Когнитивно-бихевиоральные модели




Другой аспект индивидуальных особенностей преодоления ПТСР — когнитивная оценка и переоценка травмирующего опы­та — отражен в когнитивных моделях. В их основе лежит ког­нитивная модель реакции страха, которую описали А. Бек и Г.Эмери (Beck A., Emery G. — 1985). Согласно этой модели данная реакция человека включает оценку степени опасности ситуации и оценку собственных ресурсов, позволяющих с нею совладать или избежать ее.


В процесс оценивания ситуации страха включается когнитив­ная схема, фильтрующая только те признаки, которые ей соот­ветствуют, т. е. люди воспринимают лишь то, что ожидают увидеть или услышать. Обусловленная прошлым опытом схема пережи­вания страха актуализируется и заставляет человека искать ин­формацию, соответствующую этой схеме и игнорировать всю остальную. В итоге работа схемы приводит к определенным мо­торным реакциям — борьбе, бегству или застыванию на месте.

К когнитивным моделям ПТСР относится концепция психиче­ской травмы Рони Янофф-Бульман (Janoff-Bulman R. — 1995), суть которой состоит в том, что у каждого человека существует сформированная в раннем детстве система базисных убеждений4, о доброжелательности или враждебности окружающего мира, его спра­ведливости, а также о ценности и значимости собственного «Я».

В раннем детстве базисные убеждения ребенка связаны с чув­ством защищенности и доверия к миру, а в дальнейшем — с ощущением собственной неуязвимости и стабильности. Импли­цитная концепция окружающего мира и собственного,,«Я» у большинства взрослых здоровых людей приблизительно такова: «В этом мире хорошего гораздо больше, чем плохого. Если что-то плохое и случается, то это бывает в основном с теми, кто делает что-то не так. Я хороший человек, следовательно, могу чувство­вать себя защищенным от бед». Данное утверждение легко под­тверждается тем, что часто из уст жертв травматических ситуаций можно услышать: «Я никогда не мог подумать, что это может случиться со мной».

Согласно Р. Янофф-Бульман, базисные убеждения о добро­желательности и справедливости окружающего мира и значимости собственного «Я» подвержены влиянию психической травмы. В одночасье человек сталкивается с ужасом, порождаемым внеш­ним миром, а также с собственной уязвимостью и беспомощно­стью. Привычные комфортные убеждения рушатся, повергая его в состояние дезинтеграции. Процесс совладания с травмой со-стоит в восстановлении базисных убеждений.

Авторы когнитивных концепций травмы считают, что когни­тивная оценка травмирующей ситуации, являясь основным фак­тором адаптации после травмы, будет в наибольшей степени способствовать преодолению ее последствий, если причина трав­мы в сознании ее жертвы приобретет экстернальный характер и будет лежать вне личностных особенностей человека (широко известный принцип: не «Я плохой», а «Я совершил плохой по­ступок»). В этом случае, как считают исследователи, сохраняется и повышается вера в реальность бытия, в существующую рацио­нальность мира, а также в возможность сохранения собственного контроля за ситуацией. Главная задача при этом — восстановле­ние в сознании гармоничности существующего мира, целост-


кости его когнитивной модели: справедливости, ценности собственной личности, доброты окружающих, так как имен­но эти оценки в наибольшей степени искажаются у жертв травматического стресса, страдающих ПТСР.

До недавнего времени в качестве основной бихевиоральной концепции, объясняющей механизм возникновения посттрав­матических стрессовых расстройств, выступала двухфакторная теория. В ее основу в качестве первого фактора был положен классический принцип условно-рефлекторной обусловленности ПТСР (см. т. 1, гл. 3). Основная роль в формировании синдрома при этом отводится собственно травмирующему событию, ко­торое выступает в качестве интенсивного безусловного стимула, вызывающего у человека безусловно-рефлекторную стрессовую реакцию. Поэтому, согласно этой теории, другие события или обстоятельства, сами по себе нейтральные, но каким-либо об­разом связанные с травматическим стимулом-событием, могут послужить условно-рефлекторными раздражителями. Они как бы пробуждают первичную травму и вызывают соответствующую эмоциональную реакцию (страх, гнев) по условно-рефлекторному типу.

Второй составной частью двухфакторной теории ПТСР стала теория поведенческой, оперантной обусловленности развития синдрома. Согласно этой концепции, если воздействие событий, имеющих сходство (явное или по ассоциации) с основным трав­мирующим стимулом, ведет к развитию эмоционального дистрес­са, *то человек будет все время стремиться к избеганию такого воздействия, что собственно и лежит в основе психодинамических моделей ПТСР.

Однако с помощью двухфакторной теории было трудно понять природу ряда присущих только ПТСР симптомов, в частности постоянное возвращение к переживаниям, связанным с травми­рующим событием. Это симптомы навязчивых воспоминаний о пережитом, сны и ночные кошмары на тему травмы и, наконец, флэшбэк-эффект, т.е. внезапное, без видимых причин, воскре­шение в памяти с патологической достоверностью и полным ощущением реальности травмирующего события или его эпизо­дов. В этом случае оказалось практически невозможным устано­вить, какие именно «условные» стимулы провоцируют проявление этих симптомов, настолько подчас оказывается слабой их видимая связь с событием, послужившим причиной травмы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: