Комплексные интегративные модели




Для объяснения упомянутых проявлений ПТСР Р. Питменом была предложена теория патологических ассоциативных эмоциональных сетей, в основе которой лежит теория П. Ланга


(Lang P.J. — 1979). Специфическая информационная структура в памяти, обеспечивающая развитие эмоциональных состояний — «сеть», включает три компонента в виде информации:

1) о внешних событиях, а также об условиях их появления\

2) о реакции на эти события, включая речевые компоненты, двигательные акты, висцеральные и соматические реакции;

3) о смысловой оценке стимулов и актов реагирования.

Эта ассоциативная сеть при определенных условиях начинает работать как единое целое, продуцируя эмоциональный эффект. В основе же посттравматического синдрома лежит формирование аналогично построенных патологических ассоциативных структур. Подтверждение этой гипотезы было получено Р. Пит-меном, установившим, что включение в схему эксперимента элемента воспроизведения травмирующей ситуации в воображе­нии ведет к значимым различиям между здоровыми и страдаю­щими ПТСР ветеранами вьетнамской войны. У последних на­блюдалась интенсивная эмоциональная реакция в процессе пере­живания в воображении элементов своего боевого аОпыта, а у здоровых испытуемых такой реакции не отмечалось (Pitman R. К. — 1988).

Таким образом, с помощью теории ассоциативных сетей был описан механизм развития флэшбэк-феномена, однако такие симптомы ПТСР, как навязчивые воспоминания и ночные кош­мары, и в этом случае поддавались объяснению с трудом. Поэто­му было высказано предположение, что патологические эмоцио­нальные сети ПТСР должны обладать свойством самопроизволь­ной активации, механизм которой следует искать в нейронных структурах мозга и биохимических процессах, протекающих на этом уровне. Результаты нейрофизиологических и биохимических исследований последних лет стали основой для выделения био­логических аспектов ПТСР. В соответствии с ними патогенети­ческий механизм ПТСР обусловлен нарушением функций эндо­кринной системы, вызванным запредельным стрессовым воз­действием.

К комплексным (интегративным) моделям патогенеза относятся теоретические разработки, учитывающие и биоло­гические, и психологические аспекты развития ПТСР. Этим условиям наиболее соответствует нейропсихологическая модель Л.Кольба, который, обобщив данные психофизиологических и биохимических исследований у ветеранов войны во Вьетнаме, обнаружил, что в результате чрезвычайного по интенсивности и продолжительности стимулирующего воздействия происходят изменения в нейронах коры головного мозга, блокада синопти­ческой передачи и даже гибель нейронов. В первую очередь при этом страдают зоны мозга, связанные с контролем над агрессив­ностью и циклом сна.


Содержательный анализ вышеизложенных теорий говорит о том, что каждая из них отражает одну из сторон развития и ди­намики ПТСР и по сути они дополняют друг друга. А. Мэркер предлагает этиологическую мультифакторную модель, с по­мощью которой он делает попытку объяснить, почему одни люди после переживания травматического стресса начинают страдать ПТСР, а другие — нет. Он говорит о том, что можно выделить три группы факторов, сочетание которых приводит к воз­никновению ПТСР: 1) наличие самого факта травматического события, интенсивность травмы, ее неожиданность и неконтро­лируемость; 2) форма и сила защитных механизмов личности, способность к осмыслению ситуации, наличие социальной под­держки; 3) возраст к моменту травматизации, наличие травмати­ческих событий и психических расстройств в анамнезе, низкие интеллект и социоэкономический уровень (Маегскег А. — 1998).

К комплексным моделям, учитывающим факторы разного уровня, можно отнести также психосоциальные модели. В них акцентируется значение социальных условий, в частности факто­ра социальной поддержки окружающих, для успешного преодо­ления ПТСР (McFarlane А. С. — 1988; Werner E.E. — 1989).

Были выделены основные социальные факторы, влияющие на успешность адаптации жертв психической травмы: отсутствие физических последствий травмы, прочное финан­совое положение, сохранение прежнего социального статуса, наличие социальной поддержки со стороны общества и особенно близких людей. При этом последний фактор влияет на успешность преодоления последствий травматического стресса в наибольшей степени (Green B.L. et al. — 1983; Hobfoll S.E. — 1988).

В ряде отечественных публикаций, связанных с проблемами адаптации афганских ветеранов после возвращения домой, под­черкивалось, насколько сильно мешают их возвращению к мир­ной жизни ситуации непонимания, отчужденности, неприятия со стороны окружающих. Выделены следующие стрессоры, связанные с социальным окружением: ненужность обществу человека с боевым опытом, непопулярность войны и ее участников', взаимное непонимание между теми, кто был на войне, и теми, кто не был', комплекс вины, формируемый обществом. Столкновение с этими уже вторичными по отноше­нию к экстремальному опыту, полученному на войне, стрессора­ми достаточно часто приводило к ухудшению состояния ветеранов войн во Вьетнаме и в Афганистане. Это свидетельствует об огром­ной роли социальных факторов, которая может быть как пози­тивной — в виде помощи по преодолению травматических стрес­совых состояний, так и негативной — ведущей к формированию ПТСР в случае отсутствия поддержки и понимания окружающих людей (Знаков В. В. — 1990; Абдурахманов Р. А. — 1992).


Итак, анализ современных концептуальных моделей, разрабо­танных для изучения ПТСР, показывает, что ни одна из них полно­стью не объясняет его симптоматику. Каждая из вышеизложенных теоретических моделей может быть рассмотрена как моделирующее представление о детерминантах развития ПТСР. Одной из наиболее перспективных является модель патологических эмоциональных сетей РПитмена. Необходимы комплексные многофакторные подходы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: