Для объяснения упомянутых проявлений ПТСР Р. Питменом была предложена теория патологических ассоциативных эмоциональных сетей, в основе которой лежит теория П. Ланга
(Lang P.J. — 1979). Специфическая информационная структура в памяти, обеспечивающая развитие эмоциональных состояний — «сеть», включает три компонента в виде информации:
1) о внешних событиях, а также об условиях их появления\
2) о реакции на эти события, включая речевые компоненты, двигательные акты, висцеральные и соматические реакции;
3) о смысловой оценке стимулов и актов реагирования.
Эта ассоциативная сеть при определенных условиях начинает работать как единое целое, продуцируя эмоциональный эффект. В основе же посттравматического синдрома лежит формирование аналогично построенных патологических ассоциативных структур. Подтверждение этой гипотезы было получено Р. Пит-меном, установившим, что включение в схему эксперимента элемента воспроизведения травмирующей ситуации в воображении ведет к значимым различиям между здоровыми и страдающими ПТСР ветеранами вьетнамской войны. У последних наблюдалась интенсивная эмоциональная реакция в процессе переживания в воображении элементов своего боевого аОпыта, а у здоровых испытуемых такой реакции не отмечалось (Pitman R. К. — 1988).
Таким образом, с помощью теории ассоциативных сетей был описан механизм развития флэшбэк-феномена, однако такие симптомы ПТСР, как навязчивые воспоминания и ночные кошмары, и в этом случае поддавались объяснению с трудом. Поэтому было высказано предположение, что патологические эмоциональные сети ПТСР должны обладать свойством самопроизвольной активации, механизм которой следует искать в нейронных структурах мозга и биохимических процессах, протекающих на этом уровне. Результаты нейрофизиологических и биохимических исследований последних лет стали основой для выделения биологических аспектов ПТСР. В соответствии с ними патогенетический механизм ПТСР обусловлен нарушением функций эндокринной системы, вызванным запредельным стрессовым воздействием.
|
К комплексным (интегративным) моделям патогенеза относятся теоретические разработки, учитывающие и биологические, и психологические аспекты развития ПТСР. Этим условиям наиболее соответствует нейропсихологическая модель Л.Кольба, который, обобщив данные психофизиологических и биохимических исследований у ветеранов войны во Вьетнаме, обнаружил, что в результате чрезвычайного по интенсивности и продолжительности стимулирующего воздействия происходят изменения в нейронах коры головного мозга, блокада синоптической передачи и даже гибель нейронов. В первую очередь при этом страдают зоны мозга, связанные с контролем над агрессивностью и циклом сна.
Содержательный анализ вышеизложенных теорий говорит о том, что каждая из них отражает одну из сторон развития и динамики ПТСР и по сути они дополняют друг друга. А. Мэркер предлагает этиологическую мультифакторную модель, с помощью которой он делает попытку объяснить, почему одни люди после переживания травматического стресса начинают страдать ПТСР, а другие — нет. Он говорит о том, что можно выделить три группы факторов, сочетание которых приводит к возникновению ПТСР: 1) наличие самого факта травматического события, интенсивность травмы, ее неожиданность и неконтролируемость; 2) форма и сила защитных механизмов личности, способность к осмыслению ситуации, наличие социальной поддержки; 3) возраст к моменту травматизации, наличие травматических событий и психических расстройств в анамнезе, низкие интеллект и социоэкономический уровень (Маегскег А. — 1998).
|
К комплексным моделям, учитывающим факторы разного уровня, можно отнести также психосоциальные модели. В них акцентируется значение социальных условий, в частности фактора социальной поддержки окружающих, для успешного преодоления ПТСР (McFarlane А. С. — 1988; Werner E.E. — 1989).
Были выделены основные социальные факторы, влияющие на успешность адаптации жертв психической травмы: отсутствие физических последствий травмы, прочное финансовое положение, сохранение прежнего социального статуса, наличие социальной поддержки со стороны общества и особенно близких людей. При этом последний фактор влияет на успешность преодоления последствий травматического стресса в наибольшей степени (Green B.L. et al. — 1983; Hobfoll S.E. — 1988).
В ряде отечественных публикаций, связанных с проблемами адаптации афганских ветеранов после возвращения домой, подчеркивалось, насколько сильно мешают их возвращению к мирной жизни ситуации непонимания, отчужденности, неприятия со стороны окружающих. Выделены следующие стрессоры, связанные с социальным окружением: ненужность обществу человека с боевым опытом, непопулярность войны и ее участников', взаимное непонимание между теми, кто был на войне, и теми, кто не был', комплекс вины, формируемый обществом. Столкновение с этими уже вторичными по отношению к экстремальному опыту, полученному на войне, стрессорами достаточно часто приводило к ухудшению состояния ветеранов войн во Вьетнаме и в Афганистане. Это свидетельствует об огромной роли социальных факторов, которая может быть как позитивной — в виде помощи по преодолению травматических стрессовых состояний, так и негативной — ведущей к формированию ПТСР в случае отсутствия поддержки и понимания окружающих людей (Знаков В. В. — 1990; Абдурахманов Р. А. — 1992).
|
Итак, анализ современных концептуальных моделей, разработанных для изучения ПТСР, показывает, что ни одна из них полностью не объясняет его симптоматику. Каждая из вышеизложенных теоретических моделей может быть рассмотрена как моделирующее представление о детерминантах развития ПТСР. Одной из наиболее перспективных является модель патологических эмоциональных сетей РПитмена. Необходимы комплексные многофакторные подходы.