Другой аспект индивидуальных особенностей преодоления ПТСР — когнитивная оценка и переоценка травмирующего опыта — отражен в когнитивных моделях. В их основе лежит когнитивная модель реакции страха, которую описали А. Бек и Г.Эмери (Beck A., Emery G. — 1985). Согласно этой модели данная реакция человека включает оценку степени опасности ситуации и оценку собственных ресурсов, позволяющих с нею совладать или избежать ее.
В процесс оценивания ситуации страха включается когнитивная схема, фильтрующая только те признаки, которые ей соответствуют, т. е. люди воспринимают лишь то, что ожидают увидеть или услышать. Обусловленная прошлым опытом схема переживания страха актуализируется и заставляет человека искать информацию, соответствующую этой схеме и игнорировать всю остальную. В итоге работа схемы приводит к определенным моторным реакциям — борьбе, бегству или застыванию на месте.
К когнитивным моделям ПТСР относится концепция психической травмы Рони Янофф-Бульман (Janoff-Bulman R. — 1995), суть которой состоит в том, что у каждого человека существует сформированная в раннем детстве система базисных убеждений4, о доброжелательности или враждебности окружающего мира, его справедливости, а также о ценности и значимости собственного «Я».
В раннем детстве базисные убеждения ребенка связаны с чувством защищенности и доверия к миру, а в дальнейшем — с ощущением собственной неуязвимости и стабильности. Имплицитная концепция окружающего мира и собственного,,«Я» у большинства взрослых здоровых людей приблизительно такова: «В этом мире хорошего гораздо больше, чем плохого. Если что-то плохое и случается, то это бывает в основном с теми, кто делает что-то не так. Я хороший человек, следовательно, могу чувствовать себя защищенным от бед». Данное утверждение легко подтверждается тем, что часто из уст жертв травматических ситуаций можно услышать: «Я никогда не мог подумать, что это может случиться со мной».
|
Согласно Р. Янофф-Бульман, базисные убеждения о доброжелательности и справедливости окружающего мира и значимости собственного «Я» подвержены влиянию психической травмы. В одночасье человек сталкивается с ужасом, порождаемым внешним миром, а также с собственной уязвимостью и беспомощностью. Привычные комфортные убеждения рушатся, повергая его в состояние дезинтеграции. Процесс совладания с травмой со-стоит в восстановлении базисных убеждений.
Авторы когнитивных концепций травмы считают, что когнитивная оценка травмирующей ситуации, являясь основным фактором адаптации после травмы, будет в наибольшей степени способствовать преодолению ее последствий, если причина травмы в сознании ее жертвы приобретет экстернальный характер и будет лежать вне личностных особенностей человека (широко известный принцип: не «Я плохой», а «Я совершил плохой поступок»). В этом случае, как считают исследователи, сохраняется и повышается вера в реальность бытия, в существующую рациональность мира, а также в возможность сохранения собственного контроля за ситуацией. Главная задача при этом — восстановление в сознании гармоничности существующего мира, целост-
кости его когнитивной модели: справедливости, ценности собственной личности, доброты окружающих, так как именно эти оценки в наибольшей степени искажаются у жертв травматического стресса, страдающих ПТСР.
|
До недавнего времени в качестве основной бихевиоральной концепции, объясняющей механизм возникновения посттравматических стрессовых расстройств, выступала двухфакторная теория. В ее основу в качестве первого фактора был положен классический принцип условно-рефлекторной обусловленности ПТСР (см. т. 1, гл. 3). Основная роль в формировании синдрома при этом отводится собственно травмирующему событию, которое выступает в качестве интенсивного безусловного стимула, вызывающего у человека безусловно-рефлекторную стрессовую реакцию. Поэтому, согласно этой теории, другие события или обстоятельства, сами по себе нейтральные, но каким-либо образом связанные с травматическим стимулом-событием, могут послужить условно-рефлекторными раздражителями. Они как бы пробуждают первичную травму и вызывают соответствующую эмоциональную реакцию (страх, гнев) по условно-рефлекторному типу.
Второй составной частью двухфакторной теории ПТСР стала теория поведенческой, оперантной обусловленности развития синдрома. Согласно этой концепции, если воздействие событий, имеющих сходство (явное или по ассоциации) с основным травмирующим стимулом, ведет к развитию эмоционального дистресса, *то человек будет все время стремиться к избеганию такого воздействия, что собственно и лежит в основе психодинамических моделей ПТСР.
Однако с помощью двухфакторной теории было трудно понять природу ряда присущих только ПТСР симптомов, в частности постоянное возвращение к переживаниям, связанным с травмирующим событием. Это симптомы навязчивых воспоминаний о пережитом, сны и ночные кошмары на тему травмы и, наконец, флэшбэк-эффект, т.е. внезапное, без видимых причин, воскрешение в памяти с патологической достоверностью и полным ощущением реальности травмирующего события или его эпизодов. В этом случае оказалось практически невозможным установить, какие именно «условные» стимулы провоцируют проявление этих симптомов, настолько подчас оказывается слабой их видимая связь с событием, послужившим причиной травмы.