В 1960-е гг. зарождается когнитивно-бихевиоральная психотерапия тревожных расстройств. Тревога рассматривается в когнитивной модели с эволюционистских позиций — как защитная реакция, способствующая биологическому выживанию. Ртличие патологической тревоги заключается в том, что она не только не служит этой цели, но, наоборот, способствует дезадаптации. В когнитивно-бихевиоральной психотерапии пока нет детальной концепции генеза патологических тревожных реакций и состояний, однако в ней отмечается роль различных факторов — когнитивных, нейрохимических, аффективных, поведенческих, т.е. это интегративная модель (Clark D. — 1986; Barlow D. — 1988). Когнитивно-бихевиоральная модель подчеркивает наличие пре-диспозиции к тревожным расстройствам (как биологической, так и психосоциальной).
Остановимся на тех данных, которые освещают источники повышенной тревожности или, выражаясь в терминах когнитивно-бихевиорального подхода, онтогенез схемы опасности. Как было сказано выше, попытки развести нормальную й патологическую тревогу предпринимались еще 3. Фрейдом. Создатель когнитивной терапии А. Бек особенно детально разрабатывает представления о когнитивных механизмах тревожных расстройств. Он указывает на антиципирующий характер патологической тревоги, которая способствуем предвосхищению опасности не в связи с угрожающей ситуацией, а уже в связи с возможностью ее наступления. Главное же, тревога, как мобилизация организма против возможной или имеющей место опасности, при тревожных расстройствах возникает там, где этой реальной опасности нет или же она очень сильно преувеличена в воображении больного.
Зачастую больной и сам осознает иррациональность своей тревоги, тем не менее он не в силах контролировать ее. Это говорит о том, что происходит включение каких-то глубинных и плохо осознаваемых схем опасности, которые соответствуют наи-
|
полее автоматическому и фактически не контролируемому со-шанием уровню процесса переработки информации. В терминологии А. Бека это так называемый уровень автоматических мыслей (и терминологии поведенческого подхода происходит рефлекторное «включение» тревожных форм реагирования).
Включение схемы опасности организует весь процесс переработки информации, значительно искажая как внешнюю ситуацию, так и внутренний опыт (например, больному социальной фобией все люди кажутся враждебными, а больным паническими атаками малейшие неприятные ощущения в сердце могут интерпретироваться как начало сердечного приступа). Таким образом, внешняя информация перерабатывается со значительными искажениями. Вот эти-то когнитивные искажения и рассматриваются как основной механизм усиления патологической тревоги. Выражаясь в терминах одного из основателей когнитивной психологии Ж. Пиаже, процесс ассимиляции (приспособление реальности к восприятию на основе схемы) резко преобладает над процессами аккомодации (приспособление схемы к реальности).
Таким образом, основное отличие когнитивной модели от поведенческой и психоаналитической заключается в том, что акцент переносится с самого аффекта тревоги на когнитивные процессы восприятия и оценки ситуации. А. Бек не утверждает первичность когнитивных процессов по сравнению с аффективными, но говорит об их взаимосвязи и взаимозависимости и в этом смысле о возможности воздействия на аффект через когнитивные процессы.
|
Двухуровневая схема А. Бека включает структурный и процессуальный когнитивные компоненты (см. т. 1, подразд. 4.1). Структурный компонент представляет собой сложившиеся в прошлом опыте устойчивые когнитивные схемы, которые могут объединяться в более сложные образования — констелляции. Каждая схема включает в себя определенные правила, убеждения и верования, которые, например, позволяют оценить объект или ситуацию как опасные. Если схема дисфункциональна, происходит сильное искажение в переработке информации, и вся информация, не соответствующая подтверждению схемы опасности, блокируется.
«Симптомы тревожных расстройств представляют собой неадекватную автоматическую реакцию, базирующуюся на значительной переоценке степени опасности и недооценке собственной способности справиться с ней» (Beck А.Т., Emery G. — 1985. — С. 22). Эта центральная характеристика схемы опасности в когни-тивно-бихевиоральной терапии: «Я слаб, мир опасен».
Включение схемы опасности запускает определенные когнитивные процессы. Правила, по которым работает эта схема, не позволяют адек-
ватно перерабатывать информацию с учетом всей совокупности обстоятельств и фактов, они скорее основаны на прошлом негативном опыте, чем на актуальной ситуации. Это правила, которые способствуют таким искажениям реальности, как генерализация стимулов, т.е. расширение набора стимулов, воспринимаемые как опасные. При этом задействованы такие механизмы, как катастрофизация (максимизация опасности), возможная благодаря селективному абстрагированию (игнорированию одних стимулов и избирательному выбору других) и пер- сонализация (отнесение нейтральных событий к себе и трактовка их в духе подтверждения собственной уязвимости и враждебности окружения).
|
Эти искажения реальности или нарушения мышления, характерные для тревожных расстройств, в каждом индивидуальном случае осуществляются через определенные правила, которые являются компонентами схемы. Например:
1. Каждая незнакомая ситуация должна рассматриваться как опасная.
2. Любой человек ненадежен, пока он не докажет свою надежность.
3. Всегда лучше ожидать худшего.
4. Я никому не могу доверить своей безопасности и все должен контролировать.
Другой известный представитель когнитивно-бихевиоральной психотерапии А. Эллис выделяет два эмоционально-поведенческих стереотипа при тревожных расстройствах (Ellis A. — 1979): страх дискомфорта {discomfort anxiety) и «Я-страх» (Ego-anxiety).
Страх дискомфорта он определяет как эмоциональное напряжение, которое возникает, так как человек считает, что: 1) привычные удобства его жизни в опасности; 2) или он не сможет получить того, чего хочет; 3) наконец, это ужасно, это катастрофа, если он не получит того, чего хочет, на что рассчитывал.
По А. Эллису, агорафобические пациенты сперва выдвигают следующие абсолютистские требования к себе: «Я ни в коем случае не должен переживать или ощущать дискомфорт, когда я езжу на транспорте или хожу в магазин, и это ужасно, если я все же его переживаю». Эти больные начинают избегать ситуаций, в которых они чувствуют себя дискомфортно, ссылаясь на страх перед этими ситуациями. В результате они боятся почувствовать страх как следствие дискомфорта и развивают страх страха, навязчиво ожидая, что в соответствующей ситуации им придется переживать крайне неприятное состояние. В основе процесса страха, по А. Эллису, лежит неосознаваемая установка избегать все неприятности и неприятные ощущения в жизни.
Часто вместе со страхом дискомфорта возникает «Я-страх», который А. Эллис определил как эмоциональное напряжение, возникающее при мысли об угрозе самооценке. В основе этого страха лежит неосознаваемая установка: «Не добиться блестящих результатов ужасно, невыносимо быть недостаточно высоко оце-
псиным другими людьми» и т.п. Так, больные агорафобией требуют от себя раскованного, свободного от страха поведения и чувствуют себя абсолютно ничтожными, если они не следуют этим требованиям.
Содержание когнитивных процессов у больных тревожными расстройствами связано с темой предвосхищаемой опасности, чувством собственной крайней уязвимости и неспособности справиться с угрозой. Данная тема конкретизируется при каждом варианте расстройства. Так, генерализованную тревогу «запускают» схемы со следующим когнитивным содержанием (по Beck А.Т., Emery G. — 1985):
1) постоянным предвосхищением отрицательных событий в будущем («антиципирование» несчастий);
2) представлением о необходимости соответствовать высоким стандартам качества и количества выполняемой работы и убежденностью в собственной некомпетентности в ежедневных делах, которая сохраняется даже перед лицом очевидной компетентности (специальные техники часто выявляют у таких больных автоматические мысли типа «Я не справлюсь с этим»);
3) опасением потерять тех, кто помогает в выполнении этой массы «необходимых» дел;
4) представлением о собственной неспособности ладить с окружающими и страхе быть осмеянным или отвергнутым в результате некомпетентности.
Основное когнитивное содержание агорафобии с паническими атаками связано с темой возможной физиологической или психологической катастрофы (смерти или сумасшествия). Предполагаемый сценарий этой катастрофы таков — внезапный приступ острого недомогания (сердечная болезнь, обморок и т.д.) происходит в ситуации, где нет доступа к так называемым сигналам безопасности — выходу, госпиталю, доктору, другу, медикаментам, и пациент остается без помощи во враждебном или равнодушном человеческом окружении. Вероятность панической атаки возрастает при повышенной сензитивности к внутренним ощущениям и склонности к катастрофическим интерпретациям этих ощущений, которые вызывают и усиливают друг друга по механизму порочного круга.
В ряде исследований предприняты попытки выявить онтогенез схемы опасности, заставляющей тревожных больных соответствующим образом контролировать социальное окружение и физическую среду. Выделены следующие онтогенетические факторы (Cottraux J., Mollard E. — 1988):
1) смерть значимого Другого — событие, предшествующее манифестации агорафобии с паническими атаками и значительно редуцирующее чувство безопасности и контролируемости событий;
2) опыт ранней сепарации и, соответственно, переживании сепарационной тревоги в детстве;
3) опыт «небезопасной» привязанности в раннем детстве.
В настоящее время когнитивно-бихевиоральные модели тревожных расстройств признаются большинством авторов как наиболее влиятельные и эмпирически обоснованные, а эффективность когнитивно-бихевиоральной психотерапии при тревожных расстройствах подтверждена большим количеством исследований (Leahy R. — 2004). Среди такого рода исследований есть и отечественные (Вейн A.M., Дюкова Г.М., Попова О.П. — 1993; Бобров А. Е., Агамамедова И.Н. — 2006; Холмогорова А. Б. — 2006, 2011).
Развитие когнитивных моделей тревожных расстройств идет по пути все большей их дифференциации. В последнее десятилетие начинают возникать когнитивные модели отдельных тревожных расстройств: панических атак, социальной фобии, генерализованного тревожного расстройства. Так, авторы наиболее известной когнитивной модели социальной фобии Д. Кларк и Э. Уэллс ставят в центр негативную фиксацию пациентов на себе при игнорировании внешних сигналов. Согласно данной модели это ведет к поведению избегания и невозможности коррекции негативного опыта, а также к избирательному сосредоточению на негативных деталях и фантазиях. Это сопровождается продолжительной фиксацией на негативных предсказаниях перед контактом и наплывами негативных автоматических мыслей после него (Clark D.M., Wells A. - 1995).
Э. Уэллс предложил также метакогнитивную модель генерализованного тревожного расстройства, в которой центральное место занимает понятие «беспокойство» (worry) (Wells A. — 2004). Беспокойство у таких пациентов носит хронический характер в результате конфликта между представлениями пациента: с одной стороны, он считает антиципирующую тревогу и постоянные тревожные мысли необходимыми для своевременного предотвращения опасности, с другой — уверен, что такого рода организация его когнитивных процессов может, в конце концов, свести его с ума. Этот конфликт создает дополнительное постоянное напряжение и повышает и б£з того высокий уровень тревоги.