальный психоанализ рассматривал в качестве первого источника тревоги конфликтные ценности и установки, существующие в современном мире. Хотя тревожные расстройства сравнительно недавно выделены в особую группу, еще К.Хорни увидела почву для их стремительного роста в западной культуре. Почву эту она увидела в глобальном противоречии между христианскими ценностями, проповедующими любовь и партнерские равные отношения и реально существующими жесткой конкуренцией и культом силы постиндустриального общества. Эту ценность тотальной соревновательности она
|
i формулировала в емкой фразе-лозунге американской семьи — ••Ьытъ на одном уровне с Джонсами».
Результатом ценностного конфликта становится вытеснение собственной агрессивности и ее проекция на других людей. Таким образом, собственная враждебность подавляется и приписывается окружающему миру, что и ведет, согласно К.Хорни, к резкому росту тревоги по двум причинам: 1) восприятие окружающего мира как опасного; 2) восприятие себя как неспособного этой опасности противостоять (вследствие запрета на агрессию, а значит, и на активное сопротивление опасности). Таким образом, запрет на агрессию при высокой конкурентности отношений — важный источник тревоги у «невротической личности нашего времени» (Хорни К. — 1993): необходимость расталкивать других локтями вступает в противоречие с христианскими ценностями дружелюбия и любви к ближнему. Таким образом, К.Хорни обращает внимание на культуральные источники тревоги, рассматривая в качестве источника тревоги внутренние, но социальные по своей природе конфликты.
Еще одним важным источником страха, по К.Хорни, является вытесненная агрессивность, или враждебность. При этом рассматривается не травма рождения с изначальным восприятием мира как враждебного, а неблагоприятные, отвергающие, холодные интерперсональные отношения. В силу беспомощности и полной зависимости ребенка от его социального окружения возникающая враждебность вытесняется или же по механизму отрицания собственной враждебности проецируется вовне. Таким образом, она приписывается окружающему миру, что вторично ведет к росту тревоги. Отрицание собственной враждебности связано также с соответствующими социальными нормами, с запретами «супер-Эго».
Запрет на агрессию делает человека более беззащитным перед лицом социальных опасностей в виде конкуренции и индивидуализма, что становится еще одним фактором роста тревоги. К.Хорни вводит также понятие базовой тревоги. Тревога и враждебность неразрывно связаны и образуют порочный круг: неблагоприятные, не дающие чувства безопасносности интерперсональные отношения в детстве ведут к базовой тревожности и враждебности, последняя под действием защитных механизмов проецируется на окружающих, усиливая базовую тревожность и т.д. В своей концепции неврозов характера К.Хорни выделила защитную тенденцию поведения, направленного «от людей», как способ защиты от тревоги. Этот тип характера описывается в современной классификации личностных расстройств как избегающая, тревожная личность (см. гл. 6).
В концепции Г. Салливена понятие «тревога» является таким же базовым, как понятие «либидо» в концепции З.Фрейда: это
динамическая сила, которая формирует личность и определяет, вырастим ли мы психически здоровыми или больными. Но если 3. Фрейд рассматривал тревогу как результат вытесненного сексуального по своей природе конфликта, то Г.Салливен, напротив, постулировал исключительно психологические механизмы развития тревоги. Он рассматривал ее как следствие снижения внутреннего благополучия и самооценки в результате нарушения в межличностном взаимодействии с ближайшим социальным окружением.
Он был глубоко уверен, что человек не может рассматриваться в изоляции от своего окружения. Более того, он считал, что основа человеческого существования заключается в его общественном характере и что человеческое развитие происходит в процессе интеракций с другими людьми. Г. Салливен не случайно определил психиатрию как науку о человеческих взаимоотношениях, так как все, что мы знаем о человеке, мы знаем в результате контактов с ним. Он различал страх (fear) как нормальную защитную реакцию на реальную опасность и тревогу {anxiety как патологическое состояние вследствие низкой самооценки и общего неблагополучия. С высоким уровнем тревоги он связывал практически все психические заболевания, специально не останавливаясь на проблеме тревожных расстройств.
Традиция, идущая от теории привязанности Дж. Боулби, значительно отошедшего от классического психоанализа, связывает повышенную тревожность с особым типом ранних взаимоотношений с матерью или замещающей ее фигурой. Согласно теории привязанности Дж.Боулби (см. т. 1, подразд. 7.1), разные типы связи с матерью ведут к дальнейшему устойчивому восприятию мира как враждебного и опасного или же, наоборот, относительно безопасного. Представители теории привязанности выделяют три типа привязанности к матери: 1) надежная {secure), 2) избегающая (avoidant)', 3) амбивалентная (ambivalent). Два последних типа ведут к повышенной тревожности и соответствующим проблемам в поведении и взаимоотношениях с окружающими. Главным источником тревоги Дж. Боулби считал страх утраты объекта, который проистекает из ненадежной привязанности или опыта вынужденной ранней сепарации с объектом. Одна из его книг так и называется — «Сепарация: тревога и гнев» (Bowlby J. — 1973).
Если Дж. Уотсон критиковал 3. Фрейда за его интерпретацию страхов маленького Ганса, то Дж. Боулби, в свою очередь, критиковал бихевиоризм за механистические причинные связи и игнорирование роли отношений привязанности в возникновении тревожных реакций. Он указывал на то, что в экспериментах с другим ребенком — маленьким Питером последовательница Дж.Уотсона М.К.Джонс, занимаясь угашением реакции страха,
не обратила никакого внимания на тяжелую атмосферу в семье Питера и на то, что в процессе экспериментов он привязался к одному из ассистентов, рядом с которым и становился менее пугливым (см. подробнее т. 1, подразд. 7.1).
Известная метафора «В меру хорошей матери» Д. Винникота опирается на теорию объектных отношений, согласно которой Нормальное развитие возможно в ситуации постоянного поиска баланса между опекой и автономией на каждом этапе развития ребенка. Как сверхопека, так и незащищенность препятствуют успешному решению задач, встающих на стадии сепарации и переходу к автономному функционированию. Нерешенные проблемы сепарации неизбежно ведут к росту тревоги.
Психоанализ долго игнорировал такое расстройство, как социальная фобия, хотя по распространенности и тяжести дезадаптации оно является лидером среди тревожных расстройств. В последнее десятилетие исследователи пытаются компенсировать этот пробел и создают теоретические модели, в основе которых лежат следующие моделирующие представления: 1) нар-циссичесская уязвимость как следствие дефицитарной «Я-кон-цепции» компенсаторно приводит к завышенным требованиям к себе (выраженному патологическому перфекционизму), которые по механизму проекции приписываются другим людям; 2) аффект стыда, вызванный динамикой конфликта между желанием быть признанным другими и страхом негативной оценки с их стороны — «игрой меняющихся позиций — взгляда на себя то со стороны,' то изнутри» (Jorashky P. — 1998. — S. 108).
Доминирование чувства стыда связывается с травматическими событиями в процессе развития, такими как физическое или сексуальное насилие, именно они согласно психодинамическим моделям могут приводить к хроническим социальным фобиям, неуверенности и страхам (Jorashky P. — 1998; Gabbard G.O. — 1992). Г. Габбард рассматривает симптомы социальной фобии как компромиссное образование между желанием выразить неприемлемые желания и фантазии, с одной стороны, и попыткой защититься от них — с другой.
Фантазии касаются внимания и признания со стороны других, они плохо осознаются, и практически сразу вытесняются чувством стыда, связанным с травматическим прошлым опытом желания внимания со стороны родителей. Такая динамика имеет место всякий раз, когда возникают ситуации с потенциальным риском обесценивания и унижения со стороны других (Gabbard G.O. — 1992). Чувство стыда тесно связано с чувством вины, которое возникает в связи с агрессивным напором, стоящим за желанием внимания. В этом смысле некоторые современные психоаналитики понимают социальный страх как результат проекции «супер-Эго» на окружающих людей. К. Цербе (Zerbe J. — 1994) рассма-
тривает динамику стыда как следствие разрыва между дефици тарным и идеализированным «Я».
Бихевиоральная модель
Начиная с конца 1960-х — начала 1970-х гг. проблемой тревоги активно занялись представители теории научения. В каком-то смысле это «первая любовь» поведенческой терапии, зародившей* ся в экспериментах Дж. Уотсона с маленьким Альбертом (см. т. 1, подразд. 4.4). Именно в работе с различного рода фобиями поведенческая терапия доказала свою эффективность (Wolpe J. — 1958). Предложенная объяснительная схема отличалась простотой, убедительностью и находила экспериментальное подтверждение. Согласно поведенческой модели нейтральный стимул, совмещенный с пугающим, также начинает вызывать реакцию страха по механизму классического обусловливания, затем по механизму генерализации стимула и генерализации реакции спектр ситуаций, вызывающих тревогу, может расширяться. Возникающее поведение избегания по механизму отрицатель-ного подкрепления ведет к редукции страха, закрепляется и препятствует спонтанному угасанию реакции страха на нейтральные стимулы. Именно таким образом Г.Айзенк — автор трехфазной теории тревожного расстройства (см. т. 1, подразд. 4.4), достаточно убедительно объяснял фобию лошадей у маленького Ганса, обвиняя аналитиков в чрезмерно сложных и спекулятивных построениях.
Согласно бихевиоральной модели социальной фобии последняя развивается на основе механизма классического обусловливания (т.е. вследствие травматичного события в социальной области, например опыта отвержения сверстниками). Так, в одном из исследований 56 % больных с социальной фобией сообщили о травматических событиях, предшествующих их заболеванию, тогда как в контрольной группе о подобных событиях вспомнило лишь 20 % (Townsley R. — 1992).
Предположение о том, что социальная тревожность может возникать на основе механизма социального научения, т. е. в результате наблюдения за подобным поведением у других родилось в процессе изучения обезьян (De Waal F. — 1989). Ученые обнаружили, что потомки тревожных обезьян тоже склонны вести себя подобным образом и предположили, что в этих случаях имеет место взаимодействие генетических факторов и факторов, связанных с социальным научением. Данное предположение, безусловно, требует дальнейших исследований, однако и по другим данным (Ost L., Hugdahl К. — 1981) 13 % пациентов с социальной фобией заболели в результате викарного научения, наблюдая за негативным опытом других людей. У этого предположения есть
ii противники, отмечающие, что при достаточно высокой распространенности негативных событий больных социальной фо-Оией должно быть значительно больше, не говоря уже о том, нисколько искаженными могут быть данные самоотчета.
В целом необходимо отметить, что получено еще недостаточно динных в пользу теории социального научения как механизма Юзникновения социальной фобии, и исследователи зачастую Лишь экстраполируют имеющиеся данные о роли научения в ртиологии простых фобий, например, широко известны эксперименты о научении фобии змей С.Минеки (Mineka S. — 1987; Mineka S., Zinbarg R. — 1991). Вместе с тем, согласно условиям Социального научения, выделенным А. Бандурой, действительно Недостаточно одного лишь присутствия при событии. Необходимы определенные предпосылки, в частности внимание, направленное на происходящее, и т.д. (см. т. 1, подразд. 4.2).
Еще одной поведенческой моделью социальной фобии является модель предрасположенности, согласно которой как человек, так и обезьяны имеют определенную, выработанную в ходе эволюции предиспозицию к обучению реакции страха по отношению к тем объектам, которые вызывали страх у их предков. Применительно к социальной фобии, эта модель предполагает, что у людей существует предиспозиция к тому, чтобы испытывать страх перед злыми, критичными и отвергающими выражениями лиц. Д. Барлоу (Barlow D. — 1988) полагает, что в большинстве случаев подобные страхи неярко выражены и преходящи, а социальная фобия развивается лишь в случаях конституциональной или выработанной поведенческой заторможености, при которой активное поведение, необходимое для совладания с опасностью, подавлено. Это модель психологической уязвимости индивида, где в качестве фактора, определяющего предрасположенность к социальной фобии (а также к другим тревожным расстройствам), выступает особое свойство темперамента, получившее название поведенческая заторможенность (behavior inhibition). Поведенческая заторможенность может быть также и результатом научения в семье, где имеет место повышенный контроль и подавляется собственная инициатива ребенка.
В целом поведенческая теория рассматривает социальную фобию как одну из простых фобий и практически все предлагаемые объяснительные модели неспецифичны для социальной фобии. Для объяснения специфики социальной фобии существует лишь одна теория в рамках бихевиорального подхода, получившая широкое рапространение — модель дефицита социальных навыков, согласно которой в этиологии социальной фобии большая роль принадлежит несформированным социальным навыкам. Исследования говорят как в пользу данной модели (Pilkonis P. A. — 1976, 1977; Twentyman C.T., McFall R.M. — 1975), так и против
нее (Rapee R. M., Lim L. — 1992; Clark J., Arkowitz H. — 1975), Противники данной модели связывают проблемное поведение (недостаточно хорошее выступление, плохой контакт, неуверенность в контактах с противоположным полом) людей с высоким уровнем социальной тревожности не с недостатком навыков, а с тревогой как таковой.
Однако если в отношении простых фобий бихевиоральный подход, основанный на механизмах научения, достаточно убедителен, то такие состояния, как агорафобия, генерализованная тревога, панические атаки трудно объяснить столь упрощенными моделями.