Исследования семейного контекста тревожных расстройств относительно немногочисленны (по сравнению с таковыми при шизофрении и депрессии). Большинство из них сводится к поиску психических заболеваний, в том числе тревожных расстройств, среди родственников. Все исследования такого рода однозначно указывают на более высокие цифры различной психической патологии (тревожные расстройства, депрессии, алко-
голизация) среди родственников больных, страдающих тревож ными расстройствами (Wittchen H.U., Essau С. А. — 1993).
Исследователи не пришли пока к однозначному мнению о том, какой ранний опыт в родительской семье создает почву для развития тревожных расстройств во взрослом возрасте. Тем не менее самоотчеты больных показывают, что многие из них имели травматический опыт и (или) тяжелое детство (Wittchen H.U., Essau С. А. — 1993). Другой характерной чертой семей тревожных больных является высокий уровень семейной тревоги, последнее особенно характерно для семей больных, страдающих социальной фобией.
В одном из немногочисленных исследований приемных детей было показано, что робкие неуверенные дети чаще имели тревожных и социально не приспособленных родителей. Причем это правило распространялось как на кровных, так и на приемных детей (Plomin R., Daniels D. — 1985). Данное исследование показывает, что социальные факторы воспитания играют существенную роль в развитии такой черты, как тревожность. Существуют, однако, и исследования, демонстрирующие роль биологических, генетических факторов. Противоречивость данных свидетельствует о сложной биопсихосоциальной природе тревожных расстройств.
В своих ретроспективных отчетах тревожные больные характеризуют своих родителей как более отвергающих, эмоционально холодных и одновременно с повышенным контролем и гиперпротекцией (Arrindel W. A. et al. — 1983; Parker G. — 1979). Аналогично было показано, что повышенная стеснительность и тревожность у детей связана со сниженным материнским принятием в сочетании с повышенным контролем, препятствующим сепарации и автономии (Easburg M., Jonson W.B. — 1990; Rapee R.M. — 1998). Сниженная способность к совладанию со стрессом была обнаружена у детей, чьи матери отличались гиперпротекцией, что объясняет механизм действия материнского контроля как фактора тревоги (Kortlander E. et al. — 1997). В качестве важного фактора риска социальной тревожности в ретроспективных и проспективных исследованиях выявлеца поведенческая заторможенность {behavioural inhibition), или сниженная инициатива, пассивность в детском возрасте (Mick M. A. et al. — 1998; Schwartz С. Е. et al. — 1999), которая, в свою очередь, оказалось связанной с таким фактором, как высокий уровень материнской критики (Kagan J. et al. - 1989).
|
Исследование больных, страдающих социальной фобией, показало, что они оценивают своих родителей как более социально тревожных, менее социально приспособленных и зависимых от мнения других. Дж. Кастер с соавторами показали, что подростки с высоким уровнем социальной тревожности оценивали своих
родителей как более социально нормативных и менее социально пктивных, чем подростки без социальной тревоги (Caster J. В. et ill. - 1999).
Семейные исследования факторов риска тревожных расстройств у детей выявили такой механизм, как социальное научение у тревожных родителей. Действительно, тревожные расстройства характерны для детей, родители которых страдают тем или иным тревожным расстройством, причем, как показывают близнецовые исследования, средовые факторы вносят свой вклад наряду с генетическими в возникновение сепарационнои тревоги у детей (Topolski Т. D. et al. — 1997).
|
Исследования семей женщин, страдающих агорафобией, говорят о материнской гиперпротекции и повышенном контроле. Отцы этих пациенток чаще, чем в здоровой выборке, отсутствовали дома, а мужья чаще оценивались как нестабильные в своем поведении. В том же исследовании отмечается, что гиперпротекция и гиперопека как стиль родительского воспитания характерны для 90 % больных, страдающих агорафобией. Было также установлено, что эти женщины часто имели не родных отцов (Buglass P. et al. — 1977).
Наличие сепарационного тревожного расстройства в детстве считается предиктором возникновения панического расстройства во взрослом возрасте. Так, Д. Клайн установил, что около половины обследованных им пациентов с агорафобией в самоотчетах говорили о наличии сильной сепарационнои тревоги в детстве. Агорафобические пациенты значимо чаще сообщали о наличии сепарационнои тревоги в детстве, чем страдающие специфическими фобиями (50 против 27 %) (Klein D. E, Ross D. С, Cohen R. - 1987).
Однако сепарационная тревога оказалось также типичной для генерализованного тревожного расстройства (Raskin M. et al. - 1982).
Приведем описание отношений с матерью у больной, страдающей агорафобией (Mathews A.M., Gelder M.G., Jonston D.W. — 1981. - P. 35).
«Будучи единственным ребенком в семье, она усиленно опекалась матерью на протяжении всего детства и подростничества, что выражалось в постоянном и неусыпном внимании к ней со стороны матери. Ей практически ничего не позволялось делать для себя самой, ей не разрешалось играть, чтобы не пораниться во время игры, и даже в последних классах школы мать ежедневно сопровождала ее до школы и обратно (путь около нескольких сотен метров), при этом мать несла ее портфель с книгами».
|
Эмпирическая проверка теории Дж. Боулби о ненадежной привязанности как факторе развития тревожного расстройства по-
лучила впечатляющее эмпирическое подтверждение в лонгитюд ном исследовании, в котором, начиная с рождения и в среднем до 18-летного возраста, отслеживалась когорта из 172 детей (Warren S. L. et al. — 1997). При этом исследовались психопатология, а также особенности темперамента и уровня тревоги у родителей. В 12 месяцев проводилось исследование согласно известной процедуре диагностики типа привязанности — «ситуация с незнакомцем» (см. т. 1, гл. 4). Один из подтипов привязанности^ названный «тревожно-защитным», оказался наиболее надежным предиктором возникновения тревожного расстройства в подростковом возрасте вместе с такими факторами, как материнская тревога и темперамент. Среди подростков с другими типами привязанности тревожные расстройства выявлялись значимо реже.
Отечественное исследование родителей детей с высоким уровнем тревожности было проведено A.M.Прихожан (Прихожан A.M. — 2000). Оно показало, что тревожные дети растут в семьях, в которых по крайней мере один взрослый испытывает эмоциональное неблагополучие. При этом матери тревожных детей разделились на три групп ы: 1) очень активные, сильные, стремящиеся полностью контролировать ребенка и жизнь семьи; 2) ригидные; 3) беспомощно-пассивные. Для всех матерей был характерен достаточно высокий уровень тревожности. Тревожные подростки в самоотчетах характеризуют своих родителей крайне амбивалентно: мать как принимающую, заботливую и одновременно ненадежную и доминантную, отца как требовательного, принимающего, но доминантного и ненадежного.
Изучение семейного и интерперсонального контекста больных, страдающих тревожными расстройствами, на протяжении ряда лет ведется в лаборатории клинической психологии и психотерапии Московского НИИ психиатрии (Воликова С. В., Холмогорова А. Б. — 2001; Холмогорова А. Б., Гаранян Н. Г. — 1998; Холмогорова А. Б., Воликова С. В. — 2001; Холмогорова А.Б., Петрова Г. А. — 2007). Исследования основаны как на ретроспективных отчетах взрослых, страдающих тревожными расстройствами, так и на исследовании семей, где ребенок, подросток или молодой человек страдает тревожным расстройством. Показано, что в родительской семье больных чаще критиковали по сравнению с испытуемыми из здоровой выборки, при этом был родительский запрет на ответную критику или агрессию. Родительские семьи больных характеризовались более закрытыми границами и видением окружающего мира как опасного и враждебного, родители были склонны стимулировать тревогу у своих детей, предвосхищая различные опасности и фиксируясь на неприятностях. Использование шкалы стрессогенных событий семейной истории, разработанной А.Б.Холмогоровой и Н.Г.Гаранян (Холмогоро-
на А. Б. — 2011), подтверждает данные других исследований о наличии травматического опыта в детстве: в семьях тревожных больных чаще, чем в здоровой выборке, встречаются жестокое обращение и драки.
Исследование социальных сетей и социальной поддержки больных, страдающих тревожными расстройствами, выявило сужение социальной сети и снижение уровня воспринимаемой поддержки (Холмогорова А. Б., Гаранян Н.Г., Петрова Г. А. — 2003).
Систематические контролируемые исследования семейного контекста депрессивных и тревожных расстройств одним из первых начал проводить австралийский исследователь Дж. Паркер (Parker J. — 1979, 1981, 1993). Его исследования основаны на теории привязанности Дж. Боулби, он также отталкивался от данных о деструктивности высокого уровня негативных эмоций в семье, прежде всего родительской критики (Vaughn С, Leff J. — 1976). Дж. Паркером был разработан опросник Parental Bonding Instrument (PBI), тестирующий два основных показателя — «забота» и «сверхконтроль». Комбинация низкого уровня заботы и высокого уровня контроля корреспондируется с описанием ненадежной привязанности (см. гл. 2.5).
Для некоторых тревожных расстройств, а именно панических атак, наиболее характерным оказался высокий уровень заботы и контроля, этому типу Дж. Паркер дал название «эмоциональные тиски». Высказывается предположение, что такого рода взаимодействие способствует ограничению свободы в поведении у ребенка со стороны родителей. Как уже неоднократно упоминалось, этот феномен получил название «поведенческая заторможенность», оказавшийся важным предиктором возникновения тревожных расстройств (Kagan I. et al. — 1989). Результаты исследования Р. Репи несколько иные (Rapee R., 1997). В качестве предиктора тревожных расстройств в детском возрасте он выделил родительское неприятие и высокий уровень контроля, ограничивающих автономию ребенка. На возникновение тревожных расстройств значимое влияние могут также оказывать частые конфликты (Rueter М.А. et al. — 1999).
Некоторые отечественные авторы — Н.В.Самоукина (2000), А.Е.Бобров, М.А.Белянчикова (1999) — в качестве одного из факторов, способствующих развитию повышенной тревожности, выделяют симбиотинеские отношения в паре «мать — ребенок».
Еще одной характерной чертой семей тревожных больных является высокий уровень семейной тревоги, особенно характерный для семей больных, страдающих социальной фобией. Было показано, что повышенная стеснительность и тревожность у детей связана со сниженным материнским принятием в сочетании с повышенным контролем, препятствующим сепарации и автоно-
мии (Easburg M., Jonson W. — 1990; Rapee R. — 1997). Сниженная способность к совладанию со стрессом была обнаружена у детей, чьи матери отличались гиперпротекцией, что объясняет механизм действия материнского контроля как фактора тревоги (Kortlander E, et al. - 1997).
В 1990-х гг. британский исследователь Дж. Браун с коллегами* поставил задачу выявить, насколько физическое и сексуальное насилие в родительской семье, а также опыт отвержения со сто* роны родителей увеличивают вероятность развития тревожных расстройств и депрессии во взрослом возрасте. Ряд исследований показал, что опыт физического и сексуального насилия в детском возрасте увеличивает вероятность панического расстройства и депрессии во взрослом возрасте (Kessler R. С, Frank R.G. - 1997; Stein M. et al. - 1996).
Учитывая эти новые данные, Дж. Паркер попытался добавить в свой опросник шкалу родительского насилия. Результаты ее апробации показали, что больные психогенными формами депрессии отмечали все три вида родительских дисфункций: 1) низкая забота, 2) высокий контроль, 3) высокий уровень насилия. Группа тревожных расстройств на значимом уровне отличалась от нормы только по уровню контроля. Таким образом, если относительно значимости фактора семейного насилия в случае депрессивных расстройств данные разных исследований согласуются между собой, то относительно тревожных они более противоречивы.
Ш. Диклан обследовала 435 детей до 18 лет с различными психическими расстройствами, в том числе депрессивными и тревожными, и пришла к выводу, что основными травмирующими событиями, пережитыми этими детьми, были: развод родителей, смерть одного из родителей, жестокое обращение (в том числе и сексуальное насилие) (Declan Ch. — 1998). 59 % детей имели в анамнезе хотя бы одно из этих стрессовых событий; 13 % — два события; а 2,5 % — все три события. Автор особо отмечает, что для обследованных детей сексуальное насилие было более отягощающим фактором даже по сравнению со смертью родителей.
* * *
Итак, эмпирические исследования подтверждают важную роль психологических факторов в возникновении различных тревожных расстройств. Наиболее солидные доказательства получены относительно характера стиля отношений в родительской семье, подавляющего свободу и инициативу в поведении ребенка, надежным предиктором тревожного расстройства в зрелом возрасте оказалось переживание сепарационной тревоги в детстве, ряд исследований подтверждает также роль физического и сексуального насилия. Доказана
роль стрессогенных событий в генезе тревожных расстройств. Рассмотренные исследования в целом подтверждают их биопсихосоциальную природу.
Выводы
Широкая распространенность тревожных расстройств в обществе и серьезность связанных с ними последствий для человека и всего общества в целом обусловливает необходимость их тщательного изучения и разработки эффективных методов помощи.
Категория тревожных расстройств охватывает разные типы этих расстройств, которые были выделены в результате длительных дискуссий и трудоемких исследований. К наиболее распространенным относятся социальная фобия и паническое расстройство.
Исторически сформировались следующие психологические модели тревожных расстройств: психодинамическая, бихевиоральная, когнитивная, экзистенциально-гуманистическая. На современном этапе самое тщательное эмпирическое обоснование получила когнитивная модель. Наиболее полное объяснение различным эмпирическим данным дают биопсихосоциальные модели.